Диадема, тиара, корона — головные уборы, которые вышли из моды совсем недавно. Человечество носило их с 3000 г. до н.э. для обозначения статуса, власти и авторитета. Для изготовления этих роскошных изделий привлекались лучшие ювелиры своего времени.
Диадемы, короны, тиары носят и в наши дни, но гораздо реже. В некоторых странах они используются как часть свадебного наряда невесты: украшение создает торжественный и романтичный образ. Одна проблема — виды драгоценных головных уборов часто путают.
Что такое тиара
Тиара — женский головной убор, который традиционно носили монархи и представители знати: королевы, принцессы, герцогини и графини. Позже его стали носить и простые люди, не принадлежащие к королевской семье. Этот головной убор превратился в изысканное украшение для вечеринки, светского бала или другого праздничного мероприятия.
Познавательный альманах «Национальные женские головные уборы»
- невесты в день свадьбы;
- участницы конкурсов красоты;
- дети во время праздников.
Тиары имеет полукруглую форму, поэтому не обхватывает голову полностью. Украшение фиксируется на волосах, с акцентом на переднюю часть изделия.
Дизайн тиары не имеет строгих ограничений. Полукруглое украшение декорируют красочными и тщательно продуманными узорами, романтическими и флористическими символами. Традиционно используются драгоценные камни — бриллианты, сапфиры, изумруды и жемчуг, хотя современные дизайнеры предлагают и более оригинальные решения.
Что такое диадема
Слово диадема происходит от греческого diadein — «связывать». Изначально так называли любое головное украшение круглой формы, которым перехватывали волосы для демонстрации статуса и власти. Диадемой может считаться тиара, корона или другой королевский головной убор.
Ранние диадемы выполняли в виде тонких лент. Их надевали не только монархи, но и спортсмены-триумфаторы, чтобы заявить окружающим о своем чемпионском статусе. Со временем дизайн диадем стал более сложным, а для их изготовления стали использовать благородные металлы и драгоценные камни.
- круглыми, как корона;
- полукруглыми, как тиара.
Нет жестких и быстрых правил относительно того, как должна выглядеть диадема. Это любой декоративный головной убор, используемый для демонстрации богатства и статуса. Технически их могут носить как мужчины, так и женщины, хотя последние — чаще.
Интересно, что лишь немногие сохранившиеся до наших дней королевские головные уборы официально называются диадемами. Самая известная из них — государственная диадема Георга IV, изготовленная на заказ в 1820 году. Это головной убор из золота и серебра, украшенный желтым бриллиантом весом 4 карата, прозрачными бриллиантами суммарным весом 320 карат и двумя линиями жемчуга у основании. Диадема используется в церемониях открытия британского парламента и при коронации монархов.
Тренды АКСЕССУАРОВ, УКРАШЕНИЙ и ГОЛОВНЫХ УБОРОВ. Что сейчас актуально?
Что такое корона
Корона — украшение, которое носят короли и королевы. Она имеет полное круглое основание и при ношении охватывает всю голову. Корона зачастую выглядит одинаково со всех сторон: дизайн украшения одинаково сложен как сзади, так и спереди.
Размер украшения немного больше, чем у тиары. Для оформления используются драгоценные камни, заключенные в оправу из благородного металла. Наиболее распространенное решение — золотая корона с бриллиантами внушительного размера.
Не существует единого дизайна для символа монаршей власти, принятого во всем мире. Он разнится в зависимости от культурных традиций страны, времени создания украшения, а также личности владельца.
Одна из самых знаменитых корон — корона Британской империи. В настоящее время ее носит королева Елизавета II, хотя считается, что украшение принадлежит не монарху, а государству. Когда корона не используется, она выставляется в Доме драгоценностей или в Лондонском Тауэре.
Корона Британской империи содержит некоторые из известнейших драгоценных камней, в том числе 105-каратный бриллиант Кох-и-Нур. Его дополняют 2800 бриллиантов, 273 жемчужин и около 33 сапфиров, рубинов и изумрудов.
Видеоматериалы по теме:
Источник: dragzoloto.ru
Название женских головных украшений
Credendo vides — «Поверив — увидишь» гласит мой девиз. Блог этот о загадках истории, о Волшебной Стране и волшебных сказках, о чудесах в путешествиях. Заходите на огонёк!
01:07 am April 6th, 2021
Странные исторические головные уборы)))
Довелось мне тут написать рецензию на «Ещё одна из рода Болейн», и народ спрашивает в личке — а что с Анной Болейн не так исторически? И да, а что это у неё на голове за убор типа русского кокошника?
Вот с этим и предлагаю разобраться, раз уж я веду историю костюма.
Тем более, что штука типа кокошника, которую эта Анна носила, вызвала страшный переполох при дворе Генриха Восьмого. Но — не будем забегать вперёд, а оформим всё как список. Но сразу говорю, головные уборы будут самые странные, от средневековья до поздних эпох.
Начнём мы не с самого начала, но — с Анны Болейн.
1. До неё женщины Тюдоров носили гейбл, или — тюдоровский чепец. Странный головной убор, похожий на домик. Иногда, глядя на этот чепец, мне кажется, что я знаю, откуда взялось выражение «не все дома» или «крыша поехала»)))
Гейбл появился в самом начале 16 века, хотя иногда его прообраз встречается на портретах конца 15 века. Он ознаменовал собой новую эпоху — эпоху Тюдоров, новой династии, которая пришла к власти в 1483, когда Генрих VII сверг Ричарда III и положил конец войне Алой и Белой розы.Вот так выглядел гейбл, внизу на коллаже его носят:
Маргарет Бофор, Елизавета Йорк, Екатерина Арагонская и Джейн Сеймур — бабушка, мать, первая и третья жены Генриха VIII.
2. А вот то, что вы видите на Анне — головной убор-кокошник под названием арселе. Тоже странноватая штука, хотя по мне, симпатичнее гейбла.
Арселе — другое его название «franch hood» — «французский капор» — появился несколько позже. Моду на него привнесла Анна Болейн — вторая жена Генриха VIII, когда когда отправилась во Францию свите принцессы Марии Тюдор, сестры своего будущего мужа.
Арселе представлял собой подобие кокошника из черного бархата (часто его ошибочно делают в фильмах цветным — но он всегда был черным) с черной плотной вуалью. Во второй половине 16 века в связи с появлением широких воротников, вуаль с арселе исчезла и он, наконец, стал других цветов, кроме черного. Правда, разнообразие было все равно не сильно большое — обычно он был красным или золотым.
( Кстати, как раз тут у меня претензия к создателям костюма Анны: арселе у неё никак не мог быть зелёным, не носили такие! В эпоху Анны это был чёрный головной убор и с чёрной же вуалью. А зелёный мог быть только орнамент по нему).
Когда стало очевидно соперничество Анны с первой женой Генриха Екатериной Арагонской, придворные дамы буквально разделились на 2 группы. Одни продолжали носить гейбл, другие перешли на арселе. И по их внешнему виду было сразу понятно, кого они поддерживают))) Однако когда Анна стала опасаться за свою жизнь, она надела традиционный гейбл, судя по портрету, приведённому внизу. А вот пятая жена Генриха, Катерина Говард, уже носила только арселе.
Анна Болейн ( слева) и Катерина Говард ( справа)
3. Ну а теперь заглянем в эпоху, предшествующую Анне и Генриху. и куда же мы без знаменитого средневекового колпака под названием атур (l’atour) или энен(l’hennin).

Слева — работа Ганса Мемлинга «Вирсавия», Справа — портрет Маргариты Бургундской
Энен — это сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Другое название колпака — атур. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы.
Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати!
Виды эненов: слева двурогий, справа — усечённый.
Знаете, от чего зависела высота колпака-энена? От степени знатности дамы! То есть королева или принцесса могла иметь колпак-эннен высотой до 1 метра, герцогиня — 60-70 см, графиня — 50 см, и т.д. Так что чем знатнее дама, тем большую тяжесть она таскала на своей голове. А кто сказал, что власть — это вообще не тяжесть?:))
А впрочем, если интересно, вот моя статья на эту тему: https://durward-2015.livejournal.com/4520.html
А я в этом колпаке тоже есть: https://durward-2015.livejournal.com/4682.html
4. А там, где есть энен, есть и другой диковатый головной убор — эскофьон-о-корн. Это рогатый эскофьон (escoffion à cornes), который, как и эннен, порой достигал довольно больших размеров, несмотря на осуждения проповедников и эдикты, направленные против роскоши.
Эскофьон Изабеллы Баварской.
Для того чтобы соорудить такую замысловатую куафюру, надо было разделить волосы на две пряди (les truffeaux) и уложить их высокими валиками в форме буквы «U» или полумесяца. Если своих волос не хватало, использовали накладки из волос. Далее валики перехватывали богато украшенной сеткой, например, золотой с жемчугом, и сверху покрывали вуалью.
5. А если чего попроще? Ну давайте-ка рассмотрим барбетт — подбородник. Замужние женщины по-прежнему покрывали голову платками. Самый простой из них — барбетт.
Их делали из белого полотна, они покрывали часть груди, шею, уши, подбородок, окружая лицо чистой белизной ткани и соединяясь с убором. При выходе на улицу поверх барбетта обычно накидывали покрывало.
Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435. Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы.
Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века, и ниже — более поздний барбетт. Да, барбетт мог быть и в виде верхней полосы ( филетт) и подбородника ( собственно, барбетта)
6. Ну а если чепец, но посложнее барбетта? Тогда крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами. Такое уже Германия любила, где женщина должна была знать три К — киндер ( дети), кюхен ( кухню) и , кирхен ( церковь).
Крузелер — это полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически. Был широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в. Заметим, что крузелер есть в виде чепца, но бывает и покрывало с оборочками.
7. Темплеты — как думаете, что это? Ну, строго говоря — причёска, но и головной убор тоже. Косички заплетались только на висках, затем их прятали в специальные футляры или сетки. Волосы от лба до макушки укладывали в несколько горизонтальных жгутов, а на затылке формировали все тот же узел.Несмотря на разнообразие сложных причесок, дамы, как и прежде, продолжают использовать покрывала, платки и вуали.
Причёска «бараний рог», и косы уложены в боковые темплеты. Бараний рог считался символом плодородия.
8. Шаперон — (фр. chaperon à femme, также порой называемый aumusse)- средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.
Женский шаперон , в отличие от мужского, не претерпел особых изменений: это был все тот же капюшон с широкой пелериной (паттой), закрывавшей плечи и шею, и длинным шлыком (корнеттой), длина которого в конце XIV века постепенно увеличивалась, дойдя едва ли не до нижнего края платья; в следующем XV она столь же постепенно уменьшалась. Это был чаще всего головной убор, характерный для горожанок или крестьянок.Если мужской шаперон практически вышел из моды около 1480 года, женский носился до самого начала следующего, XVI столетия
9. Ретикула — всем хорошо известная сеточка для волос. Ретикула была известна ещё модницам Древнего Рима, — вновь вошла в моду в падком на всё роскошное XV веке. Шитые золотом сетки стали изготовлять специально для кос; ими удобно было удерживать волосы в любом положении, вплоть до того, что золотые сеточки с металлическим дном, надетые на косы, вертикально свисающие с обеих сторон лица, придавали последним вид колоннообразный и монументальный.
Всё Возрождение эти сетки были в огромной моде, и как по мне, это самый лёгкий головной убор!
10. И закончу этот парад странных головных уборов я всем известным чепчиком, без которого не обходится ни один сказочный фильм про Золушек или фей. Знаете, как он называется? Белый крахмальный чепец — каль. В отличие от мужского, женский каль никогда не имел завязок, однако его твердые накрахмаленные углы могли на уровне щек круто загибаться вверх. Белое покрывало поверх каля носили, как правило, пожилые женщины или вдовы, которым тогдашние приличия предписывали «смирное платье».
Сказочную Золушку тоже любят изображать в таком вот чепчике, потому что дома Золушка исполняет работу служанки, а каль носили горожанки и крестьянки.
Однако странно думать, что чепцы носили исключительно представительницы простонародья. Знать тоже не избежала чепцов, однако более сложной формы. Примерно таких, как вот этот чепец 17 века.

Ну и да, у нас #сновавесна
Источник: wetfield.livejournal.com
Название женских головных украшений
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Венец ( коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска )
- Dec. 2nd, 2015 at 1:39 AM
Решила я все-таки написать серию сообщений о традиционных головных уборах. Как девичьих, так и женских. Долго изучала эту тему, и хочется подытожить поиски для себя ( в первую очередь ). Начну с девичьего головного убора ).
«Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.
Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен ещё в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой, а незаплетенные волосы спускались на спину. » (с)
Тут я сразу напишу, что венец и кокошник очень часто путают. И венец называют кокошником. Про кокошник я тоже хочу написать. Но главное отличие в этих головных уборах: венец девичий — дозамужний, и волосы оставляет открытыми! А кокошник это свадебный головной убор, который уже закрывает волосы.
И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.
(с) В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.
Почему путают? Мое мнение: традиционные девичьи/женские головные уборы сохранились не полностью. Возможно у кокошника отсутствует часть комплекта и его принимают за венец. Но это лишь мое мнение, основанное на интернетовских изысканиях )). Я сама до сих путаюсь, что есть что )). Поэтому пытаюсь разобраться с помощью картин, фотографий, и новоделов.
Если я где-то ошиблась — поправляйте смело )).
Здесь точно венец.
Василий Суриков. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909. http://artsurikov.ru/kartina/33.php
И тут же у него же вроде венец, но с «фатой» и косами напоказ? Вот кто иногда и вводит в заблуждение ))
Василий Суриков. Царевна.1911
» «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» — тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие — прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели. » (с)
Здесь все вроде бы верно: венец, ленты, косы )
Суриков Василий Иванович. Посещение царевной женского монастыря. 1912
Буквально недавно посмотрела сериал » Романовы » ( 2013 ). И очень впечатлилась нарядом, а особенно венцом Софьи Алексеевны. То, что это венец — уверена! )
Но художники иногда такие художники! Здесь она представлена опять с «фатой» )). И вот эта «фата» — убрус, о котором я тоже хочу рассказать )), постоянно вводит в заблуждение!
(с) «Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.» Картина А. И. Корзухина, 1882
А здесь все невесты в венцах )
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882
А вот другая картина на эту тему, и здесь опять непонятно. Та, что в светлом одеянии вроде в венце, но с «фатой». Та, что что в розовом, просто в венце. Рядом с ней дева в уборе, похожем на кокошник. И крайняя слева тоже с «фатой».
Константин Егорович Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
А вот тут все понятно — венец! ))
К. И. Брюллов “Гадающая Светлана”. 1836
У художников можно найти очень много. Перейдем дальше.
С Эрмитажем спорить не буду. Но покажу то, что понравилось ).
Очень много музейных экспонатов можно найти в поиске, набрав » коллекция Шабельской » https://yandex.ru/images/search?_=1449010157926amp;noreask=1 Венцы Юханна Никадимуса » http://la-gatta-ciara.livejournal.com/336475.html
«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер.»
(С) После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской.»
Этот же венец в живописи )
Константин Егорович Маковский: Portrait 149
А напоследок новинки ))
А на последок моя любимая Настенька из «Морозко» )). В венце ))
ПС. Я перерыла кучу сайтов. Если кто-то пожелает сообщить мне, что я использовала чью-то информацию без ссылки и авторства — сообщайте ))).
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: svet-ana.livejournal.com