Нагрудное украшение у чувашей как называется

Чуваши – народ тюркской языковой группы, проживающий в Поволжье: в Чувашской республике, Татарстане, Башкортостане, в Самарской и Ульяновской областях. Этот небольшой по российским меркам народ бережно хранит свои традиции. Чувашский народный костюм – национальное достояние! Некоторые образцы нарядов сохранились с XVIII века! Бабушкины и дедушкины наряды надеваются по большим национальным праздникам и являются предметами гордости владельцев.

Тёплая одежда

Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.

ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!

Одежда для девочек

По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.

Головные уборы

Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.

Необычный тюркский народ. Чуваши.

Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

мужской чувашский костюм

Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Тёплая одежда

Мужской «демисезонной» одеждой были холщевые, суконные кафтаны или халаты. Зимой вместо полотняных надевали суконные штаны и овчинные шубы керек.

ВАЖНО. Богатые чуваши к шубам добавляли тулуп из чёрной овчины.

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

Свадебные наряды невесты и жениха

Особенно красивыми были свадебные наряды.

свадебные наряды чувашей

64 Чувашское нагрудное украшение

Женское свадебное одеяние с головным убором, ожерельями, нагрудными украшениями, браслетами, подвесками, кольцами весило около пуда (16 кг)! Поверх невесту накрывали белым покрывалом перкенчек с ритуальной вышивкой. В процессе свадебного обряда невесте девичий головной убор меняли на женский.

Читайте также:
Волшебный лист который остался на дереве зимой и украшение его

Жених одевался в расшитую рубаху, кафтан с поясом синего или зелёного цвета, сапоги и меховую шапку с монетой впереди.

ВАЖНО. Особым предметом был платок, который жених носил на плечах с момента успешного сватовства до самой свадьбы. Платок вышивала девушка заранее, а отдавала жениху. Это означало, что она согласна выйти замуж.

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.

Анатри

анатри

Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление.

Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.

Анат-енчи

анат енчи

У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.

Вирьял

вирьялы

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей.

Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.

Источник: tkaner.com

Роль нагрудных украшений в чувашском народном костюме

Цель: рассказать о чувашских нагрудных украшениях и их роли в чувашском народном костюме.
Задачи:
1. Рассказать о видах чувашских нагрудных украшений
2. Рассказать об их происхождении
3. Показать чувашские нагрудные украшения

Введение
Виды чувашских украшений
Нагрудные украшения
— Ама
— Шўлкеме
— Тевет
— Çуха
Материалы для изготовления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет Художественного и Музыкального Образования

Роль нагрудных украшений в чувашском народном костюме

Выполнила: студентка 3 курса

гр. А-1 Черендеева Виктория

доцент кафедры Пайдуков А.В.

Виды чувашских украшений

Материалы для изготовления

С глубокой древности люди носят украшения, придавая им разный смысл. Они необыкновенно разнообразны по материалу, видам, способам ношения. У каждого народа формировался комплекс оригинальных украшений. Чувашские народные украшения запоминаются с первого раза. Они имеют древнее происхождение, богатую символику.

Читайте также:
Как вырастить камни для украшений

УКРАШЕНИЯ – предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчёркивают половозрастной и социальный статус человека.

Выполняются из твёрдых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, они связаны с фигурой человека и являются съёмными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела. По сравнению с вышитым орнаментом украшения считаются более ранними по происхождению, для их изготовления не требовалось обрабатывать кожу или ткани, работать с иглой и нитью. Для древнейших украшений применяли камни, кости, раковины, дерево, бисер, бусы и т.п.

У чуваш они были распространены повсеместно. При этом почти во всех этнографических и территориальных группах сохранилась единая терминология, что говорит о древности происхождения этих принадлежностей костюма народного. Лишь на рубеже 19–20 вв. в связи с развитием культурного взаимодействия с соседними народами в условиях диаспорного расселения в украшениях стали проявляться некоторые различия в стилистике, материалах и терминах.

Цель: рассказать о чувашских нагрудных украшениях и их роли в чувашском народном костюме.

  1. Рассказать о видах чувашских нагрудных украшений
  2. Рассказать об их происхождении
  3. Показать чувашские нагрудные украшения

Виды чувашских украшений.

Все чувашские народные украшения можно разделить на несколько групп: наушные, накосные, нагрудные, наспинные, поясные, наручные. На кожаные и тканые основы украшений нашивался бисер, бусы, тесьма, раковины, монеты, металлические узоры, использовалась вышивка, бахрома.

В одном ряду с хушпу и тухья (головные уборы) находятся женские и девичьи нагрудные украшения из серебра и бисера -шулкеме и ама.

1. Ама — основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.

Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка.

2. Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди — украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами — сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв.

Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.

3. Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну.

Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры — изображения светил, очертания гор, деревьев.

Читайте также:
Новогодние украшения в комнату своими руками легкие в стиле американском

4. Девушки носили шейные ожерелья Çуха, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Çуха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Материалы для изготовления

Чувашские украшения являются довольно сложными по форме, трудоемкими в изготовлении. Почти всегда для них применялись редкие, дорогие материалы и элементы, каждый из которых считался носителем магических сил.

В 18-19 вв. использовались мелкие металлические элементы (трубки, кольца, спирали, булавки-иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока), а также раковины каури хуртпуççи, стеклянные бусы, бисер. Роль серебряных монет — от мелкой овальной «копейки» нухрат до крупных рублей и «талеров» — в формировании общего образа усилилась лишь с 18 в., с началом их массовой чеканки в России. Широко использовались более дешевые имитации монет из олова и жести, бляшки, жетоны из латуни и никеля. Золотые монеты у чувашей не применялись.

В изготовлении украшений активное участие принимали мужчины-ювелиры, они изготавливали каркас убора, просверливали отверстия в монетах, украшали инкрустацией основные детали принадлежностей одежды. Применяя простые приемы, мастера добивались сложного сочетания форм, линий, игры, света и цвета. В украшениях нарядов до сих пор встречаются оловянные и серебряные нухратки, монеты времен Золотой Орды, русские алтыны, гривенники, медные деньги, полтины, рубли, серебряные монеты первых лет Советской власти.

Вспомогательными материалы для изготовления чувашских украшений были продукты животноводства и земледелия — кожа сăран, плотный ), солдатские пуговицы, а также небольшие ремесленные украшения татарских и русских мастеров.

Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, бытовали и в 20 в. Подлинные украшения частично утеряны из-за изменений социально-экономических и духовно-нравственных условий жизни народа. Тем не менее, они продолжают сохраняться в народной среде, собираются, исследуются и популяризируются музеями не только Чувашии, но и России. Значительную роль в осознании места украшений в мировом и чувашском этнокультурном наследии играют труды А.А. Трофимова и др. учёных.

В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Сельские мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.

Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Бытовая культура чувашей (материалы к историко-этнографическому атласу). — Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1985.

Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Искусство. Избранные труды. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005.

Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.

Источник: www.yaneuch.ru

Нагрудное украшение у чувашей как называется

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888г.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888 г.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Читайте также:
Украшение из зеркал на стену своими руками

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе
Женские одеяния

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Девичья рубаха, узор кĕске и вышитый передник

Девичья рубаха (г. Шумерля), узор кĕске и вышитый передник чĕрçитти

Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Чувашская нагрудная вышивка

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы.

Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Старинные фотографии чувашских детей и вышивальшицы

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд
Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица, деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Мужские одеяния

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Чувашский праздничный мужской наряд

Чувашский праздничный мужской наряд

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Читайте также:
Чем можно заменить смолу для изготовления украшений

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья — девичий головной убор

Тухья — девичий головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Хушпу — женский головной убор

Хушпу — женский головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

Чувашские лапти

Как выглядит современная чувашская одежда

В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т.п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.

Чувашские девушки в нарядах

В Чебоксарах производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Специалисты изготавливает ее из разных материалов. Узоры, к примеру, вышивают мулине или шелком. Здесь покупают себе сценические наряды артисты чувашской эстрады, фольклорные коллективы, а также все те, кому нравятся чувашская культура и изделия с этническими мотивами.

Чувашские костюмы в «Паха тĕрĕ»

Вы собираетесь в Чебоксары и хотите привезти из города на Волге что-нибудь памятное и необычное? Современная одежда в национальном стиле — один из самых популярных сувениров, которые туристы привозят из Чувашии. Большим спросом пользуются коллекции текстильных компаний «Чебоксарский трикотаж» и Melado. Их изделия отличают интересные фасоны и наличие классического орнамента.

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

Источник: visitvolga.ru

Рейтинг
Загрузка ...