Форшлаг — вид мелизма , представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.
Короткий форшлаг
Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.
Обозначение короткого форшлага
Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: . Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.
Рисунок 1. Пример короткого форшлага
Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:
- за счёт длительности предыдущего звука
- за счёт длительности украшаемого звука
- за счёт длительности любого из звуков
Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.
Возникновение нотной записи и нотных названий. Теория музыки. Урок 11.
Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука
Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1
Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука
Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2
Долгий форшлаг
Что такое мелизмы в музыке
Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика?
Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.
Что такое орнаментика и мелизмы?
- фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
- фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
- пассажи – гаммобразное движение;
- тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.
Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.
НОТНАЯ ГРАМОТА ЗА 5 МИНУТ: учим ноты БЫСТРО и ЛЕГКО!!!
Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:
- короткий форшлаг;
- долгий форшлаг;
- мордент;
- группетто;
- трель;
- арпеджио.
Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.
Форшлаг: обозначения, как играть
С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен.
Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.
Правила игры форшлага:
- Играйте ноту форшлага быстро.
- Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
- Движение должно быть плавным, скользящим.
- Упор необходимо делать на основную ноту.
Мордент: обозначения, как играть
Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.
Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.
Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.
Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.
Группетто: обозначения, как играть
Послушайте как звучит группетто:
Трель: обозначение, как играть
Играть трель необходимо следующим образом:
- Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
- Переносите вес с одного пальца на другой;
- Следите за ровностью звучания;
- Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
- Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.
Арпеджио: обозначение, как играть
Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.
Как научиться играть арпеджио:
- Подберите удобную аппликатуру;
- Медленно играйте последовательность звука аккорда;
- Соблюдайте ровность ритма;
- Постепенно скорость можно увеличивать;
- Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
- Движения должны быть быстрыми и ловкими.
Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.
Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.
Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.
В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.
Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.
В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.
Форшлагом в музыке называют исполнение одной или нескольких вставных нот перед основным тоном. Форшлаг — это дополнительное украшение, он не занимает отдельную долю при счете, а исполняется за счет длительности основного звука. Таким образом основная нота как бы включает в себя две части — вставку-вступление и собственно основной тон. В современной нотной записи форшлаги печатают мелким шрифтом.
Различают два вида форшлага — долгий (Неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый).
Обозначается форшлаг мелкой ноткой обычно меньшей длительности, чем основной звук, перед которым он записан:
Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука:
Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности* [Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой).]:
Отнимаемая от предыдущего звука длительность точно не регламентирована; короткий форшлаг, данный в предшествующем примере, может быть исполнен и так:
Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками:
ФОРШЛА́Г, -а, м. Муз. Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующих основному звуку и при исполнении как бы сливающихся с ним. Вот уже прошли знакомые форшлаги, и подходит место басового соло. Лесков, Соборяне.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФОРШЛА’Г, а, м. [нем. Vorschlag]. 1. Веревка для натягивания переднего паруса (мор.). 2. Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующее основному звуку мелодии (муз.).
форшла́г
1. муз. мелизм — короткая нота (или группа нот), играемая за счёт длительности других
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сластолюбивый (прилагательное):
- Адаптация ребенка с овз к условиям доу предполагает
- Приказ о закрытии кабинета в школе по санпин
- Психолог при школе платный
- Советы педагога психолога родителям скоро в школу
- Stamina exe сведения о программе кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Билет№30 Динамические оттенки и их обозначение. Мелизмы (особый способ пения): форшлаг, мордент, группетто, трель.
Diminuendo (dim) — диминуэндо – «уменьшая», ослабляя силу звука.
Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. Они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука, и поэтому их временные доли не входят в сумму основных долей данного такта.
Мелизмы образуются при помощи вспомогательных звуков, отстоящих главным образом, на секунду от основного звука. В нотном письме мелизмы обозначаются особыми знаками или нотами мелким шрифтом.
Форшлаг встречается 2-х видов:
а) долгий (характерный для музыки 18века.) звук, лежащий обычно секундой выше или ниже основного звука мелодии и исполняемый за счет длительности последнего.
Форшлаг — от нем.– «предудар».
б) короткий форшлаг — звук, лежащий на любом расстоянии выше или ниже основного звука мелодии. В отличие от долгого форшлага короткий исполняется как наименьшая доля последующего или предыдущего звука. Обозначается мелкой нотой (чаще всего – восьмой) с перечеркнутым штилем.
Возможны 2 способа исполнения короткого форшлага:
Короткий форшлаг может состоять не только из одного, но и из двух и более звуков, например:
Мордент — итал. – колючий, острый, представляет собой оборот из 3-х звуков: основного, вспомогательного и основного.
Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины) на третий звук:
или
Перечеркнутый мордент отличается тем, что в нем участвует не верхний, а нижний вспомогательный звук:
Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:
Групетто — (итал. маленькая группа нот) это мелодическая фигура представляет собой группу из 4-х или 5-ти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего).
Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной:
Пятизвучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее как в четырехзвучном группетто:
Группетто обозначается знаком, который становится либо над нотой, либо между двух нот. Группетто, написанное над нотами, исполняется за счет длительности той ноты, над которой оно написано.
или
Знак, стоящий между двумя нотами, означает либо пятизвучное (группетто, занимающее всю длительность начального (основного) звука, либо четырехзвучное группетто, занимающее конец длительности начального звука:
Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука,например:
или
Трель — итал.– дребезжать, колебать, представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогатльного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» – tr, которые ставятся над нотой. Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели:
Скорость исполнения трели зависит от общего контекста стиля произведения, темпа. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного:
В XVII–XVIII вв. было принято заканчивать трель нижним вспомогательным звуком, переходящим в основной.
Эта заключительная фигура называлась нахшлагом (нем. «последующий удар») и специально не отличалась в нотной записи, но предполагалась:
Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели, как например:
Автентический – от греч. – главный, основной
Плагальный — от позднелат.– побочный, производный
Интонирование ступеней мажорной гаммы:
I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I
I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: zdamsam.ru
Форшлаг
Слово «форшлаг» (нем. vor — пред, schlag — удар) означает звук, предшествующий основному, «предудар».
Различают два вида форшлага — долгий (Неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый).
Обозначается форшлаг мелкой ноткой обычно меньшей длительности, чем основной звук, перед которым он записан:
Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука:
Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности* [Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой).]:
Отнимаемая от предыдущего звука длительность точно не регламентирована; короткий форшлаг, данный в предшествующем примере, может быть исполнен и так:
Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками:
Источник: student-servis.ru