В 60 км к юго-востоку от Москвы на правом берегу речки Гжелка, в нескольких километрах от города Раменского раскинулось уникальное село с кратким названием Гжель .
Это один из старейших в России центров гончарного ремесла, место, где зародилась история известного на весь мир народного промысла.
Фото с сайта sinnros.ru
Кто сегодня не знает уникальный «гжельский» фирменный стиль – синяя роспись по белому фону?
Само название «гжель» («жгель») фонематически передает основной процесс ее производства – «жечь глину».
А.Исаев в исследовании «Промыслы Московской Губернии» в 1876 г. написал следующее: «…я полагаю, местом первоначального изготовления гончарных изделий было село Гжель, как показывает само название. Отсюда промысел стал распространяться по окрестным деревням». То есть ареал производства дал название самому промыслу.
Гжельский фарфор, наряду с Жостово и Палехом, пожалуй, один из самых популярных народных художественных промыслов, при чем не только в России, но и в мире.
Народные промыслы: гжель
Посуду и сувенирную продукцию с ярко-синими узорами выпускают в Раменском городском округе Подмосковья, где этот промысел зародился семь веков назад.
С момента открытия месторождения глины традиции создания уникального бренда бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.
Существует так называемый «гжельский куст», в состав которого изначально входило около 30 населённых пунктов, расположенных в Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии.
Об истории зарождения промысла и заводах, которые радуют нас своими уникальными изделиями и сегодня, я расскажу в этой статье.
Местность Гжель впервые упоминается в завещании Московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году как дворцовая волость.
Иван Калита . Миниатюра из царского титулярника, 1672 год. Из открытых источников
Исторически под названием Гжель подразумевается не одно село, а целый регион, который издревле славился залежами местной высококачественной глины.
Гжельский регион – это 27 сёл и деревень, образующих конгломерат селений ремесленников, именуемых «Гжельский куст».
Самые известные «цветы» «Гжельского куста»- Речицы, Новохаритоново, Гжель, Турыгино, Бахтеево, Жирово и Кузяево.
Уникальность региона состояла в том, что, являясь дворцовой волостью, Гжель принадлежала императорскому двору, поэтому во времена крепостного права гжельские мастера, хотя и были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам, считались свободными.
Основным занятием у местного населения, когда, начиная с 17 века в карьерах начали массово добывать глину, было гончарное ремесло и роспись посуды, изразцов и фигурок. Поглощённые творческим процессом, работники оттачивали мастерство, совершенствовали и технологию. В результате в скором времени Гжель стала центром керамического производства в Российской империи.
На территории современного Раменского городского округа Подмосковья сегодня расположены и действуют пять предприятий, выпускающих гжельский фарфор: «Объединение «Гжель»», Гжельский фарфоровый завод, фарфоровая мануфактура «Галактика и Компания», Гжельский завод художественной росписи и «Звезда Гжели».
Как производят гжельский фарфор?
Всё начинается с эскиза будущего изделия.
Когда рисунок готов — по нему делают макет, сперва — из пластилина, а затем из глины. Эту глиняную форму отправляют в фарфоровый цех. В нем глиняные заготовки проходят сперва этапы сушки и оправки, а затем обжига, чтобы придать изделию прочность.
Художник за работой, из открытых источников
Следующий этап – погружение в фуксиновый раствор. Окрашивая изделие в розовый цвет, раствор позволяет заметить на нём мельчайшие сколы и трещины.
Наконец, художники могут приступить к росписи, которая наносится кобальтовой краской серого цвета.
Интересный факт: у фирменного цвета Гжели — синего — встречается более 20 оттенков. Художники получают их при помощи разного нажима на кисть.
История легендарного подмосковного промысла
История промысла «гжель» начинается с давнего времени — с 14 века.
В 1318 году гжельские земли были присоединены к Московскому княжеству, что послужило мощным стимулом для развития гончарного производства на этих землях.
В уже упоминавшейся грамоте Ивана Калиты 1339 года князь завещал сыну местные керамические доходные мастерские.
В годы царствования Алексея Михайловича, в 1663 – 1666 гг., Гжель — эксклюзивный поставщик как аптекарских, так и алхимических сосудов, которые местные мастера активно изготавливали для поставки в столицу, что является признаком и качества, и мастерства.
Впоследствии эта традиция «поставщика двора его величества» и положила начало керамическому производству в Российской империи. В целях производства химической посуды Гжельская волость в 1710 году приписывается к Аптекарскому приказу в Москве.
Здание Аптекарского приказа в Москве
При Петре I в 1691 году появляется мода на сине-белую роспись. В Россию был ввезён дельфтский фаянс, который высоко оценили гжельские мастера.
Купец Афанасий Филиппович Гребенщиков в тот же год открывает в Москве первую керамическую фабрику, сырье для которой он приобретает в Гжели.
Фабрика Гребенщикова вскоре становится первой в России по производству майолики. Гжельские мастера параллельно решают самостоятельно освоить производство майолики, вытеснив в итоге производство Гребенщикова, который был вынужден в 1774 году закрыть свою фабрику.
Гжель же становится монополистом в производстве майолики.
В 1740-ые гг. Михаил Ломоносов и его сподвижник Дмитрий Виноградов по указу Екатерины I работают над задачей производства отечественного фарфора. Так, Виноградов, по совету купца Гребенщикова, едет в Гжель. Ломоносов высоко оценил местную глину, заметив, «едва ли есть земля более чистая».
И уже в 1745 году русский ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов на основе гжельских глин впервые в России создал рецептуру изготовления высококачественного фарфора.
Монета Банка России к 300-летию со дня рождения Д.И.Виноградова. Художник Е.В.Крамская. Скульптор А.Н.Бессонов.
Гжельское месторождение представлено почти 20 видами глины, основными из которых являются «беложгущие», использующиеся при производстве фарфора и фаянса, а также глина, которая применяется для майолики и красной керамики.
В начале 19 века происходит модернизация отрасли: в Гжели стартует производство полуфаянса. Одновременно происходят изменения и в росписи — от пятицветия майолики к синей росписи по белому.
В 1802 году в деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.
А в деревне Новохаритоново в 1810 году местным кузнецом Яковом Васильевичем и его сыновьями Анисимом и Терентием основывается первый крупный фарфоровый завод. Позднее получившие фамилию Кузнецовых, они являются основателями династии «фарфоровых королей».
Клеймо Товарищества М.С.Кузнецова
В 19 веке в ареале «гжельского куста» фарфор выпускали уже десятки небольших кустарных артелей и полукустарных мастерских, которые, помимо посуды, изготавливали также игрушки, статуэтки, иконостасы и даже склепы из керамики.
К 1830 году насчитывалось более 50 производств и 30 живописных мастерских, которые при изготовлении фаянсовых изделий применяли роспись синим по белому.
И в середине 19 столетия о Гжели, по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии, говорили как о «русском Стаффоршире». Изделия этого периода сегодня представлены в коллекциях Государственного Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа, а также музея «Объединения «Гжель».
К концу 19 века, однако, в связи с большим количеством товаров, ввозимых из-за границы, а также вследствие промышленного переворота, в результате которого от ручного труда перешли к машинному производству, гжельский промысел стал постепенно приходить в упадок.
Художественная сторона промысла угасает – производство становится ориентированным прежде всего на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики.
После событий 1917 года предприятия, выпускавшие гжельский фарфор, были национализированы. На многих из них производство было остановлено.
Казалось, что традиции самобытного гжельского художественного промысла утеряны безвозвратно. Но в середине 20 века, вскоре после окончания второй мировой войны произошло возрождение отрасли: на основе сохранившихся образцов утраченные было приемы производства вернули к жизни.
Источник: dzen.ru
Гжель: от истоков до современности
Гжель — один из самых знаменитых и любимых в России видов народной росписи по фарфору. Если вы ещё не знаете, как он зародился и развивался, читайте нашу статью. Мы расскажем увлекательные подробности об отечественном промысле и познакомим с изделиями, которые вы сразу сможете приобрести. Оставайтесь, будет интересно!
История возникновения гжели
Промысел берёт своё начало и название из деревни Гжель, в Гжельской волости недалеко от Москвы. Зарождение промысла принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. Из духовной грамоты Ивана Калиты известно, что Гжель была прибыльной волостью, жители которой занимались ремёслами. Однако, возможно, этот промысел зародился раньше. Историки считают, что жители деревни активно занимались ремёслами ещё в XI веке.
Деревня Гжель издавна славилась месторождениями глины. Уже с середины XVII века там добывали разные сорта. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором просил прислать глину для аптекарских и алхимических сосудов. Сырьё стали вывозить из деревни Гжель, но несмотря на это, ремесло по-прежнему продолжало развиваться и совершенствоваться.
Основными изделиями, которые создавали из глины в то время, были гончарные трубы, кирпичи, посуда и игрушки. В XVIII веке глиняные игрушки оказались на пике популярности. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч. Волость неплохо зарабатывала, поставляя готовые шедевры в Москву.
Производство глиняных изделий постепенно росло, стали появляться первые заводы по изготовлению посуды. В начале XIX века в деревне Володино братья Куликовы разработали состав фаянсовой массы и открыли первый фарфоровый завод. Они были единственными производителями фаянсовой керамики, поскольку технику изготовления хранили в тайне. Пока однажды материалы не были украдены. Воры раскрыли секрет изготовления фаянса и использовали его — в 1812 году уже насчитывалось 25 похожих заводов.
Время шло, мастера оттачивали и совершенствовали работу и в 1829 году начали производить изделия из фарфора в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу.
Изделия получались белого цвета. Сначала их оставляли чистыми, но позже мастера стали расписывать поверхность разноцветными красками. Так и появилась роспись по фарфору — гжель, а её родоначальниками принято считать братьев Куликовых.
Развитие гжельского ремесла
До XIX века гжельские изделия напоминали современную майолику, были такими же разноцветными. Однако в XIX веке из Азии пришла мода на кобальт и бело-синих изделий становилось всё больше.
К концу XIX века гжельское производство пришло в упадок в связи с промышленным кризисом страны и возобновилось только спустя век. После революции почти все заводы в Гжели остановили свою работу и изделия из керамики изготавливали только кустарные мастера. В начале XX века купцы Кузнецовы, уроженцы деревни Гжель, предприняли попытку возродить промысел. Тогда гжельские изделия даже стали активно экспортироваться в другие страны. Но особой популярности они не получили.
С 1945 года начинается новый этап в развитии этого ремесла. В середине XX века мастера стали собираться в добровольные объединения и расписывать белый фарфор только синей краской. Так кобальт укоренился и стал отличительной чертой гжели. В это же время один из гжельских мастеров — Салтыков А. Б. — утвердил технику мазков для гжельской росписи.
С 1960 года гжельская керамика стала участвовать в зарубежных выставках и получать награды и, как следствие, приобретать всемирную известность. Сбыт изделий налаживался.
На сегодняшний день деревня Гжель — культурный центр этого промысла. Она объединяет художников, мастеров и учеников, влюблённых в гжельское ремесло. Там же, в Раменском районе Московской области, находится Гжельский государственный университет, где учатся будущие мастера, преемники продвижения этого промысла. Работы опытных умельцев и студентов этого университета вы можете увидеть на нашем сайте.
Процесс создания изделий
Гжельские изделия всегда изготавливаются вручную, будь то частная мастерская или огромный завод.
Процесс создания состоит из нескольких этапов.
- Форму изделия выливают из высококачественной смеси фарфора.
- Полученную заготовку обжигают в печи.
- Высохшую форму расписывают красками.
- Покрывают поверхность подготовленной смесью глазури.
- Повторно обжигают изделие в печи, чтобы сохранить рисунок и сделать материал долговечным.
Виды гжельской росписи
Существуют две разновидности гжели:
Изначально гжель была разноцветной, но в XIX веке из Азии пришла мода на использование кобальта. Благодаря ему к середине XX века в нашей стране основными оттенками гжели стали синий на белом. Кобальт входил в основу синей краски и придавал готовому изделию насыщенный и стойкий цвет. Особенность такого покрытия в том, что оно долговечно. Даже сейчас трудно отличить изделия тех времен и предметы, изготовленные сегодня.
В настоящее время сувениры и посуду расписываются как цветными, так и синими красками, ведь гжель — это не просто сине-белые изделия, а техника изготовления и росписи по фарфору.
Примеры цветной росписи
Кошка-милашка
Лягушка-мечта
Тигр Арсений
Интересный факт
Мастера различают 20 оттенков синего на фарфоре. Каким будет цвет зависит от того, как художник положит мазок.
Техника росписи
Синий рисунок выполняется одной краской — кобальтом, который приобретает синий цвет после термообработки. Мастера разбавляют вещество водой, наносят узоры мазками, линиями, а в орнамент добавляют растительные мотивы. Профессионалы выводят рисунок на поверхность точно и быстро.
Выделяется несколько мотивов гжельской росписи.
- Сюжеты: сельские сцены, времена года, пейзажи.
- Орнамент: сетки, камельки, гребёнки.
- Животный мир: в этой категории популярнее всего птицы.
- Растения: цветы, ягоды, ветки.
Самый популярный рисунок — роза. Её форма доводилась до совершенства столетиями: тугой бутон из тёмных лепестков и голубые ажурные раскинутые лепестки. Роза получила название «агашка», от распространённого тогда в гжельской местности имени Агафья.
Примеры изделий в технике гжель
Из фарфора в технике гжель сегодня изготавливают огромное количество предметов.
Посуда
Гжельская посуда прекрасно смотрится на столе как сервизом, так и в комбинациях с другой современной посудой и предметами интерьера.
Чайная пара
Интерьерный декор
Большой популярностью пользуются различные предметы интерьера — шкатулки, копилки, подсвечники и другой декор.
Тарелка с подставкой
Сувениры
Также гжель славится своими сувенирными игрушками-фигурками.
Гжель — старинный промысел нашей страны, однако он сохранил свою популярность и по сей день. Гжельские изделия эксклюзивны. Если вы купили одну тарелочку, то знайте, второй такой не найти. Ведь вручную создаются только уникальные вещи. Убедиться в этом вы можете, заказав легендарную гжельскую керамику
Комментарии ( 0 )
Показать ещё
Правила публикации комментариев к статьям
ООО ТД «Сима-ленд» вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать комментарии для публикации. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится:
- информация, противоречащая законам РФ;
- ненормативная лексика, высказывания оскорбительного характера;
- информация, не относящаяся к тематике статьи;
- ссылки на другие интернет-магазины, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
- утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
- материалы, нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
ООО ТД «Сима-ленд» оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и на который они публикуются на сайте.
Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.
Если пользователь оставляет комментарий, отвечает на комментарий или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии.
Новости по категориям
- Все новости
- Авто и мото
- Аксессуары
- Баня и сауна
- Бижутерия
- Бытовая техника и электроника
- Бытовая химия
- Велосипеды
- Гирлянды
- Гирлянды и праздничное освещение
- Детские товары
- Дом и сад
- Зимние товары
- Зоотовары
- Игрушки
- Инструменты
- Интерьер
- Интерьерный свет
- Канцтовары
- Книги
- Красота и здоровье
- Летние товары
- Маркетинговая поддержка
- Мебель
- Наша разработка
- Новый год
- Оборудование для бизнеса и производства
- Одежда и обувь
- Одежда, обувь и аксессуары
- Освещение
- Посуда
- Праздники
- Продукты питания
- Промо
- Сад и огород
- Сантехника
- Сертификаты на услуги
- Собственное производство
- СП: организаторам
- СП: участникам
- Спорт и туризм
- Строительство и ремонт
- Сувениры
- Творчество
- Творчество и хобби
- Текстиль
- Товары для взрослых
- Товары с любимыми героями
- Упаковка
- Хозтовары
- Швейная галантерея
- Электротовары
Источник: www.sima-land.ru
Волшебное искусство в русском стиле — роспись гжель
Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет свой популярности. Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст». Всю работу мастера и в наши дни ведут исключительно вручную, никакой автоматики и шаблонов.
История искусства гжели
Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.
Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.
Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».
Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор. |
Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.
Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.
Майолика
В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.
Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.
В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.
Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:
- Дешёвая посуда.
- Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
- Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.
Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.
Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.
Полуфаянс
В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.
Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок. |
Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.
Вернуться к оглавлению
Фарфор
Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.
Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.
Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.
Отличительные черта промысла:
- Поверхность глазируется.
- Белоснежный фон.
- Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
- Сложный растительный узор в русском народном стиле.
- Только ручное изготовление.
Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.
Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.
Основные цвета
Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:
- Белоснежный (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Глухой кобальт.
- Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.
Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:
- Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
- Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
- Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.
Элементы и узоры гжельской росписи
Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.
Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:
- Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
- Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
- Растительный узор.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Способ изготовления изделий
Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование заготовки.
- Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
- Контроль и проверка брака.
- Роспись.
- Повторный обжиг.
Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность.
Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.
В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.
Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.
Затем начинается один из самых важных этапов – роспись. Каждый мастер обладает собственной уникальной методикой нанесения рисунка. Опорные части обрабатывают парафином. Для этого фигурку опускают в горячий раствор. Потом изделие вновь окунают в глазурь и отправляют на повторный обжиг.
Он занимает около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению
Особенности росписи под гжель
Использование двух оттенков и уникальные образы позволяют мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия продумывают до мелочей, прежде чем наносить на поверхность. В древности умельцы не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчество.
Гжельская роспись выполняется с помощью окиси кобальта. После обжига он становится насыщенно-синим. Для нанесения вещества применяют кисточки с беличьим ворсом. Предки современных мастеров черпали вдохновение из природы и пытались отобразить свое видение окружающего мира в искусстве.
Стилистику росписи можно поделить на три категории:
В первом случае узор получается оригинальным, в нем четко прослеживаются ассоциации с природой. Самый распространенный орнамент – капельки, травинки, жемчужины. По бортику обязательно наносят «шашечку», узор, состоящий из синих квадратиков.
Рисунок в растительной тематике стилизован. Обычно мастера наносят на изделие изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.
Сюжетное изображение зародилось самым первым из всех разновидностей. Это картинки из жизни людей: веселые ярмарки, пейзажи, катание на саночках. |
Гжель в настоящее время
В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.
На заводе по-прежнему применяют кобальтовую роспись, в ассортименте более шестисот наименований (предметы домашнего обихода, статуэтки, лампы, вазы, чайники и т.д.).
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.
Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:
- Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
- На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
- На дорогостоящих товар ставят отметку «расписано вручную» и наносят фамилию мастера.
- Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
- Изображение детально прорисовано.
- Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.
Заключение
Гжель была и навсегда останется символом творчества и мастерства русских умельцев. Промысел – это своеобразное отражение истории страны, которое бережно хранит отпечаток времени и погружает в волшебный мир, наполненный чудесами. Популярность изделий не падает и в наши дни. Ведь гжель отражает современность и помогает людям взглянуть на себя со стороны.
Из видеоролика вы узнаете историю развития удивительного ремесла.
Источник: 7kul.ru