Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. В нагруднике, как украшении, заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.
Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли поместить ракушку — ҡортбаш, что означало «глаз дракона» — оберег от злых духов. Полукруги из коралловых нитей были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.
Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.
Мастер класс по изготовлению женского нагрудного украшения «Сэлтер»
Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде — сообщает Башкирская энциклопедия. Нагрудники надевали на платье (күлдәк) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты. Тяжёлые нагрудники — весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины. Украшением девичьего костюма в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей.
Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Несмотря на дороговизну нагрудников — некоторые из них в конце XIX века приравнивались по стоимости лошади или коровы — они были многочисленны еще в начале прошлого века. Многие оказались в музейных фондах.
Назывались нагрудники по-разному: селтәр, саҡал, һаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.
На талии нагрудник придерживался поясом. Он зашивался мелкими монетами, бляхами, кораллами, раковинами-каури. Как и на нагруднике, к наспиннику прикреплялась коралловая сетка с бахромой. Завершался наспинник тремя язычками, покрытыми перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, монетками. С нагрудником это украшение соединялось лямками, с которых спускалось коралловое оплечье с бахромой.
Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны со вставками из синего, красного, зеленого стекла.
Большое внимание уделялось поясу нагрудника. Его узорно прострачивали, вышивали серебряной нитью, украшали аппликацией из разноцветных уголков, расположенных рядами вдоль пояса.
Мастер-класс по изготовлению башкирского национального женского украшения-нагрудника
Центральное поле делилось на две части горизонтальной коралловой полосой.
Нижняя часть была покрыта монетами и круглыми бляхами. Верх зашивался в определенном порядке кораллами. Между снизками оставлялось место для подвесок из крупных монет, сердоликовых пластин, перламутровых кружков. Обязательными были две крупные бляхи, прикрепленные симметрично с обеих сторон груди. Кораллами обводился пришивной воротник-ожерелье.
Длина нагрудников могла быть разной: доходить до пояса или же, напротив, едва прикрывать нагрудный вырез на платье (20 см в длину).
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
Дюртюлинский историко-краеведческий музей
г. Дюртюли, ул. Р. Мусина, 64
Справки по тел.: 8-919-600-35-16, 2-27-87
Источник: nashural.ru
Нагрудное украшение башкирских женщин как называется
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке
- Главная
- Список секций
- Краеведение
- Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»
Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»
Хайретдинова А.А. 1
1 МОБУ СОШ с. Чесноковка Уфимского района
Климина Т.И. 1
1 МОБУ СОШ с. Чесноковка Уфимского района
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Прошлым летом я с мамой ездила на гала — концерт «Баик», и там на девушках заметила необычные, красивые украшения. Оказывается, эти украшения сейчас очень модно носить и любая девушка может сделать их сама. И мне стало интересно, из чего и как они сделаны. Я попросила маму помочь мне в изготовлении такого украшения. Мы стали искать материалы.
Очень полезной оказалась книга С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда».
Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.
Задачи исследования:
— изучение происхождения нагрудных украшений башкир;
— изучение современных тенденций моды в изделиях;
— прорисовка эскизов изделий;
— разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;
Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.
Объект использования: Селт ә р.
Предмет исследования: Нагрудники.
Методы исследования:
1. Поисковый (сбор, анализ) материала;
2. Изучение теоретического материала;
4. Анализ полученных материалов.
Из истории башкирских нагрудных украшений
Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)
Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно — составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы.
В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
Башкирский орнамент
Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.
Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.
2.1 Композиционное строение и цвет орнамента
Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый.
Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже — белый цвет холста. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов [2].
Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).
Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».
Чёрный – цвет земли и плодородия.
C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)
Особенности национального башкирского костюма
Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.
При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы [ 4 ] .
Атрибуты одежды башкирских женщин
В редкие вечерние минуты отдыха у домашнего очага башкирская женщина чувствовала себя менее занятой, тогда красота и гармония, мир и покой, царившие в природе, вдохновляли ее на рукоделие. Многочисленные предметы, окружающие ее домочадцев в повседневной жизни и традиционный костюм — все это говорит о художественном вкусе и таланте простой труженицы. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. (Приложение 4)
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс).
Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью.
Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал.
Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)
3.Выполнение творческой работы
Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.
Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.
Техника выполнения:вышивка бисером.
3.1 Технологическая карта:
— Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );
— Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);
— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);
— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);
— Моя работа (Рисунок 8).
4. Экологическая оценка
При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.
4.1 Оценка качества и сложности проекта
Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.
4.2 Экономический расчет
Источник: school-science.ru
Башкирские национальные украшения
Традиционные башкирские национальные украшения служили для башкир талисманами, оберегами, а также показывали к какому роду относилась женщина и статус семьи.
К женским ювелирным украшениям и украшениям одежды относились подвески, колье нагрудники, браслеты, запястья из коралла, серьги и сулпы парные украшения в виде серебряных или медных подвесок.
В разных этнографических группах башкирские украшения отличались по названиям, формам, размерам, количеству нашивок, их соотношениям и расположениям на ткани в виде различных узоров.
Башкиры для создания украшений использовали такие материалы как серебряные и медные монеты, бисер и морские раковины, кораллы, янтарь, сердолик, обработанное стекло и др.
Нагрудные башкирские украшения
К женским нагрудным украшениям относятся нагрудники, перевязи и ожерелья. Их надевают на платья или камзол. Нагрудники сшивались из плотной ткани-основы и тонкой красной ткани. На неё нашивали кораллы, бисер, монеты, раковины-каури, цепочки в виде разнообразных узоров и сетки.
Нагрудник юго-восточных и южных башкир (селтәр) отличался массивной вытянутой формой и широким пришивным поясом, поддерживавшим башкирское украшение. В его верхней части выкладывался плотный узор из кораллов в виде кругов и полукружий, по краям нашивали монеты, средняя часть по уровню талии — монетами в несколько горизонтальных рядов, нижняя состояла из коралловой сетки, которая заканчивалась коралловой бахромой.
У зауральских башкир (яға) нагрудник имел форму трапеции, его края нашивали рядами монеты, кораллы, средняя часть нагрудника оплеталась сеткой из кораллов, монетами, сулпами и подвесками из нашитых на тесьму (бау) крупных монет и блях; иногда его носили с наспинником(иңһәлек), скрепив их на плечах перемычками.
Нагрудник северо-восточных башкир (муйынса) был небольших размеров, на ткани обшивали монетами узором в виде чешуи, иногданашивалась бусинами, и изредка кораллами.
Нагрудник юго-западных башкир (һаҡал) имел немного вытянутой, полуовальной формы, возле шеи пришивается круглый “воротничок”, насреднюю часть нашивали крупные монеты, бляхи, подвески, пронизки, края нашивались полосой из крупных кораллов.
У северных и северо-западных башкир нагрудное украшение называлась перевязь (әмәйлек, дәүәт, хәситә) с левого плеча под правую руку, трёхъярусные ожерелья из кольчатых цепочек, нашитые медальонами и монетами (һырға), съёмныеи воротники с длинными звенящими подвесками (яға сылбыры), тесёмки с 1-2 рядами крупных монет (муйын тәңкәһе), бусы из янтаря (гәрәбә муйынсаҡ). Тяжёлые нагрудники с большим количеством монет и кораллов в основном носили замужние женщины. Девушки носили ожерелья из сплетённых коралловых нитей, иногда дополняли тонкими цепочками (мәрйен муйынсаҡ и др.). В числе наиболее распространенных нагрудных украшений были бусы из полудрагоценных камней, луновидные украшения с позументом и монетами (һаҡалтай) и др.
К украшениям одежды относились также каптырма (серебряное украшение в виде застёжки-пряжки с бляхами, крючком, подвесками), пояса с металлическим набором.
Накосные башкирские украшения
Женщины украшали свои косы накосниками и косоплётками.
Косоплётки (ҡаралыҡ) состояли из тесьмы или шнуров, сплетённых из шерстяных нитей или конского волоса с разноцветными кистями на концах. К косоплеткам также пришивали звенящие подвески (сылтыраҡ, сулпы), монеты (һумлыҡ), бетеу..
В качестве затылочных украшений использовались большие бляхи (өлфөйә, өрфөйә), имевшие с внутренней стороны ушко для продёргивания косоплётки. В южных и восточных районах Башкортостана были распространены затылочные украшения (елкәлек) полуовальной, треугольнойили прямоугольной формы из кожаной или тканевой основы, обшитой кораллами, бисером, монетами, узор на некоторых из них имитировал лицо человека. Их носили с накосниками из бус (сәсмәү), косоплётками из узорной тесьмы с нашитыми в ряд монетами на концах (сәс үрмесе, сәс үргес).
В северных, западных и центральных районах в качестве накосных украшений широко использовались сулпы. В северо и юго-западных районахбыли распространены накосные украшения в виде полосы ткани (сәсҡап, арҡалыҡ) с нашитыми в 2 ряда серебрянными монетами и бляхой со вставкой из полудрагоценных камней в верхней части, сулпы в нижней. Местами это украшение постепенно трансформировалось в наспинное и стало носиться в комплексе с нагрудным украшением сакал (һаҡал). Позднее получили распространение затылочные украшения в виде бляхи (көмбәҙ) со вставками из полудрагоценных камней. Также женским налобным башкирским украшением является Хараус, который представляетсобой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитую полосками ткани красного или коричневого цвета.
Источник: www.livemaster.ru