Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.
Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные.
- Поделиться
По словам старожилов, рушниками заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.
Основными цветами таких рушников были красный и чёрный, но все-таки преобладал монохромный — красный.
- Поделиться
- Поделиться
Подложка для украшения иконы сверху
- Поделиться
- Поделиться
- Поделиться
- Поделиться
- Поделиться
Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):
«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.
Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.
В данной работе мы остановимся на следующих трех:
1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;
2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);
3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.
На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.
Где должны располагаться иконы в доме?
Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.
Полотенце могли сшивать двумя сторонами полотнища, оставляя прорезь посередине для надевания рушника на икону или несколько икон.
Иногда одним полотенцем накрывали до шести и более икон, так, чтобы богато вышитые концы полотенец свисали ниже икон.
- Поделиться
Традиционно ширина полотенца была 36–38 см, длина 200–400 см.
Иногда их шили из более узкой или более широкой ткани. Ширина некоторых полотенец доходила до 40–41 см, а длина — до 700 см. Такие
полотенца назывались стеновые, т. к. максимальная мера длины холста равнялась длине стены избы.
- Поделиться
Существовала традиция завешивать иконы и занавеской из двух полотнищ, также украшенных вышивкой:
В основе подобных представлений лежат как ветхозаветное понимание закрытости Царствия Небесного, наступившего после грехопадения Адама и Евы, так и новозаветное — в час крестной смерти Христа завеса в храме, закрывавшая Святая святых, разорвалась надвое.
Согласно народным представлениям, завешивать иконы в доме следует для того, чтобы святые образа не могли «видеть» греховные дела людей.
Эти домашние традиции, несомненно, связаны с уподоблением закрытого занавесами красного угла алтарной части храма, скрытой от глаз верующих.
Такая занавеска называлась набожник или обвеска.
Во время молитвы набожник раздвигался.
Похожее на набожник прямоугольное полотно, сшитое из двух кусков белого тонкого холста, укрепляли в красном углу и под образами, что соответствовало церковной традиции подвешивать под особо чтимые иконы пелены.
Часто такое украшение красного угла называли накутник.
- Поделиться
Рекомендации по устройству красного угла, где размещались иконы, мы находим в Домострое [Домострой 1994: 155] :
«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения — гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строго ради порядка и для сохранности , а образы святых расставляются по старшинству».
Церковь и сегодня предписывает, каким образом надо располагать иконы в доме, и требует от православного человека такого же отношения к домашним иконам, как и к иконам в храме, поскольку храм и дом рассматриваются как модель Вселенной.
В первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери.
Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т. е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т. д.
При этом икона Спасителя должна находиться в правой стороне, а икона Богородицы — в левой.
- Поделиться
Вышивать полотенца и платки начинали девочки старшего возраста, а девушки помимо прядения занимались «художественным рукоделием, главным образом, вязанием и вышиванием».
Девушки должны были подготовить подарки возлюбленным, приданое и материал для свадебных даров, обязательным условием девичьего рукоделия была изобразительность, или, по-народному, украсы.
Вышивали полотенца для своей свадьбы и других ритуальных надобностей в будущей брачной жизни. Большую часть полотенец девушка вышивала сама, часть полотенец ей отдавала мать, иногда она обращалась и за помощью к подругам, родственникам или односельчанам.
После сватовства и таких обрядов, как сговор, рукобитье, богомолье, жизнь просватанной девушки резко менялась.
Ее жизнь как бы замирала, наступала символическая смерть. К невесте предъявлялись очень жесткие требования, похожие на те, что соблюдались во время поста.
Известно, что многочисленные требования поста соблюдались и при изготовлении обыденных полотенец.
Немаловажную роль здесь играла и девственность невесты. Во все времена непременным условием для участниц храмового шитья, от учениц до учительниц, была их девственная чистота. Именно девушки в возрасте невест начинали приобщаться к церкви, присутствовать при богослужении.
Опираясь на многочисленные исследования по этой теме, можно смело сказать, что, вышивая полотенце, рукодельница четко представляла назначение этой вещи: делалось ли оно на икону, дарилось ли на свадьбе, по случаю рождения ребенка, а также по случаю болезни, эпидемии, пропажи скота и т. п.
Многие полотенца, которые вышивались по какому-либо случаю, продолжали свою жизнь в храме.
На полотенце использовали домотканое тонкое, хорошо отбеленное полотно, портно из льна — в северных и центральных областях и из
конопли и льна — в южных областях.
Как правило, вышивку выполняли на отдельном куске полотна.
Уже во второй половине XVII в. в Москве производился миткаль, который красили в красный и вишневый цвета.
С XVIII в. возникает производство кумача в Поволжье.
Но в крестьянском обиходе широкое употребление хлопчатобумажных тканей начинается с конца XVIII — начала XIX века.
Это были в основном привозные кумач, китайка, особенно популярные в народе.
Концы полотенец украшали полосами кумача, коленкора, миткаля, кисеею и кружевом.
По кумачевому концу вышивали тамбуром или крестом по канве.
Вышивка на полотенцах чаще всего была монохромной. Преобладал красный цвет, символизирующий огонь, солнце.
Известна символика красного цвета и его предметных воплощений в магических обрядах, связанных с предохранительной, оберегающей и
очистительной магией, лечением и т. п.
Древние традиции имеет и орнаментация полотенец (рушников).
Лингвистический анализ показал, что термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка («узоры», «украсы», «вычуры») семантически
восходят к терминам, обозначающим «свет», «небо», «солнце».
Самым распространенным сюжетом вышивки на полотенцах божниках были храмы — церкви.
Другой не менее распространенный сюжет в вышивке божников — растущее из вазона или вообще цветущее дерево, на котором размещены стилизованные птицы.»
Источник: www.stranamam.ru
Как разместить иконы в современной квартире: правила и запреты
В наше время иконы служат, скорее, украшением квартир, нежели предметом для общения с Богом. Многие держат святые образа в шкафах, ставят на телевизоры или компьютерные столы. Иногда встречается соседство икон с эзотерическими предметами, различными денежными жабами или ловушками снов. Поэтому стоит поговорить о правильности размещения образов в доме.
Зашел — перекрестился, хозяевам поклонился
Издавна иконы располагались в «красном» углу таким образом, дабы вошедший человек мог сразу же перекреститься на образа. Только после этого гость приветствовал хозяев дома. Отсюда мы можем сделать вывод, что иконы вешались напротив входа в дом.
Современные квартирные планировки редко позволяют вешать образа напротив входа. Однако существует выход из данного положения: иконы размещаются в восточном углу помещения. Для наиболее удобного размещения образов приобретается специальная иконная полка. Размеры полки зависят от количества образов, которые будут размещены на ней.
Куда нельзя вешать иконы?
Еще один животрепещущий вопрос, ответ на которой предстоит дать в материале. Существуют ли запреты на размещение образов? Да, таковые имеются. В первую очередь, иконы нельзя ставить в закрытые книжные шкафы. Особенно нехорошо, если святые образа размещены рядом с любовными романами, детективами, книгами по эзотерике, фен-шую, иными оккультными литературными произведениями.
В случае нахождения в шкафу православной литературы иконы можно размещать в нем.
Зачастую встречаются образа, стоящие на телевизорах (при наличии таковых старого образца). Это типичное неуважение к Спасителю, Матери Божьей и святым. Телевизор показывает много передач и фильмов достаточно греховного типа. Опять же, кино с эротическими сценами, сериалы, в которых употребляется мат, передачи, где «разбирают на косточки» личную жизнь известных людей. По большому счету, православные люди не должны смотреть это, не говоря уже о том, чтобы ставить иконы на телевизор.
То же самое относится к компьютерному столу и стене над ним. Лучше разместить образ в восточном углу комнаты наряду с остальными и перед тем, как сесть за компьютер, дабы поработать, помолиться перед иконами, попросить помощи в труде у Господа и Святых угодников Его.
Еще один момент, просто на всякий случай. Размещение икон в ванной комнате и туалете совершенно недопустимо. Думаю, всем понятно, почему так.
Что касается нахождения образов на кухне, вариант довольно неплохой. Икона размещается над столом или в восточном углу помещения, а хозяева дома молятся перед едой и просят благословения пищи.
Заключение
Вот такие нехитрые правила размещения икон в доме или квартире. Следует понимать, что красный угол необходимо содержать в чистоте, протирать в нем пыль. Перед образами желательно затеплить лампадку.
Кроме икон, в красном углу ничего не должно быть. В старину данное место украшали вышитыми полотенцами, сейчас традиция изжила себя. Самое главное украшение — молитва перед иконами, обращение к Господу и Богородице. Образа — не просто украшение квартиры или оберег, как считают многие.
Источник: www.syl.ru
В ризах образа: как иконы наряжают в народное «золото»
Семья мастеров из Почепа сохранила старинный способ народного украшения икон: почти полвека три поколения Суховых занимаются изготовлением нарядных окладов из фольги. О редком промысле рассказывает Мария Сухова — в недавнем прошлом брянский журналист, сегодня полностью посвятивший себя семейному делу.
Фольгоуборщица — так называется профессия Маши в научной литературе. Предположительно, в конце 19 века недорогие иконы, в том числе печатные, начали украшать фольгой — металлическими листами в толщину бумаги. Изначально они были медными или оловянными, золочёными, серебрёными или покрытыми цветным лаком. Икона с окладом из фольги стоила недорого, а выглядела красиво, поэтому была очень популярна в народе.
Делали такие оклады при монастырях. Известно, что на Курской Коренной ярмарке в 1863 году «пониже мыльного ряда» имелся «…целый ряд икон, украшенных фольгою, — изделия монахинь севского, борисовского, курского и других окрестных женских монастырей». В одном только Борисовском Тихвинском монастыре на рубеже 19–20 веков около 300 монахинь занимались обряжением икон.
— Моя прабабушка Ксения была очень верующим человеком. Дома, в красном углу, всегда в идеальном порядке висели старинные образа, украшенные нарядными окладами, — рассказывает Мария. — Когда прабабушки не стало, часть икон передали в храмы, часть решили оставить в семье. Многие киоты от времени обветшали, а оклады покрылись паутиной и копотью.
Бабушка Любовь Михайловна решилась открыть рамы, чтобы привести всё в порядок. Где-то хватило простой чистки, где-то пришлось, по сути, создавать новый оклад. Так бабушка, педагог по образованию, самостоятельно, во многом интуитивно, освоила мастерство обряжения икон.
Конечно, без помощи в этом непростом деле было не обойтись. Ремонт и изготовление деревянных киотов взял на себя дедушка Павел Михайлович, который всегда и во всём поддерживал супругу, а Любовь Михайловна сосредоточилась на тонкой, требующей огромного терпения работе с фольгой. Сначала они обновили семейные реликвии, потом иконы начали приносить родственники, друзья и знакомые. Кто-то просил почистить старый оклад, кто-то оформить новые иконы — детям на брак, в подарок ко дню рождения и так далее.
Не всё золото
Мария рассказывает, что в 90-х годах в Почепе работали три фольгоуборщика. При этом передать своё мастерство, оставить последователей смогла только Любовь Михайловна Сухова. Для неё было очень важно, чтобы дело продолжало жить. Потому она не только обучала своих детей и внуков, но и охотно делилась опытом с чужими людьми.
— Мне было лет шесть, когда бабушка впервые доверила вырезать листочки из фольги для оклада. Было очень страшно испортить. Не верилось, что моя работа украсит икону. Но бабушка поддержала и действительно приклеила те листочки в раму. Это доверие во многом определило мою дальнейшую жизнь, помогло сформироваться характеру.
Так же терпеливо и внимательно Любовь Михайловна учила других людей. Помню, как у нас почти неделю жила женщина, кажется, из Унечского района. Она увидела икону с бабушкиным окладом в храме и очень захотела научиться создавать такую же красоту.
— Маша, что самое сложное в вашем деле?
— Думаю, работа со стариной. Несмотря на то что мы не трогаем красочный слой, а занимаемся исключительно окладом, любой старинный образ — это ответственная и во многом непредсказуемая задача. И каждый раз, вынимая грязное стекло из рамы, я до конца гадаю, что нас ждёт.
Самые распространённые спутники времени — пыль, закопчённая паутина, мухи, жуки-древоточцы. Последние, правда, проедая доску с тыльной стороны, как правило, лики оставляют невредимыми. Чудо или химия — не знаю. Но факт.
Что же касается украшений из фольги, здесь нас ждут не только загрязнения, но и коррозия, деформация, надрывы, утраты. Хорошо, если потерян небольшой фрагмент, а не вся одежда, которая закрывала голое дерево на недорогом образе. Эти иконы писали специально «под оклад»: из экономии средств выводили только лики, ноги и руки. В случае потери оклада образ в лучшем случае отправлялся подальше в шкаф. Восстановить утраченное убранство для такой иконы — это буквально вернуть её к жизни.
Фольга — дело тонкое
— Где ваша бабушка искала фольгу для окладов?
— Попадались заметки этнографа Ивана Голышева о том, какая фольга использовалась при создании окладов в конце 19 века: «белая, серебристая, жёлтая, золотистая, малиновая, зелёная, цветная, с вытесненными на ней цветами и травами». Бабушка моя работала с более прозаичным материалом — алюминиевой фольгой, которой закупоривали бутылки с молоком. Она была достаточно прочной, чтобы выдержать обработку, и достаточно гибкой, чтобы принимать и сохранять желаемую форму. Каждый раз, когда у нас заканчивался материал, бабушка говорила: «Видимо, всё…», — но снова и снова чудом находились люди, которые приносили фольгу, и работа продолжалась.
— А инструменты?
— Большую часть инструментов дедушка придумал сам. Шестерёнка от часов, вращающаяся на специальном креплении, прокладывает пунктирную линию нужной глубины. Шариком от подшипника с приваренной ручкой можно сделать объёмные гроздья винограда, а с помощью трубочек разного диаметра с заострёнными краями высечь лепестки цветов.
Самые первые оклады представляли собой просто ровный отрезок фольги с нанесённым орнаментом. Позже появились ажурные детали, и в дело пошли резаки — инструменты с деревянной ручкой и лезвием, ножи для карандашей и хирургические скальпели. У меня есть и советский, и современный скальпель, лёгкий, похожий на складной нож.
Кроме того, пользуюсь скульптурными стеками — они хорошо подошли для изображения складок на одежде. Старые стоматологические зонды оказались незаменимыми при наклеивании бисера и бусин. Как видите, инструментом может стать что угодно, даже обрезок трубы, который придаёт элементам выгнутую форму.
— Особый почерк вашей семьи — витиеватые, нарядные орнаменты. Эти узоры что-то означают? Как вы их придумываете?
— Конечно, существуют определённые традиции. К примеру, виноградную лозу чаще можно встретить в оформлении икон Спасителя как отсылку к Евангельским строкам. Мы стараемся учитывать такие моменты. Также обращаем внимание на орнаменты, которые использовал иконописец, чтобы не создавать диссонанс между образом и окладом. В чем-то опираемся на опыт предшественников.
Большую часть узоров, которыми я сейчас пользуюсь, рисовала ещё моя бабушка. Новые подсказывают книги по истории иконописи и орнамента, природа, окружающая действительность, будь то церковные купола или кружево брянских наличников.
Самое главное, все наши оклады — от начала и до конца ручная работа. Нет полностью одинаковых деталей, поэтому есть характер и душа.
Семейное волонтёрство
— Когда-то икона постоянно сопровождала человека: ею благословляли на брак, брали с собой в путь, передавали из поколения в поколение. Сегодня, несмотря на перемены в нашей жизни, как и века назад, многие люди стремятся сохранить старинные семейные образа. В чем главная причина?
— Всё зависит от людей, от семьи. Кто-то бережёт икону как предмет, который был дорог родителям как память о близких, как часть истории рода. Одна женщина принесла образ, почти полностью изъеденный древоточцами, закопанный её родственниками в песке и благодаря этому чудом переживший войну. Кто-то, помимо семейной темы, чувствует в иконе благодать, подходит к ней с искренней верой, раскрывает сердце, высказывает свои просьбы, горести и радости. Сколько всего впитывает образ за свою долгую жизнь… Неслучайно старинные иконы называют намоленными.
— Я знаю, что оформленные вашей семьей иконы есть не только в частных домах, но и в храмах города Почепа и Брянской области, а также в Курской области и Красноярском крае. Как ваша семья начала помогать церквям?
— Бабушка ходила на службы в Воскресенский собор, который открылся в 1990 году после долгих лет запустения. Там помогали по силам. Потом перебрались в церковь во имя преподобного Антония Римлянина. Она пустовала несколько десятилетий. Возобновлять работу храма пришлось молодому приезжему священнику — отцу Ростиславу Козаку.
Чтобы украсить пустующий храм, люди несли семейные иконы, которые, конечно, находились в разном состоянии. Работы было много. Дедушка хорошо чувствовал дерево и, помимо рам для икон, сделал на токарном станке большие напольные подсвечники. Такие же потом он выточил для храма Казанской иконы Божией Матери на своей малой родине — в селе Андросово Курской области.
Далее был перевод отца Ростислава в Ильинский храм. И все повторилось.
Материалами иногда помогали местные предприниматели: дерево, стекло, оргалит — это всё в целом выходило недёшево. Но, по большей части, в ход шёл свой материал, закупали что-то на деньги с пенсий. При этом за работу ничего не брали.
— Расскажите про самую ценную для вас икону, с которой пришлось работать?
— Это икона моей прабабушки «Архангел Гавриил и великомученица Параскева Пятница». Обычно их не изображают вместе, но случается, что для конкретной семьи иконописца просят разместить на доске несколько образов. Сложно было подойти к иконе. «Одежда» из фольги не сохранилась, а под ней не было ничего, кроме ликов и лёгких контуров. Тогда ризы пришлось заказывать у другого мастера, сейчас справляюсь сама. Чтобы научиться этому, брала уроки у профессионального художника Ирины Грабор.
— Что для вас лично в этом ремесле самое большое удовольствие?
— Гармония. Я росла в почепском Воскресенском соборе. Это жемчужина! Проект храма, по одной версии, разработал Ринальди, по другой — Валлен-Деламот. Двухъярусный иконостас выполнен по рисунку Растрелли. Тонкое переплетение яркого барокко и сдержанного классицизма. Мы ходили туда детьми и впитывали эти формы, узоры, завитки. Учились чувствовать.
Знаете, когда видишь на контрасте с этой торжественной красотой что-то поломанное или грязное, хочется навести порядок, восстановить гармонию.
Когда бабушка уходила, я пообещала, что завершу то, что она начала. До сих пор доделываю. Эта работа греет душу. Когда видишь, как люди, стоя у икон, находят утешение, внутренний покой — это очень поддерживает. В нашем мире и так слишком много сложного, страшного, поломанного.
И если есть возможность хоть где-то навести порядок, сделать красиво, я буду продолжать этим заниматься.
Комментарии
Людмила 19.02.2023 19:40:51
Мария, Вы делаете то, что другим не под силу. Спасибо Вам огромное! Я бы хотела к Вам обратиться за помощью, но не знаю, как Вас найти.
Елена Курсакова 25.10.2022 00:16:02
Маша, так неожиданно и радостно! Хорошо найти себя в светлом деле, тем более продолжить дело своей семьи. Как нужны сейчас такие люди, как ты, Машенька, несущие свет, добро, веру, надежду, любовь! Здорово получается у тебя. Продолжай творить и нести прекрасное в мир. Божьей помощи тебе
Валентина Ильина 12.07.2022 13:44:05
Маша, как важно , что в тебе зародилась это назначение. Крайне редко кому это под силу. Ты светлый, чистый человек. С тобой хочется общаться, делиться, довериться. Ты всегда готова прийти на помощь.
Я люблю тебя Маша.
Источник: tema32.ru