В наши дни мы можем встретить множество различных атрибутов со схожим предназначением, начиная от подвесок на шее и заканчивая повязками на руках ребёнка. Каково отношение к ним в исламе и могут ли они помочь человеку?
Ношение «классических» амулетов
Подобное деяние, по мнению богословов, следует трактовать как ширк (многобожие). Согласно исламу, всё в этом мире происходит исключительно от Аллаха. Следовательно, помощь извне человек тоже получает при наличии на то воли Всевышнего, а амулет или талисман – это лишь предмет, который не способен что-либо сотворить или уничтожить. В Священном Коране, в суре «Хадж», сказано:
«Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи. » (22:73)
Кроме того, эти амулеты не способны защитить себя, не говоря уже о защите человека. Показательной в данном случае может быть история пророка Ибрахима (а.с.), который разрушил идолы своих соплеменников, показав тем самым, что это лишь куски камня, которые не способны ни навредить, ни принести пользы.
Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин. Можно ли носить перстень с именем Аллаха и железное кольцо?
Подтверждением этого служат также слова Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Заклинания, обереги и приворот – это форма ширка» (Абу Дауд, Ибн Маджа)
Примечательно, что в этом хадисе амулеты были перечислены вместе с приворотом и магическим заклинанием, что считается большим грехом в исламе, именуемым как колдовство.
Талисманы с аятами Корана и дуа (сабаб)
У мусульманских народов большое распространение получили амулеты и талисманы, на которых написаны изречения из Книги Аллаха или же дуа. Относительно дозволенности подобных оберегов мнения богословов разделились.
Одни учёные считают, что абсолютно все талисманы в исламе запрещены. Такого мнения придерживались Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Абу Шуайба, имам Шавкани. В качестве далиля ими приводится вышеупомянутый хадис о ширке. Ведь в нём не уточняется, какие именно амулеты – харам, а значит, речь идёт обо всех оберегах.
Кроме того, противники амулетов утверждают, что Создатель ниспослал людям всё необходимое, что может нам помочь. Ярким примером тому служит само Откровение, в котором говорится:
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением. » (17:82)
Отсюда, исцеление следует искать не в самодельных предметах, на которых даже написаны сами аяты, а в первоисточнике этого – в Книге Всевышнего.
Другие богословы дозволяли ношение талисманов с аятами и дуа, но при условии, что верующий осознаёт тот факт, что всё происходит лишь по воле Господа миров. Такого мнения придерживались Ибн Хаджар Аскаляни, имам Навави, имам Куртуби, шейх Ибн Усеймин, Ибн Сирин.
Сторонники «исламских амулетов» трактуют вышеупомянутый 82 аят суры «Перенёс Ночью» в свою пользу, утверждая, что для исцеления можно использовать как весь Коран, так и его часть – суру или аят, которые можно не только читать, но и носить у себя на шее. Кроме того, такие учёные ссылаются на сахаба Абдуллаха ибн Умара (сын Умара ибн Хаттаба, р.а.), который писал тексты дуа на бумаге и вешал их на шею своих детей. Сообщение об этом приводит имам Куртуби, а имам Байхакый пишет о том, что носить талисманы с аятами велел табиин (сподвижник сахаба) по имени Саид ибн Мусаиб.
Можно ли носить, амулеты, сабабы, талисманы ?
Кольца с шахадой
В последние годы модным атрибутом верующих мужчин стали перстни (печатки), на которых написана шахада или одно из имён Аллаха. Известно, что сам Пророк (с.г.в.) носил такое кольцо, и на основании этого богословы пришли к выводу об их дозволенности.
Однако существует ряд ограничений:
Во-первых, мужчинам запрещено ношение золотых ювелирных изделий, включая и перстни. Как следует из хадисов, Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил мужчинам шёлк и золото (Ахмад). Сунной считается ношение серебра.
Во-вторых, кольцо должно иметь определённый вес. Согласно ханафитскому мазхабу, его масса не должна превышать 4,25 грамма, по маликитскому – 2,95 грамма. Шафииты и ханбалиты не устанавливают подобных ограничений, но оговаривают, что перстень не должен особо выделяться. Кроме того, по Сунне его желательно надевать на мизинец. Что касается руки, то допустимо ношение как на правой (как это делал Посланник Всевышнего, с.г.в.), так и на левой (как это делали сахабы Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) и Умар ибн Хаттаб (р.а.).
Правила ношения талисманов с аятами
1. Снимать перед входом в туалет или баню. Это связано с тем, что помещения для гигиенических процедур считаются в исламе нечистыми местами, нахождение в которых аятов недопустимо. В хадисе сказано: «Перед входом в туалет Посланник Аллаха снимал свой перстень» (Тирмизи).
2. Не класть поверх них какие-либо предметы, иначе это будет проявлением неуважения к Книге Аллаха, так как Писание – выше всех предметов.
3. Не опускать на пол или землю, так как это так же будет считаться актом неуважения к Корану. По мнению некоторых учёных, нежелательно опускать аяты ниже пояса.
4. Их запрещено выбрасывать. Если кто-либо захочет избавиться от подобных талисманов из-за их старения или по иным причинам, то допустимы 2 варианта.
Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов, а также некоторые шафииты считают, что предметы, на которых написаны Священные аяты, лучше закопать в чистом месте (по аналогии с погребением человека), по которому не будут ходить люди. Они ссылаются на мнение некоторых крупных учёных, таких как Навави, а также хадисы, в которых сказано, что сахабы закапывали тексты с аятами Корана. Маликиты считают, что лучше такой талисман сжечь, так как это защищает аяты от угрозы хождения по ним в случае, если их закопать. Маликиты ссылаются на халифа Усмана ибн Аффана (р.а.), который сжигал старые и истлевшие экземпляры Корана. Кроме того, они утверждали, что огонь – это творение Всевышнего, и нет ничего запретного в сжигании старых экземпляров.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Источник: islam.global
Можно ли носить талисман?
Вопрос: Я с детства ношу талисман (сабаб), который написал один уважаемый богослов. Однако несколько раз столкнулся с порицанием этого. Ответьте, пожалуйста, согласно Шариату можно ли носить талисманы, на которых написаны аяты священного Корана или молитвы?
Ответ:
» من علق تميمة فقد أشرك »
«Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие» (Муснад имама Ахмада, №17422)
Некоторые люди, неправильно понимая смысла этого и ему подобных хадисов, обвиняют мусульман в неверии и многобожии.
Предлагаем мнения учёных шафи’итского мазхаба по данному вопросу.
Имам ан-Навави в книге «Аль-маджму’ Шарх аль-мухазаб» пишет:
المراد بالنهي ما كان بغير لسان العربية بما لا يدرى ما هو. قال البيهقي ويقال إن التميمة خرزة كانوا يعلقونها يرون انها تدفع عنهم الافات ويقال قلادة يعلق فيها العود
«Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на всё, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен.
Имам аль-Байхаки пишет, что амулет — это бусины, которые они (арабы в период до Ислама) вешали на себя и считали, что эти обереги отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки».
От сподвижника ‘Утбата бин ‘Амира передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк:
» من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق وعدة فلا ودع الله له »
«Пусть Аллах не доведёт до конца дело (т.е. дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет. Также пусть Аллах не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину» (передал имам аль-Байхаки).
وقال هو أيضا راجع الى معنى ما قال ابو عبيدة قال ويحتمل ان يكون ذلك وما أشبه من النهي والكراهة فيمن يعلقها وهو يرى تمام العافية و زوال العلة بها على ما كانت عليه الجاهلية وأما من يعلقها متبركا بذكر الله تعالى فيها وهو يعلم ان لا كاشف له الا الله ولا دافع عنه سواه فلا بأس بها .
«Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу ‘Убайда:
«Вероятно, запрет, нежелательность и тому подобное, касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, полагая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи. А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного на нём имени Аллаха, будучи убеждённым, что никто не избавляет от бед и не защищает его, кроме Аллаха, то в этом нет ничего запретного»»
(См.: аль-Маджмуг’ Шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 66).
Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в труде «Фатх аль-Бари» после того, как привёл хадисы Пророка ﷺ о запрете ношения амулетов, пишет:
هذا كله في تعليق التمائم وغيرها مما ليس فيه قرآن ونحوه، فأما ما فيه ذكر الله فلا نـهي فيه؛ فإنه إنـما يجعل للتبرك به والتعوذ بأسـمائه وذكره
«Все эти запреты касаются ношения амулетов и т.п., в которых не написаны аяты Корана или подобного Корану (как имена Аллаха и т. д.). Что же касается тех (талисманов), в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракят (у Аллаха) и прибегать к Нему (с помощью) Его Имён и Его поминания»
(См.: Фатх аль-Бари, т.9, с. 258).
Имам Абу Давуд в своём сборнике передаёт от Амра бин Шуайба следующий хадис:
ان رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يعلمهم من الفزع كلمات: «اعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وشرعباده ومن همزات الشياطين وان يحضرون» وكان عبد الله بن عمرو يعلمهن من عقل من بنيه ومن لم يعقل كتبه فاعلقه عليه.
«Посланник Аллаха ﷺ обучал своих сподвижников для преодоления страха читать следующие слова:
«Прибегаю к защите Аллаха посредством Его имён, эпитетов и всех священных писаний, ниспосланных Его пророкам, от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия»
Также Абдуллах бин ‘Амр обучал этим словам своих детей, которые разумели, а тем, которые не разумели, он писал эти слова на бумаге и вешал на них»
(См.: Абу Давуд, 3893, также передаёт его Тирмизи, 3528).
Имам Шараф аль-Хак аль-Аббади в своих комментариях на сборник Абу Давуда пишет следующее:
فيه دليل على جواز تعليق التعوذ على صغار
«В этом есть довод на дозволенность вешать на маленьких детей то, в чём содержится просьба ко Всевышнему о защите»
(См.: ‘Авн аль-Маг’буд, с. 1769).
Заключение:
Дозволяется носить амулеты, учитывая следующие условия:
1. Человек должен быть абсолютно убеждён, что только Аллах защищает от бед и исцеляет от болезней, а амулет же носят только лишь для просьбы Аллаха о защите и получения баракята посредством того, что там написано;
2. Амулет должен содержать аяты Корана, имена Аллаха и мольбы;
3. Всё должно быть написано разборчивым почерком на понятном арабском языке, либо на другом понятном языке.
4. Родителям разрешается надевать талисманы на своих детей с соблюдением всех вышеупомянутых требований.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Источник: islam.ru
Можно ли носить украшения с именем аллаха
«МАЯК НА ПУТИ К ИСТИНЕ»
Можно ли носить медальоны с именем Всевышнего?
от Muslim · Август 24, 2016
Салам Алейкум. Скажите, пожалуйста, можно ли в Исламе носить на шее медальон с именами Аллаха?
Ношение колье с именем Аллаха Всевышнего, а так же ношение браслетов или колец с такими именами, не является чем-то запрещенным. Наоборот, если человек носит такое колье ради возвеличивания смысла того, что на нем написано, то это является похвальным делом. Так же нет ничего предосудительного в изготовлении и продаже таких изделий.
Например, известно, что у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) было кольцо с выгравированным на нем именем Аллаха Всевышнего, которое он использовал в качестве печати.
Предосудительным в данном случае является нахождение таких вещей в нечистых местах или в тех местах, которые могут стать причиной пренебрежительного отношения. В данном случае правилом является, уважение к тому, что считается священным.
Так же необходимо снимать такие вещи при входе в туалет или в ванную. Доказательством нежелательности нахождения в туалете с колье, на котором написано слово Аллах, является риваят в котором говорится: «Когда посланник Аллаха входил в отхожее место, то перед этим он снимал свое кольцо, на котором написано «Мухаммадур-Расулюллах»».
Этот риваят достаточен для того, чтобы показать нам, что выкладывание из карманов листков бумаги, на которых написаны аяты или книг религиозного содержания, является сунной. Соблюдение этой сунны принесет человеку вознаграждение, и еще на один шаг к заступничеству посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Источник: azan-syzran.ru