Накладное украшение на иконах это

Нет ни одного человека, который не ощущает великую силу древней деревянной иконы и не увлекается ее таинственной красотой. Особенностью старинной реликвии является наличие оклада или ризы. Оклад иконы — это декорирование способом накладывания металлического узора поверх рисунка. Почему же лики Святых обрамляли в ризы? В чем их Божественная суть?

История облачения окладом

Традиция облачать святыни в оклады появилась во различных странах. Никто достоверно не знает, когда впервые возникло данное явление. В России метод использования накладных украшений начал развиваться с XII века, перейдя в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. Российские православные реликвии отличались особой роскошью декоративных элементов, шиком дорогостоящих материалов.

Ранние ризы закрывали только фон изделия. Силуэт Святого было открыт для церковных прихожан. Позже стали оформлять хоругвь полностью, оставляя лишь лика и руки. На древних священных образах, имеющих рельефную текстуру, первоначально обнаружили наличие оформления ризами. Сразу обкладывали лишь мелкие, резные священные облики.

Со временем декорировать принялись и большие полотна в храмах.

Древнейшие образы, прославленные с XII века и дошедшие до наших дней:

Украшение иконы Божией Матери, именуемая Казанская

Спас на престоле
(«Спас Златая риза»)
1050-е – 1060-е гг.

Богоматерь Одигитрия
Двусторонняя икона
Середина – вторая половина XI в.

Апостолы Петр и Павел
1050-е – 1060-е гг.

Увидеть шедевры можно в городе Новгород. Уникальные реликвии хранятся в Софийском соборе. Также много других известных святынь с окладами находится в различных храмах, музеях по всему миру. С XX века одевание ризами утратило популярность, начало угасать.

Вклады: вознаграждение за чудеса

С древних времен существовала традиция одевать хоругвь вкладами. Вклады — это дорогостоящие украшения, которые крепили на священное изображение после чудодейственного влияния реликвии на жизнь человека. В храмах стояли большие деревянные изображения без живописной накладки. Люди верили в их великую и животворящую силу, молились о здоровье близких, удачи в делах грядущих, благополучии, благодати.

После исполнения желаемого, исцеления, в память о минувших событиях православные верующие старались отблагодарить Божественный образ. Храмовые святыни постепенно украшались прихожанами или за счет вложений богатых ктиторов. Особенно чтились Богородичные лики. На их обрамление выделяли колоссальное количество самоцветов, драгметаллов.

Икона Божией Матери Владимирская

Владимирская икона Богородицы в Успенском монастыре

Одними из наиболее дорогих творений стали образ Владимирской Божией Матери и Донская икона Божией Матери. Изделия были позолочены, венцы и поля выполнены из серебра, наряд обнизан натуральным жемчугом, впечатляли вставки из изумрудов, диамантов, сапфиров, рубинов. Изделия сверкали от драгоценностей, привлекали необычайной роскошью и красотой.

«Украшение иконы с помощью орнамента»

Непредсказуемый поступок совершила Екатерины II. В 1768 году императрица сделала роскошный подарок для скрашивания иконы Казанской Божией Матери. Она принесла в дар бриллиантовую корону.

Духовное значение ризы

Облачение образа в драгоценности было заимствовано от язычества. Пророк Исаия осуждал традицию украшения святынь, считая скверным использование дорогостоящих камней, металлов на священных реликвиях. Однако христиане верили, что традиция имеет религиозное значение. Сияющие элементы символизируют невещественный свет, исходящий от Святых. Каждый вид украшающих материалов имел особый смысл:

  • золотой орнамент — духовную благодать;
  • серебряные элементы — спасение души;
  • дорогие камни, жемчуг, разноцветные эмали — духовное богатство.

Христиане верят, что оклад — это не простая декоративная деталь на произведении искусства, а важнейший символ веры, очищения души, благодати.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе. Тихвинский Успенский монастырь

Читайте также:
Украшения для машины в стиле

Функциональность накладного орнамента

Конструкция могла быть цельной либо состоять из нескольких составляющих. Основные детали:

  1. венец, украшающий голову;
  2. коруна — верхняя часть венца, часто зубчатой формы;
  3. ценные запоны;
  4. подвески-рясны, кулоны;
  5. поля;
  6. фоновое наложение и другие компоненты.

Оклад имел не только духовный смысл, но и функциональное предназначение. Благодаря декоративным пластинам полотно меньше подвергалось воздействию влаги, перепадов температуры. Металлический орнамент предотвращал механические повреждения при касании молящихся к символу веры, поэтому много величайших произведений сохранилось до наших дней. Прочные пластины хорошо защищали творение на протяжении сотен лет.

Разновидности иконных окладовБасменный оклад иконы

Басма. Простейшим видом считается басменный оклад на иконе. Первые сведенья известны с XIV века. Выполнялась пластина из тонкого металла, предназначалась для одинаковых святынь, доступных бедному населению. Материал следовало наложить на матрицу.

Желаемый орнамент получали способом прокатывания, выбивания. Металлический декор применялся для недорогих образов массового потребления. Основные материалы — латунь, медь, жесть.

Оклад для иконы из ценных металлов. В качестве основы использовали золото, серебро. Позволить такую роскошь могли люди с хорошим достатком.

Вышивка ризы на икону

Шитые ризы из бисера, жемчуга. Жемчужная обнизь, как и бисерное шитье, выполнялось вручную, в течение длительного времени.

Дополнительно украшали драгоценными камнями, стеклянными вставками, накладными подвесками. Обратную сторону обивали бархатной тканью. Бархат выбирали только красных оттенков.

В современном мире вера человечества не угасает, и православные святыни остаются востребованными для многих семей. Важнейшие события родных и близких не обходятся без чудотворных образков.

С иконками родители благословляют жениха и невесту на счастливую совместную жизнь, проводят обряд крещения новорождённого, священную хоругвь берут с собой странствующие, когда едут в дальний путь. Огромным спросом пользуются иконы из янтаря. Солнечные камушки подчеркивают силу и величие изображения Святых. Янтарные вставки ярко сверкают, будто невещественное сияние чистой души.

Популярные товары Популярные товары Популярные товары

Источник: ukrburshtyn.com

Ризы для икон из серебра и меди

Риза – это накладное украшение на икону, которое покрывает всю иконную доску (шата, цата — в западных и южных областях России) и имеет некоторые вырезы, обычно, для рук и лица изображенного святого. Ризы выполняются из серебра или меди высшей пробы. Это один из древнейших видов русского прикладного искусства, такая технология использовалась еще много веков назад. На Руси такое искусство было очень востребованным, но в начале 20-го века оно пришло в упадок.

ризы для икон

Ранее использовались также золотые, латунные или жестяные ризы, они обшивались бисером или жемчугом, покрывались эмалью, их могли украшать камнями и цветными стеклами. Такие оклады встречаются на многих православных иконах, а также на некоторых католических.

Читайте также:
Украшения с шармами своими руками

Риза для икон имеют очень важное литургическое значение. Она символизирует исходящий от святого небесный, нематериальный свет. Священники проводят аналогию с Ковчегом Завета, который был обложен золотом.

Обычно, даже если икона была написана изначально под оклад, в ней тщательно прописывались все элементы одежды святого и другие детали. Это доказывает, что они являются символом раскрытия души. Если риза для иконы выполнена из серебра, она демонстрирует чистоту души, а оклад из золота божественную благодать. Оклады, украшенные жемчугом и камнями являются показателем богатства и многогранности души.

С точки зрения христианских традиций и ценностей, целью создания ризы является восстановления символа невещественного света, который исходит от лика святого.

Оклады могут быть полными, или же составными. Иконы не всегда украшали окладом сразу, достаточно часто он наращивался постепенно, так как материал был очень дорогим и требовал вкладов ктиторов. Драгоценные же символизировали память о давно минувшем, а также благодарность после каких-либо удачных событий.

Одним основным требованием всегда было высокое качество используемых материалов. В частности, если риза изготовлена из серебра, оно должно иметь наивысшую пробу. Например, риза для иконы Архангела Михаила выполняется из серебра и меди. Вес такого оклада около 200 грамм, при этом использовано серебро 925 пробы.

В продолжении лучших традиций иконных дел, наша мастерская изготавливает уникальные образцы на заказ православных икон: как резные деревянные, так и писанные на доске. По вашему желанию, иконы могут быть украшены окладами различного вида – как простых, из металла, так и с ювелирными украшениями. Наши изделия украсят не только монастыри и храмы, но будут подлинной жемчужиной вашего домашнего иконостаса.

Источник: vozdv.ru

Старинные иконы — описания святых образов

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство. Похожим образом создавались и панагии —небольшые образы Богоматери. Купить панагии можно перейдя по ссылке https://ladanshop.com.ua/g90166264-panagii.

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее.

В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Читайте также:
Сделать украшение снеговик своими руками

Как создавались иконы на Руси

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой.

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

Описание древних икон

Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.

Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Читайте также:
Украшения из тишью своими руками

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Икона – изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом – через Образ к Первообразу.

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт.

Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Читайте также:
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит что это

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным. Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Источник: iconopisanie.ru

Рейтинг
Загрузка ...