Ювелирные изделия считаются средством роскоши и являются довольно дорогостоящим товаром. Поэтому перед тем как совершить покупку товара, изготовленного из драгоценного металла, покупатель довольно серьезно подходит к процессу выбора и осмотра понравившейся вещи. Что следует делать, если потребитель уже дома понял, что покупка ему не нравится, и он не испытывает радости от приобретения товара?
Если вспомнить, что на покупку ювелирного товара потрачена существенная сумма, возникает вопрос, подлежат ли обмену ювелирные изделия? Чтобы разобраться с этим вопросом, следует знать и четко понимать свои права и обязанности в процессе купли-продажи товаров, а также положения нормативных правовых актов, которые регламентируют взаимоотношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе возврата, замены и обмена товаров, относящихся к определенным категориям.
Виды ювелирных изделий
В общепринятом смысле ювелирными считаются изделия тонкой работы, которые произведены из сплавов драгоценных металлов (таких как платина, золото и прочие), часто с использованием драгоценных и полудрагоценных минералов (бриллианты, жемчуг, изумруды и др.). Наиболее распространены следующие ювелирные товары:
Позволяет ли закон возвращать в магазин ювелирные украшения, если они не подошли или не понравились
- украшения (колье, запонки, серьги, кулоны, браслеты, тиары, кольца, цепочки, броши);
- часы и аксессуары к ним (браслеты, цепочки);
- столовые предметы, аксессуары для сервировки стола (посуда, зажимы для салфеток, подсвечники, столовые приборы);
Указанные товары классифицируются как ювелирные, если они сделаны из сплавов драгоценных металлов. Соответственно, обмен этих изделий, замена и возврат будут осуществляться, как при обмене ювелирных изделий.
Причины для обмена
Уже после покупки товара потребитель может пожелать вернуть его продавцу обратно или заменить ее на что-то другое. Причины, по которым потребители хотят осуществить обмен ювелирных изделий, бывают объективными и субъективными.
К субъективным причинам можно отнести следующие:
- Покупателю не подошел размер покупки (например, кольца), его конфигурация или цвет. Зачастую такое может случиться, если ювелирное изделие приобреталось в качестве подарка.
- Покупатель понял, что опрометчиво потратил на покупку слишком большую сумму денег и решил ее вернуть.
К объективным причинам для обмена ювелирных изделий относятся:
- Дефекты приобретенного изделия (сколы, вогнутости, царапины, нехватка камней в инкрустации и прочее), которые потребитель обнаружил уже после того, как внимательно рассмотрел покупку при хорошем освещении.
- Брак, который влияет на удобство использования изделия (например, сережка постоянно расстегивается, часы отстают по времени, табакерка неплотно закрывается).
На первый взгляд кажется, что при наличии у покупателя объективных причин для обмена ювелирных изделий на новые продавец просто обязан удовлетворить требование клиента. Но чтобы разобраться, так ли это на самом деле, необходимо прибегнуть к нормам законодательства.
Какими нормативными правовыми актами регламентируется процедура возврата, замены и обмена товаров
В Российской Федерации процесс продажи, покупки, замены, обмена ювелирных изделий проводится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, названия которых приведены ниже.
- Гражданский кодекс (документ в полной мере отражает обязанности покупателей, продавцов и производителей в части осуществления гражданско-правовых взаимоотношений между ними).
- Закон «О защите прав потребителей» (нормативный правовой акт описывает как права, так и обязанности граждан (покупателей), продавцов и производителей с целью реализации законных прав всех участников процесса купли-продажи.
Можно ли обменять ювелирное изделие
Покупателям товаров, изготовленных из драгоценных металлов и камней, необходимо помнить, что возврат и обмен ювелирных изделий по закону невозможен. Связано это с тем, что указанная группа изделий входит в перечень товаров, которые не подлежат возврату или обмену (в случае если в них не обнаружен производственный брак, и они являются качественными). То есть, если приобретенное изделие является качественным и не имеет брака, то оно не может быть возвращено продавцу или обменено на другое. При этом указанная норма законодательства не распространяется на товары, имеющие какие-либо дефекты. То есть, если купленное ювелирное изделие имеет брак, и при этом появление недостатка не обусловлено действиями потребителя (является виной производителя товара), оно может быть возвращено продавцу или заменено на аналогичный.
Для того чтобы корректно ответить на вопрос, в каких случаях ювелирные изделия подлежат обмену, необходимо разобраться, что означает слово «обмен» в данном контексте, и как оно согласуется с нормами законодательства, действующего на территории Российской Федерации.
Отличие обмена и замены товара
Под обменом товара в общем случае подразумевается ситуация, когда у потребителя есть какая-либо субъективная причина (описывались выше). Например, золотое кольцо с бриллиантом не подошло покупателю по размеру, и он решил обменять его на такое же.
Или купленные запонки с изумрудами не подошли к костюму, и клиент хочет их вернуть в течение двух недель, так как товар, не подошедший по модели и цвету. В таких случаях осуществить по закону обмен ювелирных изделий невозможно. Как говорилось ранее, изделия из ценных металлов и камней входят в перечень товаров, которые не могут быть обменены в случае, если они имеют надлежащее качество. Поэтому, прежде чем совершить покупку, необходимо удостовериться, что товар полностью соответствует ожиданиям и подходит по своим параметрам.
Иначе обстоит ситуация с заменой. Замена ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и камней подразумевает ситуацию, когда у товара есть какой-либо дефект или брак. При этом он является заводским, то есть потребитель при покупке не заметил, что с ювелирным изделием было что-то не так, но по прошествии времени недостатки были обнаружены. В этом случае возможна замена ювелирных изделий, а не обмен.
Как можно осуществить замену
Каким образом осуществляется замена товара, и какая ответственность при этом возникает у покупателя, продавца и изготовителя товара, регламентирует статья 18 Закона «О защите прав потребителей». Частью 1 указанной статьи установлены права граждан при замене товаров ненадлежащего качества.
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Намерение покупателя осуществить замену ювелирного изделия называют «требованием». Его потребитель может предъявить не только продавцу, как уполномоченному производителем субъекту, но и выставить их и в адрес изготовителя товара или импортера. А решение о том, какой вид требования и в чей адрес его предъявить, принимает потребитель.
Следует акцентировать внимание на том, что отсутствие у покупателя товарного и (или) кассового чека не влияет на возможность замены товара. Если указанный документ есть в наличии — это замечательно, ну а если он по каким-либо причинам не нашелся, то ничего страшного, товар ненадлежащего качества все равно можно будет заменить или вернуть.
Сроки замены бракованных и некачественных ювелирных изделий
Как было указано выше, товары из драгоценных камней и металлов обмену не подлежат, то есть они не могут быть возвращены продавцу в двухнедельный период с момента совершения купли-продажи. Иначе обстоит дело с заменой ювелирных изделий, качество которых оказалось неудовлетворительным. Такие изделия можно заменить в течение срока, который указан на сертификате или в гарантийном талоне.
В случае если для приобретенного ювелирного изделия не был установлен гарантийный срок, оно может быть заменено или возвращено в течение двух лет (при условии, что товар оказался бракованным). Таким образом, все права потребителя, установленные законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, соблюдаются в полном объеме.
Что делать, если продавец отказал в замене товара
Бывают случаи, когда продавец ювелирных изделий отказывается осуществить замену некачественного товара. Тогда следует поступить следующим образом:
- обратиться к производителю ювелирных изделий для удовлетворения соответствующего требования о замене или возврате ювелирного изделия;
- подать обращение в общество защиты прав потребителей и в полной мере воспользоваться своими правами, которые регламентируются соответствующим законодательством.
Осуществляя замену ювелирного изделия, необходимо помнить о том, что в большинстве случаев, чтобы доказать, что брак или дефект являются заводскими и случились не по вине потребителя, потребуется проведение экспертизы. Если будет доказано, что брак является производственным, стоимость экспертизы будет оплачена продавцом или производителем.
Что следует сделать перед покупкой ювелирного изделия, чтобы не пришлось его возвращать или менять
Товар следует пристально осмотреть при хорошем освещении. Зачастую в ювелирных магазинах имеются специальные осветительные приборы, которые позволят покупателю внимательно оценить качество изделия.
Перед тем как оформлять покупку сережек или браслета, следует тщательно проверить не только их внешний вид, но и исправность застежек. Например, английская застежка на серьгах должна застегиваться с небольшим щелчком.
Дополнительно следует ознакомиться с паспортом ювелирного изделия, обратить внимание на его вес, пробу металла, диаметр и (или) длину изделия, наименование производителя. А также не забыть о том, что если в украшении имеется драгоценный камень, то на него должен быть соответствующий сертификат.
Но даже ежели потом окажется, что покупка оказалась качественной, но покупателю она не подходит из эстетических соображений, всегда существует вариант сдать изделие из золота в обмен на ювелирные изделия, которые понравятся больше. Практически все ювелирные магазины принимают драгоценности в обмен на новые изделия, при этом придется дополнительно оплатить стоимость работы ювелира, ювелирного завода или выбрать изделие меньшего веса и стоимости.
Источник: fb.ru
Правила обмена и возврата ювелирных изделий
Возврат ювелирных изделий не самая распространенная операция подобного типа, однако иногда бывает необходима. Разберемся, каковы требования к процедуре возвращения и обмена этой категории товаров.
- Можно ли вернуть ювелирное изделие в магазин продавцу?
- Подлежат ли возврату ювелирные изделия с браком?
- Какова гарантия на ювелирные изделия?
- Как производится возврат ювелирных изделий ненадлежащего качества?
- Когда может понадобиться экспертиза ювелирных изделий?
Можно ли вернуть ювелирное изделие в магазин продавцу?
Согласно закону «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, на товары из драгоценных камней и металлов нормы о возврате не подошедшего по каким-либо параметрам товара не распространяются (равно как и, скажем, на швейные изделия, книги и т. д.).
Однако иногда обмен и возврат ювелирных изделий все же возможен. Например, это допускается в случае, когда покупка изначально оказалась некачественной.
Подлежат ли возврату ювелирные изделия с браком?
Недостаточное качество ювелирных изделий может проявляться по-разному:
- у цепочек, браслетов, серег могут быть неработающие замки;
- у перстней, кулонов и других изделий с камнями — ненадежное крепление камня в оправе;
- могут выявиться механические дефекты собственно металлической части (заусенцы, задиры, скосы);
- встречаются также дефекты камней или жемчужин (трещины, помутнения и т. п.).
При наличии этих дефектов процедура возврата ювелирных изделий возможна, то есть продавец должен принять товар обратно и либо заменить на схожий, либо вернуть деньги, уплаченные за покупку.
Какова гарантия на ювелирные изделия?
По закону изготовитель обязан установить на изделие гарантийный срок. В случае же его отсутствия вполне могут применяться общие правила, установленные для данного вида изделий, по которым возврат ювелирных изделий или их обмен возможен в течение полугода, если изготовитель не установил большего срока.
Как производится возврат ювелирных изделий ненадлежащего качества?
Обнаружив дефект, покупатель должен не ломать голову, вспоминая, подлежат ли обмену ювелирные изделия, а сразу обращаться к продавцу. С собой необходимо иметь:
- дефектное изделие;
- упаковку от него, ярлычок с ценой (если сохранились);
- чек на покупку.
Если чек не сохранился, это не препятствует возврату, но при этом могут потребоваться доказательства покупки, к тому же вполне возможно, что дело придется рассматривать уже в суде.
Когда может понадобиться экспертиза ювелирных изделий?
Продавец вправе отправить изделие на экспертизу. Она бывает нужна, чтобы установить, является дефект изначальным браком или возник по вине покупателя. В зависимости от ее результатов будет принято решение о том, примут товар назад, заменят на аналогичный или же покупателю будет отказано, поскольку он сам виноват.
На экспертизу изделие может послать и покупатель, если продавец отказывается признавать наличие брака. В этом случае позднее покупатель будет иметь право взыскать с продавца также оплату услуг эксперта.
Больше полезной информации — в рубрике «Защита прав потребителей».
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.1998 № 55
Источник: nsovetnik.ru
Подлежат ли возврату и обмену ювелирные изделия?
Ювелирными считаются изделия, изготовленные из золота, серебра, платины, палладия. Обмен изделий из таких металлов возможен в строго определенных законом случаях. О том можно ли вернуть обратно продавцу такой товар и расскажем в нашей статье.
Что говорит закон о защите прав потребителей
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» возврат ювелирных изделий возможен в случае обнаружения недостатков в изделии, о которых продавец не сообщил покупателю в момент совершения сделки. В данном случае потребитель имеет право:
- на замен на точно такое же изделие;
- на замен на другое изделие с учетом уплаченных денежных средств;
- на снижение стоимости изделия в связи с наличием брака;
- на устранение недостатков за счет продавца (на это законом отводится 45 суток);
- на возмещение расходов на устранение брака;
- на возврат денежных средств взамен возврата украшения.
Так, если украшение не подошло вам по размеру и другим признакам, возврат в магазин невозможен. Даже в том случае, если пломбы, этикетки и чеки сохранены. Поэтому следует осторожно и не спеша подходить к приобретению товаров из драгоценных металлов. Если украшение бракованное и этот факт подтвердить экспертизой, то возврат вполне возможен.
Можно ли вернуть в течение 14 дней
Для возврата ювелирных изделий установлены определенные сроки. Если покупатель обнаружил видимый дефект, то вернуть удастся в течение 14 календарных дней с момента покупки. Если же обнаружен скрытый брак, то срок для возврата составляет шесть месяцев. На украшения устанавливается гарантийный срок, в течение которого возможен возврат.
По общему правилу он составляет 6 месяцев. Но каждый производитель в праве его устанавливать сам, поэтому сроки могут быть различными. Если изготовитель не указал срок гарантии, продавец может сам его назначить.
Магазины вправе установить гарантийный срок вплоть до окончания срока службы вещи. Для украшений он составляет 10 лет. Но чтобы сдать такое изделие в ремонт, необходимо провести независимую экспертизу. Заводские дефекты проявляются довольно быстро, а вот по истечении времени вы вряд ли сможете доказать, что носили вещь аккуратно. Поэтому перед обращением за экспертизой стоит трезво оценить факт своей правоты.
Если гарантия на изделие не установлена, его тоже можно вернуть в торговую организацию. Для этого необходимо также доказать факт возникновения дефектов до момента покупки с помощью экспертизы.
Как вернуть или обменять
Возврат или обмен ювелирных изделий возможен только в случае обнаружения заводского брака, факт которого нужно доказать. Основаниями могут быть:
- на браслете или цепочке появились болтающие звенья или же изделие порвалось;
- проба на золотом или серебряном изделии не соответствует действительной пробе;
- из товара выпадают вставки или они деформировались, но только не в результате специальных действий покупателя;
- замок на изделии не закрывается, трудно закрывается или заедает;
- часы из драгоценных металлов перестали идти, работают неисправно, сломался браслет.
- истек гарантийный срок;
- не соблюдается срок возврата (14 дней);
- дефект возник после покупки.
Проведение экспертизы
В связи с тем, что возврат ювелирных украшений допускается только при наличии заводского брака, данный факт может подтвердить или опровергнуть только экспертиза. Она проводится с целью установления виновного в браке лица. Если экспертиза докажет брак по вине производителя, магазин не только вернет деньги за украшение, но и оплатит стоимость экспертизы. Если же дефект возник по вине покупателя, а изделие на момент покупки было хорошего качества, вернуть товар обратно в магазин не удастся.
Экспертиза проводится специалистом в этой области. Она представляет собой внешний осмотр украшения, с помощью которого устанавливается наличие пломб, наличие дефектов, выявляются следы эксплуатации, устанавливается взаимосвязь между эксплуатацией и возникшими в ходе дефектами. По результатам составляется акт, который является доказательством при обращении с претензией в магазин и в суд.
Как подать в суд
Для того, чтобы подать в суд, первоначально рекомендуется обратиться с претензией к продавцу. Лучше это делать в письменном виде, с отметкой на одном экземпляре в приеме у вас заявления. В случае отрицательного ответа или отсутствия такого, следует обращаться в суд.
При стоимости изделия менее 50000 рублей обращается в мировой суд, более 50000 рублей – в городской суд. Для обращения используют документ – исковое заявление о защите прав потребителя. Покупателя, чье право было нарушено, называют истцом, продавца – ответчиком. Исковое заявление может подаваться по месту регистрации продавца, месту регистрации покупателя или по месту нахождения магазина. Право выбора суда по месту нахождения принадлежит истцу.
В исковом заявлении указывают:
- наименование суда, куда подается заявление;
- данные истца и ответчика (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации для физического лица и индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица и адрес регистрации);
- данные и факты по спорному вопросу;
- ссылки на конкретные нормы закона, которые нарушены;
- требования истца.
К заявлению прилагают все копии имеющихся документов (чеки, товарные чеки, акты экспертизы, ответы на претензии и т.д.). При подаче заявления в обычном порядке истец оплачивает государственную пошлину. В данном случае покупатель освобожден от этой обязанности, если сумма иска не превышает 1000000 рублей. Исковое заявление подписывают и ставят дату.
Подать заявление можно лично в канцелярию суда или дежурному судье. В случае принятия, срок рассмотрения дела в мировом суде составляет один месяц, в городском суде – два месяца. По результатам судебного заседания выносится решение об удовлетворении ваших требований в полном объеме или же частично, об отказе в удовлетворении исковых требований. Если решение суда вам не устраивает, его можно обжаловать в вышестоящую инстанцию.
Источник: iurist.info