В этой теме будут рассматриваться вопросы, связанные с основами технического мастерства. Со схемами, иллюстрациями, описаниями. и всё такое прочее.
Основные виды декорирования изделий в горячем состоянии непосредственно у печи
(по книге Сергеева Ю.П. «Выполнение художественных изделий из стекла») Оффтоп
Книгу эту я приобрела во время прошлогоднего осеннего Антикварного Салона на 1 этаже ЦДХ, там где всегда продают книги. Иной раз даже на Салоне удаётся купить что-то полезное.
I. Декорирование цветной стеклянной крошкой
Мастер прокатывает баночку на катальнике, где заранее рассыпается хаотично или раскладывается в определённом порядке стеклянная крошка. При этом предварительно подогретая крошка прилипает к стенкам баночки. Затем мастер прогревает баночку в печи, чтобы крошка как можно сильнее расплавилась.
Чтобы получить изделие с гладкой поверхностью, мастер набирает сверху стекло и, изготовив пульку, формует требуемое изделие. Цветные кусочки стекла, расплавившись, формируют внутри его стенок узор.
112. Распаковка ювелирной корзинки из антик шопа с винтажными украшениями. Повезет? Присоединяйтесь
Дроблёную крошку можно также просто посыпать на расплавленные стенки баночки.
Для получения правильного рисунка применяют специальные металлические, керамические или гипсовые шаблоны. При массовом производстве процесс можно несколько механизировать, насыпая стеклянную крошку в специальные формы, образующие очертания нужного декора.
Слои крошки при помощи указанных форм равномерно насыпают на деревянную доску, затем к ней прижимают бумагу, покрытую с одной стороны жидким стеклом. На бумагу накладывают плиту (керамическую, металлическую и т. д.) и всё вместе переворачивают. Таким образом к бумаге пристаёт столько стекла, сколько необходимо для получения чёткого рисунка, а избыток стекла осыпается. Бумагу закладывают в форму и выдувают необходимое изделие.
При помощи стеклянной крошки можно получать изделия, декоративный узор которых расположен как по всей их поверхности, так и не её отдельных частях.
Схема 1: Декорирование крошкой при помощи формы:
Участник Форума
Регистрация: 02.10.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,785
II. Декорирование стеклянной нитью
Один из самых древних способов декорирования. Был известен ещё до изобретения стеклодувной трубки, когда изделия выполняли методом навивки стеклянной нити на глинянную основу.
Простейший способ нанесения нити заключается в том, что мастер кладёт на фулязку трубку со специально изготовленной для этой операции, удлинённой по форме баночкой или пулькой и начинает быстро, но равномерно вращать её по часовой стрелке. В это время другой мастер, набрав необходимое количество цветного стекла, укатывает его на катальнике, придавая цилиндрическую форму. После этого конец подготовленного таким образом стекла прилепляется к той части заготовки, которая находится ближе к трубке. Так как заготовка равномерно вращается, на её поверхность наносится нить цветного стекла.
Схема 2: Нанесение стеклянной нити:
В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад
а. — нанесение нити вручную;
б. — станок для нанесения нити
Интересный декоративный эффект получается при расчёсывании нити металлическими предметами. При этом получается характерный для данного способа рисунок декора.
Схема 3: Расчёсывание нити:
а. — различные виды расчёсывания нити;
б. — изделие, декорированное расчёсанной нитью.
При декорировании нитью вальцованных изделий, нить прилепляется только в самых выпуклых местах заготовки. Затем мастер вносит заготовку в печь, слегка поддувает её. В местах, где нить не пристала к стенкам заготовки, она сначала утончается, затем лопается и, подчиняясь закону поверхностного натяжения, в местах прилипания её к стенкам заготовки собирается в комочки.
Схема 4: Получение декора на вальцованных изделиях:
1 — навивание нити на заготовку;
2 — раздувание заготовки;
3 — окончательное формование
Иногда для декорирования изделий применяется так называемая путанная нить, которая получается при беспорядочном, хаотичном нанесении нити на поверхность заготовки.
Последний раз редактировалось рапунцель; 05.02.2013 в 20:40 .
Участник Форума
Регистрация: 02.10.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,785
III. Получение декоративных элементов в толще стенок изделия
Наиболее часто встречающиеся декоративные элементы в толще стенок изделия — воздушные включения в виде пузырьков. Причём при желании возможно получение как правильно расположенных пузырьков (с определённым шагом и ритмом), так и расположенных свободно, хаотично.
Для получения правильно расположенных пузырьков используют специальные металлические или деревянные формы с острыми шипами внутри.
Схема 5: Декорирование изделия воздушными пузырьками:
1 — металлическая форма;
2 — выдувание заготовки в форме;
3 — второй набор стекла;
4 — формование изделия
Получение хаотично расположенных воздушных пузырьков возможно с помощью применения соды и карбида бора. В результате воздействия температуры нанесённого сверху слоя стекла происходит реакция разложения этих веществ и в толще стекла возникают пузырьки.
Участник Форума
Регистрация: 02.10.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,785
IV. Получение фактурных и рельефных поверхностей
Рифление (иногда изделия, декорированные рифлением, называют вальцованными) получают путём предварительного выдувания заготовки в специальной черновой форме, имеющей продольные грани. Затем заготовку переносят в чистовую форму с гладкими стенками, в которой и происходит окончательное выдувание изделия.
В результате такой обработки наружная поверхность изделия становится гладкой, но сохраняет некоторую ребристость, вследствие чего создаётся эффект волнообразной поверхности.
Схема 6: Получение рифлёной поверхности изделий:
а — выдувание заготовки в металлической форме;
б — общий вид заготовки после выдувания в форме;
в — окончательное формование изделия
В толще стенок изделия возможно получение воздушных полосок. Для этого мастер изготавливает две заготовки. Одну большую в виде стакана (с отрезанным колпачком), другую в форме пульки с вальцованной поверхностью. Меньшая заготовка вводится внутрь большей и раздувается таким образом, чтобы обе поверхности пристали друг к другу.
При этом в местах углубления поверхности образуются продольные воздушные полосы. Затем мастер берёт заготовку на понтию и формует задуманное изделие.
Схема 7: Декорирование стеклоизделий воздушными полосками:
а — изготовление рифлёной заготовки и стакана;
б — выдувание заготовки в стакане;
в — сворачивание воздушных полосок по спирали;
г — формование изделия
Кракле получают следующим образом. Пульку из цветного или бесцветного стекла опускают в холодную воду. При этом поверхностный слой её в результате резкого охлаждения покрывается сетью трещин.
Однако в связи с тем, что внутренний слой пульки не успевает за этот короткий срок остыть до критической температуры, когда происходит разрушение стекла от внутренних напряжений, пулька остаётся целой. Затем её разогревают в печи, при этом трещины оплавляются, их края становятся мягкими, а расстояние между ними увеличивается. Формуют изделия обычным способом, в форме или без формы.
Схема 8: Декорирование стеклоизделий методом «кракле»:
а — получение на поверхности изделий мелких трещинок — кракле;
б — выдувание заготовки в стакане;
в — формование изделия
В практике стеклоделия существует множество способов применения кракле в качестве декора.
Участник Форума
Регистрация: 02.10.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,785
V. Филигранное стекло
Филигранное стекло также называют венецианской нитью. Изготовление филигранного стекла заключается в том, что изделия выдувают из заготовок, на поверхность которых нанесено параллельно друг другу (вертикально или по спирали) множество (до 60 штук) цветных стерженьков. Выполнение филигранного изделия чётко разделено на две стадии: изготовление стеклянных стержней (стеклянные стержни называют штабиками — от нем. Der Stab — палка, жезл, стержень) и изготовление сосуда.
Изготовление стержней
При изготовлении стержней мастер набирает цветное стекло из горшка на трубку и без выдувания изготавливает сначала баночку, затем пульку, придавая ей при помощи укатывания на катальнике цилиндрическую форму. Противоположный трубке конец заготовки «берётся на понтию», и мастера быстро расходятся в разные стороны цеха, растягивая её тем самым до толщины 5-6 мм.
Схема 9: Последовательность выполнения стеклянного стержня:
1, 2 — изготовление баночки и пульки;
3 — прилепливание понтия;
4 — растягивание заготовки
Вытянутый таким образом стержень в горячем состоянии раскалывается на отдельные стерженьки размером 50-80 мм прикосновением холодного металлического предмета.
Изготовленные таким образом стержни могут быть нанесены на стенки декорируемого изделия, но могут быть и заготовками для изготовления более сложных стержней.
Схема 10: Последовательность выполнения простейшего рисунка в стеклянном стержне
1 — нанесение на заготовку цветной полоски;
2 — набор на заготовку второй порции стекла;
3 — скручивание заготовки по спирали;
4 — растягивание пульки
Схема 11: Различные виды рисунков, применяемые при декорировании стеклоизделий «венецианской нитью»:
Участник Форума
Регистрация: 02.10.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,785
Изготовление изделия с филигранью
Для того, чтобы изготовить изделие с филигранью, стеклянные стержни помещают в специальные металлические формы. Форму устанавливают на влажную глиняную лепёшку (например, шамотную) толщиной 3-6 см. Глину посыпают кварцевым песком. В горячую форму вставляют разогретые у печи до 500-600 градусов цельсия стержни.
В подготовленную таким образом форму опускают пульку бесцветного или легко окрашенного стекла и раздувают настолько, что цветные стерженьки прилипают к её поверхности. После этого мастер формует изделие.
Схема 12: Нанесение стержней на заготовку с помощью формы:
а — форма со вставленными в неё стеклянными стержнями;
б — выдувание заготовки в форме
Вначале для того, чтобы дно сосуда получилось декоративным, конец заготовки, противоположный стеклодувной трубке, отрезными ножницами несколько оттягивают, сужают, а далее отрезают. Таким образом, все линии стержней, нанесённых на заготовку, теперь сходятся в одной точке дна заготовки.
Схема 13: Последовательность изготовления изделия, декорированного «венецианской нитью»:
1 — изготовление заготовки с нанесёнными на неё стеклянными стержнями;
2 — раздувание заготовки;
3 — стягивание стекла и удаление лишнего материала;
4,5 — прилепливание понтия и скручивание заготовки по спирали;
6 — отшибание колпачка;
7,8 — окончательное формование изделия
Декоративный эффект значительно повышается, если заготовку предварительно скручивают по спирали. Эту операцию проводят два мастера, один из которых держит стеклодувную трубку, другой — металлический прут, прикреплённый ко дну заготовки. Разогретая до подвижного состояния заготовка легко поддаётся скручиванию.
Для того, чтобы филигранный рисунок получился в толще стекла стенки сосуда, на пульку набирают дополнительную порцию стекла. На основе описанного способа получают так называемое сетчатое стекло, которое образуется системой пересекающихся цветных нитей наподобие сетки.
Для изготовления таких изделий обычно применяют воронку (лейку) или «стакан», на которые наносится филигранный рисунок в виде расходящихся из центра спиралевидных нитей. Затем выполняется пулька со спиралевидной нитью, закрученной в противоположном направлении, чем нить воронки. Пулька и воронка (или стакан) совмещаются так, как при получении накладного стекла, и из этой заготовки формуется изделие. При этом между ячейками сетки получаются заполненные воздухом полости, что является дополнительным декоративным моментом.
Схема 14: Изготовление «сетчатого стекла»:
1 — выдувание заготовки в стакане;
2, 3 — формование изделия
Источник: www.antik-forum.ru
Украшения, наносимые на стеклянные бытовые изделия.
Декоративная обработка влияет на эстетические достоинства и цену изделий.
Украшения изделий классифицируют по стадии и методу нанесения, характеру,
сложности. По методу нанесения: украшения, выполненные вручную,
полумеханизированным способом, на механизированных линиях с применением
Украшения, наносимые в горячем состоянии. Сущ. Несколько групп.
1. Украшения, в основе которых – получение оптического эффекта или
рельефа поверхности. Это «валик», рифление, мелкие пузырьки, «мороз».
«Пулька» выдувается в черновой форме с углублениями или выступами. При
выдувании в чистовой форме создаётся оптический эффект волнообразной
поверхности или углублений, заполненных воздухом. «Мороз» — украшение в виде
сетки заплавленных трещин, напоминающих морозные узоры на стекле.
2. Украшения с орнаментами. Их получают при внесении заготовки стекла
донного цвета в полуфабрикат или готовое изделие другого цвета. Цветные нити,
полосы, пятна, налепы, крошка, украшения стеклотканью, акварельное пятно,
цветной наклад. Заготовки размягчённого цветного стекла в виде нитей, шнура,
кусочков или ажурной стеклоткани различными приёмами накладывают на
«Пульку». После формования получают украшения в виде витой или путанной нити,
полос, пятен, кружевного рисунка. Изображение эмблемы получают с помощью
штампа. Для высокохудожественных изделий применяют
3. Нанесение на поверхность изделия радужной плёнки осаждением
ирризирующих веществ. Изделие обрабатывают в специальной камере с парами
хлористого олова, азотнокислого стронция, хлористого бария. В зависимости от
соотношения этих соединений, температуры и времени выдержки создаётся эффект
бесцветной плёнки с синим или красноватым оттенком.
Способы декорирования изделий в холодном состоянии в процессе заключительной
обработки. Украшения, наносимые обработкой поверхности абразивами.
Шлифовка – рисунки в виде плоских сферических шлифов, ямок, тонких линий или
их сочетаний. Матовая лента, матовая шлифовка, пескоструйная обработка. В
сложной шлифовке имеются элементы гранения. Наносят украшения на автоматах.
Сплошная обработка поверхности – пескоструйная матовка.
Гранение – сочетание глубокой резьбы с плоскостными или выпуклыми элементами.
Поверхности граней отполированы до полной прозрачности. Алмазная грань (куст,
ромб, треугольник, медальон, звезда, камень, овал), широкая грань, литерная
грань, встречная грань. Применяют для украшения хрустальных изделий и
высокохудожественных изделий из цветного стекла.
Гравировка – сложные плоскостные рисунки с тонкой проработкой деталей.
Шлифующий материал – наждачный порошок, смешанный с машинным маслом. Для
граверных работ применяют также алмазный инструмент типа АПП, А2П, А5П.
Поверхность шелковистая, матовая.
Химические способы (травление) основаны на разрушении стекла плавиковой
кислотой. Химическая матовка, гильоширное, пантографное, глубокое и
художественное. Всю поверхность изделия обрабатывают в травильном растворе,
которую наносят кисточкой. Декорируют высокохудожественные изделия из
накладного стекла. Снимают слои различной толщины. Живопись, штамп, лента,
диффузное окрашивание, шелкография.
Для украшения прессовыдувной и многостадийной выработки широко применяют
матовую насечку, шелкографию, трафаретную печать.
Классификация, характеристика ассортимента керамической посуды.
Керамика – это искусственные силикаты аморфно-кристаллической структуры,
полученные обжигом массы из пластических материалов, отощающих веществ и
плавней. По назначению делят на бытовые, архитектурно-строительные и
Основные способы формования: пластическое формование, литьё в форму и
Признаки классификации: вид керамики, способ формования, назначение, форму,
размер, вид декорирования, комплектность.
Изделия украшают подглазурными и надглазурными красками, препаратом золота,
растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим
обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование может быть
рельефными и гладким.
ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие керамические изделия,
получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины —
каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый,
обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру
росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора
называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или
Белый блестящий с голубоватым оттенком цвет.
Мягкий костяной фарфор содержит 53% плавней, 32% глинястых веществ и 15%
кварца. Высокая белизна и просвечиваемость, но прочность и термостойкость
выше, чем у твёрдого фарфора.
Мягкий полевошпатовый фарфор предназначен в основном для художественно-
декоративных изделий, в частности, скульптур.
Тонкокаменные изделия имеют окрашенный в сероватые, бежевые тона спекшийся,
непросвечивающийся черепок с водопоглощением 0,5-3%. Применяется для
хозяйственной посуды и художественных изделий.
Полуфарфор – тонкокерамические изделия с непросвечивающимся черепком белого
цвета, пористость 0,5-5%. Покрывают бесцветной или цветной глазурью.
Изготавливают столовую и чайную посуду, посуду для хранения пищи, некоторые
Фаянс – тонкокерамические изделия с пористым черепком белого цвета с
желтоватым оттенком. Меньшая механическая прочность, склонен к набуханию. При
ударе издаёт глухой звук. Используют в производстве столовой посуды.
Майолика – тонкокерамические изделия с белым или цветным непросвечивающимся
черепком различной плотности. Покрывают бесцветными или цветными, прозрачными
или глухими глазурями. Применяют для художественных изделий и хозяйственной
Гончарная керамика – грубокерамические изделия с крупнозернистым цветным
пористым черепком, частично или полностью покрытым легкоплавкими глазурями.
Металлы и сплавы, применяемые для изготовления непродовольственных
Товаров. Характеристика основных свойств металлов и сплавов.
Ме –хим-е вещ-ва, обладающие кристалич. строением, характ. блеском,
Сплавы –все виды соедин-й Ме с др. вещ-ми, как с Ме так и с неМе.
Классиф-я Ме:
1. черные (железо) и цветные.
2. По плотности: тяжёлые (тяж. Fe) и лёгкие.
3. По t плавления: легкоплавкие (свинец, олово) и тугопл. (вольфрам,
4. По %-ой доле содержания в земной коре: редкоземельные.
5. По радиоактивности: радиоактивные и нерадиоак-е.
6. ДрагМе: платина, золото, Ag.
7. По чистоте содер-я основн. элемента: -чистые; -высокочистые; —
особо высокочистые (иногда присутствие примесей = 1 к 100000000 основ.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Где используется художественная обработка материалов
Художественная обработка материалов – это наука, которая изучает воздействие разными методами на изделия с целью улучшения их внешнего вида или реконструкции. Применяя разные методы, удастся нанести на изделия красивые орнаменты, памятные даты, важнее надписи, защитить их от негативных воздействий.
Благодаря художественной обработке товару можно придать презентабельный внешний вид, украсить его и сделать индивидуальным. Это целая наука, занимающаяся возделыванием разных материалов с целью их реставрации и улучшения внешнего вида. Готовые изделия можно использовать для разных целей: применять как домашний декор, носить в качестве ювелирных украшений, продавать на аукционах антикварные вещи в отличном состоянии.
Какие материалы применяют для обработки
Использовать для художественной обработки можно разные материалы, но самым частыми являются:
- золото;
- серебро;
- платина;
- медь;
- латунь;
- бронза;
- нейзильбер;
- мельхиор.
Виды художественной обработки
Сферы применения художественной обработки зависит от вида работ. Ниже опишем, какими способами можно обрабатывать изделия:
Чеканка
При холодной обработке на рельефном изображении получаются узоры и красивые орнаменты. Метод основывается на ударах молотка по чекану или с использованием штампов. Чеканка может быть ручной или механической. Для этого метода обработки подходит листовой материал: золото, медь, серебро, алюминий.
Гравировка
Этот метод обработки еще с древних времен считается популярным. Его суть проста – на подготовленной поверхности вырезаются орнаменты и узоры. Для этого применяются штихеля.
Инкрустация
Этот метод художественной обработки применяется для выбивания на изделиях орнаментов или изображений. Используется он на любых материалах: медь, золото, бронза, серебро, кость, дерево. Рисунок наносится штихелями, которые делают углубления на материале.
Скань
Метод заключается в скручивании тонкой проволоки, которая впоследствии соединяется методом пайки. Чаще всего такой метод используют для серебра и меди, редко для золота.
Эмалирование
Этот метод обработки тоже считается одним из древних, но для его воплощения в жизнь требуются художественные навыки, научиться этому мастерству за несколько раз не получится. Способ приготовления и состав эмалей в древности держались в секрете, сейчас же в этом не заключается тайны, но, как и прежде, метод подходит для профессионалов. Эмаль представляется собой быстроплавленое стекло. Преимущество этого метода в том, что можно использовать любые оттенки путем добавления в эмаль красителей. Эмали могут быть холодными, горячими, прозрачными, непрозрачными.
Чернение
Еще один метод художественной обработки материалов, который используется для улучшения внешнего вида изделий. Красиво смотрится обработка чернью на золотых, серебряных и медных изделиях.
Оксидирование
Этот метод используется больше не для декоративной, а защищающей функции. Его используют для борьбы с тусклостью на изделиях, например, на ложках. Суть процедур проста: на изделия наносится защитный слой.
Гальваническое покрытие
Главная цель такого метода в придании изделиям привлекательного внешнего вида. За счет этого покрытия увеличиваются эксплуатационные характеристики изделия.
Художественная обработка материалов может использоваться в разных сферах, но чаще всего метод применяется в декоративных целях, что приводит к улучшению внешнего вида изделия. Нередко эти способы обработки используются и для производства ювелирных изделий, для этого хорошо зарекомендовал себя метод литье. Для создания украшений применяется золото и серебро, с другой целью отливают алюминий, цинк, чугун, бронзу. В зависимости от размера изделия отливка может выполняться в односторонних или двусторонних формах.
Оформить заказ.
Контакты
Для оформления заказа воспользуйтесь формой слева.
Оставьте свои данные и, при наличии, прикрепите файл для пояснения Вашего заказа.
Наш специалист свяжется с Вами в самое ближайшее время.
Так же Есть и другие способы связаться с нами:
г. Москва, ул. Твардовского д. 8, стр 1, этаж 1, офис 118
Источник: mg3d.ru