Древние египтяне были очень талантливы не только в архитектуре или сложнейшей системе религиозных обрядов, но и, безусловно, в ювелирном искусстве, шедеврам которого человечество не устает поражаться и сегодня.
И не удивительно, что у этой во всех смыслах богатой культуры имелись свои предпочтения в вопросах драгоценных металлов и самоцветов.
«Афганский» лазурит, горный хрусталь, гагат, карнеол, изумруд (эта страна крайне долгое время занимала лидирующие позиции по его добыче и реализации вплоть до 16-го столетия) гранат, аметист, малахит (в большей степени в качестве теней для век и красящего порошка), нефрит, оникс – это далеко не полный список любимых камней египтян.
Агатовое разноцветье
Этот самоцвет, особенно белой и коричневой расцветки, очень часто встречается на территории Египта. Естественно, что до наших времен дошло множество образцов ювелирного искусства, созданных с его помощью. Агатовые бусы находили даже в могилах додинастической эпохи. А уже в гораздо более поздний период, максимально близкий к нашим временам, египетские мастера начали делать искусственные имитации самоцвета из темного стекла.
✨Украшения древнего Египта ✨
Завозили агат в Древний Египет и из Индии во времена так называемой римской эпохи, чему свидетельствуют, например, восхитительные «мурриновые» сосуды, описанные Плинием Старшим. Предполагается, что несколько этих сосудов (обнаруженных в Кифте) сегодня хранятся в Каирском музее.
Яшмовые скарабеи Среднего царства
Алую разновидность яшмы чаще всего применяли для создания ожерелий, подвесок и бус. Зато в период существования уже Среднего царства «появились на свет» роскошные зеленые, черные и коричневые скарабеи из местной яшмы. Травянистые оттенки этого камня в саисский период посчитали достойной «основой» для изображения лика великой богини Хатхор, плакетка с которой сегодня выставляется в богатой коллекции Каирского музея.
Отдельного упоминания заслуживает желтая, солнечная яшма, которую использовали для «обрамления в камень» лица самой Нефертити. Примечательно, что этот чарующий оттенок самоцвета почему-то не был интересен ювелирам Египта вплоть до времен 18-й династии.
Бирюзовые сокровища Тутанхамона
Этот камень нежной эстетики небес добывают на территории Египта до сих пор. Хотя чаще всего можно встретить предметы, сделанные именно из «старой», зеленой бирюзы, обладающей каким-то особым колдовским флером. Возможно, дело в том, что зеленый цвет в этой культуре символизирует изобилие и бессмертие. Хотя эти понятия в первую очередь ассоциировались с изумрудом, когда бирюза означала радость.
Этот самоцвет был любим на данной местности не только в бадарийский и додинастический периоды, но даже в неолитический. В некоторых случаях бирюза оказывалась настолько красивой, что сначала археологии считали ее искусной подделкой. Например, прекрасные браслеты, принадлежащие к временам первой династии, обнаруженные в Абидосе, сначала описали как стекло. А оригинальные ножные браслеты, извлеченные из гробницы царицы Хетепхерес, изначально «выглядели» как малахитовые.
Ювелирное искусство древнего Египта
«Зеленая путаница» между камнями возникла и в переводах древнеегипетских текстов, в которых термин «мафкат» ошибочно приписали малахиту, когда обозначает оно именно бирюзу. Малахит же на древнеегипетском — «шесмет».
Не удержались от приобщения к прекрасному и мастера, отвечавшие за отделку гробницы самого Тутанхамона. Зеленые самоцветы глубокого оттенка были использованы ими для украшения нагрудных блях усопшего правителя, а прозрачно голубая бирюза послужила базой для нескольких восхитительных скарабеев и инкрустации его золотой маски.
Не янтарная смола
Разумеется, что медовый оттенок природного янтаря в свое время пришелся по душе и египетским ювелирам. Однако большая часть украшений с ним приходится на самые поздние периоды существования этого древнего царства. Например, желтые скарабеи 21-й династии из набора нагрудных «аксессуаров» Хатаи.
Зато множество украшений из легендарной усыпальницы Тутанхамона, возможно, к янтарю не имеют никакого отношения, а скорее всего являются разновидностью одной из быстро растворимых смол. Именно из нее сделаны некоторые серьги, бусины, кольцо для волос, пара традиционных скарабеев, а также великолепный двойной перстень с картушами. Видимо, в первую очередь мастеров интересовал именно оттенок смолы, подходящий под задачу.
Сердолик: настоящий и не очень
На пустынных просторах Египта этот самоцвет находили еще и в додинастическую эпоху. Причем делали из него не только амулеты и бусы, но и кольца, инкрустации предметов обихода и, конечно же, саркофагов. Однако самым знаменитым сердоликом этого царства стоит рискнуть назвать сердоликового скарабоида, относящегося к периоду царствования 18-й династии.
Камень уникален своим травлением, которое обычно египетские ювелиры на этом самоцвете не применяют. Хранится он, ожидаемо, в Каирском музее. А куда еще можно поместить такое сокровище?
Несмотря на потенциальную распространенность этого камня, качественные кварцевые имитации под сердолик встречаются гробницах Сменхкара, Тутанхамона, Юи. Похоже самым значимым был именно концепт подходящей палитры, а не природная оригинальность самоцвета.
Морские противоречия
Радужная красота перламутра была востребована мастерами Египта еще с самых древних времен. Его можно встретить и в украшениях и в отделке. Достаточно популярны были красные и белые кораллы, которые использовали как фрагментами, например, трубчатые формы, без труда собираемые «на нитку», так и целыми «веточками». Зато вопрос жемчуга Египет почему-то практически обошел стороной, не считая уже эпохи Птолимея. Необычные деформированные жемчужины можно также увидеть в шейном украшении царицы Аххотеп, принадлежащей к 18-й династии.
«Звездное» стекло
Однако самым знаменитым и без сомнения загадочным камнем, которым когда-либо пользовались ювелиры Египта, стал полупрозрачный желто-зеленый самоцвет, выбранный для скарабея из погребального украшения Тутанхамона — нагрудной пекторали «Рок бога». Изначально было высказано предположение, что это халцедон, но в итоге эта версия была опровергнута и какое-то время желтый скарабей в терпеливом молчании хранил свой секрет от представителей западных культур.
Завесу тайны приподняла экспедиция Клейтона, которая в 1932 году в процессе поиска оазиса Зерзура обнаружила так называемое «ливийское стекло». И, да (!), оно буквально валялось под ногами в ливийской пустыне. Правда, полноценную экспертизу самоцвета провели лишь в 1999 году пара итальянских ученых (Винченцо Микеле и Джанкарло Негро).
В итоге была выдвинута версия, что «ливийское стекло» образовалось в момент мощнейшего взрыва, превышавшего по своей силе знаменитый Тунгусский метеорит. Разумеется, что народы, населявшие данную местность, были знакомы с этим материалом давно. Как минимум, самые древние наконечники стрел и орудия труда, сделанные из него, датируются эпохой палеолита и дальше.
В общем, если великие мастера Египта хотели найти максимально уникальный камень для своей работы – они сделали лучший выбор из всех доступных.
Источник: korshun-jewellery.ru
Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили
Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили
Какая дева откажется от милого золотого колечка, браслета или ещё чего-то золотого (ну в крайнем случае серебряного) на шею? Но получая заветный подарок, мало кто задумывается, что украшения носили ещё во времена Древнего Египта. Причём, не только женщины, но и мужчины. Правда, тогда кроме декоративной функции они выполняли ещё и сакральную. Мы расскажем
Большим спросом изготовление ювелирных изделий пользовалось еще во время расцвета египетской империи (3 тыс. лет до н.э). В изготовление таких изделий уже тогда в основном применялось золото.
Украшение из гробницы фараона Псусеннеса I
Но, к сожалению, этот драгоценный металл был достаточно редок. Огромной популярностью в Древнем Египте у фараонов пользовались изготовленные из золота браслеты, носящиеся на предплечьях, нагрудные украшения, кулоны, серьги, диадемы, ожерелья, различные головные украшения и многое другое. Они были также популярны, как и малолитражки сегодня. Но и серебро ценилось в Древнем Египте не меньше, чем золото.
Украшение из гробницы Тутанхамона.
В древности обладатели различных ювелирных изделий относились к ним не так, как относятся современные люди. Обладатели ювелирных изделий наделяли их духовной сущностью и верили, что драгоценности смогут их каким-либо образом защитить от горестей, болезней, злых чар, печалей, сглаза, порчи и даже физической боли. Таким образом, ювелирные украшения были не просто дорогими игрушками модников и модниц тех времен. Их обладатели относились к ним с большим уважением и почтением. Но так происходило не только в Египте, но и во многих странах древнего мира.
Ювелирные украшения Древнего Египта по форме напоминали всех божеств, которым поклонялись египтяне. Однако одним из самых распространенных ювелирных изделий был и остается скарабей Кефер. Взяв свой исток с Древнего Царства и, продолжая интенсивно развиваться до эпохи великой Клеопатры, ювелирное искусство египтян, словно губка вобрало в себя лучшее из богатств этих времен. Поэтому сейчас так сложно провести его классификацию.
Браслет-амулет с жуком-скарабеем.
Несколько тысячелетий спустя египетское искусство изготовления и обработки ювелирных изделий широко распространилось по всему миру. Так многие народы заимствовали у египтян идею наделения ювелирных изделий душой и ношения таких магических изделий только на определенных частях тела и в определенные моменты жизни человека. В наше время, чтобы приобрести такое магическое изделие необязательно ехать в Египет, а достаточно лишь зайти в ювелирный магазин в интернете и выбрать подходящий вам аксессуар.
Украшения древнего Египта полны символизма.
Египтяне верили, что священным местом у человека является грудь. Поэтому на груди они всегда носили какой-нибудь важный талисман, чтобы он защищал сердце. Именно этот орган египтяне считали самым важным органом человеческого тела. По их мнению, сердце давало жизнь. Египтяне всегда носили у сердца талисман, визуально напоминающий сердце или образы, прямо или косвенно, связанные с возрождением и жизнью.
Всевидящее око Гора.
В Древнем Египте также были придуманы украшения для лба, запястий, плеч и лодыжек. На все эти украшения были нанесены различные символы и знаки, которые должны были отгонять злых духов и придавать здоровье и силы различным частям тела.
Диадема из Древнего Египта.
Кроме традиционных металлов, используемых для для изготовления украшений, древние египтяне использовали электрум. Он представляет собой сложнейший сплав серебра, золота и других драгметаллов. Сегодня секрет изготовления этого сплава утерян. Изделия, изготовленные из этого металла, внешне очень схожи с серебром, хотя своим блеском они больше похожи на платину.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Их достоин только фараон!
Конечно, самыми драгоценными изделиями могли обладать только фараоны. Одним из них был урей – это своеобразная диадема, в центре которой находилась змея, изображающая богиню-кобру Уаджит. Она считалась покровительницей Нижнего Египта. На лбу фараона могло быть и два урея – второй являлся изображением богини-коршуна Нехбе – покровительницы Верхнего Египта.
Ускх – еще одно популярное и ценное украшение для знати и фараонов. Это ювелирное изделие изготовлялось из золота, и было довольно громоздким – пластины весили несколько килограмм. Это ожерелье-солнце напоминало воротник и закреплялось на кожаной подкладке. Получить ускх могли полководцы и чиновники за особые заслуги. Мужчины, которые находились у власти, носили перстни-печатки, что и сейчас популярно.
Трендовые модели
По-прежнему в моде остаются браслеты Ка, символизирующие жизненную природу человека. На таких аксессуарах изображают цветок лотоса и инкрустируют ониксом, бирюзой или лазуритом.
На пике моды всегда остается скарабей. Египетские украшения с данным символом представлены широким разнообразием. Тут и кольца, и кулоны, и браслеты, и сережки. Выбор просто огромен, так что любительницам данной тематики предоставлен широкий спектр аксессуаров под различные наряды.
Современные трендовые модели выполняются в основном из золота или серебра. Вот только с золотом возникает загвоздка – при изготовлении мастера зачастую используют благородный металл низкой пробы с инородными примесями
Поэтому, выбирая оригинальный подарок себе или своим близким, обращайте внимание на образцы с большей стоимостью
Серебро, хоть и встречается реже, пользуется тем не менее большой популярностью среди туристов.
Издревле жители Египта выполняли изделия из малахита: этот камень вставляли целиком или использовали для получения порошка для покраски.
Эпоха неолита привнесла в египетский «марафет» использование нового материала – бирюзы. Из нее делались браслеты, бусы и скарабеи.
Перед покупкой настоящих египетских украшений следует проконсультироваться у профессионального ювелира. Совет специалиста поможет вам лучше ориентироваться в выборе изделий. Так вы сможете заочно застраховать себя от подделок.
Аксессуары в Древнем Египте
В эту эпоху украшения изготавливались из природных материалов наподобие камня, дерева и минералов. Позже стали добавлять драгоценные камни и металлы. Количество дорогих составляющих в аксессуарах на теле человека могло определить его статус в обществе. Властители Египта — фараоны — обвешивали свое тело роскошными каменьями и золотом.
Как показывают источники, носить древние египетские украшения было в чести как у женщин, так и у мужчин. Увидеть такие аксессуары можно было не только на живых людях – сплошь и рядом гробницы именитых египтян ломились от изобилия драгоценностей, обретших покой вместе с человеческими мумиями. К таким оберегам относились египетские украшения на шею, грудь, голову и руки.
Египетские мотивы в современных украшениях
Кроме наведенных примеров, египтяне активно носили крупные серьги, в основном круглые, ведь они напоминали солнце. Также использовались пояса, браслеты на руки и ноги. Кстати, браслеты, которые надевали на ноги девушки, немножко позванивали, что стимулировало представительниц слабого пола перемещаться плавно и грациозно, ступать мягко, создавая приятный звук.
Практически все украшения остались популярными до нашего времени. Разве что массивные пояса из золота мы уже не можем себе позволить. Современные ювелиры часто берут за образец драгоценности, найденные археологами. Они особенно актуальны в летнее время, когда прекрасные дамы хотят уподобить себя Клеопатре или Нефертити. Сейчас каждая красавица может побаловать себя украшениями, которые ранее были доступны только фараонам!
Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.)
Почва, которую подготовили ремесленники додинастического и древнего царства, достигла своего наивысшего расцвета в следующий период среднего царства, когда ювелиры отработали и усовершенствовали техники инкрустации, литья, филиграни. Археологами обнаружено множество ювелирных изделий, среди которых: нагрудные украшения, диадемы, кольца, браслеты и, конечно же, пекторали.
Диадема Сит-Хатхор
Диадема Сит-Хатхор яркий пример ювелирного искусства периода среднего царства. Золотая диадема высотой около 44 см, изготовлена из пластины в виде обруча, украшена 15 декоративными розетками. Декоративные розетки выполнены в технике перегородчатой эмали и инкрустированы сердоликом.
Диадему также украшает Урей, символ царской принадлежности и золотые перья, символами богини Исиды. Диадему дополняют симметрично расположенные полосы, из тонкого золота ниспадающие по сторонам. Кроме сердолика диадема украшена лазуритом и зеленым фаянсом. По композиционному построению в диадеме прослеживается период изменений от статики, главенствующей в предыдущие периоды, к индивидуальности, разнообразию и динамичности украшений.
Украшения принцессы Хнумит
К периоду Среднего царства относятся украшения, найденные в гробнице в Дашхуре, в том числе и украшения принцессы Хнумит. В гробнице было найдено большое количество украшений в том числе и необычная по своему исполнению диадема. Несмотря на то, что диадема выполнена в традиционной технике перегородчатой эмали, ее форма очень нетрадиционна.
Обруч выполнен из цельных жестких элементов, в которых розетки соединены с цветами колоколообразной формы. Розетки соединены с центральный элементом в форме дерева, выполненном из тонкой золотой трубки с подвижными элементами и декоративными цветами. Кроме фаянсовой пасты диадема инкрустирована полудрагоценными камнями сердоликом, бирюзой и ляпис-лазуритом.
В погребальном захоронении Хнумит было найдено множество украшений, в том числе ожерелья, выполненные из золотых бусин и полудрагоценных камней. На концах шейных украшений располагались ястребы как символы небесного божества, а также души и сердца. Одно из широких ожерелий состоит из двух рядов бусин, между которыми располагаются ряды искусно инкрустированных цветной эмалью и полудрагоценными камнями амулетов, среди которых подвески представляющие символы жизни, стабильности, защиты и несокрушимости.
Говоря о ювелирном искусстве Среднего царства, нужно подчеркнуть, что данный уровень был достигнут увеличением роли городского населения, при котором усиленными темпами развивались местные ремесленнические центры. Религиозные изменения способствовали раскрепощению и появлению относительной свободы в декоративном оформлении. А возросшие захватнические походы – стабильным притоком золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева.
Популярные статьи Овечка из полимерной глины
Описание и значение изысканных изделий Древнего Египта
Древние украшения выполнялись из драгоценных металлов и были инкрустированы драгоценными иди полудрагоценными камнями. Сюда можно отнести изумруд, лазурит, бирюзу, оникс, аметист и прочие. Драгоценности той эпохи отличались особой символикой, соответствовавшей определенным божественным проявлениям на земле.
К примеру, Уджат – продолговатый глаз, изображавшийся на гробницах для охраны спокойствия умершего, символизировал исцеление и защиту своего владельца.
Древнеегипетский крест Анкх символизировал изобилие, возрождение и вечную жизнь. Внешне он напоминает крест с кольцом сверху.
Не менее популярными тогда были изображения животных. К примеру, довольно часто женские украшения в египетском стиле выполняются с изображением жука скарабея. Это насекомое символизирует собой восходящее солнце и перерождение души человека.
Две вороны, изображенные вместе, являются символом брака и крепкого союза между влюбленными. Ястреб – отражение свободной души. Змея – мудрость веков. Довольно часто встречающийся объект в руках фараонов и богов Древнего Египта – палка с головой собаки и раздвоенным нижним концом – является признаком нерушимой и святой власти.
И по сей день мы можем лицезреть украшения древней цивилизации. Египтянки носили их на себе почти 3 млн лет назад. Эти настоящие свидетельства страсти жителей Египта украшать свое тело были обнаружены в гробнице легендарного Тутанхамона.
Источник: 1400.xn--p1ai
Ювелирное искусство древнего Египта.
Для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.
Браслет царицы Аххотеп.Около 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза.
Длина 15 см; ширина 4,3 см. Египетский музей, Каир.
На застежке выгравировано имя царицы.
Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум — самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Подобно тому, как китайцы делали свои главные символы из нефрита (например, символом Вселенной у них было большое нефритовое колесо с отверстием посередине), египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.
Головной убор царицы. Около 1504 — 1450 до н. э. Золото, сердолик, стекло
Высота 23,8 см; диаметр 30 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Реконструкция головного украшения и прически царицы — одной из жен Тутмоса III.
Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Наше западное мышление не может сегодня понять, почему симпатичные кресла, обшитые зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где никто не увидит. Но древние египтяне мыслили по-другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.
Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев. Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло. Высота 11,8 см; ширина 10,8 см. Наиональный музей, Каир. Пример «барочных» тенденций. Характерен для некоторых изделий из гробницы Тутанхамона.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. С Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Отметим лишь, что богатство Египта не противоречиво и в нем нет несоответствий. Через тысячелетия Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.
Пектораль с изображением божественной птицы — сокола. Фрагмент. Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза. Высота 11,7 см
Национальный музей, Каир. Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы — иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх).
Золотой трон Тутанхамона. Вид сбоку.
Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади. Конец 18 династии (около 1333 — 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей, Каир. Изготовлен ремесленниками Ахетатона — столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила.
Пектораль с крылатым скарабеем. Около 1334 — 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло.Высота 14,9 см; ширина 14,5 см
Египетский музей, Каир
Пектораль царевны Меререт Около 1840 до н. э. Золото, сердолик, лазурит, фаянс 7,9 х 10,5 см
Египетский музей Каир
Пектораль в виде сокола. Около 1334 — 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло. Ширина 12,6 см
Египетский музей, Каир
Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом. Около 1350 до н. э. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло.
Национальный музей, Каир
Рубрики: | Ювелирное АНТИКВАРИАТ |
Метки: египет антиквариат ювелиры
Процитировано 19 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru