Наличники причелины лобовая доска полотенце это украшение

Вы замечали, что Наличники напоминают по своему внешнему виду и строению древнегреческие языческие храмы?

Почему? Потому что они имеют одну и ту же символику и несут один и тот же смысл.

Как вы думаете, что появилось раньше, русские деревянные избы с наличниками на окнах или греческие каменные храмы, выстроенные в дорическом ордере? Кто у кого «слизал» этот принцип? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сравните две детали, которые использовались в строительстве русских изб и языческих храмов. Одна деталь называется «курица».

Картинка из интернета.

Крыша была устроена так, что эта деталь несла довольно большую нагрузку. Так как избы строились без применения гвоздей, именно она держала на себе всю крышу.

Другая, абсолютно такая же деталь по форме и смыслу, находится под крышами языческих храмов и многих современных домов и называется «модульон». Эта деталь чисто декоративная и по сути, ничего не поддерживает.

Что важнее было для человека в строительстве, функциональность или декоративность? Что появилось раньше, «модульон» или «курица» (с яйцом-то уже всё понятно)? Что явилось примером для подражания?

Старые русские традиции забывать нельзя…

Когда я описывал строение Парфенона , я использовал музыкальное понятие «Октава», показывая, что в целом, Парфенон состоит, как бы, из семи уровней (ступеней, нот), но в этой «Октаве» содержится ещё два уровня, построенных по этому же принципу. Это также можно назвать и фрактальным принципом, когда целое имеет ту же форму, что и одна или более его частей. Видимо, так люди раньше представляли себе строение человека, Вселенной и, возможно, Бога.

В строении русских изб также заложен этот принцип. Изба — это Фрактал и олицетворяет человека. Она состоит из трёх основных частей и делится на семь уровней. Изба также имеет детали, которые, на первый взгляд, на несут никакой функциональной нагрузки, но без них и изба — не изба. Это Причелины , Полотенце , Конёк, Подзор (Лобовая доска) и Наличники.

Это и есть Фракталы избы.

Какой был смысл в изготовлении всех этих элементов? Для чего на них изображали различные символы? Подчинялись ли эти символы каким-то законам, правилам, определённому порядку? Несомненно! И это была их главная функция – олицетворять собой суть народной Веры и Путь человека к Богу (это как крестик на груди у христианина).

О Полотенцах и Причелинах я писал в статье, посвящённой Крыше , а в этой статье будем разбирать Наличники .

Наличники являются самым ярким и выделяющимся элементом в архитектуре русских строений. За ними более тщательно следили, ухаживали, красили, чинили и, видимо, поэтому они лучше всех прочих артефактов сохранили те законы и правила, по которым их изготавливали.

Давайте определим, какие обязательные детали имеют Наличники и насколько это связано с Семиступенчатым принципом и Орнаментом.

Для того, чтобы лучше понять и вникнуть в суть написанного ниже (я буду излагать довольно кратко), советую прочитать предыдущие статьи про Символы , Орнамент , Сказки , Алхимию , Архитектуру , Хоровод , Лабиринт , Курны и прочие артефакты древности, которые также демонстрируют принцип Семи Чар.

Полотенец — как элемент украшения фасада.

Возьмём для наглядности Орнамент из древнего города Урарту, сравним его с русским Орнаментом на тканых изделиях и найдём эти символы на Наличниках .

Читайте также:
Чем красить воду для ледяных украшений

Орнамент имеет семь уровней, которые интерпретируются очень просто.

Первый уровень — «Человечки» (Тело), второй — «Волны и столбы» (Род, М. и Ж.), третий — «Работа» (сбор Плодов с Древа Жизни), четвёртый — «Центр и Зеркальное отражение», пятый — «Труд» (сбор Плодов с Древа Жизни), шестой — «Пирамида» (Смерть), седьмой — «Человечки с Перьями на голове» (Пальметта).

Русский Орнамент построен таким же образом, но к сожалению, изделий, имеющих настоящий и полный Орнамент, по вполне понятным причинам, практически уже не сохранилось. Остались лишь общие понятия и принципы, а смысл русской вышивки полностью утерян.

Попробуем его восстановить.

Орнамент вышивают полосами или уровнями. Этих уровней должно быть семь. Первый уровень олицетворяет Тело (Сущность) человека и поэтому, в самом низу тканых изделий всегда должна находиться полоса с бахромой или полоска собранной ткани (оборка) или кисточки, так похожие на фигурку человека.

Сущность от слова сущее, существующее, т.е. проявленное в материальном мире, т.е. тело человека.

Далее должна идти полоса с волнистым или зубчатым узором — это второй уровень. Почему узор должен быть волнистый, я много писал об этом в предыдущих статьях и не хочу повторяться. Но он означает Мужчину и Женщину, половую любовь, инстинкт продолжения рода, семью, чувства, желания, . и прочее, прочее, прочее. Это наша Душа.

Если присмотреться, то внутри «волны» вышивали различные узоры, которые заменяли первый уровень, если не было «кисточек» (о совмещении уровней я писал в статьях про Орнамент).

Третий и пятый уровни славянской вышивки находятся по краям от самой широкой и центральной части и часто это свастичные символы.
На древнем Орнаменте из Урарту, третий и пятый уровни представлены изображением сбора Плодов с Древа Жизни. Эти картинки изображают одно и то же действие, но это действие может быть совершенно другим по своему внутреннему содержанию. В одном случае (Третий уровень), работа на себя и для себя, в другом (Пятый уровень) – служение и труд во благо ближнего.

Четвёртый уровень обозначающий «Центр», «Зеркало», «Любовь» имеет несколько символов.
То, что многие называют «солярными знаками», является лишь символом «Центра». Как можно обозначить «центр»? Точкой в круге или пересекающимися линиями — фигурой, похожей на мишень.
Как можно символично изобразить «Зеркало»? Отражёнными фигурами Коней (в южных странах Львы, Быки), а также симметричными геометрическими фигурами типа Ромба с пересекающимися линиями и точками.
Как можно с помощью символа изобразить «Любовь»? Символом «Любви» является Древо Жизни . В русской вышивке «Древо» стали покрывать цветами, так и возникла тенденция вышивать различные пионы, розы и прочие цветы. Также символом «Любви» является Девушка, Женщина, Макошь, Лада, . Кто кого хотел, того и вышивал.

Шестой уровень олицетворяет «Мир предков», «Мудрость», «Смерть». . и «Волнистый» узор второго уровня «зеркально» превращается в «Холмистый».

На местах сожжения и захоронения покойных насыпали Курганы (Кур — Петушок. Гагана — на санскрите «небеса»). Затем появилось название Холм. Если опять воспользоваться древним приёмом переворачивания слов, то получится млоХ или Молох. Молох — языческий бог, имя которого стало нарицательным, что означает кровавый, жестокий и т.д.

Противники язычества превратили этого бога в «рогатое чудовище, которому приносили в жертву детей, сжигая их на костре». Молохом также называют рогатую (с Полумесяцем на голове) ящерицу.

Читайте также:
Хризантема из яиц украшение как сделать

Шестой уровень — это «Пирамиды», «Холмы» и «Курганы», а самый распространённый символ седьмого уровня — Кур или Петушок, золотой гребешок.

Правильный Орнамент с чётко выраженными семью уровнями найти (разглядеть) довольно сложно, но проследить и увидеть этот принцип в целом, сопоставляя и сравнивая различные вышивки совсем нетрудно. Попробуйте сами.

А теперь настало время увидеть эти символы в Наличниках.

Что из себя представляет сам Наличник? Это обрамление окна состоящее из разных частей. Названия этих частей также перекликаются с названиями деталей избы и убранством женской головы. У Наличников есть Фриз, Лобовая доска, Картуш, Пилястра, Вазончик, . и есть Кокошник, Диадема, Ушки, Серёжки и Очелье. О чём это говорит?

Наличник — это фрактал избы или храма и он олицетворяет человека и Путь.

Названия деталей наличников. Картинки из интернета.

Первый уровень в виде «Кисточек», «Человечков» и «Цветков лотоса» — это неотъемлемая часть Наличников и они всегда находятся в самом низу.

Второй уровень у Наличников — это волнистый или зигзагообразный элемент, который находится между «Кисточками».

Третий уровень — это подоконная доска и он должен находиться над вторым и под самым окном, но существует другой вариант исполнения Наличников , где третий уровень проявляется в виде резных деталей сбоку от окна. Именно они должны называться Серёжки, так как над ними находятся детали, которые называются Ушки. Логика!

Ушки – это противоположные Серёжкам «зеркальные» детали сверху и это пятый уровень.

Про пятый уровень в Архитектуре можно сказать, что он является как бы переходным уровнем, между основным строением (срубом дома) и крышей. Он тоже, как бы «служит» и подпирает крышу. Это такие детали как Волюта, Модульон, а в русской Архитектуре эту роль выполняют Курицы и они действительно поддерживают крышу. На Урнах, Кубках и Кувшинах (эти предметы тоже представляют «образ» человека) – это ручки и загиб на краешке, они тоже «служат» для чего-то и выполняют определённые функции.

На Наличниках пятый уровень чаще всего показан в виде Модульонов. ведь форма Ушек — это и есть Модульон сбоку.

Окно (Око) является Центром русской избы или «зеркалом души». Окно пропускает Свет, который олицетворяли с Любовью, поэтому само окно и резные детали по бокам его — это Четвёртый уровень в Орнаменте Наличников.

По правилу Орнамента, Четвёртый уровень является «Зеркалом», в котором отражаются другие уровни (с более освещённой стороны окно становится зеркальным). Поэтому Седьмой уровень должен быть «отражением» Первого, Шестой уровень должен быть «отражением» Второго, а Пятый – «отражением» Третьего.

И действительно, отражённый «Зигзаг», направленный вниз – это «Пирамида», остриём направленная вверх, отражённая «Волна» — это «Кокошник» или «Луковка», а отражённая «Кисточка» становится «Пальметтой», «Берегиней» или «Петушком».

Знаки и символы Четвёртого уровня – это симметричные фигуры или детали, демонстрирующие «Зеркальное отражение» и «Центр». Часто это ромбовидные фигуры, «солярные символы» с разным количеством лучей (символ Центра) и Древо Жизни в виде античных Колонн.

Довольно часто на этом уровне изготавливали детали напоминавшие по внешнему виду Балясины. Они также являются фракталами и демонстрируют семиступенчатый принцип.

Читайте также:
Синтаксический разбор лучшее украшение земли растения

Ставни тоже относятся к Четвёртому уровню. Они являются, как бы Веками, прикрывающими Очи и поэтому на них вырезали такие же симметричные символы Четвёртого уровня. Чаще всего – ромбы, квадраты и круги с точками и без.

Как утверждают некоторые учёные, ромбы — это символы «незасеянного или засеянного поля» , а по утверждениям православных христиан, наши предки украшали ставни вагинами. Весёлая версия, не так ли?

Уровни (детали Наличника), которые находятся выше Четвёртого (Окна), называются «Высшими». Они являются отражением «Нижних» уровней, но более ярко и «богато» украшены.

Как я уже говорил, Пятый уровень (Ушки) – Служение, а Шестой – Любовь к Жизни и принятие Смерти. Символы этого уровня – «Пирамида» или «Курган», «Кокошник» или «Луковка», «Третий глаз» и «Вазончики» (сосуд для праха).

Седьмой уровень олицетворяет Бога или высшую ипостась человека и конец Пути. Поэтому, выше шестого уровня, находятся различные Диадемы, Короны, фигурки, которые называют «Берегини» и символы Петушка.

На изготовленных по старинному рисунку Наличниках можно увидеть все эти уровни о которых я вам рассказал. Посмотрите внимательно

Первый уровень — «кисточки» (по бокам) и «бахрома» (по центру). Второй уровень — «волна» состоящая из перемежающихся «зубчиков» и «полукругов». Третий уровень — подоконная доска с «серёжками». Четвёртый уровень — «колонны-балясины». Пятый — «гутты» (символически то же, что и «модульоны»). Шестой — большой «зубец» или «пирамида».

Седьмой уровень представлен несколькими символами и первый из них — «корона» (Курона). Затем идут начальные части Причелин, которые называются «Кисть». Эти «Кисти» состоят из кисточек (первый уровень), но на Наличнике эти детали зеркально перевёрнуты и означают седьмой уровень. Ещё они как бы олицетворяют крылья Петушка. Его символ находится на самом верху.

А «диадема», «картуш» или «солярный знак» является, как бы его телом.

Как я уже говорил, правила изготовления Наличников хорошо сохранились до наших дней и сейчас, современные мастера, даже далёкие от понимания сакрального смысла, заключённого в них, изготавливают, практически, идеальные Наличники (листайте галерею, в ней 5 фото).

Источник: dzen.ru

Как соединить ниточками от клубочков названия построек, детали и украшения?

Окружающий мир 1 класс Давай погуляєм в музее-заповеднике «Малые Корёлы» недалеко от города Архангельска. Ниточками от клубочков соедини с названиями старинные постройки, их детали и украшения.

комментировать
в избранное up —>
lady v [639K]
4 года назад

Для 1 класса это наверное очень сложное задание, потому что даже взрослые люди наверняка не смогут сразу дать ответ например что такое в деревянном зодчестве полотенце или причелина. Поэтому нам придется помочь первоклассникам выполнить это задание.

Начнем с определений данных элементов декора и архитектуры:

  1. Изба — деревянный сруб на Руси
  2. Окно — в прошлом имело то же значение, что и сейчас в наших домах
  3. Причелина — доска, закрывающая торцы бревен, часто украшалась богатой резьбой
  4. Конек — верх крыши, стык двух скатов
  5. Мельница — сооружение, где мололи муку используя силу ветра или воды
  6. Полотенце — украшенная резьбой доска, свисающая вертикально вниз от конька избы или крылдьца
  7. Наличник — декоративный узор вокруг окон
  8. Ставни — древние жалюзи, который закрывали на ночь
  9. Крыльцо — вход в дом
  10. Колодец, сооружение в котором брали чистую воду.

Теперь соединим клубочки с нужными элементами на картинках:

Читайте также:
Украшение торта растопленным шоколадом в домашних условиях

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Деревня — деревянный мир

Жизнь людей всегда очень зависела от природы того места, где они живут. От этого зависело, как люди добывают себе пищу, из чего строят дома, что они считают красивым и о чем мечтают.

В стародавние времена на землях современной России люди обычно жили на берегах рек и озер недалеко от леса. По рекам было удобно передвигаться, как по дорогам, в любое время года, а дремучий лес служил хорошей защитой от врагов. Люди того времени жили охотой, ловлей рыбы, но главным их занятием была работа в поле.

Наша родная земля так красива не только благодаря природе, но также благодаря кропотливому труду людей, которые здесь жили до нас. С древних времен до наших дней наши предки своим трудом превращали суровые, дикие земли в пригодные для жизни. На месте непроходимых лесов и диких пустошей появлялись поля, дороги, поселения.

Самым доступным и распространенным материалом в те времена было дерево. Оно было основным строительным материалом и из него изготавливали почти все вещи, необходимые в быту и для других нужд. Естественно, избы тоже рубили из дерева, поэтому поселения назывались деревнями.

В самых первых деревнях не было улиц, каждый хозяин строил дом, как тогда говорили, «на радостном месте» – чтобы было удобно хозяевам, и дом не мешал соседям. Улицы появились позже – избы стали строить так, чтобы фасад, то есть «лицо» дома, смотрел на дорогу, отсюда и название «у-лица». В прошлые века избы не красили и ничем не покрывали стены. Люди умели ценить природную красоту дерева, его собственную теплоту и добрую силу.

В зависимости от времени суток и освещения избы выглядели по-разному: в пасмурный день их бревна как будто серебрятся, в утреннем и вечернем свете они тёмно-коричневого цвета, иногда с голубым оттенком, при ярком солнечном свете они похожи на светящийся янтарь или мёд.

На протяжении многих веков накапливались знания и умения в строительстве, из них складывалось строительное мастерство, которое передавалось от мастера к мастеру, от нынешнего поколения следующему. Так постепенно росла и крепла строительная мудрость нашего народа.

В старину слово «изба» звучало как «истьба», то есть «истопка» – жилище, отапливаемое изнутри, которое укрывало своих жильцов от холода и непогоды. Изба строилась по «технологии», разработанной благодаря опыту многих поколений. Брёвна (чаще всего сосновые) заготавливали заранее. Их высушивали до строительной годности и собирали из них избу.

Деревянные избы, храм, колокольня

Для скрепления брёвен в них делают полукруглые вырубки – «чаши». В такую чашу сверху кладут следующее бревно. Место соединения не на самом конце бревна, а на некотором расстоянии от него. Выступающие концы бревен предотвращают промерзание углов избы зимой и загнивание от сырости. В конструкции избы всё продумано, всё не просто так.

Каждый ряд брёвен, скреплённых таким образом, образует «венец». Из сложенных друг на друга венцов получается «клеть», которая составляет основу сруба. Почти вся работа делалась топором, которым мастера творили настоящие чудеса. Всё прочно и надёжно без единого гвоздя.

Каждый хозяин старался, чтобы его изба была особенной, непохожей на другие. Двускатная крыша – это шапка избы, окна – глаза, которыми она смотрит в мир, поэтому особенно старались украсить наличники. А над глазами – лоб (по-старорусски «чело»), который символизирует лобовая доска.

Читайте также:
Украшение женской шляпки своими руками

Наличник

Выступающие края кровли прикрывают причёлины. Щель на стыке причёлин закрывает полотенце – вертикальная доска, предотвращающая попадание туда влаги. Лобовая доска, полотенце и причелины всегда украшены резными узорами, которые выглядят как деревянное кружево.

Каждая изба украшена по-своему. Однако если приглядеться, можно заметить кое-что общее. Например, везде присутствует круглая резная розетка – символическое изображение солнца – так повелось с древних времен, когда люди поклонялись силам природы. Такие магические знаки-обереги люди наносили на свои дома для защиты от злых сил, особенно в тех местах, где нужно было прикрыть щели и отверстия. Таким образом, это не только украшение, но и защита.

Чаще всего на таких оберегах встречаются изображения коней и птиц. Конь – верный помощник в труде, в бою и в пути. Часто над крышей избы можно увидеть деревянную конскую голову. Охлупень – бревно, закрывающее стык скатов крыши, заканчивается таким конём-оберегом, он вырублен на конце этого бревна, отсюда и пошло название «конёк крыши».

Удивительно, как в крестьянском доме всё имеет свой смысл и своё значение! Элементы конструкции, некоторые из которых являются ещё и украшениями, связаны друг с другом и объединены общим смыслом.

Часто изба состоит не из одного, а из нескольких срубов. Иногда изба стоит на подклети – основании, которое защищает от сырости. Избы бывают двух- и трёхэтажные. Когда смотришь на такие строения из дерева, они производят впечатление несокрушимой мощи, перед глазами встаёт образ крестьянина-богатыря, в котором удаль сочетается со степенностью.

В деревне много деревянных построек, каждая нужна для своих целей: избы для людей и бани для мытья, сараи для коров и овец, амбары для зерна. У каждого хозяина разные постройки, но все они помогают организовать жизнь просто и удобно. На въезде во двор стоят украшенные ворота: они подчеркивают красоту улицы.

Лучшее и самое видное место занимает церковь, поэтому ее часто строят на возвышенности или в центре поселения. Здесь люди собираются в праздники, несут сюда радости, горе, надежды, просят совета и силы.

Изначально церкви были очень похожи на обычные избы. Единственным отличием были крыши особой формы: высокие, тянущиеся к небу. На тонкой шейке округлая главка чуть заостренная кверху, словно повязанная косынкой.

Присмотрись к рисункам, подумай, на кого похож силуэт церкви?

Деревянный храм древности

Облик древней церкви скромный и женственный, передающий душевную теплоту и человечность. Постепенно мастера стали строить шатровые храмы. Они выглядели более празднично и выделялись среди деревенских изб. Шатры церквей стали более высокими и заметными.

Шатровый храм строили в несколько ярусов: основанием служило большое крыльцо – гульбище. Здесь могло собраться много людей. Дальше ставили четырехугольный сруб – четверик, а на нем размещали восьмерик — основание шатра с восемью сторонами. Кровлю делали шатром, большим и высоким, устремленным к небу.

Постепенно формы усложнялись. Пример позднего зодчества – Преображенский собор на острове Кижи в Карелии. Множество куполов-луковок устремлены вверх, они подобно хору создают звучание и ритм. Однако женственность в церквях остается, например, форма кровли напоминает украшенные кокошники. И сразу чувствуется добрая и мягкая сила, материнская защита.

Источник: dzodzo.ru

Рейтинг
Загрузка ...