На праздники женщины всегда носили «ожерелки», «поддушники» и гайтаны — украшения на шею. Ожерелок — это ажурный воротник из бисера и бусин, он плотно прилегал к шее и свисал на грудь. Поддушники напоминали тонкие галстуки, а гайтаны представляли собой цепочки из разноцветного бисера.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы.
ГКУСО ВО «Муромский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Женское нагрудное украшение –
Сутягина Марина Николаевна
д олжность: воспитатель
1. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
Мастер-класс по изготовлению брошки.
А какие наряды надевали в праздники?
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями , которых, как правило, не было в повседневной одежде.
На праздники женщины всегда носили « ожерелки », « поддушники » и гайтаны — украшения на шею. Ожерелок — это ажурный воротник из бисера и бусин, он плотно прилегал к шее и свисал на грудь. Поддушники напоминали тонкие галстуки, а гайтаны представляли собой цепочки из разноцветного бисера.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы .
2. Т ема украшений ру сской национальной одежды нас с воспитанниками очень заинтересовала , и мы решили узнать об этом поподробнее.
Этапы работы :
* Изучение нового элемента костюма .
* Определение цел ей и задач.
* Сбор материалов по теме проекта.
* Создание эскиза .
* Изготовление украшения .
Цели наш ей работы:
* Узнать подробнее о б украшениях женского народного к остюма.
* Создать украшение для русского национального костюма .
Задачи:
* Собрать материал о б украшениях русского народного костюма женщины.
* Выяснить, какие материалы, цвет, узоры пр именяли для изготовления украшения .
Гипотеза .
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.
Проблема.
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах и украшениях ? В чем их особенность ? Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?
Мастер-класс «Matur» по изготовлению башкирского нагрудного украшения
История развития украшений.
Во второй половине десятого века наблюдается преобладание украшений шеи, груди, плеч. Предпочтение отдавали стеклянным бусам, которые вместе с металл ическими подвесками оформлялись в виде ожерелья. Украшения из металла (пряжки, булавки — фибулы) имели форму подковы и скрепляли одежду на груди, шее, плече. Размер ы булавок (фибул) были большими.
С теклянные бусы, ожерелья, составленные порой из сотен бисеринок, могли иметь бисер значительных размеров (иногда до трех сантиметров в диаметре). Подобные украшения использовали по всеместно в течение 11 века.
Нагрудные украшения в древней Ро ссии были очень распространены. Же мчужное ожерелье ( ожерелко ) креп илось на широкой ленте. Середина ожерелья свисала свободно, украшение состояло из большого количества ниток жемчуга (иногда до 100 единиц). Шейное украшение ( наборошники ) могло быть из бисера, который крепился на ленте очень плотно (перлы, перлышки ). Стеклянные бусы носили вместе с серебряными цепочками и крестиками. Янтарные бусы использовали самостоятельно и в виде ожерелий.
В XIX веке были распространены «гайтаны» — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья , Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой.
Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, о жерелок , подшейник , подгорлок , ошейник, зажельник , разметка и т. п.
Ожерелок — женское нагрудное украшение. Термин в XIX — начале XX века обозначал д ва различных вида украшений.
1. Первое из них носилось крестьянками Скопинского уезда Рязанской губернии. Представляло собой узкую замкнутую полосу снизанного геометрическим узором разноцветного бисера, спускавшуюся на грудь. Полоса делалась в виде ленты одной ширины по всей длине или составлялась из мелких розеток.
2. Другим видом ожере лка являлось украшение, состоявшее из узкой полосы ткани на плотной основе, к нижнему краю которой крепилась снизанная геометрическим узором бисерная лента и подвески из бисера. Лицевая сторона ожере лка расшивалась бисером, блестками, пуговицами и оторачивалась оборкой из кружева или ткани. Ширина такого ожере лка достигала иногда 20 см. Этот вид украшения получил распространение почти во всех южнорусских губерниях и использовался в праздничном костюме как девушки так и женщины.
В Нижегородской губернии его носили девушки и молодые женщины. Он представлял собой полосу кумача или красного шёлка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стекл янных бус. Завязывались ожерелки лентами.
Символика цвета в русской традиционной культуре .
Цвет , всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обереговой традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагру зку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.
Красный цвет — символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.
В оберегов ой культуре этот цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (пр аздник – прославление жизни) .
В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).
Белый цвет — это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый , сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту по мыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка). В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.
Синий цвет — символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.
Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.
Чёрный цвет — имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти. Чер ный глаз – человек желающий зла. Черный ворон – символ смерти. Дума черная – плохие мысли.
В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный цвет символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).
Из истории о бисере…
Искусство изготовления изделий из бисера имеет многовековые традиции. Легенда гласит, что около 6 тысяч лет назад, финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло и возникло стеклоделие. А люди всегда любили украшать себя, вначале из стекла стали делать бусы, они становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – мелкие бусинки в форме цилиндра с закруг ленными краями . В России бисер стал очень популярным в 18 веке. На протяжении истории бисероплетение то входило в моду, то выходило из нее, переживало взлеты и падения. Мода на украшения из бисера вновь стала популярна.
Процесс изготовления ожерелка .
Желая быть н еповторимыми и оригинальными, женщины нередко дополняют свои наряды разнообразными украше ниями. Конечно, далеко не каждая может себе позволить дорогие украшения, однако добиться утонченности и законченности образа можно и с помощью других украшений. Сегодня огромное количество украшений создается из бисера и они являются очень популярными и в наше время. Поэтому я решил сплести ожерелок .
Многие наши воспитанники п ервый раз плести бисером попробовал и в нашем социально – реабилитационном центре. А зам этого увлекательного занятия ребята учились с удовольствием . Конечно, сейчас не составляет никакого труда купить разнообразную готовую бижутерию на каждый вкус и ц вет в магазине, но мы решили пробовать изготовить украшение своими руками . Это о чень интересно и увлекательно. И т акое украшение будет единственным и только у нас . Цвет бисера для украшений дети выбирали сами . С хемы для их изготовления брали из книг и интернета .
Для изготовления ожерелка понадобятся:
— полоса кумача 10×32 см;
— полоса плотной ткани 4×21см;
— полоса ткани (ситца с набивным рисунком) для подкладки 6×23 см;
— непрозрачный перламутровый бисер диаметром приблизительно 1,5 мм серебристо-серого или молочного цвета 100 гр.;
— 3 страза (1 — красный, 2 — синие) диаметром 1 см;
— 2 зелёные стеклянные пуговицы диаметром 1 см;
— приблизительно 60 перламутровых бусин светло-бежевого цвета;
Процесс изготовления ожерелка :
1. Полоса кумача складывается пополам, подгибается вовнутрь припуски на швы, в центральную часть вкладывается уплотняющая ткань, сшивается мелкими стежками через край. Это основа. В готовом виде она должна быть размером 4×30 см.
2. На центральной части украшения делается бисерный настил: пришиваются в несколько рядов низки бисера, каждая низка закрепляетс я через 2-3 бисерины на ткани.
3. Отдельно делаются 2 ряда фигурных цепочек и пришиваются по ве рхнему и нижнему краям основы.
4. Нашивается на готовый бисерный настил стразы и пуговицы, обшиваются бусинами, к аждая из которых закрепляется.
5. Делаются фигурные и простые цепочки из бисера и закрепляются на нижнем ряду фигурной цепочки, пришитой к основе. Н ачинать лучше всего из центра.
6. С изнанки пришивается под кладка.
7. По краям пришиваются ленты или завязки из ткани.
Изучив лит ературу по данной теме, мы узнал и истор ию появления украшений. Выяснил и , что они являются достаточно распространёнными в настоящее время, особенно украшения, сделанные своими рука ми. Работая над темой, наши воспитанники расширил и свои знания. Познакомились с видами украшений, нашли отличия украшений друг от друга. Узнал и новые способы изготовления украшений. В р езультате исследования мы будем делать шейное украше ние ожерелок .
У Зинаиды Митрофановны Торопчиной есть прекрасное стихотворение «Ода бисеру». (из книги Л. Божко «Изделия из бисера»)
Из бисера колье, сережки украсят женское лицо.
А вот – гердан , браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…
Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо – свет.
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.
И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну; к вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну откроют эти руки вам.
Список использованных источников.
Лукашова И.А. Бисер для начинающи
х. ООО «Проммастер»,2008 г.
Л.В., Свиридова А.А.,
Божко Л.А. Изделия из бисера. –
Источник: solncesvet.ru
Мастер-класс «Украшение нагрудное текстильное в технике «йо-йо»
Из обрезков ткани можно создать необыкновенно красивые вещи и это не только лоскутные покрывала и подушки. Из них можно сделать много цветочков йо-йо. Техника йо-йо в лоскутном шитье известна давно и имеет японские корни. Она основана на использовании самых мелких лоскутов ткани круглой или квадратной формы.
Ими можно украсить все, что угодно, или сшить какое-нибудь великолепие. Цветы йо-йо могут быть любого диаметра и фактуры, плоские или объемные, с декором и без него. К тому же рукотворные вещи хранят энергетику рук, придают изделию теплоту и мягкость.
Мы предлагаем вам сделать нагрудное украшение в этой технике. Его можно изготовить вместе с детьми и родителями. С помощью таких мастер-классов укрепляются детско-родительские отношения, повышается значимость и взрослого, и ребёнка.
Подбираем ткани трёх расцветок.
Выкраиваем из них лоскутные кружки диаметром 12 см — 3 кружка, 9 см — 3 кружка, 6 см -3 кружка. Всего 9 кружков.
Собираем лоскутные кружки в технике «йо-йо» швом «вперёд иголкой» по кругу.
Берём три кружка разных диаметров и соединяем их вместе, начиная с большого круга и заканчивая маленьким. Закрепляем иглой с ниткой все круги мелкими стежками по центру.
Сверху пришиваем бусину или пуговицу. Таким же образом собираем ещё два элемента украшения.
Берём три элемента и располагаем их по эскизу. Закрепляем булавками, а затем пришиваем друг с другом вместе.
Далее берём верёвочку нужной длины и пришиваем её с изнанки, с двух сторон, начиная с центра круга.
Текстильное нагрудное украшение готово.
Процесс создания украшения на мастер-классе.
Мастер-класс подготовили методисты: Золотарёва Светлана Леонидовна и Травникова Галина Геннадьевна.
Публикации по теме:
Мастер-класс «Украшение зала к 8 Марта» Здравствуйте, дорогие коллеги! Поздравляю всех вас с прошедшим праздником 8 Марта! Пролетели в суете новогодние праздники, праздник День.
Мастер-класс «Пасхальное интерьерное украшение «Гнездышко» Мастер класс пасхальное интерьерное украшение «Гнездышко» Через неделю светлый праздник Пасхи! Предлагаю вам проявить фантазию и сделать.
Мастер-класс «Ромашка». Украшение для площадке в детском саду Добрый день коллеги! Сегодня хочу вам рассказать как сделать «Ромашки» и украсить ими площадку в детском саду. Нам в детский сад привезли.
Мастер-класс «Украшение «Бабочка» Для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Цель: Создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности.
Мастер-класс «Украшение яиц к Пасхе» Детско -родительский мастер класс ‘украшение яиц к пасхе’. Праздник Пасхи любят как и дети, так и взрослые. Когда спрашиваешь детей, что.
Мастер-класс «Украшение новогоднего конька» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пусть отзовется искоркой тепла, Этот праздник славный в сердце каждом, Так, чтоб душа от счастья расцвела,.
Мастер-класс «Украшение пасхального яйца» воспитатель Бдоу МО Динского района Детский сад №29 Озерова Е. С. Уважаемые педагоги! Вот и приближается самый светлый праздник Великая.
Мастер-класс «Украшение участка цветами из пластиковых бутылок» Мастер-класс. «Украшение участка цветами из пластиковых бутылок.» Порой удивляешься, какие интересные и красивые вещи можно сделать из.
Мастер-класс «Весеннее украшение из бумаги» Чудесное время года — Весна. Весеннее оформление группы детского сада своими руками — процесс увлекательный и познавательный, способный.
Мастер-класс «Украшение стола к Пасхе «Пасхальный кролик» Украшение для салфеток «Пасхальный кролик» На праздник принято красиво сервировать стол, так почему бы к такому светлому дню, не сделать.
Источник: www.maam.ru
Нагрудное украшение
Нагрудное украшение ручной работы из бисера «Гайтан»Длина изделия 46 смШирина общая 5 смМатериалы: Чешский бисер Preciosa, Czech Beads, Вощеная нитьРучная работа.Авторская схема.Имеется в наличии, а также выполню на заказ, приблизительный повтор.*Высылаю в разные города РоссииСтоимость .
Длина изделия 46 смШирина общая 5 смМатериалы: Чешский бисер Preciosa, Czech Beads, Вощеная нитьРучная работа.Авторская схема.Имеется в наличии, а также выполню на заказ, приблизительный повтор.*Высылаю в разные города РоссииСтоимость изделия + Доставка.Самовывоз встреча по договоренности.*По всем .
Иногда у меня просят не сделать новый гайтан или ожерелок, а починить старый, купленный у бабушек в деревне. Тут я пользуюсь моментом и делаю подробныйе фотографии, внимательно разглядываю материалы. Это этнография, но поздняя. Белый, зеленый, желтый и вишневый бисер — пластик. Красный, .
Первый раз делала такой широкий гайтан — 6 см бисерная лента! подвеска 9,5 х 12 см!По образцу нагрудного украшения «Чеп» Орловской губернии Брянского уезда села Колтово. Конец XIX века Заказчица сегодня бы забрала свою красоту, да метель все планы спутала.
Уважаемые коллеги, рукодельницы, начинающие и опытные лоскутницы! 27-30 сентября в Москве состоится любимая нами выставка — «Формула Рукоделия». Да, как обычно, в 4 павильоне, в Сокольниках. Для чего и зачем мы ходим на «Формулу»? За креативом, за новыми идеями, за чувством свободы и .
Украшения якутов в древности отличались сложностью, многообразием и большим количеством элементов. Полный набор украшений женщины из серебра весил около 25 кг. Весь набор украшений + меховой национальный костюм одевали на невесту в день свадьбы. И наблюдали, как невеста сможет проходить в тяжелом .
Всем Завтра в моем магазине будет выложен большой кулон. Даже не кулон, я его называю нагрудное украшение — «Древо Жизни». Больше года эта идея созревала и вынашивалась где то у меня внутри. И вот наконец-то, в течении двух недель древо активно проросло, заставив отбросить .
Российский рубль
ВКонтакте Pinterest Одноклассники Показать больше
Источник: www.livemaster.ru