Методическое украшение из одного или несколько звуков

(нем. Vorschlag, итал. appoggiatura, франц. port de voix, англ. appoggiatur) — вид мелизмов (мелодич. украшений); украшающий вспомогат. звук или группа звуков перед основным, украшаемым звуком. Обозначается мелкими нотами и не принимается в расчёт при ритмич. группировке нот в такте. Различают короткий и долгий Ф. Короткий пишется обычно в виде восьмой с перечёркнутым вкось штилем.

В музыке венских классиков короткий Ф. иногда исполнялся на сильное время украшаемого звука, но кратко. Позднее короткий Ф. исполнялся б. ч. за счёт предыдущей доли, т. е. перед сильным временем украшаемого звука. Долгий Ф. — это фактически задержание.

Он пишется мелкой нотой с неперечёркнутым штилем и исполняется за счёт времени осн. звука, занимая у двудольной длительности половину её времени, а у трёхдольной одну треть, иногда и две трети. Долгий Ф. перед нотой, к-рая далее повторяется, в классич. и раннеромантич. музыке занимал всю её длительность. Ф., состоящий из неск. звуков, записывается мелкими 16-ми или 32-ми нотами.

ОБРАБОТКА ЮВЕЛИРНОГО УКРАШЕНИЯ

Читайте также:
Как сделать шкатулку для украшений из картона своими руками

Прообраз Ф. — знак ср.-век. нотного письма, обозначавший особое мелодич. украшение и наз. «плика» (plica, от лат. plico — складываю). Это украшение произошло от применявшихся в невменной нотации знаков Форшлаг, к-рые легли в основу «plica ascendens» Форшлаг. Рис.</p><p> 1(«плика восходящая») и «plica descendens» Форшлаг. Рис. 2(«плика нисходящая»). Эти знаки обозначали восходящее и нисходящее последования долгого и более короткого звуков (обычно в секундовом отношении). Позднее посредством разл. форм знака плики стали обозначать и длительность её звуков.

Ф. в совр. смысле появился в 1-й пол. 17 в. Он не всегда обозначался в нотах; нередко, как и др. украшения, исполнитель вводил его по собств. усмотрению. Ф. означал гл. обр. выполняющий мелодич. функцию безударный звук перед сильной долей. Ф. снизу встречался чаще, чем Ф. сверху; оба эти рода существенно различались.

Ф. снизу (франц. port de voix и accont plaintif в лютневой музыке, англ. beat, half-beat и fore-fall) обозначался занятой, перевёрнутой запятой, косой чёрточкой и др. знаками. Первоначально он исполнялся за счёт предыдущего звука.

Форшлаг. Рис. 3

Ф. и следующий за ним звук связывались штрихом portamento или legato; на струн. инструментах они приходились на одно движение смычка, в пении — на один слог. Впоследствии в лютневой музыке и в музыке для клавишных инструментов Ф. стал исполняться на сильное время следующей за ним ноты. Ф. сверху (франц. coulй, chute, cheute, coulement, port de voix descendant, англ. back-fall) рассматривался как проходящий звук при движении мелодии в объёме терции; он исполнялся только перед вводимым им звуком и всегда без portamento.

Как выбрать украшения для полной девушки || POISON DROP Трендовые украшения на каждый день

В 18 в. господствующее положение занял Ф., исполняемый за счёт времени вводимого им звука и представляющий собой род задержания. При этом Ф. сверху стал более распространённым; применение Ф. снизу было ограничено строгими правилами («приготовление» предыдущим звуком, соединение с дополнит. украшающими звуками, обеспечивающими «правильное» разрешение диссонанса и др.).

Читайте также:
Украшение участка зимой в детском саду своими руками из подручных материалов

Сама протяжённость Ф. была разнообразной и б. ч. не отвечала длительности ноты, к-рой он обозначался. Лишь в сер. 18 в. были выработаны правила, касающиеся типов Ф. и их протяжённости. Все Ф. были разделены на акцентированные и проходящие. Первые, в свою очередь, делились на короткие и долгие. По И. И. Кванцу, долгий Ф. занимал у трёхдольной длительности 2/3 её времени.

Если же за украшаемым звуком следовала пауза или слигованная с ним нота меньшей длительности, Ф. занимал всю её длительность.

Форшлаг. Рис. 4

Короткий Ф., при исполнении к-рого указанный в нотах ритм не менялся, обозначался мелкими 16-ми или 32-ми нотами ( Форшлаг. Рис. 5

и Форшлаг. Рис. 6были тогда распространённым способом записи Форшлаг.</p><p> Рис. 7и Форшлаг. Рис. 8). Ф. всегда брался как короткий, если украшаемый звук образовывал диссонанс с басом, а также в фигурах с повторениями звука и при фигуре Форшлаг. Рис.</p><p> 9; Форшлаг. Рис. 10исполнялось как Форшлаг. Рис. 11или Форшлаг. Рис. 12.

Проходящий Ф. применялся 2 родов — слигованный со следующим звуком (совпадает с проходящим Ф. 17 в.) и слигованный с предыдущим звуком, наз. также «нахшлаг» (нем. Nachschlag). Различались 2 вида нахшлага — рюкшлаг (нем. Rьckschlag — возвращающийся удар; см. нотный пример, а) и юбершлаг (нем. Ьberschlag), или юбервурф (нем. Ьberwurf — перекидывающийся удар; см. нотный пример, б):

Форшлаг. Рис. 13

Распространённым во 2-й пол. 18 в. был также двойной Ф. (нем. Anschlag); он состоял из 2 звуков, окружающих украшаемый тон. Двойной Ф. обозначался мелкими нотами и исполнялся на сильное время. Различались 2 формы такого Ф. — короткий из 2 нот равной длительности и долгий с пунктирным ритмом:

Форшлаг. Рис. 14

Особую форму Ф. составлял т.н. шлейфер (нем. Schleifer, франц. coulй, tierce coulйe, coulement, port de voix double, англ. slide, a также elevation, double back-fall и др.) — P. из поступенной последовательности 2 и более звуков. Первоначально при исполнении на клавишных инструментах осн. звук Ф. выдерживался:

Читайте также:
Как сделать подарочную коробочку своими руками для украшений

Форшлаг. Рис. 15

Форшлаг. Рис. 16

Для обозначения шлейфера часто применялся знак .

В 19 в. долгие Ф. стали выписываться нотами и как таковые постепенно исчезли.

Форшлаг. Рис. 17

К. В. Глюк. «Ифигения в Авлиде», акт II, сцена 2-я, No 21. Речитатив Клитемнестры.

Короткий Ф. к этому времени утратил значение мелодич. элемента и стал применяться для акцентировки следующего звука, а также в характеристич. целях (см., напр., концертный этюд Листа для фп. «Хоровод гномов»). Почти до середины века он исполнялся гл. обр. на время следующего звука.

При исполнении речитатива в 18 и нач. 19 вв. было принято вводить на повторяющихся звуках той же высоты долгие Ф., хотя они и не были обозначены композитором (см. колонку 915, нижний пример).

Литература: Wiсhmann К., Der Ziergesang und die Ausfьhrung der Appogiatura, Lpz., 1967.

В. А. Вахромеев.

Источник: gufo.me

(музыкальное) вид мелизма

Форшлаг

Форшлаг Форшла́г (, от — «перед» и — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило).

Википедия

Примеры употребления Форшлаг в тексте

Этот короткий форшлаг [1] из двух попятных шагов с возвратом к главному движению, по-видимому, требует коды.

Соната увлекает, но она чудесным образом преображается, когда я могу добавить форшлаг , который оживляет произведение, как острая приправа.

Но при всем том нельзя не быть убежденным в то же время в том, что искуснейшие из певчих греческих во время пения всего хора делали значительное множество всякого рода фиоритур, украшений голосовых, не только того, что нынче называется апподжатура, форшлаг , трели и проч., но еще в особенности любили щеголять пением, которое испещрено было бесчисленными вставочными подробностями и руладами.

Читайте также:
Что делать с солью после обряда очищения украшения

Но по сохранившемуся преданию, он в особо торжественные дни позволял себе прибавить к исполняемой из года в год музыке какой-нибудь форшлаг , и тогда умиленные прихожане говорили: «Старина Бах нынче разошелся!»

Из музыкальных теоретиков он знал лишь Гаффория «Opus musicae disciplinae»[5] и держался этой дисциплины, как воинской; 40 лет он прожил органистом одной и той же церкви; 40 лет каждое воскресенье играл почти один и тот же хорал, 40 лет одну и ту же к нему прелюдию – и только по большим праздникам присоединял к ней в некоторых местах один форшлаг и два триллера, и тогда слушатели говорили между собою: «о!

Смотрите также

Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai

Мелизмы

2. мелизмы (от греч. melistos – особый вид пения) – небольшие мелодичные обороты, украшающие основной рисунок мелодии

МЕЛИЗМЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ДВУМЯ СПОСОБАМИ:
1. ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
2. МЕЛКИМИ НОТАМИ

3.

К МЕЛИЗМАМ ОТНОСЯТСЯ:
ФОРШЛАГ
МОРДЕНТ
ГРУППЕТТО
ТРЕЛЬ
АРПЕДЖИАТО

4. ФОРШЛАГ (НЕМ. ПРЕДУДАР) – мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков и предваряющее какой-либо звук

мелодии. Изображается
форшлаг нотами мелкого начертания
СУЩЕСТВУЕТ ДВА ТИПА ФОРШЛАГА:
ДОЛГИЙ (НЕПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ) И КОРОТКИЙ(ПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ)
ДОЛГИЙ ФОРШЛАГ
ИСПОЛНЯЕТСЯ ЗА СЧЁТ
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТЫ, ПЕРЕД
КОТОРОЙ ОН СТОИТ И ОТНИМАЕТ
ПОЛОВИНУ ЕЁ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

5.

ПРИМЕР
ДОЛГОГО
ФОРШЛАГА
ПРИ НОТЕ С ТОЧКОЙ ДОЛГИЙ ФОРШЛАГ РАВЕН ЕЁ ДВУМ ТРЕТЯМ

6. КОРОТКИЙ ФОРШЛАГ СОСТОИТ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЗВУКОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХСЯ ОЧЕНЬ КОРОТКО ЗА СЧЁТ ПРЕДЫДУЩЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ТОЙ,

ПЕРЕД КОТОРОЙ ОН ОБОЗНАЧЕН.
РАСШИФРОВКА ЗАВИСИТ ОТ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
КОМПОЗИТОРОВ ЭПОХИ БАРОККО (БАХ, ГЕНДЕЛЬ), В МУЗЫКЕ
ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ (ГАЙДН, МОЦАРТ, БЕТХОВЕН)
КОРОТКИЙ ФОРШЛАГ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЗА СЧЁТ ОСНОВНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ,
ЗАИМСТВУЯ ЛИШЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЕЁ ЧАСТЬ:

Читайте также:
Когда можно дарить украшения

7.

ПРИМЕР
КОРОТКОГО
ФОРШЛАГА
В музыке более позднего периода, в творчестве композиторов-романтиков
(Глинка, Шопен, Рахманинов) короткий форшлаг
исполняется за счёт длительности предыдущей ноты ( как затакт)

8. Правила игры форшлага:

• Играйте ноту форшлага быстро.
• Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно
использовать соседние пальцы.
• Движение должно быть плавным, скользящим.
• Упор необходимо делать на основную ноту.

9. МОРДЕНТ (итал. mordente – кусающий, острый) – БЫСТРАЯ МЕЛОДИЧЕСКАЯ ФИГУРА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ТРЁХ ЗВУКОВ: ОСНОВНОЙ, СОСЕДНИЙ,

ОСНОВНОЙ.
ИЗОБРАЖАЕТСЯ УСЛОВНЫМ ЗНАКОМ НАД НОТОЙ.
В НЕПЕРЕЧЁРКНУТОМ МОРДЕНТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ СОСЕДНИЙ ЗВУК СВЕРХУ.
В ПЕРЕЧЁРКНУТОМ – ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ НОТА СНИЗУ.

10. ТРЕЛЬ (ОТ ИТАЛ. TRILLARE – ДРЕБЕЗЖАТЬ) – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ МЕЛИЗМОВ:

ЭТО БЫСТРОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ОСНОВНОГО И ВЕРХНЕГО
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ. ОБОЗНАЧАЕТСЯ tr над нотой

11. Правила игры трели:

• Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в
первый раз.
• Переносите вес с одного пальца на другой;
• Следите за ровностью звучания;
• Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
• Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой
скорости.
• Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в
композиции.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
Загрузка ...