

Микромозаика — пример того, что ювелирное мастерство — это не просто создание украшений, а настоящее искусство. Эта технология появилась еще в 18 веке в Риме. Изделия, выполненные в такой технике, коллекционировали представители королевских семей. Сам термин был придуман известным британским коллекционером в 20 веке. Что представляет собой микромозаика?
Из истории техники
Микромозаика — ювелирная техника, которая основана на традиционном способе изготовления мозаики, но в уменьшенном размере. Считается, что первые мастера появились в Риме. Мастера мозаичной студии, находящейся в Ватикане, сначала занимались реставрацией шедевров изобразительного искусства. Затем они начали создавать удивительной красоты вещи в мозаичной технике. Представители аристократии, королевских семей и просто богатые люди, путешествующие по Италии, стали коллекционировать причудливые вещицы.
Курс «МИКРОМОЗАИКА»
Микромозаичные украшения были оформлены изображениями птиц, цветов, итальянских пейзажей и даже знаменитых картин
Известно, что русская царица Екатерина Вторая собирала украшения, выполненные в этой технике.
Как создают украшения
Современные мастера стараются придерживаться традиционной технологии, которую использовали итальянские ремесленники в 18 веке. Конечно, инструментов и различных материалов стало больше, поэтому мастера могут создавать такие изделия, которые в силу ограниченных возможностей не могли создавать итальянские мозаичисты.
Все начинается со стекла. Художник нагревает кусочек стекла (оно имеет 8 основных цветов) с помощью паяльной лампы. Из нагретого до нужной температуры материала получают цветные стеклянные нити разной толщины и сечения. Особенность в том, что один шарик позволяет получить нити огромной цветовой палитры.
Например, если это красное стекло, то из него создают нити разных оттенков красного, начиная с розового, заканчивая пурпурным. Далее из разноцветных нитей создают миниатюрные детали, которые называют тессерами. Именно из них складывают композицию.
Если раньше мастера использовали только стекло, то сейчас это может быть эмаль или полимерная глина. Тессеры (их размер составляет около 1 мм) складывают в изображение, например, пейзаж, цветы, животные. Готовую мозаику полируют, чтобы поверхность стала ровной и однородной.
Микромозаичные украшения
Микромозаика в украшениях всегда в моде. Обзор украшений мастеров.
Рисунок на украшении может состоять из нескольких тысяч тессеров. Понятно, что это очень сложная и кропотливая работа. Обычно мозаикой украшают броши, крупные кольца или кулоны. Классический пример — камеи: изделия, выполненные в барельефной технике на полудрагоценных или драгоценных камнях. Оформленные микромозаикой камеи становятся настоящим произведением ювелирного искусства.
Стоимость микромозаичных украшений очень высока, ведь складывается она не только из цены драгоценных металлов и камней, но и сложной, тонкой, долгой работы мастеров. Если это винтажные украшения, то их стоимость может быть на уровне ценного антиквариата. Конечно, все зависит от металлов и камней, из которых изготовлено изделие, а также количества тессер.
Микромозаика — это особый вид искусства, который требует колоссального труда. Видимо, этим и объясняется то, что сегодня, в эпоху массового производства, создание таких изделий значительно сократилось. Те изделия, что делают сегодня, скорее относятся или к искусству (натуральные камни, тонкая работа) или подделкам низкого качества (бижутерия с цветными стеклышками).
Источник: uvelirnoedelo.ru
Микромозаика: как используется в ювелирном деле, особенности ухода
Мозаика — техника составления изображения из небольших кусочков или фрагментов. В случае микромозаики эти фрагменты совсем крошечные — 1 мм толщиной и менее. Техника используется при создании винтажных украшений или уникальных авторских работ: пик ее популярности пришелся на вторую половину XVIII века.
История популярности
Древнейшие украшения с микромозаикой, сохранившиеся до наших дней, датируются III веком н. э. Но долгое время эта техника была непопулярной. Только в середине XVIII века ею стали интересоваться богатые европейские путешественники, изучавшие культуры разных стран. Излюбленным местом их отдыха была Италия, где существовала своя школа мастеров микромозаики.
Основоположником современной микромозаики считается римский стекольщик Алессио Маттиоли. В ходе экспериментов он смог создать яркие стеклянные кусочки, содержащие высокий процент красящего пигмента. Маттиоли придумал, как правильно смешивать цвета, чтобы получить практически любой оттенок. Благодаря его изобретению любой ремесленник мог изготавливать тессеры нужного размера и цвета.
Сегодня микромозаика применяется для создания сложных, уникальных, авторских работ. Чаще всего ее применяют в дизайне женских колец, брошей, браслетов или колье.
Виды техник
Для создания микромозаики используются крошечные элементы — тессеры. Они кропотливо собираются вручную, и помещаются внутрь изделия. Готовую работу обрабатывают воском и полируют, чтобы придать ей завершенный вид.
Выделяют 3 направления мозаики:
- римский;
- венецианский;
- флорентийский.
Римские мастера использовали очень маленькие фрагменты из цветного стекла, закрепляли их на основе из стекла или камня: именно эта техника называется микромозаикой. Флорентийцы создавали изображение по принципу пазла, применяя фрагменты из небольших кусочков камня, закрепленные на черном мраморе. В Венеции мастера комбинировали тессеры разного размера — и совсем крошечные, и не очень маленькие.
Тематика
Современные мастера могут создавать из микромозаики самые разные изображения — яркие абстрактные узоры, орнаменты, символы. Но наиболее традиционными для этой техники считаются тематики, популярные в XVIII веке:
- растительные и цветочные мотивы;
- изображения насекомых, животных;
- пейзажи;
- архитектурные достопримечательности.
В последнее время к микромозаике прибегают мастера, расботающие в этническом стиле. Изображения получаются нарочито яркими, объемными и выразительными.
Как ухаживать за украшениями с микромозаикой
Для ухода за украшениями с микромозаикой можно использовать мягкое моющее средство. Погружать изделие в раствор не нужно. Чтобы удалить загрязнения, достаточно смочить в жидкости старую зубную щетку и аккуратно пройтись по поверхности мозаики.
Некоторые мозаичные техники до сих пор базируются на применении цемента, поэтому мочить украшения строго запрещено. Нельзя замачивать изделие надолго — максимум опустить на несколько секунд, чтобы убрать мыльную пену.
Видеоматериалы по теме:
Источник: dragzoloto.ru
Микромозаика 19 века — ювелирное чудо
Микромозаика — это рисунок, выложенный из крошечных кусочков стекла (они называются тессеры). В некоторых случаях их число доходит до 5 000 на квадратный дюйм (2,54 х 2,54 см). Эта техника вошла в моду в 17 веке и расцвела в 18 века в Мозаичной мастерской Ватикана, которая продолжает работать и в наши дни. Также мастерские существовали в Венеции и Флоренции.
Тессеры скрепляли специальным цементом на каменной или стеклянной основе.
Украшения с микромозаикой стали популярны в 17-19 веках в связи с модой на путешествия в среде аристократии. Из поездок привозили сувениры с микромозаичным изображением исторических мест или отправляли их родным в качесстве открытки с видом. Особенно популярны были итальянские руины.
Первая половина 19 века. Серьги. Италия.
1800 г. Кольцо. Рим, Италия.
1810 г. Гребень с масляными лампами. Рим, Италия.
1820-1830 г. Италия. Брошь.
1815-1825 г. Браслет. Рим, Италия.
1840-е г. Браслет. Италия.
Середина 19 века. Серьги. Италия.
1860-е годы. Золотой браслет. Аполлон на Солнечной колеснице следует за Авророй. По фреске Г.Рени.
Похожий браслет 1870-х годов.
1860-е г. Брошь-кулон.
1860-80 г. Комплект из серег, кулона и браслета. Италия.
Кулон и серьги крупнее.
1870 г. Парюра (набор ювелирных украшения) в античном стиле.
Приблизительно 1870 г. Италия. Комплект украшений со сценками из сельской жизни. Кулон можно было также носить как брошь.
1870-е г. Браслет, кулон и брошь.
Вторая половина 19 века. Броши.
Вторая половина 19 века. Брошь «Площадь Святого Петра».
19 век. Браслет. Рим, Италия.
Конец 19 века, Франция.
19 век. Брошь с жемчугом и рубинами. Италия.
По материалам музея Виктории и Альберта и других источников.
Автор публикации — Ольга Дмитриева, «Лето на даче».
Источник: www.livemaster.ru