Он строил много церквей основывал монастыри не жалел издержек на украшения храмов кто это

Книга «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей (Отдел 1-2)»

Оглавление

Читать

Войти через Гугл
Войти через Фейсбук
Войти через Яндекс
Войти через Вконтакте

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Выбрать главу (1) Изменить стиль страницы

Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского.

Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом 1 из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

Фантастический заброшенный храм! Внутри лежал гроб с…! Это стоит посмотреть!!!

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече.

Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя.

Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство.

На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.

Читайте также:
Можно ли продавать серебряные украшения на Вайлдберриз

Подборка храмов и монастырей которые необходимо посетить. Лучшие церкви Москвы и Подмосковья.

Построение богатых церквей указывает столько же на благосостояние края, сколько и на политический такт Андрея. Всякая новая церковь была важным событием, возбуждавшим внимание народа и уважение к ее построителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей умел приобресть любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе.

В приемах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах, с громкими воздыханиями. Хотя его княжеские тиуны и даже покровительствуемые им духовные позволяли себе грабительства и бесчинства, но Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалы своему христианскому милосердию. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молился перед образами.

В то время к числу благочестивых подвигов князя, составлявших его славу, относились и войны его с неверными. По соседству с волостью Андрея, на Волге, было царство Болгарское. Болгары, народ финского, или, вероятнее, смешанного племени, еще в десятом веке приняли магометанство.

Они давно уже жили не в ладах с русскими, делали набеги на русские области, и русские князья не раз ходили биться против них: такие битвы считались богоугодным делом. Андрей два раза воевал с этим народом и первый раз отправился с войском против него в 1164 году. Он взял с собою Св. икону Богородицы, привезенную из Вышгорода; духовенство шло пешее и несло ее под знаменами.

Сам князь и все войско перед походом причащались Св. Тайн. Поход кончился удачно; князь болгарский бежал; русские взяли город Ибрагимов (в наших летописях Бряхимов). Князь Андрей и духовные приписывали эту победу чудотворному действию иконы Богородицы; событие это поставлено было в ряду многочисленных чудес, истекавших от этой иконы, и в память его было установлено празднество с водосвящением, совершаемое до сих пор 1 августа. Патриарх цареградский, по желанию Андрея, утвердил этот праздник тем охотнее, что русское торжество совпало с торжеством греческого императора Мануила, одержавшего победу над Сарацинами, которую приписывали действию Животворящего Креста и хоругви с изображением Христа Спасителя.

Закрыть Как отключить рекламу?

Но не так благосклонно отнесся к желаниям Андрея патриарх Лука Хризоверх, когда Андрей обратился к нему с просьбою посвятить в митрополиты во Владимир своего любимца Феодора. Этим нововведением Андрей хотел решительно возвысить Владимир, зависевший от ростовской епархии; тогда Владимир не только стал бы выше Ростова и Суздаля, а получил бы еще первенствующее духовное значение в ряду русских городов иных земель.

Читайте также:
Украшения макраме своими руками мастер класс

Но патриархи, следуя давнему обычаю восточной церкви, не легко и не сразу соглашались на всякие изменения в порядке церковного управления. И на этот раз не согласился патриарх на такую важную перемену, тем более что ростовский епископ Нестор был еще в живых и, преследуемый не любившим его Андреем, бежал тогда в Цареград.

Через несколько лет, однако, 1168 года, любимец Андрея Феодор, съездив в Цареград, выхлопотал себе посвящение если не в сан митрополита, то в сан епископа Ростовского. По желанию Андрея, он хотя числился ростовским, но должен был жить во Владимире, так как на это патриарх дал дозволение.

Таким образом, его любимый Владимир, если не мог в духовном управлении получить того первенства в Руси, которое принадлежало Киеву, по крайней мере, делался выше Ростова, как местопребывание епископа. Любимец Андрея Феодор до того возгордился, что подобно своему князю, ни во что ставившему Киев, не хотел знать киевского митрополита: не поехал к нему за благословением и считал для себя достаточным поставление в епископы от патриарха.

Так как это было нарушение давнего порядка на Руси, то владимирское духовенство не хотело ему повиноваться: народ волновался. Феодор затворил церкви и запретил богослужение.

Если веригь летописям, то Феодор по этому поводу, принуждая повиноваться своей верховной власти, позволял себе ужасные варварства: мучил непокорных игуменов, монахов, священников и простых людей, рвал им бороды, рубил головы, выжигал глаза, резал языки, отбирая имения у своих жертв. Хотя летописец и говорит, что он поступал таким образом, не слушая Андрея, посылавшего его ставиться в Киев, но трудно допустить, чтобы все это могло происходить под властью такого властолюбивого князя против его воли. Если подобные варварства не плод преувеличения, то они могли совершаться только с ведома Андрея, или, по крайней мере, Андрей смотрел сквозь пальцы на проделки своего любимца и пожертвовал им только тогда, когда увидел, что народное волнение возрастает и может иметь опасные последствия. Как бы то ни было, Андрей, наконец, отправил Феодора к киевскому митрополиту, который приказал отрубить злодею правую руку, отрезать язык и выколоть глаза. Это — по византийскому обычаю.

Источник: litlife.club

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Читайте также:
Как закарамелизировать клубнику для торта украшения

Любил князь церковное пение и церковное служение, хорошо знал Устав церковный и прекрасно помнил, память какого святого, в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Он любил нищих и убогих, давая им милостыню говорил: «Се есть Христос, пришедый искусить меня».

Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. Южная, как и северная, летопись молчит о нем до начала шумной борьбы, которая завязалась между его отцом и двоюродным братом Изяславом Волынским.

Андрей появляется на юге впервые в 1148 году, когда Юрий, восторжествовав над племянником, сел на киевский стол. Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему отважному сопернику Изяславу, любил забываться в разгаре сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем.

Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем.

У Андрея всегда все было в порядке, его нельзя было застать врасплох, он умел не терять головы во время переполоха. Несмотря на свою боевую удаль, он не любил войны, после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом. Южно русский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера, говоря: «Не величав был Андрей на ратный чин, но ждал похвалы лишь от Бога». Точно так же Андрей совсем не разделял страсти отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси. Смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжества запустели; скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца.

В 1155 г. великий князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел благоверному князю Андрею. Но Андрей уже замышлял удалиться от юга России на север. Устрояющему царства Господу угодно было чудесным образом укрепить намерение Андрея и в утверждение новому княжению даровать икону Своей Пренепорочной Матери.

Мысль Андрея основать на Севере отдельное княжество укрепилась в молитве. Заступница для нового княжения обретена, и Андрей в 1155 году без ведома отца, ночью уехал из Вышгорода, взяв с собою вместо сокровищ чудную икону Богоматери. Ее сопровождали из клира Вышегородского священник Николай и диакон Нестор. На пути пред иконою совершали молебные пения, и от иконы совершались чудеса. «Их было так много, — говорит летописец, — что о них одних нужно особое сказание».

Читайте также:
Из своего серебра сделать украшение

С иконою Богоматери пришли к реке Яузе, которая в то время была очень полноводна. Князь послал одного из бывших с ним всадников поискать брода в реке. Посланный, едва съехал с берега, тотчас с конем погрузился в глубину реки, так что его и не видно стало. Князь, обвиняя себя в смерти сего человека, со слезами обратился на молитву перед чудотворною иконою Богоматери — и сверх всякой надежды, почитаемый утопшим, человек выехал из воды на коне с жезлом в руке, не потерпев ни малейшего вреда во глубине реки.

Примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре.

Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Русской земле. Она сделалась невидимой. Вдохновленный явлением Богоматери святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбовым. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбскою.

Ростовцы и суздальцы избрали благоверного князя Андрея на вече. При этом они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Андрей был посажен на княжение всею землею в ущерб правам меньших братьев. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал трех своих братьев и удалил от себя двух племянников.

Летописец называет святого «самовластием». Действительно, он пожелал властвовать безраздельно. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправился со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию.

Такие меры сосредоточили в его руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею и через то давали этой земле, избавленной от междоусобий, значение самой сильнейшей между русскими землями. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в князе Андрее образец государя. При святом благоверном великом князе Андрее разрозненные языческие племена объединились в единую великорусскую народность, которая приобрела твердое и неколебимое убеждение: без православия не может быть и Руси.

Историческая заслуга благоверного князя заключалась в том, что он остановил распад Руси и сделал Суздальское княжество, в котором зародилась великорусская нация, новым центром ее объединения. Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, благоверный князь Андрей стал влиять на дела новгородские и киевские, стремился к преобладанию во всей Русской земле.

Читайте также:
Украшение дождик как украсить

Святой Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Феодора Стратилата, которому он был обязан своим спасением во время одной из битв, и много других каменных церквей.

Стараниями благоверного князя Андрея были созданы величайшие шедевры русского зодчества: владимирский Успенский собор и церковь Покрова на Нерли. Успенский собор был воздвигнут в центре Владимира. Видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава благоверного князя Андрея.

Святой Андрей Боголюбский, прозванный за свой ум вторым Соломоном, был одним из мудрейших князей русских. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. Чувствуя, как гибла страна от раздробления по уделам, он стремился к спасительному единовластию. По благословению Царицы Небесной святой Андрей стал основателем нового государства.

Благоверный князь объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Это событие совершилось в день поставления иконы Богоматери в Успенском соборе. Святой Андрей явился начинателем нового государственного порядка — русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и в течение нескольких столетий с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, благоверный Андрей стал первым великорусским князем.

За любовь ко Господу Господь удостоил великого князя страдальческой смерти: люди, осыпанные его благодеяниями, убили святого в 1174 г. в Боголюбове. Последние слова благоверного князя Андрея были: «Господи! в руци Твои предаю дух свой».

Источник: orthodox-newspaper.ru

Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.

«[Он ] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов <…>Он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей <…>Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел»

Андрей Боголюбский

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в орду [он] получил <…>, когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического Иван Калита объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем»

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...