Любой отделке должна предшествовать определенная подготовка поверхности. Аккуратно опиленные концы деталей, хорошо простроганные поверхности — залог качественной отделки с меньшими затратами труда. Обычно подготовка подразделяется на столярную и отделочную.
Столярная подготовка — это циклевание и шлифование, подробно описанные в специальном разделе.
Отделочная подготовка — это подготовка под непрозрачную отделку (покраску масляными красками) и под прозрачную (покрытие изделия лаком и политурой). Подготовка под непрозрачную отделку состоит из проолифивания, шпаклевания и шлифования.
Отделочная же подготовка при прозрачной отделке включает в себя операции увлажнения поверхности водой для поднятия ворса, сошлифовки его, обессмоливания и грунтования.
Подготовка поверхности древесины к непрозрачной отделке.
Нанесение олифы, или грунтование. Олифу наносят на поверхность кистями или тряпочным тампоном. Перед этим проверяют, нет ли на поверхности изделия каких-либо углублений, щелей или трещин. Если они есть, их заделывают деревянными вставками на клею, причем волокна вставок должны совпадать с направлением волокон в местах заделок.
ИЗ КОРОБОК СДЕЛАЛА СТИЛЬНЫЕ СТОЛИКИ КАК В PINTEREST МЕБЕЛЬ ИЗ КАРТОНА
После зачистки шлифтиком или рубанком изделие грунтуют олифой и дают хорошо просохнуть в течение 6-8 часов. Для ускорения сушки олифы в нее добавляют немного жидкого сиккатива.
В столярном деле используют олифы как натуральные, так и искусственные типа оксоль.
Шпаклевание. После сушки изделие шпаклюют. Шпаклевкой заполняют мелкие щели, углубления, трещины и т. п. При необходимости делают сплошное шпаклевание. Количество наносимых шпаклевочных слоев колеблется от одного до трех.
Каждый слой перед нанесением последующего сушат. Наносят густую шпаклевку при помощи шпателя (рис. 58, а)-деревянной или металлической лопаточки. При шпаклевании небольших поверхностей можно пользоваться широкой стамеской (рис. 58, б).
Когда шпаклевка высохнет и затвердеет, поверхность изделия чистят мелкой шкуркой или шлифуют пемзой, удаляя излишек шпаклевки. Шлифование дает совершенно ровную и гладкую поверхность.
Рис. 58. Шпаклевка: а — шпатели, б — шпаклевание широкой стамеской.
Подготовка поверхности древесины к прозрачной отделке.
Увлажнение. Отделываемую поверхность после циклевания и шлифования необходимо смочить водой для поднятия ворса; воде дают слегка впитаться, после чего поверхность протирают сухой тряпкой и сушат.
Ворс, имеющийся на поверхности, нужно сошлифовать мелкозернистой шкуркой. Часто для этой цели вместо воды пользуются пятипроцентным раствором жидкого столярного клея.
При этом способе увлажнения ворс поднимается «ершом» и при шлифовании не ложится. Жидким столярным клеем при отделке брусковых деталей из мягкой древесины проклеивают торцы.
Обессмоливание. В качестве обессмоливающих средств в домашних условиях служит ацетон в виде двадцатипятипроцентного водного раствора. Его наносят и протирают сухой тряпочкой. Если ацетона нет, можно применить десятипроцентный водный раствор поваренной соли.
Декоративный карниз — это очень просто! Отделка колонны деревом.
Источник: www.drevesinas.ru
Глава 9 отделка мебельных изделий
При выборе вида и способа отделки мебельных изделий необходимо учитывать специфические свойства древесины, из которой изготовляют эти изделия. Строение и свойства древесины находятся в прямой зависимости от ее породы и местности, где она произрастала. При определении вида отделки учитывают пористость древесины, ее твердость, структуру, цвет, влажность, а также наличие в ней смолы и дубильных веществ. Различают отделку прозрачную, непрозрачную и имитационную.
При прозрачной отделке на поверхность древесины наносят прозрачное покрытие, что помогает сохранить цвет и текстуру древесины.
При непрозрачной отделке на поверхность древесины наносят непрозрачное покрытие (лаки и эмали, а также облицовочные материалы в виде пленок).
Имитационная отделка выполняется на малоценной породе древесины, на которой искусственно воспроизводят текстуру и цвет древесины ценных пород.
Отделка мебельных изделий улучшает их внешний вид, защищает от внешней среды.
При отделке применяют различные отделочные материалы.
Стадии технологического процесса отделки древесины для мебельных изделий приведены в табл. 9.1.
Подготовка поверхности древесины к отделке
Подготовку поверхности древесины к отделке подразделяют на столярную и отделочную (выполняется как под прозрачные, так и под непрозрачные покрытия).
Столярная подготовка. Эта подготовка включает в себя выполнение таких операций, как строгание, циклевание, заделка незначительных дефектов на поверхности древесины и шпоне и шлифование. К незначительным дефектам относятся, например, небольшие трещины в шпоне и вырывы волокон в древесине, которые шпатлюют древесной мукой с клеем. Чтобы цвет шпатлевки совпадал с древесиной, ее подкрашивают.
При прозрачном покрытии шероховатость поверхности древесины должна быть не ниже 32 мкм, при непрозрачном покрытии — 200. 60 мкм. Перед непрозрачным покрытием у древесины высверливают сучки, заделывают их пробками, затем поверхность древесины строгают, фрезеруют и шлифуют на станках.
Отделочная подготовка под прозрачную отделку. Эта подготовка включает в себя следующие операции: удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, грунтование и порозаполнение. Шероховатость поверхности после отделочной подготовки должна быть не ниже 16 мкм.
Таблица 9.1 Технологический процесс отделки древесины для мебельных изделий
Стадия технологического процесса | Виды операций при отделке | |||
прозрачной | непрозрачной | имитационной | ||
с сохранением текстуры древесины | по сплошному фоновому покрытию шпатлевкой | |||
Подготовка поверхности древесины к отделке | Удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, огрунтовывание, порозаполнение, промежуточная сушка и шлифование | Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлевание местное и сплошное, промежуточная сушка и шлифование | Удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, нанесение текстуры, закрепление текстуры лаком, промежуточная сушка и шлифование | Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлевание местное и сплошное, нанесение текстуры древесины, закрепление текстуры лаком, промежуточная сушка и шлифование |
Нанесение отделочных материалов | Лакирование, столярное полирование | Лакирование, крашение красками, нанесение нитроэмалей | Лакирование | Лакирование |
Устранение дефектов отделки | Шлифование, разравнивание, полирование, удаление масла, матирование | Шлифование, разравнивание, полирование, удаление масла | Шлифование, разравнивание, полирование, удаление масла, матирование | Шлифование, разравнивание, полирование, удаление масла |
Примечание. Выполнение всех перечисленных в таблице операций не является обязательным для всех случаев отделки.
Для удаления ворса поверхность древесины следует увлажнить. При увлажнении водой поверхность древесины многократно (не менее трех раз) увлажняют ею, а затем шлифуют. При увлажнении древесины растворами красителя или различных лаков ее ворс в результате набухания поднимается. Чтобы ворс при шлифовании древесины не приглаживался вновь, ему необходимо придать жесткость, для чего поверхность перед шлифованием увлажняют 3. 5%-ным раствором столярного клея или дисперсией ПВА в теплой воде. При отделке древесины полиэфирными лаками ворс не удаляют, так как эти лаки не вызывают заметного набухания древесины. Древесину шлифуют на станках шкуркой № 6. 8.
Обессмоливание производят при отделке древесины хвойных пород. Объясняется это тем, что при наличии смолы ухудшается сцепление (адгезия) лаков с поверхностью, а в результате затирается шлифовальная лента при шлифовании. Для обессмолива- ния поверхности применяют 25%-ный водный раствор ацетона, 5. 6%-ный водный раствор кальцинированной соды или смесь этих растворов в соотношении 1:4. Эти составы в подогретом виде наносят щеткой на поверхность древесины и после растворения смолы смывают теплой водой или слабым раствором кальцинированной соды.
1-й состав 2-й состав
Перекись водорода 20%-ная 100 100
Жидкое стекло 10. 50 —
Аммиачная вода — 10
Лучшее отбеливающее средство — перекись титана, которая безвредна и пригодна для отбеливания древесины всех пород. Отбеливание выполняют щеткой или тампоном, нанося слой раствора на поверхность древесины и затем смывая его теплой водой после нескольких минут выдержки.
Для одновременного отбеливания и обессмоливания служат составы, содержащие соответственно отбеливающие и обессмоливающие вещества. Например, один из составов на 1 л воды содержит 30 г кальцинированной соды, 25 г поташа и 60 г хлорной извести. Состав смывают 2 —3%-ным раствором соляной кислоты.
Окрашивание древесины производят для придания ей новой окраски и сохранения ее текстуры. Различают окрашивание водорастворимыми красителями, пигментное («сухое») и подкрашенными жидкими грунтовками.
Из водорастворимых красителей применяют анилиновые (морилки) и протравные (водные растворы солей железа, меди, хрома и марганца). Действие последних основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.
Водорастворимыми красителями древесину окрашивают вручную, окунанием, пневматическим распылением и вальцами.
При окрашивании вручную окрашиваемую поверхность смачивают водой, а потом — раствором красителя кистью, тампоном или поролоновой губкой. Затем древесину насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон.
При окрашивании методом окунания детали навешивают на подвески и погружают в ванну с раствором. После извлечения из ванны краситель свободно стекает с деталей и протирки не требует. Так красят в основном стулья и точеные детали.
При окрашивании пневматическим распылением раствор красителя на поверхность древесины наносят краскораспылителем. Излишки красителя снимают с поверхности тампоном. Расстояние от сопла краскораспылителя до поверхности 250. 350 мм, диаметр отверстия сопла 1,5. 2 мм.
Окрашивание вальцами выполняют на станках, предназначенных для нанесения клея. Для равномерного окрашивания вальцы обертывают поролоном. Скорость подачи заготовки 6. 12 м/мин.
После окрашивания водорастворимыми красителями заготовки сушат в условиях цеха или в камерах с принудительной циркуляцией воздуха (конвективная сушка). Продолжительность сушки в условиях цеха при температуре 18. 23 °С — не менее трех часов, в конвективной сушильной камере при температуре 45. 50°С — 10 мин, при температуре 80. 85°С — 5 мин.
При окрашивании водорастворимыми красителями глубина крашения составляет обычно не более 0,5 мм.
Пигментное («сухое») окрашивание — это покрытие поверхности древесины растворенными в воде до определенной концентрации пигментами.
Окрашивание древесины подкрашенными грунтовками предназначено для одновременного поверхностного окрашивания и грунтования, что обеспечивает равномерное окрашивание древесины без поднятия ворса.
Грунтование и порозаполнение позволяют значительно сократить расход лака и эмали, улучшить качество отделки. Перед покрытием изделия лаком его грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтования (НК, БНК и др.) В грунты по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, древесную муку или пигменты для подкрашивания грунта под цвет древесины.
При отделке спиртовыми политурами поверхности огрунтовывают 3. 5%-ными политурами или нитролаками. Нанесенный тампоном тонкий слой политуры или нитролака сушат в течение 5…10 мин, а затем шлифуют вручную шкуркой № 5, 6. Огрунтовывание производят не менее двух раз с промежуточным шлифованием.
Грунтовки наносят на древесину пневматическим распылением, вальцами и обливом. Пневматическим распылением наносят грунтовку вязкостью (30 ± 5) с по вискозиметру ВЗ-4. Распыление производят на расстоянии 250. 400 мм от поверхности. Вальцами грунтовку наносят на станках.
Скорость подачи заготовок 8…12 м/мин. Для нанесения грунтовок обливом применяют лаконаливные машины. Грунтовку наносят один раз.
После нанесения грунтовки изделия сушат и шлифуют.
При отделке масляными эмалями поверхность древесины грунтуют олифой. Грунтование и порозаполнение полиэфирным лаком применяют редко, так как он образует толстые покрытия с малой усадкой.
Порозаполнители поставляются обычно в виде двух компонентов: раствора пленкообразователя и наполнителя. Перед употреблением компоненты смешивают, так как суспензия порозаполнителей неустойчива: при хранении образуется плотный труднорастворимый осадок в результате расслаивания порозаполнителя. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение получили порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.
Порозаполнители наносят на поверхность древесины так, чтобы порошок-заполнитель заполнил поры древесины. Порозаполнитель наносят вручную тампоном, шпателем или вальцами. Порозаполнители вуалируют (закрывают) текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.
Для нанесения вальцами применяют специальные станки.
Отделочная подготовка под непрозрачную отделку. Такая отделка включает в себя операции обессмоливания, грунтования, местного и сплошного шпатлевания.
Обессмоливание производится так же, как и при подготовке поверхности древесины под прозрачную отделку.
Для грунтования применяют грунтовки с пигментами, соответствующие цвету основного лакокрасочного материала. Для непрозрачной отделки используют казеиновые, масляные, нитро- целлюлозные, глифталевые грунтовки и пинотексы.
Местное шпатлевание производят густыми шпатлевками или замазками. Шпатлевку наносят шпателями и кистью два или три раза, так как она дает большую усадку при высыхании. После того как шпатлевка просохнет, ее шлифуют.
Сплошное шпатлевание выполняют для выравнивания всей поверхности древесины и окрашивания ее в одинаковый цвет. Сплошное шпатлевание производится пневматическим распылением, обливом[14] и вальцами на станках. Зашпатлеванная поверхность должна быть ровной, без пропусков и подтеков шпатлевки.
Источник: infopedia.su
Отделка.
Большую часть мебельных изделий в настоящее время отделывают в узлах и деталях (щитах, рамках, брусках). Стулья и кресла в основном подвергают отделке в собранном виде. Различают отделку мебели непрозрачную (малярную), прозрачную (столярную), имитационную.
Малярную отделку применяют чаще всего для кухонной не- фанерованной мебели (табуретов, кухонных столов, полок), мебели для ванных комнат (полочек, шкафчиков) и т.п. Окрашивают ее эмалевыми (реже масляными) красками с помощью кисти или аэрографа-пульверизатора. Предварительно поверхность мебели тщательно выравнивают шлифовкой и шпатлюют.
Прозрачная отделка лицевых поверхностей. Прозрачное покрытие каждого из трех классов может быть глянцевым (с зеркальным блеском) или матовым. Покрытия 1-го класса выполняют полиэфирными лаками, но допускаются и другие прозрачные лаки (например, нитроцеллюлозные). Глянцевое покрытие получают полированием лаковой пленки, матовое — шлифованием лаковой пленки мелкозернистыми абразивами или нанесением специального матирующего лака. Толщина пленок полиэфирного лака должна быть 250 мкм, нитроцеллюлозного — 180 мкм.
Прозрачная отделка мебели состоит из нескольких операций, важнейшими из которых являются грунтование (или по- розаполнение) и ее облагораживание — влажное шлифование и полирование лаковых пленок полировочной пастой и полировочными жидкостями.
Имитационная отделка придает мебели из обычных хвойных и лиственных пород внешний вид мебели из ореха, красного дерева, карельской березы и других ценных пород.
На большинстве мебельных предприятий имитационную отделку производят с помощью декоративно-слоистых пластиков или текстурной бумаги, пропитанной синтетическими смолами. Напрессовывание декоративно-слоистых пластиков или текстурной бумаги производят в специальных прессах при повышенных температуре и давлении. Получаемое при этом покрытие имеет гладкую, химически и теплостойкую поверхность. Недостатком такой отделки является трудность ремонта, так как даже при незначительном механическом повреждении покрытия необходима полная замена детали или узла мебели. Имитационная отделка выполняется и другими способами, например аэрографией и акваграфией.
Аэрография заключается в том, что рисунок наносится на поверхность мебели путем распыления краски, после чего поверхность с рисунком покрывают прозрачным лаком. Чаще этот способ отделки применяют для недорогой детской мебели.
Акваграфия — способ отделки, при котором рисунок наносят окунанием детали, покрытой свежеокрашенной краской, в воду, на поверхности которой имеется пленка краски. Она пристает к свежеокрашенной поверхности, образуя несложный узор, часто имитирующий рисунок мрамора, гранита.
Дополнительные украшения — резьба, инкрустация, выжигание — для мебели, как правило, применяют для изделий с прозрачной отделкой.
Резьбу выполняют режущим инструментом, вырезая орнамент, фигурки, растения и т.п.
Инкрустация — врезание заподлицо в поверхность древесины кусочков металла, перламутра, мрамора, древесины другой породы в виде определенного рисунка (растительного и геометрического узоров).
Выжигание по дереву производится с помощью нагретых металлических игл (пирография) или металлических штампов (пиротипия).
В отдельных случаях в качестве дополнительных украшений применяют металлические накладки и т.п.
Сборка мебели является завершающим этапом процесса мебельного производства. На этой стадии скрепляют ранее изготовленные узлы мебели. Обычно их собирают на вставных шипах, клеях, стяжках, шурупах. Дверки навешивают на петлях (шарнирных, угловых, рояльных и др.), а для их фиксации в заданном положении применяют задвижки, защелки, остановы, врезные замки.
Раздвижные дверки устанавливают в специальных направляющих из древесины, металла, пластмасс. Ящики в проем размещают на опорных ходовых брусках различных конструкций, опорных рамках, пластмассовых и металлических направляющих. Полки закрепляют в изделиях на постоянной высоте или с возможностью их перестановки на планках или полкодержателях. Корпус изделия устанавливают на цокольной скамейке, плинтусе (плинтусной коробке) или на ножках.
Особенности производства мягкой, полумягкой и полужесткой мебели по сравнению со столярной обусловлены наличием обойных работ, т.е. работ по установке пружин (для отдельных видов мягкой мебели), закреплению настила, облицовке и обивке мягких элементов мебели.
В мягкую мебель обычно ставят 3—5 продольных и 7—9 поперечных рядов пружин. К основанию изделия каждую пружину прибивают металлическими скобками или пришивают шпагатом в трех-четырех местах.
Закрепленные таким образом пружины перевязывают вверху между собой шпагатом вдоль и поперек рядов, а также по диагонали так, чтобы каждая пружина оказывалась перевязанной в восьми местах. Такое закрепление пружин необходимо для равномерного распределения нагрузки при эксплуатации изделия.
Затем пружины закрывают сверху мешковиной или парусиной, прибивают ее к остову и пришивают к верхним кольцам пружин. Поверх этой ткани укладывают настилочный слой, закрывают его тканью, которую также прибивают к остову. Края настила простегивают для получения борта. После этого настилают тонкий слой ваты, закрывают его облицовочным материалом, тщательно натягивают и прибивают к остову мебели. Таким образом получают мебель с «жестким» бортом.
При изготовлении мебели с «мягким» бортом к верхним кольцам переднего ряда пружин с наружной стороны привязывают проволоку диаметром 4—6 мм, концы которой загибают по углам и прочно прикрепляют шпагатом к верхним кольцам двух крайних пружин поперечных рядов. Мебель с «ходовым» бортом (особенно, если все четыре борта сиденья делают «ходовыми») обладает более высокими эксплуатационными свойствами по сравнению с мебелью жесткооборотной.
Использование в мягкой мебели вместо отдельных конических пружин блока из пружин непрерывного плетения значительно повышает производительность труда.
При изготовлении полумягкой и полужесткой мебели операции по установке пружин отсутствуют. Закрепление настила, простежку бортов, обивку проводят так же, как и для мягкой мебели.
Источник: studref.com