С ростом интереса к старинным предметам ювелирного искусства особой популярностью среди коллекционеров пользуются изделия эпохи модерн.
Что такое ар-нуво и когда он существовал
Период ар-нуво (фр. «новое искусство»), он же «югендстиль», «модерн», «тиффани», был широко распространён в Европе, России и США с 1890-х до 1910-х годов. Художественное направление касалось не только декоративно-прикладного искусства, но также архитектуры. Стиль олицетворял гармонию человека и природы, завораживая своей роскошью, сдержанностью красок и плавностью линий.
Отличительные черты ювелирных украшений в стиле ар-нуво
Ювелиры эпохи модерна воспевали природу, поэтому у всех украшений было нечто общее:
- плавные, изогнутые линии, напоминающие гибкие черты растений;
- отсутствие прямых углов;
- нежные пастельные тона без ярких контрастов;
- нотки византийского и египетского искусства;
- обращение к фигурке сказочной нимфы;
- растительные и зооморфные мотивы;
- использование серебра, слоновой кости и полупрозрачной эмали.
Любимые ювелирные камни стиля модерн
Для ар-нуво характерен экспериментаторский подход к форме и исполнению, нежели соблюдение традиций. Именно в этот период носить бижутерию перестаёт быть дурным тоном.
Стиль модерн / 5 главных признаков, которые помогут вам отличить его в любом городе мира
Новые веяния подтолкнули ювелиров к использованию речного жемчуга, лунного камня, опала, турмалина, бирюзы и даже стекла. Однако при этом мастера не забывали о бриллиантах, которые также расставляли акценты.
Герои эпохи модерна
Одним из самых ярких представителей своего времени считается ювелир Жорж Фуке, который творил в тандеме с художником Альфонсом Мухой.
Особым почитанием пользуются украшения Рене Лалика. Компания с его именем до сих пор производит предметы роскоши, включая ювелирные украшения.
Карл Фаберже также входит в число выдающихся ювелиров эпохи модерна. Работы дома Фаберже признаны во всём мире.
Век ар-нуво был относительно недолгим, однако, он до сих пор служит источником вдохновения.
Источник: alrosadiamond.ru
Ювелирные украшения в стиле модерн (ар-нуво)


Модерн – это стиль, который появился в конце XIX века и покорил сердца многих дам. В то время возникновение ар-нуво стало настоящим событием для женщин, которые привыкли к устаревшим направлениям в ювелирном деле. Новые мотивы, орнаменты и образы – всё это пришлось по вкусу современникам. Сегодня мы расскажем о данном стиле, его появлении и особенностях.
АНРИ ВЕВЕР, УКРАШЕНИЯ В СТИЛЕ МОДЕРН!!!
История возникновения
Ар-нуво появился во Франции, переводится как «новое искусство». Он передвинул на задний план романтизм и неостиль, так как они устарели и наскучили публике. Изначально в модерне присутствовали черты готики. Это направление передавалось через вертикальные узоры, изображение меланхоличной девы и др. Также в ар-нуво добавляли и кельтские орнаменты (узоры, узлы, трилистник).
Несмотря на свою популярность, данная стилистика не задержалась надолго, и уже буквально в начале XX века пошла на спад. Плавные и изящные линии постепенно сменились геометрией. Постепенно на смену этому направлению пришёл стиль ар-деко.
Характерные черты
У любого направления в искусстве есть свои неповторимые черты, которые выделяются среди других. Если говорить о модерне, то ему присущи следующие особенности:
- широкая цветовая гамма, разнообразие оттенков;
- ассиметричные орнаменты, изогнутые узоры;
- применение ювелирной эмали в работах мастеров;
- изображения разных цветов (лилии, ландыши, маки и др.);
- изображения насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы);
- присутствие мотивов с женскими обнажёнными фигурами, головами;
- использование элементов природы (перламутр, рог и др.).
В аксессуарах того времени нередко присутствовали драгоценные камни: жемчуг, рубины, аметисты, перламутр, опалы и др.
Все эти характерные черты были внесены в стилистику известными мастерами. К ним относятся Рене Лалик, Чарльз Роберт Эшби, Альфонс Мариа Муха и другие. Эти выдающиеся ювелиры ввели мотивы женских фигур в модерн, что ранее казалось абсолютно чуждым. Рене Лалик использовал в своих работах разнообразные материалы: слоновую кость, перламутр, стекло.
Также он добавлял к ним эмаль и драгоценные камни. Лалик придумал технологию литья стекла под давлением. Талант ювелира позволил ему открыть собственную мастерскую, в которой можно было увидеть настоящие шедевры.
Варианты украшений
К самым распространённым видам украшений ар-нуво относятся следующие:
- гребни для волос;
- броши;
- пояса с пряжками;
- массивные колье (их называли «собачьими ошейниками»);
- обручи, усыпанные самоцветами, и др.
Несмотря на то, что такое направление в ювелирном искусстве просуществовало недолго, подобные аксессуары можно встретить и сегодня. Разумеется, они не подойдут для повседневной носки из-за своих размеров, вычурных узоров и изобилия красок. Но для дополнения винтажного образа вы можете смело использовать броши, гребни и ожерелья в сочетании с длинными платьями и пышными причёсками.
Кому подойдёт данный стиль?
Аксессуары в стиле модерна подходят к любой внешности. Они придают своей владелице женственность, утончённость, шарм. Нередко обладательницы таких украшений являются поклонницами серебряного века, поэзии того времени. Именно поэтому данные ювелирные изделия могут удачно гармонировать с внутренним миром дамы. И совсем неважно, является ли эта вещь старинной или куплена в современном магазине.
Итак, ар-нуво – это направление, которое осталось в сердцах многих, кто интересуется историей. Данный виток в развитии искусства подарил современникам и их последователям новые черты, которые дополняют образ нежными мотивами. Такие изделия будут настоящей находкой для любителей винтажного стиля и нестандартных решений.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Стиль Модерн ч.5. Ювелирные изделия в стиле модерн
Если ранее украшения делали из золота высшей пробы, драгоценных камней первой категории: бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфиров, жемчуга, то на рубеже 19-20 веков ювелиры оценили прелести других материалов, формализм бриллиантов заменили яркие краски опалов, турмалина, халцедона, лунного камня, аквамарина, зеленых гранатов.
Бриллианты стали использовать только в качестве подсвечивающего фона, как обертку для понятия красоты прочих камней.
По правилам хорошего тона бриллианты приличные дамы носили только после пяти вечера. До пяти надевали матовые непрозрачные камни: опал, нефрит, кораллы, гематит.
Излюбленной техникой нового стиля стала эмаль, для которой изобретались новые возможности и возрождались старые традиции.
Появление женского тела в ювелирном искусстве стало наиболее значимой инновацией того времени. До этого времени женские мотивы встречались только в камеях и инталиях.
Целомудренная эпоха 19 века просто не могла себе предположить, что женщина будет носить ювелирные украшения, которые бы изображали другую, чувственную, соблазнительную и желанную красавицу. Однако женщины модерна с готовностью откликнулись на этот вызов стиля, и огромной популярностью стали пользоваться украшения с изображением прекрасных и таинственных обнаженных ундин, фей, нимф.
Надо сказать, что дамы эпохи модерна просто соревновались между собой в таинственности, оккультных интересах, в игре в роковых и принадлежащих как бы к иным потусторонним мирам красавиц. Даже лица пудрили голубоватой и зеленоватой перламутровой пудрой, что на наш современный взгляд делало великосветских дам похожими, скорее, на утопленниц или жертв Дракулы.
О моде, женской одежде, макияже, прическах мы поговорим в следующий раз — и поверьте, здесь будет много интересного!
Женщина-бабочка, женщина-стрекоза — еще одна тема в женской моде, в женских образах.
Другой темой данного стиля стали флористические и животные мотивы: цветы, змеи, насекомые, животные, природа: полные, свободные, детальные, настоящий символ жизни, сексуальности и вечности.
Пчелы, как символ сексуальности.
Растения изображались не только в качестве распустившихся цветков, но и бутонов, зачатков, увядающих соцветий. Розу в эпоху модерна не жаловали. Зато все водные цветы, первоцветы, эротические ирисы и орхидеи, наперстянки, всевозможные вьюны и плющи мы можем видеть и в украшениях.
Так же с легкой руки Макинтоша в моду входит изображение чертополоха.
Очень любили украшения с опалами, особенно голубой, отливающий оранжевым австралийский опал. Их носила королевская династия Англии, так как Австралия в то время была английской колонией.
В моду вошли высокие взбитые прически, которые создавались с помощью специальных подкладных валиков и фиксировались прекрасными гребнями.
Практически невозможно увидеть полностью обнаженные шеи: в моду вошли широкие колье, плотно обхватывающие хрупкие женские шейки и спускавшиеся каскадом на грудь. Такие колье прозвали «собачьими ошейниками».
Талии утягивались корсетом до невозможности, о состояния «осиной, стрекозиной талии» и украшались поясами с ювелирными пряжками.
Любимые в этом стиле павлины
Ювелиры обыгрывают такие материалы как жемчуг неправильной формы и перламутр
Стекло и горный хрусталь
Активно использут резьбу по кости и рогу
Мотивы Древнего Египта
Сюжеты Китая и любимой в это время Японии (помните Фандорина?:))
Ну и просто подборка фото без комментариев.
в следующей публикации мы продолжим разговор о модерне и поговорим и дамской моде того времени.
До следующих встреч 🙂
Источник: www.livemaster.ru