Самой первой христианской мозаикой считается символическое изображение Христа, датируемое второй половиной III века, на своде одного из мавзолеев, который ныне находится в крипте собора св. Петра в Риме. Потому логично было бы начать рассказ о раннехристианских мозаиках именно с Рима.
Мозаика — достаточно дорогостоящий вид искусства как по цене самого материала – кубиков смальты, так и по трудоемкости самой техники. И материал, и услуги мастеров стоили всегда недешево. Потому до времени прекращения гонений на христианство мы практически не сталкиваемся с мозаичным убранством христианских культовых сооружений. До этих самых пор христианское изобразительное искусство представлено, в основном, настенной живописью катакомб (которая заслуживает отдельного рассказа).
Главной особенностью катакомбной живописи можно обозначить нарочитый символизм. Поскольку в периоды гонений прямое изображение христианских сюжетов было опасно, приходилось заимствовать сюжеты из античной мифологии, давая им новое прочтение. Здесь мы впервые, пожалуй, сталкиваемся с главным принципом христианской символики: символ не существует вне контекста.
Возникновение христианского искусства в Византии. Иконы, фрески, мозаика.
Использование христианскими живописцами античного языческого художественного языка, с одной стороны, скрывало христианские истины от непосвященных. С другой стороны, рассказывало об этих истинах самим христианам на привычном им культурном языке. Это относится и к мозаике крипты св. Петра.
Язычники на ней увидели бы Непобедимое Солнце (Sol Invictus) – солнечное божество, культ которого со времен императора Аврелиана, был в Римской Империи официальным. Но для христиан истинным солнцем, Солнцем Правды (Мал. 4:2), является, конечно, Христос, который есть истинный свет (Ин 1:9).
Главное изображение обрамлено орнаментом из перевитых виноградных лоз, что придает всей композиции дополнительный смысл: Солнце-Христос согревает Своим теплом виноградник-Церковь. Образ Церкви, как лозы или виноградника, постоянно встречается в Писании (Иоан. 15:1-8, Мт. 20:1-10; Мт. 21:33-46, 1 Кор.
3:6-9 и т.д.). Это произведение, созданное ещё до Миланского эдикта, который провозглашал терпимость к христианству на территории Империи, как уже говорилось, не выходит за рамки стиля катакомб, где символика превалирует над историческим смыслом изображений.
После признания христианства изображения становятся более открытыми и конкретными. Так, интерьер мавзолея августы Константины (дочери Императора Константина Великого) – ныне церковь Санта-Констанца, совмещает и переполненные символами орнаменты, и прямые изображения Христа (1-я пол. IV века). Своды украшены уже знакомым нам изображением вьющейся лозы, а также орнаментами, составленными из ветвей, птиц, сосудов и т.д. Эти орнаменты имеют, скорее всего, более декоративный характер, чем символический.
Мозаика в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
Несколько позднее, чем мозаики свода, были созданы два изображения в апсидах мавзолея совсем другого рода. К сожалению, в поздние века эти изображения пострадали и были довольно грубо «отреставрированы», а потому первоначальный вид и истинный смысл их можно определить с определенной долей осторожности.
Мы видим два сюжета. В первом — восседающий на шаре Христос-Вседержитель передает Моисею свиток закона (вероятно, что изображенные вокруг десять пальм должны символизировать Десять Заповедей).
На второй мозаике — Христос с воздетой рукой (жест триумфатора). Он окружен апостолами Петром и Павлом. Петр принимает из рук Спасителя свиток с надписью на латыни: «Господь дает мир». Из-под Его ног истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14).
Весьма примечательно, что два образа Спасителя на этих двух мозаиках существенно отличаются: на первой, относящейся к Ветхому Завету, Христос написан с бородой в пурпурных царственных одеждах, а на второй, символизирующей Новый Завет, Он уже – юноша, его одежды блистают золотом, над головой – маленький крест, символ крестных страданий (крестчатый нимб, как непременный атрибут иконографии Христа, появился позже).
Подобного рода сюжет представлен и на мозаике церкви Санта-Пуденциана, относящейся к началу V века. К сожалению, на этой мозаике тоже есть следы позднейших реставраций, нарушающих цельное стилевое восприятие этого памятника (стоит отметить, что это общая беда раннехристианских римских мозаик – они практически все в разное время подвергались реставрации, часто не очень умелой, а некоторые были просто уничтожены в позднейшее время). Но сам сюжет остается неизменным, а отдельные детали можно с уверенностью атрибутировать именно V веком.
Спаситель представлен в виде Небесного Царя в окружении придворных-апостолов. Он восседает на роскошном престоле, за ним – Голгофа с Животворящим Крестом и символы евангелистов: ангел, лев, телец и орел. Деликатно подобранные цвета и гармоничное использование золота создают ощущение светлого праздника.
На этом этапе христианское искусство, вышедшее из катакомб, заново переосмысляет уже привычные символы, включает в свою знаковую систему новые символы, экспериментирует, вырабатывает свой собственный совершенно новый язык, пусть и на основании языческой античной традиции.
Источник: pravlife.org
Мозаика в храме
Изготовление мозаичной иконы – сложный технологический и творческий процесс. В работе нельзя забывать, что наше произведение — прежде всего, икона. Мы стараемся соблюдать каноническую правильность образа. Наши художники и мастера – православные воцерковлённые люди, которые трепетно и ответственно относятся к работе на всех её этапах. Мастер-мозаичист Ю.Луценко.
Студия «Александрия».
Христианские мозаики.
Традиция мозаичного украшения храмов восходит ко временам поздней Римской и Византийской Империй. Великолепные христианские мозаики Константинополя, Равенны, Рима и Сицилии – памятники всемирного значения, которые послужили образцовыми примерами для всех последующих работ. В целом, в первые века своего развития церковная мозаика отвечала каноническим требованиям, которые были общими для всех христианских общин. После разделения церквей и, особенно, в период Возрождения мозаика в церкви католической приобрела характер картины, выполненной по законам перспективной живописи. Мозаика в православном храме продолжает развиваться в традициях византийского искусства.
Мозаика в храме.
За последние десятилетия вместе с обновлением и возрождением церковной жизни в России появилось множество новых церковных сооружений. Построены новые храмы, часовни, здания церковно-приходских школ и училищ. Перед художниками мозаичистами остро стоит вопрос: по какому пути пойдёт развитие церковного мозаичного искусства.
В нашей традиции вся стилевая палитра изготовления мозаик: древняя каноническая византийская, перспективно-живописная (самый яркий пример которой – мозаики Исакиевского собора в Санкт-Петербурге), мозаичная школа в нео-русском стиле (мозаики Васнецова, некоторые работы в храме Спаса-на-Крови). Разнообразие возможных стилевых школ и направлений иногда приводит к некоторой эклектичности: на одном и том же объекте могут соседствовать иконостас в стиле нарышкинского барокко, иконы-картины ΧΙΧ века и мозаичное убранство в духе византийской традиции. Думается, мы со временем преодолеем эту болезнь роста, и мозаики будут проектироваться с учётом архитектурного направления храма. По крайней мере, наша студия в своей работе старается придерживаться данного правила.
Храм Блж. Матроны Московской в с. Майорское, Оренбургская Епархия.
Источник: alexandria-studio.ru
История появления мозаичных икон на Руси
Заходя в стены храма, каждого верующего охватывает определенная атмосфера, которая создается эксклюзивными иконами, единственными в своем роде, ликами из стеклянной и каменной мозаики, расположившихся на стенах и потолках. Помимо красоты и особого величия, мозаичные образы обладают значимой символикой для православных.
Впервые иконы, выполненные из устойчивого и крепкого отделочного материала, изготовленного из стекла и носящее название смальты, появились в далекой Византии. Помимо стеклянных элементов использовался цветной мрамор, морская галька, мелкие шлифованные камушки. Для того, чтобы осветлить образ, предать ему величие и богатое убранство, использовались только полупрозрачные стекла светлых оттенков, а также золотая смальта.
Чем больше развивалось данное направление, тем чаще появлялись новые необычные течения, возникали школы по обучению иконописцев-мозаистов. Данный элемент использовался для украшения церковных стен, внутренней и наружной отделки часовен, замков тех времен, изображая при этом важные символичные для верующих библейские сюжеты.
На территории же Древней Руси данный стиль получил широкое распространение лишь к концу 10 столетия, а первые мозаичные иконы можно обнаружить во многих киевских соборах. Библейские сцены пользовались особой популярностью во всех храмах. Каждое столетие ознаменовывалось новыми направлениями, а используемый материал из хрупкого стекла преобразился в прочную керамику и гранит.
Особое значение при создании мозаистами образов придается обрамлению иконы, создающему целостность и завершенность настенной фрески. Для его создания используются золотые краски, также как и в обычных рукописных иконах. Но вот труд этот довольно сложный и тяжелый, а для того, чтобы украсить фресками один храм может уйти до 12 лет.
Источник: vseikony.ru