Монеты как украшение на Руси

вот такую тему решил забацать
думаю многим будет интересно почитать
«- если в Великий четверг, когда звонит последний раз колокол, звенеть монетами, у тебя всегда будут деньги;
— если вечером Великой пятницы хорошо поискать в лесах, на развалинах замков и в других заброшенных местах, можно найти клад;
— если на Пасху вшить в подол бархатной куртки серебряную монету, то это может принести вам долгожданное замужество, при этом брак будет долгим, прочным и благополучным.»

«. в некоторых русских деревнях в дни празднования Пасхи за иконы клали крашеные яйца, свечи и мелочь — чтоб весь год везло, и не было никакого убытка.»

МОНЕТЫ В ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

«Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник — спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: «Смотрит — кого-нибудь насмотрит». Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды. «

Монеты Киевской Руси. История монет (златника и сребреника).

«Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: «Вот тебе доля — не проси боле» (Федорова). Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете.»

Деньги помогают уберечь человека от сглаза, от действия темных сил. Дети, тем более новорожденные, особенно уязвимы всевозможным опасностям. Поэтому чертей отвлекают, предлагая им взамен золото.

Кровь, волосы и зубы всегда представляли интерес для колдунов и нечистой силы, с их помощью можно влиять на жизнь человека, так что многие бытовые действия (например, стрижка или лечение болезни) требуют исполнения магических отвращающих обрядов. Народ советует заранее откупиться монетами от опасности негативного влияния. Заодно можно попробовать купить за золото удачу.

— Во время «застрижки» ребёнка во время крещения крестные отец и мать берут ножницы и выстригают ему крестообразно волосы, а на тарелку ему кладут деньги.

— При первом посещении роженицы гости дарят ей и новорожденному деньги и желают ей счастья и здоровья. Деньги кладут в горшок с зерном или под пироги, посылаемые роженице на блюде.

— Деньги кладут ребенку в пеленки, когда несут его крестить, и в его первую купель, чтобы он был здоров и богат.

— Деньги дарят ребенку на зубок (при появлении первого зуба), чтобы обеспечить ему богатство и успех.

— Деньгами награждают повитуху. На крестинах повитуха варит кашу и в конце крестинного обеда выносит гостям горшок. Гости по очереди кладут на кашу деньги (это называется продавать кашу). Тот, кто дал больше денег, разбивает горшок. Во время крестинного обеда роженице тоже дарят деньги, желая ей при этом крепкого здоровья.

Из обряда сватовства:
Сваха со стороны жениха:
— Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. Там я бросала тебе деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были бедные, еще есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот возьми денежку бумажную, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной

Традиционно на Руси большую роль играли монеты в свадебных обрядах. Над этим вопросом работал академик Н. П. Лихачев, который написал интересную статью, рассказывающую о пенязях великокняжеских и царских свадеб.

В «Чине свадьбы царя Михаила Федоровича» 5 февраля 1625 г. можно прочитать о любопытном обычае: «…да на короваях же нашиты были сверху по три-десять пенязей серебряных, золочены: с одной стороны золоченой и чеканной, а с другой стороны белой и гладкой… а положено было в мису на три угла хмелю, да тридевять соболей, да тридевять платков золотных, участковых, длина пять вершков, а ширина поларшина, да тридевять белок, да 18 пенязей золоченых, да 9 золотых угорских». Вот как выглядело обручение Лжедмитрия I с Мариной Мнишек 20 ноября 1605 г., если верить описаниям Ганса Георга Паерле: «Перед началом обряда московский посол подарил невесте 6 связок соболей, несколько связок мехов чернолисьих, рысьих и выдровых, 15 золотых монет».

Читайте также:
Украшение из полудрагоценных камней это

А 8 мая 1606 г. состоялись одновременно две церемонии: свадьбы Лжедмитрия и Марины и коронации. До наших дней дошли дневники, написанные якобы самой Мариной. Весьма подробно, в деталях она описывает обряд, но при этом основное внимание уделяет нарядам, драгоценностям как истинная женщина. Но один русский обычай явно потряс Марину, его подробное описание можно найти в ее дневнике: «При выходе из церкви бросали народу деньги; русские дрались за них палками… Подходя к полякам, Дмитрий заметил толпу знатных панов и приказал бросить между ними несколько португальских червонцев, к коим, однако, никто из них не притронулся; даже когда два червонца упали одному пану на шляпу, он сбросил их. Русские же кидались за деньгами и производили тесноту; царь, видя сие, не велел более бросать монеты».
Более подробным этот обряд выглядит в описании Исаака Массы, голландского купца, присутствовавшего на свадьбе Марины и Лжедмитрия: «Дьяк Богдан Сутулов, Афанасий Власьев и Шуйский по многу раз полными горстьми бросали золото по пути, по коему шествовал царь, державший за руку свою супругу… Золото было самое лучшее, от монет величиною в талер и до самых маленьких в пфенниг».
Обычай выкупа невесты, широко распространенный и в наши дни, был очень популярен в некоторых местностях в дореволюционное время. Согласно этому свадебному обряду (так проводили этот обряд в стародавние времена) дружка жениха «вынимает из кармана несколько мелких денег, кладет на деревянную тарелку и ставит на ней чарку водки», тем самым он как бы платит выкуп родственникам невесты. С. М. Соловьев объясняет этот обычай как отголосок древнейшей традиции покупки невесты и более поздней платы за вывод и выводной куницей.
И еще один древний обряд — обряд разувания. По одной из древнейших традиций жена перед первой брачной ночью снимала с мужа сапоги. Это символизировало ее покорность. В одном из сапог прятали монету. Если жена снимала первым как раз сапог с монетой, то семейная ее жизнь обещала быть особенно счастливой: любовь мужа и большое потомство сулила ей подобная находка.
Подносили монеты не только во время проведения различных обрядов, украшая иконы монетами, также словно бы подносили их в дар… изображенным на иконах святым. Этот обычай пришел из глубокой древности. На Руси подобные привески к иконам стали называться цатами. Слово цата как раз и значит «украшение», «монета». Существует множество примеров такого использования монет и даже легенд и преданий, связанных с иконами, монетами и чудесами (во время пожара в церкви икона Богоматери не сгорает, лишь монетки, поднесенные ей в дар, вплавляются в изображение и т. п.).
В языческие времена подносили монеты другим божествам. В частности, общеизвестно, что очень многие клады лежат под камнями. К примеру, найденный в 1868 г. в Муроме значительный клад, состоящий из куфических монет в основном X в., был спрятан под большим известняковым камнем.

Многочисленна информация о находках монет под камнями в Виленской, Псковской, Херсонской, Новгородской губерниях, на берегу Днепра и т. д. Конечно, вполне вероятно, что камень был всего лишь приметной деталью, по которой можно бы было найти клад в дальнейшем. Но этнографы утверждают: дело совсем в другом! Просто язычники поклонялись камням в этих губерниях, принося им в жертву холст, лен, шерсть и деньги.
Восточные славяне поклонялись также озерам и источникам. Поэтому первоначально им, видимо, приносили жертвы, а позднее бросали в них монеты, отдавали на хранение клады (они в большом количестве найдены в реках Днепр, Свислочь, Полисть, Волга, в озерах, ручьях). Именно об этом свидетельствуют русские и украинские предания, летописи и древнерусские сочинения XI-XII вв.
Иногда древние славяне почитали и приносили жертвы, видимо, также деревьям, поскольку очень часты находки монет под деревьями или остатками деревьев. Жертвы камням и озерам принято приносить и у древних саами (лопарей, т. е. лапландцев).
Весьма часто в литературе можно встретить упоминания об использовании монет как дара, «поминка», а иногда (довольно часто!) как подарка-взятки.Вот, например, княгиня Ольга в Царьграде неоднократно получает дары монетами, как свидетельствуют летописи, которые к тому же лежат на «золотом блюдце», а «золота козна», упоминаемая в былинном эпосе, которая дает возможность князю Владимиру делать щедрые дары богатырям, по большей части состоит из монет и слитков. В 70-х гг.

Читайте также:
Украшение лестничных пролетов в детском саду своими руками

XV в. Иван III был неоднократно одарен новгородцами, получив от них огромное количество «поминков». Интересно, что дар был столь велик, что в нем было не менее 250 корабельников (так на Руси называли английские золотые нобли и их подражания). Но псковичи превзошли своих соседей. Примерно в то же время они подарили государю 800 корабельников.
Обращаются псковичи с дарами, однако, и к полякам. В 1480 г. они жалуются польскому королю Казимиру IV Ягеллончику на нападение ливонских рыцарей. За помощь (которой они ожидали) посылают «поминки» от Пскова: «Королю пять рублев. Посадник Василий от себя дал королю рубль, Юрьи от себе дал полтину королю. Королевичам дали Василий и Юрьи по полтине, а всего того 16 полтин.

Королеве от Пскова рубль, а посадник дал полтину, а Юрьи золотой угорский».
В середине XVI в. великому московскому князю из Новгорода вновь присылают «поминки», на сей раз значительное количество золотых монет. Интересно, что подобный обмен подарками («поминками») был разновидностью средневековой торговли, товарообмена.
Капитан Маржерет таким образом увидел подготовку к празднованию Пасхи на Руси: золотые монеты «поднимаются в цене за несколько дней до Пасхи, так как в это время и неделю после Пасхи они (русские) по обычаю навещают друг друга с красными яйцами и целуются, как мы упомянули выше, но, отправляясь навещать знатных и тех, в ком нуждаются, подносят вместе с яйцом какую-нибудь драгоценную вещь — жемчуг или несколько дукатов».
Иоганн Филипп Кильбургер, побывавший в Москве уже в XVIII в. (т. е. лет через 70 после предыдущего автора), тоже отмечает повышение цены дукатов перед Пасхой, «потому что тогда всякий, кто имеет какое-нибудь дело при дворе и в приказах, приносит знатным и самым главным в упомянутых приказах дукаты или в коробочке, или в бумажке вместе с пасхальным яйцом и пасхальным приветствием…». Понятно, что на Руси в XVII —XVIII вв. использовали любой праздник, в том числе и Пасху, как прекрасную возможность дать взятку (под видом подарка к празднику). На Руси давали взятки, конечно, не только по праздникам, но в других случаях не было возможности «подмазать дело» столь безбоязненно и откровенно.
На Руси, как и в других странах, часто чеканились специальные монеты, которые были нужны именно для коронационных торжеств. Об этом свидетельствуют и письменные источники, и сами подобные монеты, найденные нумизматами.
Присутствовавший на пышных коронационных торжествах (в феврале 1498 г.) внука Ивана III Дмитрия Ивановича Зигмунд Герберштейн описывал их таким образом: после коронации «великий князь дед удаляется в свое жилище, а Дмитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой Девы, в сопровождении большой толпы бояр и их детей, в церковь Михаила Архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, трижды осыпает его золотыми деньгами (под деньгой разумей род монеты)».
Уже упоминавшийся ранее Маржерет пишет о венчании на царство Лжедмитрия I в июне 1605 г. так: при переходе из храма Богоматери в Архангельский собор «по пути бросали мелкие золотые монеты, стоимостью в пол-экю, в экю и некоторые в два экю, отчеканенные для этого случая…».
Ганс Георг Паерле обратил внимание на другие моменты той же самой коронации: «Когда великий князь переступил через порог, Мстиславский бросил народу из золотого сосуда, подле него стоявшего, несколько золотых монет, ценою в 1, 5, 10 и даже 20 червонцев, бросали их польским послам и их свите».
Обычай осыпать всех присутствующих при коронации особыми монетами подтверждает и Яков Рейтенфельс, живший в Москве в начале 1670-х гг.: при обряде венчания на царство бросают в толпу «множество золотых и серебряных монет, выбитых в память сего торжества». Некоторые из таких монет поступают в обращение, например, коронационные рубли 1883 и 1896 гг.
На Руси традиционно принят обычай награждения монетами, в самую первую очередь за воинские подвиги. В стародавние времена подобная награда была скорее всего лишь денежным вознаграждением, денежным подарком за геройский поступок, выполненный долг, а позднее была разработана особая система наград. Наиболее полную информацию о таких награждениях XVI — XVII вв. подобрал нумизмат И. Г. Спасский. Вот как выглядит этот обычай в глазах иностранца, шведского историка Петра Петрея (в России он последний раз был в 1611 г.), который опубликовал свою книгу об этом в 1620 г.: «…когда одержат победу, отразят, прогонят или истребят неприятеля, великий князь посылает каждому из них, особливо офицерам, золотые деньги, имеющие овальную форму и вылитые из хорошего золота, а нижним чинам серебряные и вызолоченные, в знак и в память того, что они храбро и богатырски держали себя с неприятелем, а когда придут домой, им выдается причитающееся жалованье».
Награждали на Руси даже иностранцев. К примеру, царь Михаил Федорович наградил англичанина Артура Астона, отличившегося при обороне Холмогор в 1613 г., послав ему «цепь золотую со своим изображением, соболей, 25 золотых денег».
Адам Олеарий, который побывал в нашей стране в 1630-х гг., видимо, также был заинтересован этим обычаем, поскольку отмечал в своих записках чеканку золотых для награждения за воинские подвиги.
Юрий Крижанич, еще один автор XVII в. пишет определеннее: «Здесь и в других странах воинам, сослужившим какую-нибудь службу, даются в подарок шубы, ткани, золото, серебро: золотая цепь, серебряный кубок, золотые копейки и другие жалованные деньги, чеканенные специально для этой цели».

Читайте также:
Украшения под золото что это

кто осилил стока бретятины, тот молодец.

хотя я сам прочитал эти заметки с удовольствием 🙂

Источник: dobroslav13.livejournal.com

Кольцо из медной монеты и другие медные артефакты

В нашей семье хранится старое казачье обручальное кольцо, которое досталось нам от кого-то из родственников. Меня всегда интересовало, почему оно неправильной формы и сделано из меди.

В нашей семье хранится старое казачье обручальное кольцо, которое досталось нам от кого-то из родственников.

Медное обручальное кольцо

Позже я узнал, что в царской России все кольца делали в основном из медных монет. Конечно, были золотые и серебряные кольца и перстни, но их могли позволить себе не все.

В нашей семье хранится старое казачье обручальное кольцо, которое досталось нам от кого-то из родственников.

Медное обручальное кольцо

Большинство украшений было изготовлены из меди или латуни. Например, для изготовления медного колечка не нужно было каких-то особых инструментов и сноровки, а требовалась средняя по диаметру монетка и умелые руки.

На снимке показаны две монеты-заготовки для изготовления кольца

Две монеты-заготовки для изготовления кольца

На снимке показаны две монеты-заготовки для изготовления кольца. Сначала у монетки отбивали грань, затем в середине заготовки делали отверстие, расширяли его, стачивали край, выравнивали, заглаживали и придавали правильную форму. И все – колечко готово.

Вместо медных монет могли использовать и серебряные, например, номиналом 25 и 50 копеек. А вот золотые кольца кустарным способом никто не делал, т.к. сумма в 5 или 10 рублей была довольно существенная, чтобы “испортить” монету, да и золото слишком мягкий металл, чтобы из него делать самодельные кольца – был велик шанс испортить заготовку. Поэтому кольца из золота заказывали у ювелиров.

А знаете ли Вы, что у казаков по женским кольцам существовала система «опознания» девиц, замужних и вдов?

Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Кольцо с бирюзой на левой руке говорило, что жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Кольцо казачки на правой руке говорило, что она замужем, а на левой — разведена. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж – второе кольцо было погибшего или умершего мужа.

Еще один интересный артефакт в виде гнутой монеты иногда можно найти на старых дворах. Она может быть заколочена в ограду или какой-нибудь старый пень, валяющийся где-нибудь на задворках.

Эта

Эта “свадебная” монета когда-то была медным пятаком

С одной стороны, вроде бы ничего нет необычного – обычная старая монета, только сплющенная и гнутая. Но с другой, все не так просто. Это “свадебная” монета.

Для подобного оберега могла подойти любая монета, даже вышедшая из обращения. Но чаще всего выбирали самую массивную монету.

От бабушки я слышал, что когда-то была традиция вбивать подобные монеты на счастье, когда в дом въезжала молодая семья. Монету, например, можно было вбить в столб ворот, который мог простоять и полвека. Чем дольше монета находится в дереве, тем больше счастье было в доме.

Источник: berdskasloboda.ru

Монеты Древней Руси

Монеты Древней Руси

Коллекционеров и инвесторов очень интересуют первые монеты Древней Руси. Они ценятся не только с финансовой точки зрения, но и как исторические артефакты, которые только прибавляют в цене с каждым годом. Обладание таким экземпляром считается невероятной удачей.

Читайте также:
Идеи для украшения рамки

История возникновения

Долгое время на территории Древней или Киевской Руси сохранялся натуральный обмен. Это было связано с тем, что территориально она была отстранена от крупных торговых путей, повсеместно велось натуральное хозяйство, а массово закупать товары у иностранцев необходимости не было. Те денежные единицы, которые попадали в руки местных, использовались не для расчётов, а в качестве украшения на шею для состоятельных людей.

Во время правления Владимира Святославовича престиж Киевской Руси начал расти, отношения с европейскими государствами стали более тесными, в том числе — в области торговли. Это требовало введения денежных единиц, которые ценились бы в любой стране. Именно поэтому материалом для неё было выбрано золото и серебро.

Монеты времен Владимира Великого

По другой версии такие монеты не были средством для расчёта, а изготавливались исключительно как наградной знак для персон, приближенных к княжескому семейству. Но этот вариант маловероятен, так как на найденных экземплярах эксперты отмечают явные следы нахождения в обращении, то есть ритуальными, подарочными или наградными их считать нельзя. Так как их обнаружили в Пинске и в Кинбурне, можно сделать вывод, что первые монеты Древней Руси использовались для платёжных целей в разных регионах.

Но первостепенная роль новых денег всё-таки отводилась не экономическому направлению, а заключалась в доказательстве политического суверенитета государства. В то время выпуск монет был одним из факторов, необходимых для того, чтобы добиться уважения на внешней политической арене.

Златники

Когда Русь получила крещение, Владимир Святославович пошёл на ещё один шаг укрепления связей с Византией — чеканку денежных знаков по византийскому типу.

Название

На данный момент точно неизвестно, как современники называли эти монеты в Киевской Руси. Название дали историки, оно происходит от слова «злато», как именовали этот материал в те времена.

Златники

Поскольку золотые деньги тогда использовались в разы меньше, чем серебряные, то официальное название в документах и архивах не сохранилось.

Изготовление

Монетный двор был расположен в столице — в Киеве. Для изготовления использовалась старая технология чеканки при помощи сопряжённых штемпелей. Это было подобие щипцов, на внутренней стороне которых и располагались штемпели. На это указывают неровности по ободу, которые возникали при неидеальном соединении половин.

Интересно, что для каждого отчеканенного златника, известного на данный момент, был создан индивидуальный штемпель. То есть для каждого аверса есть уникальный реверс. Они немного отличаются от экземпляра к экземпляру. На данный момент известно 6 разных штемпелей. Несмотря на то, что все надписи и изображения выполнены очень близко, есть и существенные отличия.

Например, на паре №4 пропущена буква в слове на аверсе. Это долго поддавало сомнению подлинность этого златника, пока спектральный анализ не поставил точку в этом вопросе.

Штемпеля №5 и №6 были скопированы с предыдущих, и хоть мастер был хорошим специалистом, некоторые детали после них не такие резкие. К тому же, на этих выпусках дорисована рука Христа, прижатая к груди. Буквы поменяли ориентацию от центра к гурту.

Дизайн

Дизайн этого монетного диска, как и всех остальных в Киевской Руси, был стилистически близок к византийским солидам. Это общая тенденция, так как Владимир Святославович продолжал курс на сближение с этой страной, следуя политике, основоположницей которой была ещё его бабушка Ольга. Поэтому византийское направление повлияло на много сфер жизни современников, в том числе ярко отразилось в геральдике. Этому способствовал и брак Владимира Святославовича с Анной — царевной из Македонской династии.

Дизайн златников

Эта золотая монета повторяет габариты, дизайн и средний вес традиционной византийской чеканки того периода.

Описание

Аверс

Погрудное изображение Христа, прижимающего к груди Евангелие. Правая рука изображена в момент благословения. По периферии в верхней половине расположены слова «ІСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Реверс

Погрудный портрет Владимира Святославовича анфас. На нём шапка с подвесками и крестом. В нижней половине изображены схематичные ноги. В правой руке у него крест, а левая покоится на груди. Справа в верхней половине виден трезубец — родовой герб киевских князей рода Рюриковичей.

Ближе к бортику по кругу расположена надпись кириллицей «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛѢ», что означает «Владимир сейчас на престоле». На двух экземплярах текст другой: «ВЛАДИМИРЪА СЕ ЕГО ЗЛАТО».

История обнаружения

Всего обнаружено 11 златников. Первый купил Г. Бунге у солдата в Киеве. Покупка состоялась 1796 году, продавцом был человек, получивший златник от своей матери. Через 19 лет его перекупил нумизмат по фамилии Могилянский, но потерял этот экземпляр. К счастью, остался слепок из гипса.

Читайте также:
Как связать украшения на бокалы

Специалисты сначала причислили эти деньги к сербским или болгарским подражаниям на византийские солиды.

Но в 1804 году в Пинске обнаружили клад с солидами и несколькими златниками, которые позже были переданы в Эрмитаж. После тщательного изучения было установлено, что по происхождению они древнерусские. Это удалось выяснить после восстановления и расшифровки текста. Этот факт заставил пересмотреть заново весь пинский клад, и количество идентифицированных златников в нём увеличилось до 4.

Сейчас 10 экземпляров хранятся в таких музеях:

  • 7 штук — Россия, Эрмитаж;
  • 1 штука — Россия, Государственный исторический музей г. Москва;
  • 1 штука — Украина, Национальный музей истории;
  • 1 штука — Украина, Одесса, археологический музей.

Выпуск этих монет продолжался на протяжении 1-2 лет, но в обращении они были вплоть до правления Ярослава Мудрого.

Как купить

Золотые монеты Древней Руси очень редкие. Купить их на аукционе, а тем более, в частных руках невозможно. Сейчас даже не пытаются изготавливать подделки, так как каждый златник подлежит обязательной экспертной проверке. Но в позапрошлом и в начале прошлого века это была распространённая практика, и подделки того периода тоже имеют свою цену, хоть она намного уступает стоимости оригиналов.

Сребреник

Именно сребреник был самой распространённой денежной единицей Киевской Руси.

Название

Само слово «сребро» тогда было синонимом современного «деньги». «Сребро князя» — так называлась казна князя. Это название упоминается во многих архивных древнерусских летописях.

Сребреник

Со временем название изменилось: сребреник начали именовать ногатой. Такая перемена была вызвана сменой веса.

Изготовление

Производство вели в Киеве на княжеском монетном дворе. Чеканились они практически тем же методом, что и златники, но за небольшим исключением: на базе одного штемпеля производилось много монет.

Предварительно из толстого листа серебра вырезали заготовки в виде кругов. Форма у них не соответствовала идеальному кругу, что видно по немного сдавленным бокам.

Дизайн

Как и все денежные знаки периода Древней Руси, сребреники дизайном явно напоминают своего прототипа — византийского солида. Хотя общая стилистика сохранена, вес немного крупнее, он доходил до 3,5 г. Сререник очень напоминал золотую киевскую монету, разрабатывались они, по всей вероятности, одновременно. То, что автором был один и тот же человек, не подлежит сомнению.

Дизайн сребреника

Описание

Вес сребреников колебался в пределах 3,0-3,5 г (из-за неточной обрезки заготовок). Проба очень сильно варьировала: в некоторых экземплярах она доходила до 800, а в других спускалась до 300. Изделий с низкой пробой обнаружено гораздо меньше, чем с высокой.

Аверс

Лицевая сторона была увенчана изображением Владимира Великого, который восседает на троне и держит в руке трезубец как главный признак княжеской власти. Изображение схематичное, не портретное. Ближе к гурту расположена надпись большими буквами: «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ, А СЕ ЕГО СРЕБРО», то есть «Владимир сейчас занимает престол, а это его деньги».

Реверс

Оборотная сторона монеты на ранних выпусках была увенчана ликом Иисуса Христа, а на более поздних выпусках изображение заменено на крупный трезубец как символ государственной власти.

История обнаружения

На данный момент обнаружено около 400 единиц таких серебряных изделий. Практически все они найдены до 1900 года, идентифицированы и описаны историками. Большинство из них находятся в экспозициях исторических и археологических музеев, но некоторые хранятся в частных коллекциях.

Как купить

Приобрести сребреники можно на аукционах или в тематических сообществах, но выпадает такая возможность редко. Стоимость колеблется в зависимости от таких факторов:

  • сохранность монеты;
  • проба серебра;
  • изношенность;
  • первые или последующие выпуски.

В отличие от златников, древнерусские монеты из серебра иногда встречаются в продаже, но при покупке нужно учитывать, что сейчас известно менее 400 экземпляров, и каждый из них уже сертифицирован. Если появляется новая единица, то это сопровождается освещением в кругах специалистов и в прессе. Самая низкая цена, по которой за последние десятилетия был приобретён сребреник, составила 250 тыс. рублей.

Последняя партия была выпущена в 1094 году во времена Олега Святославовича. Полностью выпуск приостановился при правлении Ярослава Мудрого, и пауза в чеканке монет Древней Руси затянулась на 2 столетия. Самые ценные экземпляры выпускали в самом конце — с 1083 по 1094 год в Тмутаракани. Их обнаружено совсем мало, что непосредственно влияет на цену.

Источник: yacollectioner.ru

Рейтинг
Загрузка ...