Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс развивался в более поздние сроки. В Индии — в середине III тыс. до н.э., в Китае — во II тыс. до н.э., у народов Восточного Средиземноморья — и III — II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе — в I тыс. до н.э., в Америке — в I тыс. н.э.
Древний Египет
Составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта была медицина, которая выросла из практического опыта народа. Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно представить по дошедшим до нашего времени папирусам, в которых описаны рациональные и магические приемы врачевания, представления о причинах болезней и строении человеческого тела, лекарственные прописи и советы по приготовлению лекарств.
Египтяне одни из первых описали кожные заболевания, такие как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в медицине, был разнообразен. Широко применялись рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения — перевязка и лечение ран, переломов, массаж, водолечение.
Кто населял Землю в древности и правда существовали древние высокоразвитые цивилизации? 24.05.2020
Применялось лекарственное врачевание внутренних болезней. Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, носа, ожогов, глазных болезней, кожных, паразитарных и др. О лечении детских болезней говорится в папирусе Бругша..
Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в городских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила личной и общественной жизни.
Месопотамия
Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось состоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Визуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины.
Врачи-хирурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхностных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних болезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.
При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государственных границ.
Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комнаты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек — кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продуктов, бани.
Древняя Индия
Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система медицинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по имени ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.
Косметика: как и зачем ее использовали в разные времена
В системе медицинских знаний важное место занимала диагностика. Во внимание принимались возраст больного, его место жительства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась первой и лучшей из всех медицинских наук.
Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инструментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.
В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, рекомендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общественного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) — колодцы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.
Древний Китай
В Древнем Китае впервые был создан государственный медицинский орган управления — Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применяли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе.
Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко использовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, печень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,
В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной мелиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигиена. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.
Основные черты медицины Древнего мира.
1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.
2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.
3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.
4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.
5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.
6. Развивались анатомо-физиологические знания.
7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).
8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.
Древняя Греция
Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У знати были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслуживали торговцев и ремесленников. Помощь раненым во время войн оказывали военные врачи.
Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами существовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие «атрейи» — лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: cyberpedia.su
Внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте
Внешний вид и одежда как атрибуты жречества Древнего Египта
В Древнем Египте жрецы и жрицы должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это характерно для костюма высших жреческих должностей. Попытаемся рассмотреть внешний облик жрецов, проследить тенденцию смены их внешнего вида и соответствующие этим изменениям причины, выявив различия и сходства одежды жрецов разных положений.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь — сандалии.
Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней — широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами ног и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было одевать на ногу как башмак или туфлю. В основном одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии.
Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Вместо обычного в старину передника, как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, хлынувшие из Азии, оставляя передник лишь для некоторых исключительных случаев. Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Так одежда знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда в еще один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади.
Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделенную шкуру животных. Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом — символ переходной стадии.Когда жрецы выполняли важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти, они помимо шкур животных носили еще длинные вышитые пояса и другие украшения — например, браслеты.
Так мужские украшения состояли из широких колец или обручей, которые одевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги вокруг щиколотки. Эти обручи изготовлялись из различных металлов, и были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались. Кроме обручей мужчины носили перстни разной формы — металлические с неподвижным или вращающимся гнездом из глазурованной каменной массы, в форме какого-либо иероглифического знака. Носили как одно, так и несколько колец.
Нельзя забывать и о том, что влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной и культовой одежде. Так Плутарх рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений. Золото считалось металлом богов. Богиня неба Хатхор имела прозвище «золотая» или просто «золото».
Помимо этого, неизменность благородных металлов является символом дальнейшей жизни после смерти. Отметим, что некоторые источники отвергают версию о вере египтян в жизнь после смерти или раскрывают их двойственное отношение к этому. Например, об этом свидетельствует источник «Песни арфиста».
В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук.
Его надевали поверх схенти или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Жрецы обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры.
Самым популярным головным убором у представителей всех сословий, в том числе и жречества, был платок (клафт, или немес). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая. Но, нужно отметить, что жреческие обязанности фараон должен был исполнять в одежде жрецов.
Теперь поговорим об отличии и сходстве жречества относительно занимаемой их должностью. Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах — шкуру леопарда. Младшие вместо схенти — набедренной повязки — носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.
Одежда остальных жрецов была очень разнообразной. Они видоизменялись не только для каждой отдельной ступени жреческой иерархии, но и в пределах этих ступеней варьировались для разных церемоний. Некоторые разряды жрецов отличались особыми, только им одним присвоенными знаками. Так главные жрецы в храме Пта носили особым образом заплетенные головные косы, писцы или толкователи священных писем — два пера и письменный прибор, сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным животным, — перстень с символом человеческой жертвы, жрецы — судьи носили на шее амулет из ляписа — лазури с надписью «истина».
Так же верховные жрецы некоторых божеств имели и другие отличительные признаки своего высокого сана. Верховные служители бога Птаха носили особый, так называемый «ливийский» парик ибес, украшенный сбоку заплетенным локоном, их белое одеяние украшалось особым золотым ожерельем: с узкого воротника на цепочках спускалась металлическая полоска, закрывающая верхнюю часть груди, поднимающаяся на плечах вверх и заканчивающаяся с двух сторон головами шакалов, снабженных руками в позе адорации. В папирусе Харрис есть упоминание о том, что Рамсес III лично распорядился выдать необходимое количество золота для изготовления такого ожерелья, когда его сын Хаэмуас вступил в должность верховного жреца в Мемфисе.
Второй момент, необходимый нам для сравнения это схожие черты древнеегипетских жрецов. Итак, общей особенностью жречества Древнего Египта (независимо от пола, титула и божества, которому служил жрец) было то, что оно презирало традиционное гофрированное платье, не носило одеяний из шерстяных тканей, общий покрой одежды был довольно простым, основным цветом одеяний был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась — лен.
Белому цвету жрецы отдавали предпочтение неслучайно, согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как «белые стены» (т.е. Мемфис). Также говорится о «белых сандалиях», использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости, даже глазной зрачок египтянин называл «белым», так же белый цвет считался цветом радости и использовался в тех или иных религиозных праздниках.
Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими и общими для всех были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: «…в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…». Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась под сомнение.
Как видно из этого обзора, внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте был строго регламентирован, что позволяло безошибочно выделять жрецов из общей массы населения, но вместе с тем можно отметить, что в период Нового царства наблюдается отход от многих традиционных канонов в костюме. Это во многом объясняется влиянием азиатской культуры, но вместе с тем необходимо отметить, что ни одной лишней детали в костюмах жрецов не было, все имело свой магический смысл, и было понятно любому египтянину. В костюмах были как общие предписания для всех жрецов Древнего Египта, так и те, которые зависели от того, какому богу служит этот жрец и от его статуса в иерархии жреческого коллектива.
Источник: studwood.net
История медицинской одежды
Медицинская форма узнаваема во всем мире: белый халат , шапочка, перчатки и маска – все это неотъемлемые атрибуты надежного специалиста в области медицины и здравоохранения. Однако, существует колоссальная разница между тем, как выглядел лекарь и целитель, а позже и врач в Древнем Мире и тем, как выглядел врач в 18-19 в, а позднее в XX веке и до сегодняшних дней. История медицинского халата менялась на протяжении столетий.
Достоверно определить дату появления медицинского халата, как одежды для проведения операций, манипуляций и процедур невозможно. Сегодня восстановить историю белых халатов в медицине можно лишь по произведениям, художественным, музыкальным и литературным произведениям.
Сравнение и исторические нюансы
История медицинской формы врачей началась лишь на рубеже XIX-XX столетий. До этого история развития медицинской формы касалась сестринского персонала. Сегодня медицинские работники получили больше свободы в плане выбора профессиональных костюмов. Требования к современной медицинской одежде:
- чистота и опрятность;
- износостойкость;
- устойчивость к воздействию антисептиков;
- профилактика рисков инфицирования;
- визуальное определение пятен, биологических жидкостей;
- удобство и комфорт.
Белая униформа до сих пор остается актуальной, однако опытные врачи не отказываются от модных тенденций, выбирая яркие красочные фрагменты, оттенки и рисунки в одежде. Особенно актуальны яркие цвета в следующих медицинских отделениях:
- педиатрия;
- онкология;
- анестезиология и реанимация;
- паллиативное отделение.
Впервые медицинский костюм использован в операционной. Затем униформа плотно вошла в практический обиход и уже была востребована среди медицинских работников любого уровня и специальности.
Средневековье и медицинская одежда
В средневековье у служителей медицины отсутствовали какие-либо костюмы. Операции и лечение выполнялись в обычной одежде. Стоит обратить внимание на костюм чумного доктора из натуральной кожи и страшной маски в виде ворона. Разумеется, все детали костюма носили исключительно защитный характер.
Болезни, которые обретали масштабы смертельных эпидемий, «косивших» миллионы людей независимо от богатства и состояния, стали пусковым механизмом к созданию специальных средств защиты. Костюм защищал лекаря и доктора от заражения.
Об истории костюма в хирургии
«Свободная» форма одежды была вплоть до середины, а кое-где до конца XX века. Хирурги и медсестры носили фартук, нарукавники и защитную одежду, которую просто чистили и стирали, надевая вновь для следующей манипуляции.
Раньше успехом хирурга считалось обилие крови на одежде во время хирургического вмешательства, когда как сейчас показателем успешности и профессионализма служит чистота, стерильность, малое количество крови на защитной ткани.
Большой вклад в обязательное ношение медицинской одежды: халата, чепчика, защитной маски и перчаток, внес британский врач-гигиенист Джозеф Листер. Это было важно для сохранения жизни и здоровья самого врача от потенциального заражения инфекционными заболеваниями вирусной, бактериальной, грибковой природы. Стоит отметить, что сначала хирурги негативно отнеслись к такому защитному методу работы.
В 50-60-ее годы XX века врачи отказались от белого цвета в одежде, чтобы снизить нагрузку на глаза в операционной, а красные пятна от крови менее заметными.
Классическая форма одежды как символ медицины
Развитие науки значительно расширило спектр требований к одежде медицинских работников с учетом следующих особенностей:
- защита пациента;
- защита врача и сестринского персонала от потенциального заражения;
- удобство и комфорт во время выполнения лечебно-диагностических манипуляций;
- возможность оказать первую помощь без угрозы для своей жизни и здоровья.
Например, женщины или мужчины фельдшера с несобранными волосами скорой помощи или реанимации могут быть подвержены агрессивному воздействию со стороны больного (осознанному или неосознанному), а также пачканию в рвотных, каловых и других биологических массах.
Уже с XIX века пышные мантии и сюртуки в крови сменили гигиеничные элементы одежды. Слово «халат» заимствовано из арабского языка «hil at», что в переводе означает «почетное платье».
Современная мода
С середины XX века медицинский костюм стал обязательным атрибутом любого медицинского работника. Для достижения белизны применяли хлорсодержащие средства.
Сегодня врачи могут носить рабочую одежду практически любых оттенков, потому что по результатам исследований белый цвет уже порядком надоел. Поэтому современные хирурги носят форму бордового, синего, зеленого или розового цвета (женщины).
Обратите внимание на тапочки. Требования ко второй обуви: защита от попадания биологических жидкостей, удобство при длительном нахождении в положении стоя (порой операции длятся более 12 часов), отличная вентиляция.
Несмотря на современные тенденции, врачи до сих пор ассоциируются с белыми халатами. Сегодня даже существует термин «синдром белых халатов», когда больной боится врачей в силу жизненных обстоятельств, а на приеме непременно повышается давление, учащается дыхание, возникает комплекс вегето-соматических расстройств.
Источник: dzen.ru