Казахское свадебное платье. История костюма, значение и современные варианты
28.09.2015, 09:32 Изменено: 24.06.2021, 15:42
У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье. Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.
К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.
Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.
Казахские Национальные Украшения
«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж ( я так подозреваю от арабского слова «тадж» — в переводе «корона») пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом.
По краям пришивался «жактау», обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки». (Айжан Хамит)
Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.
«Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил «короной» правящей элиты». (Из группы в facebook «День национальной одежды»)
Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:
Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубахушикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.
Казахский национальные украшения
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.
Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью.
Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.
Обязательным дополнением саукеле служит накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству, и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.
Из просторов интернета я собрала самые красивые современные варианты казахских свадебных платьев. Смотрим и воодушевляемся!
История казахского костюма
Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.
Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.
Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.
Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте.
Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.
Описание казахского национального свадебного платья
Платье для новобрачной в казахском стиле – это уникальный образец, позволяющий понять сказочную красоту восточных свадебных нарядов.
БАЗА ЗНАНИЙ: Свадебные платья в римском стиле: секреты популярности
Мода на белый цвет свадебного платья пришла в Казахстан сравнительно недавно и появилась она в результате смешения разных культур. Изначально платье шилось того цвета, который являлся цветом рода невесты и оно могло быть любой расцветки – красным, синим и даже черным. Черный цвет на Востоке всегда символизировал величие и власть, а вот белый считался цветом траура, печали. Но современная жизнь внесла свои коррективы, и белое платье невесты в Казахстане сейчас можно встретить довольно часто.
Свадебное платье казахской невесты представляет собой модель из легкого материала с немного заниженной талией. На его юбку в несколько рядов нашиваются оборки, которые придают ей пышный вид. Рукава платья длинные и широкие – в старину считалось, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее семья невесты. Под платье надевается нижняя рубаха из тонкого белого материала без рукавов.
Поверх платья надевается приталенный камзол, сшитый из яркого бархата, украшенный золотой или серебряной вышивкой в виде национальных орнаментов. А также для украшения широко используется бисер, канва, монеты. Ну и, конечно же, обязательны всевозможные ювелирные изделия в виде браслетов, колец, подвесок. Фото свадебного платья казахской невесты:
БАЗА ЗНАНИЙ: Красивые свадебные платья
Самобытная красота национальных свадебных нарядов
Создание новой семейной пары, по своей сути, является продолжением рода и гарантией того, что история данного народа будет продолжаться на протяжении многих веков. Именно поэтому в любой стране свадьба – это великий праздник. Разнообразие свадебных национальных нарядов поражает своей красотой и не знает границ.
Например, русское свадебное платье в национальном стиле представляло собой произведение народного искусства и передавалось из поколения в поколение. Свадебный наряд русской невесты представляет собой рубашку, украшенную народными орнаментами, вышитыми собственноручно невестой и длинного сарафана, пошитого из материала яркого цвета также служившего доказательством ее мастерства. В зависимости от состоятельности семьи невесты наряд украшался драгоценными камнями и мехами. Голову русской невесты венчал красивый кокошник, а в косы вплетались ленты.
БАЗА ЗНАНИЙ: Свадебное платье во французском стиле: элегантная женственность
Если рассмотреть наряд белорусской невесты также можно обратить внимание на обилие вышивки в народном стиле и кружев ручной работы.
А как прекрасны свадебные платья красавиц из Осетии! Неповторимый национальный колорит придает невесте изящество и грацию. Несмотря на максимальную закрытость наряда, благодаря приталенному простому покрою и традиционным украшениям, невеста в таком платье выглядит величественно и благородно.
Из всего этого можно сделать только один вывод: истинная красота сильнее времени и даже по истечении множества лет тема традиционных нарядов, как прежде – актуальна и востребована.
Особенности казахского костюма
Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:
- Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
- Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
- Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
- Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
- Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
- Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.
Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.
Женские казахские наряды
Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.
К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.
Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.
В чем заключается уникальность национального свадебного платья
Национальные свадебные платья самобытны и уникальны – это не просто нарядная одежда, а важная часть народной культуры. Дизайн традиционных свадебных нарядов содержит важную информацию о принадлежности и социальном положении невесты. Как правило, узоры и символика, украшающие такое свадебное платье всегда имели определенное значение.
У некоторых народностей по стилю и оформлению свадебного платья можно было сразу понять:
- к какому роду принадлежит невеста;
- узнать о состоятельности ее семьи;
- этническую принадлежность новобрачной.
В изготовление подвенечного платья вкладывалось много кропотливого труда, ведь практически каждый элемент выполнялся вручную и являлся очень трудоемким процессом. Иногда свадебные платья передавались из поколения в поколение. Прекрасным примером свадебного платья в национальном стиле может служить наряд невесты из Казахстана.
Источник: odeon-group.ru
Украшения в национальном стиле: красота как традиция
Многим с детства памятны милые куколки в национальных костюмах. Одним — безупречно достоверные «европейки» фирмы Mattel , другим — «пятнадцать республик-сестёр» производства Советской Родины. Сборные серии иногда дополнялись «бонусами», например — красотками в мехах из Коми-Пермяцкого автономного округа. Все эти барышни снабжались комплектиками «ювелирных украшений» — почти всегда, увы, несъёмными. Свои первые образцы традиционных украшений народов мира девочки и мальчики изучали именно так – просто играя в куклы.
Особенности традиционных народных украшений
Настоящие национальные украшения характерны и легко узнаваемы. Кстати, именно это их отличает от ювелирной этники — более сглаженной модной стилизации с «народными элементами».
Традиционные ювелирные изделия часто бывают покрыты чеканным или орнаментом в технике скани. Они могут быть крупными, как узорчатая брошь или подвеска на виски, волосы или грудь, либо многосоставными. Яркие примеры — комплекты тонких обручей на руки или ноги и ожерелья-монисты из мелких монеток.
Примеры традиционных украшений разных народов
Турция, Афганистан, Пакистан
Свои разновидности национальных украшений предназначались жителям любого пола и возраста — женщинам, мужчинам, детям и старикам:
Как часть народного костюма, ювелирные изделия указывали на национальную (родо-племенную) принадлежность и статус человека. Определённые виды украшений могли иметь даже табуированный характер. Например, вдова не могла надеть то же самое, что и «молодуха», а «гражданин с улицы» не смел посягнуть на «знаки отличия» жреца или вождя.
Ювелирное «оформление» представителей разных народов мира
Кения, Китай, страны Балтии:
Индия, Тибет, Туркмения:
Знатоки дальних странствий особенно хорошо знакомы с явлением «национальные украшения» – самый популярный вариант сувенира. Обычно это кустарное поточное производство с ярко выраженным местным колоритом.
Примеры традиционных украшений народов Африки:
Примеры традиционных украшений народов Индии:
Интересно, что и сегодня заложенные в традиционные изделия смысловые коды хорошо считываются. В сознании большинства трилистник – это Ирландия, лилия — Франция, звезда Давида — Израиль, аусеклис (auseklis) — утренняя звезда, латышский национальный символ. Так реальность, сведённая к орнаменту, становится народной эмблемой .
Трилистник, кладдах (символ дружбы и верности), кельтский узел, трискелион и другие символы Ирландии:
Французская лилия (fleur-de-lys):
Латвийская «утренняя звезда» (auseklis):
Израильские звезда Давида, рука Давида (хамса):
Ювелирные традиции Востока и Азии
Женщины Востока и Азии неустанно и умело себя украшают. Ювелирные изделия играют в этом процессе ключевую роль.
Индия, Киргизия, Непал
Монгольские этносы из Афганистана, Пакистан, Таджикистан
У большинства традиционных южных, ближневосточных, азиатских народов дамы укомплектованы ювелирными изделиями более чем в полной мере — маслом кашу не испортишь! Ожерелья и налобники из монет, височные украшения, подвески для кос, множество обручей-браслетов на руках и ногах. Всё это — своеобразный запас «на случай». Ведь иным почтенным мужьям довольно сказать «ты мне больше не жена» при двух свидетелях, и женщина покидает дом в чём была. Чадра скрывала не только лицо владелицы, но и состояние её «золотого запаса».
Традиционные украшения стран Балтии
Ювелирная «нагрузка», скажем, эстонок едва ли уступала амуниции восточных сестёр. В ходу были шейные и нагрудные украшения из серебра: заколки-фибулы, конусообразные броши «кухик-сыпьг» (автор лично потеряла такую, о чем крайне сожалеет), плоские, украшенные по краям камнями «преэс», плетеные цепи, крупные, полые внутри бусы «крылль».
Украинские национальные украшения
А теперь вслушайтесь: бранзолета, гривна, заушницы, намисто. Конечно, это названия позиций в ларце украинской красавицы. Когда муж в походе, шкатулка — хорошая эмоциональная и материальная поддержка.
«Дукачи» (дукачі) — подвеска с крупной монетой, обычно использовавшаяся в качестве центрального элемента ожерелий, и «дукаты» (дукаті) — ожерелья из множества монет в сопровождении бисерных нитей и других элементов декора:
Колье-обереги «згарди» с гуцульскими крестами:
Салби — дукаты, выполненные в форме ожерелий-нагрудников:
Кораллы — любимый камень в украинском украшении, и «писаны пацорки» (писані пацьорки) — разноцветные бусы из непрозрачного стекла или венецианских бусин:
Ювелирные традиции народов Кавказа
По праву гордится своими ювелирными промыслами Кавказ: к концу 19 века там доминировала дагестанская (кубачи), тбилисская, владикавказская школы. Армянские мастера работали преимущественно с золотом. В Азербайджане золото украшали эмалями.
Родные узоры: традиции русских украшений
Чем сегодня у нас представлены русские ювелирные стили (в реальности — промыслы)? Первыми приходят на ум финифть и скань. А также бисероплетение – крайне популярное массовое хобби на грани промысла. Конечно, сюда нужно отнести и резьбу по кости (якутская, холмогорская, хотьковская). «При царизме» мастера художественно вырезали ларцы, кубки и прочее, а сегодня нередко можно встретить авторские женские костяные украшения — сквозные, рельефные или гладкие.
Народная тропа народных украшений
Как попадают в семейные шкатулки сограждан настоящие артефакты (то есть — аутентичные национальные украшения)?
Вариант один: ваша сельская пра-пра-бабушка сберегла-таки в слаломе истории свой сундук с приданым. Вариант два: кто-то из родственников поучаствовал в бесконечном выменивании «того на это» в годы войны, не говоря уж о трофейных сувенирах. Ещё один способ — почтенное приобретение «старины» в комиссионках и на блошиных рынках.
Конечно, и сегодня можно найти есть места, где сидят мастера и создают национальные украшения. Но — сбыт? Многие ли из нас попеременно семь дней в неделю украшаются холмогорской резьбой по кости, ростовской финифтью (в ее классическом стиле), нижегородской сканью, браслетами и брошами Палеха и Федоскино? В своём отечестве пророка нет — помните «Аленький цветочек»? «Привези мне, батюшка, убор ЗАМОРСКИЙ».
И все-таки: с чем носить традиционные украшения?
Ношение национальных украшений не так трудно, как может показаться. Джинсы и майка любое количество (и локацию) национальных украшений превратят в стиль хиппи. Обилие южного, восточного, кавказского серебра украсит наряд тёмных, насыщенных цветов. Прибалтийская брошь внесёт пряную ноту в офисный образ. Резная кость романтично освежит одежду тёмных тонов (растительная резьба), но с джинсовой одеждой может создать имидж бойкой бестии (геометрическая резьба).
Итак, украшения всех стран, объединяйтесь! Если и не на конкретной женщине, то в отдельно взятой шкатулке.
Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ
Источник: russianjeweller.ru
Казахский национальный костюм
Казахский национальный костюм начал формироваться около 5-6 веков назад. Именно в это время самобытность казахов можно назвать сформированной. Она и отразилась в национальной одежде этого народа.
Немного истории
Современный вариант казахского национального костюма не только долго формировался, но и постоянно изменялся. Соседствующие с казахами народы сильно влияли на местную моду. Свою лепту внесли татары, русские, среднеазиатские народности. Но во все времена казахская одежда отличалась большим разнообразием декоративных элементов и украшений, запахом справа на лево, каёмкой. Украшением служили вышивка и национальные узоры, кроме того казахи верили, что они оберегают от злых сил.
Особенности
Можно выделить следующие отличительные черты в казахском костюме:
- верхняя одежда имеет характер распашной и всегда запахивается на левую сторону. Это присуще мужским и женским костюмам;
- приталенный крой;
- женские костюмы богато украшены оборками, роскошной бахромой и каймой;
- присутствие высоких шапок, которые украшаются драгоценными камнями, а также перьями или вышивкой;
- вышивка отражает национальный орнамент, выполняется в виде люрекса, узорчатого тканья;
- распространенны материалы – кожа, мех, шерстяное сукно, войлок.
Для пошива лёгкой одежды и нижнего белья использовались хлопчатобумажные ткани. Их доставляли торговцы по шелковому пути, вместе с ними казахам поставлялась парча, шёлк, бархат и другие дорогие ткани. Верхняя одежда шилась из козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур, были популярны изделия из овчины.
Цвета и оттенки
Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды.
В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.
Ткани
Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.
Крой
И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами.
Головные уборы имеют конусообразную форму.
Аксессуары и украшения
Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.
В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.
Особенно выделяются перстни. Они носят разные названия, которое зависит от формы. Например, существует кольцо «птичий клюв». Браслеты, подвески и серьги, могут быть кованными и очень массивными.
Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.
Обувь
Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.
- Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
- У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
- Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.
Красота свадебного наряда
Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.
Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями.
Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.
К убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.
Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года.
До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.
Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.
Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного нам белого цвета казахи препочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте.
Если дата свадьбы выпадает на теплое время года тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки.
Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.
Источник: wlooks.ru