1) Обучающая цель – сформировать, изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок . 2) Развивающая цель – развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3) Воспитывающая цель -вызвать интерес к урокам русского языка.
I Этап Орг. Момент
II Этап Проверка домашнего задания
IIIЭтап
Постановка цели урока
1 Что такое морфема
2 Способы словообразования
1 После каких приставок вместо И пишется Ы
2 После каких приставок в корне сохраняется буква И
3. Как пишутся сложносокращённые слова
IV Этап
Наблюдение над фактами языка
Учитель: Перед вами карточки с тремя упражнениями, давайте рассмотрим первое.
Ну что, доИгрался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь) Однако же во что бы то ни стало он решился доИскаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну. . . ( Н. В. Гоголь). С тобой играть неИнтересно, ты всегда выИгрываешь, а я не умею проИгрывать. Друзья отправились на поИски пропавшего товарища.
100 загадок с неожиданными поворотами для настоящих детективов
Давайте выпишем выделенные курсивом слова и выделим в них корень и приставку.
Ученики: первое слово доигрался, в нём корень игр и приставка до, второе – доискаться – корень иск, приставка до, третье – неинтересно – корень интерес, приставка не, четвёртое выигрываешь – корень игр, приставка вы, пятое – проигрывать – корень игр, приставка про, шестое поиски – корень иск, приставка по.
Учитель: Верно, переходим к следующему упражнению.
Я отЫщу секрет и ларчик вам открою. (И. Крылов) 2) К вечеру разЫгралась метель. 3) Я не терял надежды сЫскать дорогу. 4) Мороз сЫграл с нами злую шутку. 5) В предЫдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах.
Ученики: Отыщу – корень ыщ, приставка от, разыгралась – корень ыгр, приставка раз, сыскать – корень ыск, приставка с, сыграл – корень ыгр, приставка с, предыдущем – корень ыд, приставка пред.
Учитель: А теперь посмотрите внимательно на выписанные слова и скажите, почему различается написание первой буквы корней.
Ученики: Когда в слове приставка заканчивается на гласный в корне пишется И, а когда на согласный – Ы.
Учитель: Правильно, давайте рассмотрим выполним с вами последнее упражнение на карточке.
1)У черных есть определенная контрИгра на ферзевом фланге. 2)Они как-то очень странно видоИзменили раму и украшения (Л. Н. Толстой) 3)Необходимо наладить выпуск межИнтернатской электронной газеты. 4)На самом деле ничего суперИнтересного внутри не обнаружилось. 5)Харьковский завод «СпортИнвентарь» был основан в 1948 году.
6)Сборник материалов Четвертой межИнститутской научно-практической конференции молодых ученых 7)ТрансИорданский эмират был создан Англией весной 1921 8)За годы войны педИнститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 9) К нам попала дезИнформация 10) Книга оказалась сверхИнтересной
Разберите выделенные слова.
КРИНЖ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! ЧТО они делают в ЛАЙКЕ?
Ученики: Контригра – приставка контр, корень игр, видоизменили – сложносокращённое слово с двумя корнями и соединительной гласной о, межинтернатской – приставка меж, корень интернат, суперинтересного – корень интерес, приставка супер, спортинвентарь – сложносокращённое слово без соединительной гласной, межинститутский – корень институт, приставка меж, трансиорданский – корень иордан, приставка транс, пединститут – сложносокращённое слово без соединительной гласной, дезинформация – корень информ, приставка дез, сверхинтересной – корень интерес и приставка сверх.
Учитель: Всё верно, какой же вывод мы можем сделать, исходя из этих примеров?
Ученики: После некоторых приставок и в сложносокращённых словах И сохраняется.
Учитель: Совершенно верно. Какие это приставки?
Ученики: Это все иностранные приставки и приставки сверх и меж.
V Этап
Обобщение
Учитель: Мы с вами изучаем правописание Ы/И после приставок, давайте вспомним, что мы делали, чтобы узнать это.
Ученики: Сначала мы выписывали слова с приставками на гласный и согласный и разбирали их, а потом сложносокращённые слова и слова с иноязычными приставками.
Учитель: Теперь вы можете самостоятельно вывести это орфографическое правило. Для ответа пользуйтесь следующим планом:
1)Что пишется после приставки, оканчивающейся на гласный;
2) После каких приставок в слове пишется ы;
3) Что пишется после иноязычных приставок и меж, сверх;
4) Что пишется в сложносокращённых словах.
Не забудьте привести примеры.
Ученики: В словах, начинающихся с гласной И после приставок, оканчивающихся на гласный, пишется И(выиграть); после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть); после иноязычных приставок, таких как дез, контр, транс, супер и т. д. , пишется И, как и в русскоязычных меж и сверх(межинститутский, дезинформация); в сложносокращённых словах И сохраняется.
Учитель: Правильно, ребята. Вы вывели правило, к нему надо только добавить, что слово взИмать – это исключение, его правописание нужно запомнить. А теперь откройте учебник и прочитайте правило, которое записано там.
Учащиеся сверяют своё правило с тем, что в учебнике и убеждаются в правильности выводов, которые они сделали во время работы.
VI Этап
Применение правила
!)1. Возможное ли это дело, чтобы вопрос . . . мог хотя на одну минуту оставаться для человека безынтересным. |С. -Я. | 2. И гуляют, шумят ветры буйные над его безымянной могилкою. |Л. | 3. В городе начались межинститутские спортивные соревнования. 4. Все основные вопросы были раскрыты предыдущим докладчиком. 5. Контригра в шахматах – это встречная активность при атаке противника. 6. Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучала в песне моего товарища, |М. Г. |
2) Без. . дейное произведение; без. . мянная речка; без. . нвентарное хозяйство; безынициативный работник; безыскусный рассказ; безысходная нужда; мед. . нститут;
предыдущее изложение; пред. . стория человечества; сверх . . зысканные манеры; под. . нтегральное число; пред. . юньские события; транс. . ранская магистраль;
разыграть дебют; контр. . гра противника; небез. . звестный автор; меж. . нститутские соревнования.
Упражнения выполняются с комментированием.
VII Этап
Подведение итогов
Учитель: Давайте вернёмся к табличке, которую мы составляли в начале урока. Что мы хотели узнать и что узнали?
Ученики: Мы ответили на первый вопрос и узнали, что в словах, начинающихся с гласной И после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть) Исключение – слово ВЗИМАТЬ
Учитель: Как вы ответите на второй вопрос?
Ученики: После приставок на гласный, а также после иноязычных приставок и меж, дез гласная И в слове сохраняется.
Учитель: Как же пишутся сложносокращённые слова?
Ученики: В них также сохраняется И.
Учитель: Молодцы. Теперь мы можем с вами подвести итоги урока, что мы узнали сегодня и чему научились.
VIII Этап
Домашнее задание
Составить словарный диктант из 20 примеров на изученное правило.
Т. М. Миронова, МОУ СОШ № 22 с УИОП, г. Электросталь, Московская область
Источник: www.infobraz.ru
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Буквы Ы и И после приставок
Правописание Ы и И после приставок
Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это правило не распространяется:
на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].
Упражнение
1. Два месяца он отлично раз _ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
2. Ну что, до _ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)
3. У черных есть определенная контр _ гра на ферзевом фланге.
4. Раздражали меня пуще всего эти без _ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)
5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх _ нтересное.
6. Ему, впрочем, небез _ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
7. Вот тот пиджак, что вы раз _ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)
8. Посему письма сии показались мне не совсем без _ нтересными. (Ф. М. Достоевский)
9. Они как-то очень странно видо _ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без _ сходном мраке. (А. и Б. Стругацкие)
11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без _ нициативным. (Л. Н. Толстой)
12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез _ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)
13. Энергетикам запрещено вз _ мать штрафы за перерасход электроэнергии.
14. Однако же во что бы то ни стало он решился до _ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну. ( Н. В. Гоголь)
15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются. извольте сами нарочно раз _ скать. (Н. В. Гоголь)
16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез _ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)
17. Необходимо наладить выпуск меж _ нтернатской электронной газеты.
18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без _ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)
19. На самом деле ничего супер _ нтересного внутри не обнаружилось.
20. До _ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)
21. Харьковский завод «Спорт _ нвентарь» был основан в 1948 году.
22. Арагва, обнявшись с другой без _ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)
23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз _ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)
24. Сборник материалов Четвертой меж _ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.
25. Пора уж под _ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)
26. Транс _ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.
27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от _ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)
28. За годы войны пед _ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.
Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).
Источник: gramota.ru
Напишите 15 предложений из художественной литературы с буквами и-ы в корне после приставок
Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучала в песне моего товарища. (Горький) .
Среди пестрой, щебечущей, душистой толпы выделялись изысканно одетые господа такие-то, члены небезызвестного кружка. (А. Н. Толстой.)
Два месяца он отлично разыгрывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
Ну что, доигрался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)
Раздражали меня пуще всего эти безымянные письма. (Ф. М. Достоевский)
Ему, впрочем, небезызвестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
7. Вот тот пиджак, что вы разыскиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)
8. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными. (Ф. М. Достоевский)
Они как-то очень странно видоизменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, безысходном мраке. (А. и Б. Стругацкие)
Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его безынициативным. (Л. Н. Толстой)
Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небезыскусственной красоте. (Л. Н. Толстой)
Однако же во что бы то ни стало он решился доискаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну. ( Н. В. Гоголь)
Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются. извольте сами нарочно разыскать. (Н. В. Гоголь)
Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небезызвестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь).
Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)
Доискались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)
Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)
Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)
Пора уж подытожить, как я живу и как вооружен. (М. Светлов)
Источник: znanija.site