Методическое украшение из 1 или нескольких звуков

Что такое мелодия? Казалось бы, это самый простой вопрос, ответить на который готов любой любитель музыки, серьезной и легкой. Считается, что мелодия — самое простое и всем понятное выразительное средство музыки. Но это совсем не так. Каждый ответ на этот «простой» вопрос выделяет лишь одно из свойств непостижимо прекрасной Мелодии.

«Мелодия — это твердо установленная одноголосная последовательность музыкальных звуков (тонов) и их ритмических длительностей; последовательность эта не может быть изменена», — убежденно произнесет иной ученый-теоретик и будет по-своему прав. Но вот вопрос: почему же любая последовательность тонов и ритмов не образует ни выразительного музыкального образа, ни ясной и яркой музыкальной мысли? В чем отличие мелодии от безóбразной одноголосной абракадабры, от сухого набора ритмованных звуков разной высоты? В чем разница между талантливой мелодией и банальной, между мелодическим образом и бездарной комбинаторикой? «Мелодия — это не только набор звуков разной высоты и разной длительности <…>Подобрать несколько звуков не так уж трудно, но сделать мелодию очень трудно» — вот слова Д. Шостаковича.

Когда решил тихонечко поиграть на пианино и никому не помешать #ИринаБулахова

«Мелодия — это музыкальная мысль, выраженная одноголосно»; « <…>это выразительный музыкальный образ, создавае­мый средствами одноголосия», — не менее убежденно произнесет воспитанник советской музыкальной науки и тоже будет прав. Но почему и как формируется неповторимая музыкальная мысль, яркий образ — неясно. Неопределенный термин «интонационная выразительность» также весьма неконкретен и звучит подобно заклинанию.

Дилетант или самоуверенный любитель музыки не станет долго раздумывать: «Мелодия — это яркий, легко запоминаемый мотив, который легко напеть, насвистать, а ритм мотива настучать». Что же, и эти совсем не научные слова по-своему верны. Не зря ведь Шуман писал, что «мелодия — это боевой клич дилетантов». Но что такое мотив?

Это не только верхний голос самого короткого музыкального построения, а вся его фактура. <…>Самое же главное заключается в том, что по мере развития музыкального вкуса, слуха и опыта слушателя понятие яркости и запоминаемости мотива, фразы, всей мелодии в целом существенно расширяется. То, что неразвитому слуху казалось «немелодичным», часто оказывается творчески новым, значительным и глубоко выразительным.

Консервативные музыканты отказывают новым ладоинтонационным находкам в праве называться мелодией. А примитивный слух и вкус охотно принимает банальное и отвергает нестандартное, непривычное.

Мелодика — не самое простое, а самое сложное выразительное средство музыки. Дать ей сколько-нибудь приемлемое определение гораздо труднее, чем определить суть тембра, инструментовки, полифонии, даже гармонии.

Читайте также:
Как очистить украшения после ломбарда

Если и в этих сферах подлинная выразительность и творческая яркость — «тайна», раскрыть которую невозможно «научными разоблачениями» (как мудро писал Н. Римский-Корсаков в предисловии к «Основам оркестровки»), — то тем более трудно, практически невозможно точно определить самую суть подлинной, выразительной, творчески яркой и оригинальной мелодии и пытаться сформулировать ее отличие от вялого, образно безликого набора так или иначе ритмованных звуков разной высоты. Тем более это определение не под силу композитору-практику.

Сороконожка попросту разучится ходить, если начнет заниматься самоанализом: что делает девятнадцатая нога, когда тридцать первая приподнимается и готовится шагнуть вперед? Так и музыкант утеряет живое мелодическое вдохновение, если ничтоже сумняшеся посмеет выяснять причины и безотказные приемы сочинения драгоценных мелодий и устанавливать догматические законы, отличающие хорошие мелодии от бесталанных и мертворожденных. Алхимикам не удалось превратить простые металлы в золото. Новоявленный пушкинский Сальери (не путать с его реальным прототипом!) никогда не только не создаст мелодических шедевров, подобных моцартовским, но и не объяснит тайну их появления на свет. Он в лучшем случае оценит и глубоко прочувствует эти шедевры.

Позволю себе лишь очень приблизительное, осторожное и неполное определение мелодики.

Мелодия — это величайшая тайна музыкального творчества, воплощение основы музыкального образа и музыкальной мысли произведения средствами индивидуально-неповторимого целостного динамического сопря­жения различных тонов и ритмических длительностей одного, основного голоса произведения и его отдельных разделов. Индивидуально осмысленные мелодические линии могут возникать и в средних голосах, иногда в басу. Вокальная мелодия выразительна в сочетании с поэтическим словом и речевыми интонациями. Инструментальная мелодия самодостаточна, но часто имеет жанровые особенности ритмики.

<…>[Мелодии] подвластно все — от лап@$https://mus.academy/articles/chto-takoe-melodiya» target=»_blank»]mus.academy[/mask_link]

Повторение звуков или аллитерация

Использование средств выразительности в тексте – действенный способ сделать его красочнее и информативнее. Авторский замысел становится яснее благодаря различным художественным приёмам. Аллитерация также является способом передачи настроения художника и смысла, заложенного в произведении. Аллитерация, что это такое?

  • 1 Понятие
  • 1.1 Аллитерация и звукопись
  • 2.1 В литературе
  • 2.2 В рекламе
  • 2.3 В дикции

Понятие

Аллитерация — намеренное повторение одинаковых или однородных согласных звуков в стихотворении с целью придать ему звуковую выразительность.

Литературный прием содержит в себе элементы синтаксических и стилистических конструкций. Они основаны на повторении звуков, слов, союзов, несущих смысловую нагрузку в произведении. Такое сочетание гласных и согласных звуков называется повтором. Если автор намеренно использует такой прием в произведении, это и называется аллитерация.

Слово образованно от латинского ad – «при», litera – «буква».

Аллитерация что это

Аллитерация и звукопись

Звукописью называются наиболее заметные в стихах звукоподражательные повторы. Аллитерация является одной из составляющих звукописи. Повторение согласных вызывает в воображении читателей определённый образ, не только зрительный, но и слуховой.Также , аллитерация усиливает эмоциональное воздействие текста на читателя.

Читайте также:
Как правильно растопить шоколад для украшения торта в микроволновке

Использование аллитерации

Такой литературный прием используется не только в творчестве российских писателей.

В литературе

Приём используется в литературе для создания выразительных образов, способствует выражению дополнительных смыслов. Пример аллитерации:

О рае Перу орут перуанцы,

где птицы, танцы, бабы

и где над венцами цветов померанца

были до небес баобабы.

В этом отрывке слышится звуковой повтор звуков «р», «ц» и «б», часть из которых повторяется в сильном, ударном положении, усиливающем эффект.

Некоторые звуковые сочетания способны передавать ощущение страха, тревоги. В отрывке из стихотворения «Не выходи из комнаты…» И.Бродского такими сочетаниями являются «др, бр, пр, кр»:

Запрись и забаррикадируйся

шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В рекламе

Фонетика – один из секретов успешного рекламного слогана. Простое произношение и гармоничное звучание делают рекламу запоминающейся потребителю. Этот приём используется в слоганах компаний «Вискас» (Ваша киска купила бы «Вискас») или «Миринда» (Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша).

Справка! Звукопись используется не только в рекламных слоганах, но и для названий компаний: леденцы «Чупа-чупс», шоколад «Сникерс», консервы «Грин Рэй», кошачий корм «Китекет». Все это говорит о потенциале развития фонетических приёмов в коммерции.

В дикции

Трудности могут возникнуть при произнесении сложных звуковых сочетаний в разговоре. В этом случае исправить проблемы с дикцией помогают скороговорки, большая часть которых основана на приёме аллитерации: «Регулировщики регулярно регулировали регуляторы», «Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла — квартальный отчёт»

Аллитерация – универсальный способ придать тексту выразительности, окраски. Главное – не переборщить с его использованием, потому что слишком частые повторы согласных звуков ухудшают восприятие написанного.

Полезное видео

Источник: sklonenie-slova.ru

Теория музыки: звук и нотное письмо

Теория музыки: звук и нотное письмо

Все в нашем мире состоит из простых элементов, насколько бы сложным не казалось то, что мы видим, слышим или трогаем. Точно так же дело обстоит и с музыкой. И хоть человек, не обладающий музыкальными знаниями, думает, что понять музыку и уж тем более написать ее – это задание невозможное, все не так сложно, как ему кажется.

Для тех, кто хочет изучить музыку, но приходит в замешательство, увидев обилие уроков, мы начинаем цикл статей по теории музыки. И сегодня мы расскажем вам о самом простом: звуке и нотах.

Звук

Думаем, что вы знаете, что из себя представляет звук. Когда какое-либо упругое тело вибрирует (струна, к примеру), оно создает колебания давления в воздухе, который его окружает. И эти колебания распространяются дальше в пространстве, так как воздух обладает упругими свойствами.

И, как вы уже поняли, колебания эти не что иное, как звуковые волны, которые исходят от источника звука и распространяются во всех направлениях. Чтобы вам было проще понять, представьте сферу, которая быстро расширяется. Это и будет своеобразное графическое изображение звуковой волны.

Читайте также:
К чему снится найти чужое украшение

Звуки делятся на музыкальные и шумовые. У шумовых звуков нет точно выраженной высоты и к ним относятся: стук, шорох, скрип, шуршание, треск и так далее.

В музыке шумовые звуки применяются как украшения. К шумовым инструментом можно отнести практически все ударные: барабаны, тарелки и т.п. Понять, является ли тот или иной инструмент к шумовым, достаточно просто – подумайте, можно ли сыграть на нем мелодию. Если нет, то этот инструмент относиться к шумовым.

Музыкальный звук имеет определенную высоту, и ее можно абсолютно точно измерить. Любой музыкальный звук можно повторить с помощью голоса или музыкального инструмента. Физический характер музыкального звука определяют три свойства:

  • Высота – это частота колебаний вибрирующего тела. Тем выше будет звук, чем чаще будут колебания и, соответственно, наоборот.
  • Громкость – это амплитуда колебаний. И тем громче звук, чем шире эта амплитуда.
  • Тембр – это качество звука, ощущения, которые ассоциируются с ним: мягкий, звонкий, плавный, резкий, плотный и так далее. У каждого голоса и инструмента есть свой собственный тембр. Он зависит от частичных тонов (или обертонов), которые есть в каждом источнике звука, количество и громкость которых варьируется, и именно из-за этого появляется тембровая окраска.

Высота

Музыкальная система представляет собою ряд звуков, которые находятся в определенных высотных взаимоотношениях между собой. Расположение этих звуков по высоте – это звукоряд, ну а каждый звук – его ступень. Полный звукоряд состоит из почти ста звуков. Их частоты находятся в пределах от 15-20 и до 5000-6000 колебаний в секунду.

Именно эти частоты способно различить наше ухо (очень полезное знание при выборе наушников). Конечно, эти границы зависят от индивидуальных свойств слуха человека, но сильно значения частот не поменяются.

Ступени звукоряда имеют свои названия, которые вы, конечно слышали: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. От основных нот образовываются производные с помощью знаков диез и бемоль, которые мы рассмотрим позже. Если смотреть на клавиатуру фортепиано, то основным ступеням соответствуют белые клавиши, а производным – черные.

Звукоряд

Расстояние между соседними ступенями звукоряда, имеющими одинаковое название, – это октава. Звукоряд фортепиано состоит из семи полных и двух неполных октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы. Их запоминать не обязательно, но рассказать вам о них мы обязаны.

Ноты

Нотный стан – это 5 горизонтальных линий, на которых располагаются ноты и остальные знаки. Нумерация этих линий идет снизу вверх.

Читайте также:
Украшение из платков и бусин своими руками

нотный стан

Нотный стан делится на такты, которые обозначаются с помощью вертикальных палочек-разделителей. В чем заключается суть такта, мы рассмотрим далее.

Звуки графически отображаются с помощью нот, которые представляют собой кружки пустые либо закрашенные. Для изображения длительности нот используются штили (вертикальные “ножки” нот), флажки и ребра, которые крепятся к штилю.

ноты

Ноты с флажками, расположенные друг за другом, объединяются так называемым ребром.

Каждая нота имеет свою длительность:

  • Целая нота обладает наибольшей длительностью.
  • Половинная нота вдвое короче целой.
  • Четвертная нота вдвое короче половинной и в четыре раза короче целой.
  • Восьмая нота вдвое короче четвертной и в восемь раз короче целой.
  • Шестнадцатая нота в два раза короче восьмой и в 16 раз короче целой.
  • Тридцать вторая нота вдвое короче шестнадцатой и в тридцать два раза короче целой ноты.

Хоть и кажется, что запомнить это сложно, все достаточно просто: каждый флажок укорачивает длительность ноты в два раза.

Ноты располагаются на нотном стане как на линиях, так и между ними. Если же линий не хватает, то для каждой ноты, выходящей за пределы нотного стана, рисуется своя маленькая линия. Для более компактного изображения штили нот рисуются следующим образом: для нот, которые располагаются ниже средней линии, штили рисуют справа от ноты и направляют их вверх; для нот, которые располагаются на средней линии и выше, штили рисуют слева и направляют их вниз.

Ноты

Ключ – это основной знак, который определяет расположение нот на нотном стане. Существует несколько видов ключей, но мы рассмотрим два основных: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ указывает, где будет располагаться нота Соль первой октавы. Та линия, которую охватывает скрипичный ключ своим завитком, и указывает место ноты Соль.

Скрипичный ключ

Басовый ключ указывает, где будет располагаться нота Фа малой октавы. Та линия, на которой будет располагаться начальная точка басового ключа, и будет указывать место ноты Фа.

басовый ключ

Пауза – это, очевидно, молчание инструмента или голоса. Длительности пауз бывают такие же, как и у нот.

паузы

Точка, поставленная у ноты, увеличивает длительность ноты на половину. То есть, к примеру, если точка стоит у половинной ноты, то вместе с точкой нота будет звучать как половинная плюс четвертная ноты.

Лига – это дуга, которая связывает две ноты одной высоты. Играя одну ноту, вы продлеваете ее на длительность той ноты, с которой она связана лигой.

Лига

Фермата – это дуга с точкой, которая неограниченно увеличивает длительность.

Фермата

Каждое произведение имеет свой размер, который указывается в его начале. Он обозначается двумя цифрами, которые расположены одна над другой. Нижняя цифра отвечает за длительность ноты, а верхняя за количество таких нот в такте.

Читайте также:
Как своими руками сделать украшение для одежды

4/4

Размер, указанный на изображении – это размер четыре четверти. Он обозначает, что в одном такте максимально помещается четыре четвертных ноты, ну или их эквиваленты по длительности. Здесь мы и пришли к значению такта. Такт – это отрезок, в котором располагается максимальное количество нот, соответствующее размеру произведения.

Такт требуется для более простого чтения с нот и упрощения отсчета длительностей в уме. Отделяется он вертикальными линиями.

Знаки альтерации – это диез и бемоль, о которых мы упоминали раньше. В их число входит и бекар. Своего названия они не имеют, поэтому ноты, к которым применили эти знаки будут носить свое имя лишь с добавлением названия знака: До диез/бемоль/бекар. Знаки альтерации распространяются на весь такт (это не относится к бекару). Но для начала нам нужно рассмотреть, что такое тон и полутон.

Полутон – это расстояние между двумя соседними звуками. Если вы посмотрите на клавиши фортепиано, расположенные ниже, то вы сможете представить, что полутон – это звуковое расстояние между белой и соседней с ней черной клавишей (к примеру, расстояние между клавишей До и идущей за ней черной клавишей – это полутон)

Тон – это расстояние в два полутона. Вернитесь к изображению клавиш фортепиано и прибавьте еще один полутон (к примеру, расстояние между клавишами До и Ре – это тон, но не забывайте о черной клавише между ними. Так, расстояние между клавишами Ми и Фа – это будет все же полутон, так как между ними нет черной клавиши).

тона и полутона

Диез обозначает повышение звука на полтона. Отображается это повышение с помощью решетки, расположенной перед той нотой, которую требуется повысить. На фортепиано ноте До диез будет соответствовать черная клавиша справа от клавиши До.

Диез

Бемоль означает понижение ноты на полтона. Как выглядит символ бемоля, вы можете увидеть ниже, он также располагается перед той нотой, которую нужно повысить. На фортепиано ноте Ре бемоль, например, будет соответствовать черная клавиша, расположенная слева от клавиши Ре (та же черная клавиша, что и та, которая соответствует ноте До диез).

бемоль

Дубль-диез и дубль-бемоль обозначают повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона).

Бекар отменяет действие диеза и бемоля. Символом бекара является решетка, но отличная от диеза.

Бекар

Ключевые знаки альтерации – это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всего произведения и обозначают его тональность (подробнее о тональностях мы рассмотрим в следующих статьях). Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Источник: say-hi.me

Рейтинг
Загрузка ...