Название украшений на избе

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал, разработан урок и опорный конспект об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.

Олимпиады: Английский язык 2 — 11 классы

Содержимое разработки

Ф.И._________________________________ кл.______ дата____________

Тема урока №2: ____________________________________________________________________________

Декоративно-прикладное искусство –____________________________________________________________

  • Из какого материала строились крестьянские избы?____________________________________________
  • Почему?- _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________ Изба-_________________________________________________________________________________________

ИЗБА | Рассказ о традиционной русской избе


______________________________________________________________________________________________
Декоративное убранство русской избы 1
1___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2___________________________________________________________________3___________________________________________________________________4___________________________________________________________________5___________________________________________________________________ 6___________________________________________________________________

  • Какими словами мы называем свой дом, свое жилище? (пословицы и поговорки)
  1. ________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________

Задание №1: Филворд «Элементы декора русского жилища»
(найти отгадки-слова, обозначающие элементы декора русской избы, слова могут читаться вверх, вниз, влево и под углом, но не пресекаться)

1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________ 3.____________________________________________________ 4.____________________________________________________ 5.____________________________________________________ 6.____________________________________________________ Задание №2: Познакомившись с предложенным иллюстративным и историческим материалом самостоятельно создайте декор элементов избы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Содержимое разработки

ТЕМА№2: «ДЕКОР РУССКОЙ ИЗБЫ»ТЕМА№2:«ДЕКОР РУССКОЙ ИЗБЫ»ЦЕЛЬ УРОКА:ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Познакомиться с понятием и языком декоративно-прикладного искусства.
  • открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось декоративно-прикладное искусство.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство. Вопрос : Зачем людям дом?

Декоративно-прикладное искусство — это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.

Вопрос : Зачем людям дом?

Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

  • Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
  • Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево — постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти свойства дали начало замечательному ремеслу — резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Изба - очень древний вид жилища (от древнеславянского слова «истьба» , «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.

Изба — очень древний вид жилища (от древнеславянского слова «истьба» , «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.

ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ 1 конёк 3 полотенца 2 причелина 6 лобовая доска 5 ставни 4 наличник

ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ

6 лобовая доска

Деревянный резной конек оберегает людей от злых сил. То есть конек на крыше избы являлся оберегом . Кроме того, он был символом солнца, благополучия, крепкого хозяйства и мощи рода . Также имелось и другое символическое значение конька — дом отождествлялся с колесницей, упряжкой, где жизнь это путь.

Деревянный резной конек оберегает людей от злых сил. То есть конек на крыше избы являлся оберегом . Кроме того, он был символом солнца, благополучия, крепкого хозяйства и мощи рода . Также имелось и другое символическое значение конька — дом отождествлялся с колесницей, упряжкой, где жизнь это путь.

Читайте также:
Украшения из джута схемы

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются ПРИЧЁЛИНЫ , от слова

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски.

Они называются ПРИЧЁЛИНЫ , от слова «чело» – лоб.

Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, ПОЛОТЕНЦЕМ .

Окна — очи, глаза, свет . Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Ставни служили защитным экраном от палящих лучей солнца, создавая прохладу и тишину в доме, кроме того в зимние дни они были хорошей преградой от холода, ветра и дождей. Ставни появились до повсеместного внедрения оконного стекла . Лобовая доска над наличниками – резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

Окна — очи, глаза, свет .

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев».

Ставни служили защитным экраном от палящих лучей солнца, создавая прохладу и тишину в доме, кроме того в зимние дни они были хорошей преградой от холода, ветра и дождей. Ставни появились до повсеместного внедрения оконного стекла .

Лобовая доска над наличниками – резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

У КАЖДОГО ДОМА СВОЁ ЛИЦО! “ Мой дом – моя крепость”. “ Дом – начало начал”. “ Дом – храм семьи”. “ Жилище – наша маленькая планета”.

У КАЖДОГО ДОМА СВОЁ ЛИЦО!

“ Мой дом – моя крепость”.

“ Дом – начало начал”.

“ Дом – храм семьи”.

“ Жилище – наша маленькая планета”.

Филворд «Элементы декора русского жилища» (найти отгадки-слова, обозначающие элементы декора русской избы, слова могут читаться вверх, вниз, влево и под углом, но не пресекаться) к о н н в а ь п о л и к р - д и ч о о а х р н с ч е и т н л к о л у и з к п и е н и ы н ь

  • Какими словами мы называем свой дом, свое жилище? (пословицы и поговорки)

Филворд «Элементы декора русского жилища» (найти отгадки-слова, обозначающие элементы декора русской избы, слова могут читаться вверх, вниз, влево и под углом, но не пресекаться)

Источник: compedu.ru

Термины избы

Издревле на Руси дерево было основным материалом при возведении зданий и в строительстве из дерева были выработаны строительные приемы, отвечающие нашему климату и соответствующие специфическим свойствам основного строительного материала — дерева. В срубе бревна сплачивались в стены, в нижней части бревен делались продольные пазы, чтобы вода не попадала в паз, что предохраняло сруб от загнивания.

Внешняя сторона бревен оставалась круглой, а внутренняя обтесывалась. Бревна в углах соединяли различными врубками, и получался прямоугольный сруб или клеть. Строительство срубов производилось, в основном, из сосны и ели, лиственница применялась только в нижних венцах срубов. Нижние венцы (оклад) обычно рубился «в охряпку» (концы бревен — болваны, стесывались с обеих сторон, вырубался прямоугольный паз и верхнее бревно входило в нижнее), далее сруб рубили или «в обло» («в чашу») или «в лапу» («в зуб», «в шап»).

При рубке «в обло» соединению во вырубке придаётся округлая форма, концы бревен выпускаются из сруба.

При рубке «в лапу» на концах бревен вырубаются трапециевидные шипы, сцепляющие бревна во врубке между собой (лапами), концы бревен не выпускаются из сруба.

Сруб часто ставили прямо на землю, иногда под углы подкладывали валуны или ставили стулья из лиственницы.

После окончательной подгонки бревен срубы собирались на мох.

Полы набирались из плах с притеской в четверть.

Чердачное перекрытие в домах засыпалось землей или песком для утепления.

Крыши домов обычно делали прямыми двускатными. Для устройства крыши торцевым стенам сруба в верхней части придавали треугольную форму (щипец). На бревна щипца (самцы) продольно укладывали слеги, которые имели большой выпуск над торцевыми фасадами дома. Это надежно предохраняло торцевые стены сруба от осадков.

На образованный слегами скат кровли укладывались тонкие еловые стволы (курицы, кокоры), на комле которых вырубались крюки для установки желоба (потоки) из бревен. Кровли крыли тесом в два слоя. Сверху теснины прикрывал охлупень.

Читайте также:
Украшения из лака своими руками

Некоторые термины используемые в русском деревянного зодчестве:

• Быки — наклонные массивные бревна — стропильные ноги в деревянной конструкции двускатной кровли.

• Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом (килевидным верхом).

• Вальмовая крыша — четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым фасадам.

• Венец — бревна, уложенные по периметру, образующие один го¬ризонтальный ряд сруба и связанные в углах врубками с разницей по высоте в полдерева, венцы образуют сруб.

• Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.
В курной избе через волоковые окна выводился дым.

• Восьмерик — часть здания восьмигранной формы, восьмигранный сруб.

• Врубка — соединение в углах и в местах пересечения бревен в срубе.

• Выпусты, выпуски (помочи) — концы бревен, выступающие из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли — опасанья, которым придавали форму кронштейнов.

• Дымница (Дымарь) — отверстие для дыма в курной избе.

• Ендова (разжелобок) — входящий угол между двумя скатами кровли.

• Зауголок — короткая часть бревна, выступающая от замка за наружный край стены, как правило, с уличной части стены сруба.

• Заклинки — Длинный клин.

• Игла (рубка в иглу — способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется «в простую чашу», а другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна.

• Клеть — крытый прямоугольный четырехстенный деревянный сруб.

• Кокора — Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным к стволу.

• Конопатка — окончательное уплотнение между венцами (заполненых паклей или мхом при сборке дома), а также угловых соединений «чесаной» паклей.

• Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)

• Конёк (князёк) — верхнее горизонтальное реб¬ро крыши, образуемое пересечением ее двух скатов.

• Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения.

• Косоур — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Костёр — пирамидальный сруб, сделанный «в режь».

• Курицы — в традиционной русской деревянной архитектуре элементы безгвоздевой конструкции кровли, врубаемые в слеги и поддерживающие поток (водотечник).

• Курная изба (Рудная изба; Черная изба) — изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.

• Лапа (рубка в лапу, в зуб, в шпат) — классический русский стиль рубки, наиболее экономный с точки зрения расхода древесины, но отсутствие остатка делает угол более теплопроводным и в большей степени подверженным атмосферному увлажнению.

Читайте также:
Как сделать украшения для волос из проволоки и бусин

• Лас (тёсаные «в лас», стены «в лас») — стеска до плоскости круглой части бревна на внутренних стенах сруба.

• Ласточкин хвост — способ рубки без выпусков бревна и без потайного зуба. Потайная врубка применяется в узлах опирания деревянных балок перекрытий на наружные и внутренние несущие стены сруба. Сквозную врубку применяют в случаях, когда предусмотрена обшивка сруба.

• Лобовая доска — в деревянном зодчестве — украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

• Матица — несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах, дополнительная опора лаг перекрытий, увеличивает жёсткость перекрытия.

• Мост — пол рубленого деревянного строения.

• Нагель — цилиндрический или прямоугольный шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Обло (рубка в обло) — распространенная в деревянном зодчестве рубка бревен по углам с остатком, то есть с выпуском концов бревен снаружи дома.

• Остаток — рубка «с остатком».

• Остатки — наружные концы бревен на углах сруба, при рубке в чашу.

• Охлупень (шелом) — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой.

• Переруб — способ врубки дополнительной стены, когда перерубаются наружные стены насквозь (может быть выполнено в ласточкин хвост или в чашу).

• Пластина — тоже, что и плаха.

• Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола.

• Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз, служащее основанием шатровых или скатных крыш и защи¬щающее стены от дождя.

• Потайной зуб — прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.

• Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса, поддер¬живающий тесовую кровлю и отводя¬щий воду за пределы сруба.

• Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.

• Прируб — более низкая составная часть здания.

• Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.

• Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.

• Рубец — Когда ствол березы дает длинную продольную трещину (обычно в результате морозобоя), то при последующем ее зарастании образуется нечто вроде складки на стволе, называемой «рубец». Ее края состоят из очень твердой и частослойной древесины, из которой и изготавливали топорища.

• Ряж — опора под сооружение в виде клети.

• Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.

• Самцовая крыша — безгвоздевая кровля. В этой крыше тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна — слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или, иначе, самцы. Чтобы теснины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно — «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Читайте также:
В каком ряду во всех словах есть безударные гласные в корне украшение темнота провалился

• Сволок — главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью.

• Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.

• Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.

• Столп — центральная и самая высокая часть здания.

• Стопа — полностью собранный сруб.

• Тетива — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.

• Ус — рубка «в ус», соединение под углом.

• Филенка — вставка в паз рамки любой рамочной двери.

• Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке стены дома.

• Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.

• Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.

• Четверик — четырехгранный сруб.

• Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, создает плотное, теплое и надежное соединение углов.

• Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Щипец — тоже, что самец, верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, фронтон.

Источник: oppps.ru

Древнерусский интерьер дома

Во времена Древнерусского государства существовали традиции и обряды, в некоторой степени сохранившиеся до настоящего времени. Многие из них касались жилища: выбора места строительства дома, постройки и внутреннего убранства.

Древнерусский дом

Древнерусский дом представлял собой деревянный сруб со скатной крышей. Он сравнивался с телом человека, четыре угла – ноги, окна – глаза (от слова «око»). По краям ската крыши прибивались резные доски, причелины (от слова «чело», что значит лоб). Считалось, что если нанести повреждения дому, то это отразится и на здоровье его хозяина. Приобретала черты человека и обстановка внутри дома, о чем говорят названия деталей мебели или посуды, например, устье (уста) у печи, ножки у стола, ручки у кружек, носик, горлышко у кувшина.

В доме создавался свой особый внутренний мир, который отделялся от чужого внешнего мира дверью и порогом. Переходом между двумя «мирами», улицей и жилой частью дома, являлось неотапливаемое помещение – сени или сенцы. Не случайно в некоторых областях сени называли мостом.

Внутренняя обстановка

Интерьер древнерусского дома был простым, но подчинялся своим неписаным законам. Все помещение было цельным, никакие перегородки не устанавливались. Сам дом и его внутренняя обстановка были сориентированы по сторонам света. Обычно окна находились в восточной и южной стенах, в западной стене находился вход, а северная – называлась гнилой.

Важное место в доме занимала печь, которая находилась в северо-западном углу. Она давала тепло, в ней готовили еду. Возможно, от слова истопить (истьба) произошло и название русского жилища – изба. Древняя печь возводилась в виде купола из камня или глины с отверстием для выхода дыма в верхней части или без него.

Читайте также:
Можно ли вернуть ювелирные украшения на озон

Когда внутри разжигали огонь, дым выходил через дверь, а также поднимался вверх, скапливаясь под высокой кровлей. Выпускали дым наружу через небольшую продушину в стене или в кровле, открывавшуюся с помощью шеста. Так топили печь по-черному.

Высокий потолок был покрыт черной сажей, которая хлопьями сыпалась на широкие полки – «сыпухи». Специально закрепленные вдоль стен они располагались между закопченной верхней и чистой нижней частями избы. Под сыпухами находились другие полки, предназначенные для посуды, посудницы (блюдницы, мисницы). Более тяжелую посуду ставили на нижние полки, мелкую – на верхние.

Со временем конструкция печи усовершенствовалась. Когда для выхода дыма начали делать дымовые трубы, печи из черных превратились в белые. Появились обычаи белить печь и расписывать её разными узорами. Русская печь стала украшением интерьера. Мастера делали её широкой, большой, с удобной лежанкой.

В богатых домах печи украшали изразцами – плитками, покрытыми цветной глазурью. Морозной зимой дети очень любили забираться на полати. Так назывался настил, находящийся над дверью, между печкой и стеной. В летнее время на полатях сушили и хранили травы, овощи и фрукты.

Красный угол

Внутренняя обстановка дома и расположение предметов было связано с разделением пространства на мужское и женское. Так, часть помещения возле печки, отгороженная занавеской, где женщины готовили еду, занимались рукоделием, хранили посуду называлась «бабий угол» или «кут». Угол, расположенный напротив по диагонали, называли «красным».

Красный угол был связан с мужским началом, женщина могла здесь находится лишь во время особого события своей жизни, например, свадьбы. Здесь размещали иконы, вешали лампадку. Иконы украшали вышитыми рушниками. Красный угол считался самой главной, священной частью помещения.

Предметы мебели

В красном углу располагался стол, за которым во время трапезы собиралась вся семья. Стол считали ладонью бога, поэтому стучать по нему было запрещено. Стол накрывали скатертью, во время чаепития на него ставили самовар. Вокруг находились лавки и скамьи. Лавки были неподвижными, врубались в стену. На лавках не только сидели, но и спали, накрываясь верхней одеждой как одеялом.

Так как правая часть дома считалась мужской, на лавках, находящихся здесь, спали мужчины.

Для хранения одежды использовались массивные сундуки, коробья, кубелы, которые ставились вдоль стен. На полу стелили тканые половики. В светлом месте помещения, возле окна мог находиться ткацкий станок, а также прялка.

Многие предметы мебели и отделки дома славяне украшали резьбой. На деревянной поверхности изображались фигуры животных, растений, мифических существ или геометрический орнамент.

В доме вместе с хозяевами могла «поселиться» и мифическая сущность – домовой. Обычно он жил под печкой. При переезде из старого дома в новый, кроме горячих углей – символа домашнего очага, икон и хлеба, с собой забирали лапоть или валенок вместе с домовым. Со всеми предметами интерьера, посудой были связаны свои обычаи, отражающие мировоззрение славян, их отношение к космосу, природе и человеку.

Источник: www.istmira.com

Рейтинг
Загрузка ...