Нагрудник украшение что такое

Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде. Нагрудники надевали на платье (күлдәк) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты.

16 марта в центральной библиотеке прошел мастер-класс «Стилизованный нагрудник», в рамках клуба «Библиотека рукоделия».
В начале мероприятия руководитель клуба Абубакирова З.М. поприветствовала участников мероприятия и рассказала о происхождении, истории башкирских женских нагрудников.

Мастер-класс провела участница клуба Рямова Эльмира Юмагалеевна – искусная рукодельница, участница республиканских конкурсов и форумов. На предложение провести такое мероприятие Эльмира Юмагалеевна с радостью согласилась.
В первую очередь она поделилась секретами изготовления одного из самых ярких украшений женского башкирского костюма – нагрудника. Рассказала о видах нагрудников, о разных способах пришивания бисера, о видах и смысловом значении этого элемента одежды для девушек и женщин показала участницам встречи готовый башкирский нагрудник.

Мастер-класс по изготовлению башкирского национального женского украшения-нагрудника

Во второй части мероприятия мастерицы приступили к созданию нагрудника: вырезали ткани по шаблону, крепили, пришивали. В ходе мероприятия делились своими секретами изготовления нагрудника. К концу мероприятия участницы смогли изготовить основу нагрудника.
Каждый участник научился азам рукоделия и полезно провел два творческих часа.

Башкирское украшение-нагрудник

Полезные ссылки

Источник: zaincbs.ru

Татарское нагрудное украшение – изү

Изү, изготовленные мастерами ателье «Buro Banu» (Бюро Бану)

Изү – матерчатый нагрудник, имеющий четырехугольную форму с закругленными нижними углами, крепящийся к груди при помощи завязок. Татарские женщины носили нагрудники, чтобы скрыть грудной разрез платья. Изү украшался полосками позумента, красивых тканей, разноцветных лент, а также монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д. Нагрудники данного типа не имеют аналогов у других народов региона, за исключением башкир.

Читайте также:
Украшение с подсветкой своими руками

Ключевые слова
Форма бытования ОНКН
Восстановленная
Место бытования
Республика Татарстан

  • Арский
  • Атнинский
  • Зеленодольский
  • Кукморский
  • Новошешминский
  • Сабинский
  • Тюлячинский

д. Новый Ашыт, д. Ташкичу Арского района, д. Большой Кукмор Кукморского района , д. Баландыш Тюлячинского района, д. Верхние Шитцы Сабинского района, г. Зеленодольск, г. Казань, Атнинский район , Новошешминский район

Конфессиональная принадлежность
Этническая принадлежность

Развернутое описание ОНКН

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Традиционно глубокий разрез на груди женской рубахи татарок функционально предполагал наличие массивного украшения, прикрывающего этот разрез. У татарок существовали самые разнообразные типы таких украшений. Особого внимания среди них заслуживают украшения на матерчатой основе – нагрудники. Они представляют собой отрезок мягкой, чаще фабричной ткани от 20х30 см до 25х40 см прямоугольной формы с трапециевидной верхней частью.

типы татарских верхних нагрудников

Все многообразие типов и вариантов татарских верхних нагрудников в целом сводится к четырем группам украшений, различающихся между собой. Первую группу нагрудников «түшлек» объединяет общий характер основы, чешуеобразная зашивка монетами (редко – одним рядом пуговиц в верхней части нагрудника), сочетание монет с бусами, бисером, раковинами. С лицевой стороны нагрудник покрыт черной, реже – красной материей. По форме основы такие нагрудники встречаются двух вариантов: 1) прямоугольные, с закругленными нижними углами; 2) прямоугольные, без закруглений [10, С. 44].

Эти нагрудники характерны для большинства народов Поволжья и Приуралья, но в том или ином виде сохраняют для каждого народа своеобразные особенности в расцветке, характере отделки основы и орнаментации. Близкие по форме и оформлению монетами нагрудники встречаются у сергачских мишарей (көмеш күкрәк), башкир (һакал), чувашей (ама), восточных марийцев (налме мел), казахов (алма), киргизов (ала тамак) [10, С. 45].

Читайте также:
Выгодно ли делать украшения своими руками на продажу

По мнению С.В. Сусловой, этот круг татарских нагрудников, как и подобные украшения других народов региона, формировался на основе финно-угорских традиций [9, С. 141]. Подобное украшение у казанских татар упоминается уже в XVIII в. у И.Г. Георги [3, С. 13], позднее у М. Лаптева [5, С. 217], А.Ф. Риттиха [8, С. 20-21].

Вторая группа — полуовальные нагрудники «алныча», орнаментированные золотным шитьем. Данный тип нагрудников связан с этническими традициями татар-мишарей Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний (южная кузнецко-хвалынская группа мишарей).

Центральным орнаментальным мотивом вышивки является шести- или восьмиконечная розетка. Лучи розетки иногда раздваиваются, образуя листовидные отростки, либо закручиваются вокруг центральной точки. Лучи, проходящие через центр круга, образуют мотив «вихревой розетки», имитирующий солнце. По всей видимости, этот древний солярный знак, который выполнял функции оберега [11, С. 107].

В некоторых случаях солярный знак в середине композиции заменялся мотивом веточки с большим количеством листьев и цветов. Сама веточка и ее листья все так же закручивались относительно центра. Эта вариация широко распространена в татарском золотном шитье [12, С. 172].

Трет ья группа нагрудников « яга»/«яка» характерны для татар Зауралья и башкир. Эти нагрудники сплошь зашивались сеткой из кораллов или подделкой под них, нередко украшались и подвесками из нитей кораллов (коралловой бахромой). Монеты или металлические бляхи не являются здесь основным декоративным элементом оформления основы, в отличие от первой группы нагрудников [9, С. 141].

татарский верхний нагрудник — изү

И, наконец, четвёртая группа нагрудников «из ү » , которая представляет особый интерес. Нагрудники данного типа не имеют аналогов у других народов, за исключением башкир. По мнению С.В. Сусловой, изү можно рассматривать как «этноспецифический элемент культуры татар Поволжья и Приуралья, не характерный в целом для народов региона» [9, С. 139].

Из ү имеет четырехугольную форму с закругленными нижними углами. На него нашивались ряды позумента или разноцветных лент. Край изү часто обшивался рюшем из цветной ткани. Подобный нагрудник украшался монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д. Количество и типы нашиваемых мелких украшений были очень разнообразны и зависели от личного вкуса владелицы.

Читайте также:
Стоит ли дарить украшения

По мнению ряда исследователей, происхождение данного типа нагрудника связано с традицией предков разных народов украшать вышивкой грудной разрез, рукава, подол белых домотканых платьев- рубах [10, С. 44] . В XIX веке белый холст перестали использовать для пошива платья. Его заменили цветная пестрядь, а затем ситец.

На таких ярких по тональности женских рубахах вышитый орнамент, располагавшийся ранее вдоль грудного разреза, имевший кроме эстетического и охранительный характер, стал незаметен. Поэтому он был заменен тканевой аппликацией на груди, а со временем – и самостоятельным нагрудником «изү», первоначально не являющийся съемным элементом [4, С. 66].

В этом случае мы наблюдаем процесс перехода отрезка ткани, несущего функцию защиты груди и связанного с грудным разрезом рубашки, в особое нагрудное украшение. Превращаясь в украшение, нагрудники богато украшались позументами и крупными серебрянными монетами или рядами серебряных монет и кораллов. Для основы нагрудника использовали бархат [2, С. 90]. Стоит отметить, что у казанских татар одно и то же название «изү» сохранялось как за нашитыми вокруг грудного разреза платья (күлмәк) тканевой аппликацией, так и за особым, одеваемым на грудь украшением [2, С. 90].

Н.И. Воробьев, описавший за отсутствием данных только один тип нагрудников — «изү», связывал распростронение его у татар с соседними финскими народностями края, у которых принято было украшать грудь рубахи вышивкой [1, С. 301]. Однако, как мы отметили раньше, разрез рубахи украшали вышивкой не только финны, но и татары [6, С. 91], башкиры [7, С. 98; 13, С. 155]. «Богатая татарка вышивает оное (күлмәк) на груди, где оно и застегивается» [3, С. 13], — писал И.Г. Георги.

По мнению С.В. Сусловой, «изү» казанских татар был обязательным украшением для женщин всех возрастов (молодых и пожилых), так как был тесно связан с женской рубахой с разрезом на груди и по сути являлся ее составной частью [10, С. 80]. Необходимо отметить и тот факт, который описывал еще Н.И.

Читайте также:
Не могу вставить украшение в пупок

Воробьев: «Носят (нагрудники – прим. авт.) только замужние женщины, а девушки не носят их совершенно. В некоторых местах его не носят и старухи, но далеко не везде» [1, С. 244-245]. Как отмечает Р.Г. Мухамедова, религиозно-магическая функция нагрудника связана с необходимостью сокрытия груди кормящей женщины от недоброго постороннего глаза.

По мнению ученого, основные орнаментальные мотивы и приемы декоративно-художественного оформления нагрудника – солярные знаки, аппликация из лоскутов разноцветной ткани представляются древними, языческими символами, связанными с проявлением культового порядка [11, С. 106-107]. Таким образом, можем утверждать, что изү является элементом комплекса одежды замужней женщины.

И зү никогда не носили поверх, например, фартука (алъяпкыч) или верхней одежды («камзол», « кесәбикә » и т.д.), тогда как монетные нагрудники других этнических групп татар (в частности, кряшен) и других народов одевались поверх фартука и даже легкой верхней одежды типа « җилән » [10, С. 80] . Как известно, с распространением рубах, которые имели приполок и плотно застегивались на груди, нагрудники все больше теряли свое значение. В конце XIX — в начале ХХ в. подобные элементы костюма, как нагрудники, из быта самих казанских татар практически вышли [9, С. 139]. По сведениям Р.Г. Мухамедовой такие нагрудники единично встречались в комплексе нижней одежды женщин старшего поколения вплоть до середины ХХ в. [11, С. 107-108]

Источник: tatcultresurs.ru

Башкирские национальные нагрудники
презентация

Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. В нагруднике как украшении заложена глубокая философия башкирской мифологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлbashkirskie_natsionalnye_nagrudniki.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

БАШКИРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУДНИКИ мбДОУ БДС №50 Масягутова гульназ хакимьяновна

Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и В повседневной одежде . Нагруднике как украшении заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы, и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.

Читайте также:
Украшение елки в домашних условиях

Композиционное строение и цвет орнамента Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета . Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета .

Нагрудники надевали на платье ( күлдәк ) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока, — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты. Тяжёлые нагрудники — весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины.

Назывались нагрудники по-разному: селтәр , саҡал , һаҡал , яға , муйынса , башкиҙеү , алмиҙеү и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...