Когда, в 90-е годы, я работал на жостовской фабрике декоративной росписи, нас, молодых художников, отправляли «заряжаться» в музей промысла. И велено было это делать периодически.
Дело в том, что у жостовского промысла, в отличие от других промыслов семейства русских лаков, есть особенность — много молодых мастеров выходило «из-под руки» корифеев жостовского искусства росписи металлического подноса, при этом не имея никакого художественного образования. Да-да, при этом, такие молодые мастера сами потом становились маститыми живописцами. Затем мастеров стали обучать в Федоскинской Школе Миниатюрной Живописи, где производство преподавали сами художники с фабрики. Но выпуски были маленькими, не каждый год, выпускники редко задерживались на фабрике. Сейчас жостовцев в Федоскино и вовсе перестали готовить.
Старый живописный цех жостовской фабрики — один большой муравейник, где за одним столом работали порой по два-три художника. Все вместе, от художников по росписи детской игрушки (маленьких подносиков, детских ведерочек), до мастеров высочайшего класса.
Лекция Народный промысел Жостово Фабрика декоративной росписи подносов.
Молодые художники, отрываясь от работы, наблюдали за работой стариков — учились, подсматривали приемы, хитрости, а то и целиком, композиции. Для Жостово это нормально. Жостово — артельный промысел, коллективный. Старые мастера щедро делились навыками.
Когда отстроили новый корпус, то мастеров рассадили по мастерским — по 5-6 человек. По мастерским уже так не походишь, за спиной не посопишь. Вот и стал Борис Васильевич Графов, в то время — главный художник фабрики, отправлять молодых в музей. Хоть там подсмотреть.
Длинное предисловие вышло. Но ходил в музей и я.
На фото: В музее истории жостовского подноса на Жостовской Фабрике Декоративной Росписи. Слева направо: главный художник Жостовской Фабрики Михаил Лебедев; мой друг и коллега, замечательная художница Ольга Борисова; художник жостовской росписи по металлу Олег Кулаков (я).
Огромные кованые подносы Владимира Пыжова, Николая Мажаева, Николая Антипова, работы Лезнова, Плахова, Гогина. Стоишь и поражаешься тонкости работы. НО был и простенок с работами совсем старых мастеров, едва ли не времен зарождения. Как, от кого эти старинные работы попали в музей — не знаю. Смотрители, наверное, знают.
Один старинный поднос, на котором сохранились фрагменты некогда перламутровых цветов, попал из деревни Осташково — на нем хозяйка подавала зерно курам. Увидели, ахнули, как-то приобрели. Реставрировать не стали.
Но сохранились старые подносы. Очень старые — незатейливые букеты, правда, порой с тончайшей пропиской.
Как рождается жостовская роспись
Однако, если полевые цветы на них узнаваемые, то садовые цветы — выглядят примитивно, мало узнаваемы и очень стилизованы.
Я всегда задавался вопросом — отчего так?
Почему ромашка похожа на ромашку, мак — на мак, васильки и анютины глазки трудно с чем-то перепутать, а этот сорняк я еще в детстве сбивал палкой за усадьбой?
Ответ и дали старики, хорошо знающие историю русского промысла.
«Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.» — значилось в старинном прейскуранте.
Промысел, артели основали братья Вишняковы. А живописцами стали обычные крестьяне, без какого-либо образования, из окрестных сел само собой, Жостово, а так же, из Осташково, Новосельцево (их тогда, само собой, не разделял канал им. Москвы).
И, если они каждый день в окрестных полях, лугах, да в своих огородах могли видеть полевые цветы, те цветы, что цвели в палисадниках, то о пионах, георгинах, розах и речи не было!
Петр Вишняков, стоявший у истока промысла, часто ездил по коммерческим интересам в Москву, Санкт-Петербург и за границу. И, разумеется, он видел там все эти великолепные цветы, которые выращивали селекционеры в столицах и за рубежом.
Друзья! Жостовские художники впервые стали писать благородные садовые цветы. со слов очевидца!
Вот так, и именно так обстояло дело.
Неграмотный живописец, вчерашний крестьянин, а ныне артельный художник, пытался написать розу, которую ему описали словами!
Вот потому-то на старинных жостовских подносах садовые цветы и их бутоны и выглядят такими уж очень сильно стилизованными.
Время шло, менялись и изображаемые цветы.
Все более и более они походили на живые оригиналы.
Тем не менее, я считаю, что жостовская роза, пион, георгин должны на подносе выглядеть несколько стилизованными. Все-таки это декоративно-прикладное искусство. И поднос, даже уникальный — это предмет декоративного творчества.
Но, это лишь мое мнение.
Источник: www.livemaster.ru
Что такое жостовская роспись: основы и особенности изображения рисунка. Фото изделий
С 1825 года в селе Жостово, что в Подмосковье, работает предприятие, которое славится уникальной росписью металлических подносов. Названия его менялись, появлялись мастерские и артели, и все же дошло до наших дней место, где производят известные далеко за пределами России подносы. Жостовская роспись – золотой фонд русского народного творчества. О том, как возник промысел, чем особенна эта роспись и как изготавливают необычной красоты изделия, мы расскажем вам в этом материале.
История промысла
В первой четверти 19 столетия в деревнях и селах Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое открылись мастерские, которые представляли, как сказали бы сегодня, высоконкурентный художественны продукт. Лакированные изделия из папье-маше – вот с чего начинали жостовцы, но быстро мастера перестроились, и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.
И хоть корни жостовского искусства можно найти в творчестве умельцев других регионов, мастерам из Троицкой волости удалось соединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего появился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Этот народный промысел никто не сможет назвать примитивным и простым: изображения на подносах словно воспаряют над поверхностью, рисунок настолько детализированный и продуманный, что сомнений в профессионализме художников нет.
Жостовское искусство переживало не самые легкие периоды, во время становления соцреализма над ним нависла опасность исчезновения. Но мастера отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологии и умения, что жостовские художественные изделия активно производятся и сегодня.
Более подробные сведения о зарождении жостовского ремесла вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
Виды изображений
Цветочные композиции – частый выбор жостовских художников. Рисунок гармоничен, в нем соединены мелкие цветочки и крупные соцветия, нераспустившиеся нежные бутоны и листочки. Наиболее популярные «герои» изображения – розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют в росписи, встречаются на подносах скромные фиалки и милые ландыши, вьюнки, анютины глазки.
Экзотический цветок тоже присутствовал в мотивах росписи, а точнее, цветок фантастический, нереальный, не существующий нигде в природе. Дополняют цветочные композиции ягодки и фрукты, бабочки и пташки. Сюжетные картины в жостовской живописи встречались реже, но однозначно украшали творчество местных мастеров. Бытовые сценки, пейзажи, детализированные ландшафтные изображения – очевидное достояние промысла.
Главная особенность росписи – импровизация.
Главная особенность росписи – импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное в направлении. Особенных шаблонов и образцов в росписи нет, как схем и натур. Жостовцы могли ранее, и могут и сегодня похвастаться большим выбором художественных приемов, впечатляющей импровизационной основой и желанием уникализировать работу. За почти 200 лет изготовлены мастерами миллионы подносов, и двух абсолютно одинаковых найти не удастся.
Создание подноса
Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).
Метод ковки
Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.
Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.
Изготовленный на фабрике кованый поднос имеет свой номер и сертификат. Они упаковываются в фирменную коробку (тоже ручного изготовления) и подарочные пакеты.
Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.
Метод штамповки
Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.
- Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
- С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
- Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.
Подготовка к росписи
Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.
Подготовительный процесс поэтапно:
- отжиг – термообработка, при которой изделие нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
- обезжиривание – поверхность очищается от жировых пленок и прочих загрязнений;
- грунтование – обеспечивает защиту подноса от коррозии;
- нанесение эмали – два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и зачисткой.
После того, как все этапы выполнены, за работу может браться художник. Только на такую, тщательно подготовленную поверхность идеально ляжет картинка.
Этапы художественной росписи
Последовательность росписи укоренилась на предприятии очень давно, и осталась она фактически неизменной. Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Состав разводят льняным маслом, кисточки традиционно вымывают в скип@$
Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.
В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.
Источник: masteridelo.ru
Жостовская роспись — традиции русского прикладного искусства
Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
Жостовский поднос — каким мы его знаем.
История промысла
Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:
- открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
- появлением в XVIII веке на Урале — центре российской металлургии — промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах — цветочный и растительный орнамент;
- изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т.д.;
- открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше: подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.
Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.
Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.
В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.
В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.
В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.
Жостовская фабрика. Советский период.
Особенности и техника изготовления жостовских подносов
Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи.
Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
Излюбленный сюжет — русская тройка.
Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
Этапы росписи:
- замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
- тенежка — нанесение теней;
- прокладка — определение формы цветов и листьев;
- бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
- чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
- привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
- уборка — нанесение узора на борта подноса.
Этапы нанесения рисунка.
Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
Каждое изделие — уникально.
Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.
Источник: doklad-plus.ru