В русской и зарубежной литературе можно найти немало примеров, когда ювелирное украшение является ключевым предметом во всей истории, рассказанной автором. Писатели разных эпох вдохновлялись шедеврами из драгоценных камней и металлов, наделяли их символическим значением в жизни своих персонажей. Вспоминаем самые интересные описания ювелирных украшений в произведениях классиков.
Александр Дюма-отец «Три мушкетера и подвески королевы».
Одно из популярнейших произведений, где немаловажную роль играют бриллианты, а именно, подвески королевы Франции – Анны Австрийской. Это украшение – банты из дорогой ткани, буквально усыпанные драгоценными камнями.
«На ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка.»
Артур Конан-Дойл, «Берилловая диадема»
О чём говорят твои украшения?
Классик детективного жанра также не обошел ювелирные украшения своим вниманием. В одном из рассказов Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону приходится расследовать обстоятельства дела, в котором была испорчена берилловая диадема – одно из сокровищ Британии.
«На мягком розовом бархате красовалось великолепнейшее произведение ювелирного искусства. — В диадеме тридцать девять крупных бериллов, — сказал он. – Ценность золотой оправы не поддается исчислению. Самая минимальная ее стоимость вдвое выше нужной мне суммы.»
Ги де Мопассан, «Ожерелье».
В новелле французского писателя рассказывается о женщине, которая одолжила у состоятельной подруги драгоценное колье на один вечер, но потеряла его…Финал рассказа поразит даже самого искушенного читателя!
«Она видела сначала браслеты, потом жемчуга, потом золотой с камнями крест чудесной венецианской работы. Она примеряла драгоценности перед зеркалом, колебалась, не в силах расстаться с ними, отдать их обратно. И все спрашивала:
— У тебя больше ничего нет?
— Конечно, есть. Поищи. Я же не знаю, что тебе может понравиться.
Вдруг ей попалось великолепное бриллиантовое ожерелье в черном атласном футляре, и сердце ее забилось от безумного желания. Она схватила его дрожащими руками, примерила прямо на платье с высоким воротом и замерла перед зеркалом в восхищении.»
Александр Куприн, «Гранатовый браслет».
И, конечно, нельзя не вспомнить произведение русского классика, с которым мы знакомились ещё в школе. Трогательная история безответной любви раскрывается через подарок главного героя – браслет:
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину».
Island Soul — украшения на каждый день и для любого случая
В рассказе Куприна есть и ещё одно ювелирное украшение – серьги, подарок мужа главной героини:
«Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее.»
Автор статьи: Сай Мария
Источник: www.gemtech.ru
Драгоценные камни и ювелирные украшения в произведениях и книгах писателей
Не перечислить все книги и литературные источники, в которых так или иначе упоминаются ювелирные украшения и драгоценные камни. Не счесть и произведений, сюжет которых построен на истории приобретения, потери и возвращения именно перстня. Так, в перстне, который подарил коварной миледи благородный Атос, знаменитый герой романов А. Дюма, сияет сапфир.
В другом перстне — перстне Борджа горит и сверкает бриллиант. Перстень этот передавался по наследству представителями знатного старинного итальянского рода Гамбарини.
Но по мере развития повествования, состоящего из трех романов («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа» и «Прекрасная чародейка») известного чешского писателя Владимира Неффа, он побывал во многих городах и странах мира у самых разных людей — от турецкого султана до актрисы-певицы. Недаром, определяя жанр этого произведения как исторический, его еще называют авантюрным романом.
А роман Джона Рэтклиффа «Роковой бриллиант Дома Романовых» начинается с разговора в Екатеринбурге между отрекшимся от престола императором Николаем II и его женой Александрой Федоровной (Алике): обнаружилась пропажа зашитой в шубу фамильной драгоценности — «Голубого Могола»… Перстни и камни… Скольких людей привели они к преступлению. Это тоже нашло отражение в творчестве писателей. Так, сапфир, искрящийся на кресте отца Брауна из рассказа Г. Честертона, соблазняет и манит жулика Фламбо… А порой это просто украшения, которые носят герои и героини романов. Вот как описывает Лев Толстой Анну Каренину: «Анна была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы растрепавшейся прически».
А вот что увидела героиня «Войны и мира» Наташа Ростова, когда приехала на свой первый бал: «Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях». Джон Голсуорси в своей известной «Саге о Форсайтах» описывает, как главный герой Соме дарит своей дочери Флер в годовщину ее свадьбы брошь: «причудливо выточенный, причудливо переливающийся кусочек опала в оправе из драгоценных бриллиантов. «О, какая прелесть»,— обрадовалась Флер. «Венера, выходящая из морской пены, или что-то в этом духе,— проворчал Соме.— Редкость.
Нужно ее смотреть при сильном освещении». Теодор Драйзер в романе «Финансист» подробно описывает, как его героиня юная Эйлен готовится к балу. Они примерила несколько платьев и остановилась па черном шелковом платье с блестками и серебристым тюлем, кокетливо драпировавшем бедра. Но нужно подобрать украшения: «Красные кораллы? Они выглядят слишком просто.
Нитку жемчуга? Тоже не подходит. Наконец, она вспомнила о своем ожерелье из темного янтаря, никогда ей особенно не нравившемся, и — ах, до чего кстати оно пришлось! Каким нежным, гладким и белым казался ее подбородок на этом фоне!». У великого русского писателя А. И. Куприна есть очень много произведений, посвященных этой теме.
Вот его небольшой рассказ-зарисовка «Бриллиант». Он пишет о том, как завороженные люди не могут отвести взгляда от витрины с ювелирными изделиями: «…стоят, с бледными лицами, с широко раскрытыми, неподвижными глазами!» Что так очаровало их? «…два бриллианта, каждый величиной с лесной орешек, их граней, их очертаний не видно. Это не камни — это два странные таинственные огня.
Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают…» Далее писатель объясняет, почему столь разных людей преследует одна и та же мысль: «Если бы! Если бы чудо? Если бы найти на улице? Если бы чья-то неожиданная щедрость?… Если бы… Если бы украсть, но так, чтобы никто никогда не знал об этом».
А все это потому, что в этих «двух кусочках угля» сосредоточены: «богатство, роскошь, почет, женская любовь, власть». Замечателен финал этого небольшого рассказа. Куприн пишет, что «из-за драгоценных камней велись кровопролитные войны» и приводит анекдот о том, как улыбающаяся царица Клеопатра выпила, растворив в бокале вина, жемчужину, равной которой по величине и красоте не было в мире. Но, вероятно, никто не знает, что случилось сразу же после этого безумного пиршества.
Случилось же вот что. В порыве гнева царица вонзила в грудь своей рабыни острую головную булавку. А когда та застонала, приказала в ярости ей замолчать. А затем решила удавить пленного грека-философа, хотя накануне «имела тонкий замысел» устроить с ним ученый диспут в присутствии высоких римских гостей и, продемонстрировав свой ум, красноречие, великодушно возвратить ему свободу. «Земные владыки нелегко расстаются с этими маленькими вещицами»,— утверждает писатель.
Вспомним его знаменитый «Гранатовый браслет». Автор пишет, что княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, получив браслет и записку, «…как настоящая женщина… сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет». Далее следует точное описание самого ювелирного изделия: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрыт небольшими старинными, плоско отполированными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой глянцевой поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». (Интересно, что Куприн описал браслет жены. Этот браслет недавно передан в Пушкинский дом.)
«Точно кровь! — подумала с неожиданной тревогой Вера». Дальнейшая трагическая история подаренного браслета всем известна. Но подводя к ней медленно и тонко, талантливый писатель описанием камней как бы готовит нас к неизбежному тяжелому концу. «Вера… не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри гранатов».
Так описание камней рассказало о «громадной трагедии души», ведь глядя на них, героиня повествования уже предчувствовала «трагический исход». В произведение А. И. Куприна «Суламифь» включен рассказ о том, как царь Соломон рассудил двух друзей — гранильщика драгоценных камней Ахиора и его друга Захарию, который присвоил камень, принадлежавший Ахиору, а уверял, что передал его жене друга.
А как точны, оригинальны сами описания камней. Они дают возможность нам как бы ощутить, потрогать, увидеть. В своих описаниях камней писатель использует и легенды. Так в «Суламифи», приглашая посмотреть на сапфиры, Куприн характеризует свойства этого синего самоцвета в соответствии с представлением, бытовавшем в древние времена.
«Это камень девственности — холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям. Жрецы Юпитера в Риме носят его на указательном пальце».
Несомненно, что великий русский писатель был, как и Шота Руставели, как и Бунин знатоком и любителем драгоценных камней.
Можно привести много примеров, когда в литературных произведениях приводятся предания о чудесных драгоценных камнях. Часто писатели весь сюжет повествования строят на истории какого-нибудь одного драгоценного камня.
Интересно отметить, что порой после выхода в свет подобного рода произведений люди меняли свое отношение к камню, о котором повествовалось, в зависимости от того, какую роль отводил ему писатель. Поучительна в этом плане история опала, описанная Вальтером Скоттом в романе «Анна Гейерштейнская».
Писатель настолько живописно раскрыл роль опала, что быстро распространилось мнение о нем, как о камне, приносящем несчастье. Он долгое время был не популярен, пока изумительная красота обнаруженных в Австралии черных опалов не пересилила это переубеждение.
Бытующее утверждение о том, что большие алмазы не приносят счастья, положено в основу известного приключенческого романа Уилки Коллинза «Лунный камень». С первых строк романа мы узнаем, что похищенный желтый алмаз — «Лунный камень» — несет проклятье тому, кто украл его, и его потомкам.
А все дальнейшее увлекательное повествование подтверждает это заявление, сделанное умирающим индусом. Эту же интригу использовал Конан Дойль в произведении «Ночной кошмар». Известный во всем мире бриллиант «Звезда Родезии» переходит из рук в руки к разным владельцам. И всех, к кому попадает это сокровище, неминуемо постигает насильственная смерть.
Интересны случаи, когда о минералах, которые теперь не добывают, мы узнаем из литературных произведений.
Уральскими самоцветами буквально наполнена «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова.
И как пестрый огонек среди них демантоид (уральский хризолит): «Старичок есть один. Первейший мастер по огранке и с понятием. Он, видишь, всякие камни берет и после огранки продает, а эти камешки у себя оставляет. Огранит — и в сохранное место. Они — говорит,— золотоцветные горы родня, их нельзя на пустяковые подвески держать.
Хризолитовая особь для большого дела пригодиться может» (описывается камень, который теперь можно увидеть только в музеях и частных, коллекциях: его месторождения исчерпаны). Далее идет настоящий гимн Уралу—Каменному поясу: « в таком поясе богатства не счесть, По нашему земли, говорят, широкая лента украшение прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да ссиня.
Изумруды, александриты, аквамарины, аметистики. А по самой середке той хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Помнишь? Он и зеленый и золотистый. Веселый камешек.
В сырце, и то любо подержать такой на руке. Так весной да солнышком и отдает. Мы эти камешки золотоцветняками зовем».
Минералоги называют камень этот демантоидом, т. е. подобным алмазу. Приведенные цитаты из самых различных литературных произведений: стихотворений, поэм, романов, рассказов, несомненно, свидетельствуют о том, что мир драгоценных камней в творчестве поэтов и писателей многообразен, красочен и интересен.
Источник: dragkam.ru
Символика драгоценных камней и ювелирных изделий в произведениях художественной литературы
Автор ставит цель определить, какую роль играют драгоценные камни в художественных произведениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районная научно-практическая конференция школьников Коченевского района
Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И ЛИНГВИСТИКИ
«Символика драгоценных камней и ювелирных изделий в произведениях художественной литературы»
МОУ Кремлевская СОШ, 10 класс
Афанасьева Наталья Васильевна
учитель литературы первой квалификационной категории
Контактный телефон: 36-126
1) Актуальность темы. Цели и задачи работы.
В истории развития человечества интерес к изучению свойств драгоценных камней всегда занимал и занимает особое место. Даже неблизкое знакомство с литературой позволяет человеку назвать ряд текстов, где драгоценные камни играют символическую роль. Среди рассмотренного мною материала по данной теме очень мало работ, где был бы представлен целостный анализ мотивов и образов драгоценных камней в произведениях того или иного периода. Этим определяется актуальность данного исследования.
Я предполагаю, что роль драгоценных камней в произведениях литературы достаточно важна, ведь образ драгоценного камня позволяет увидеть скрытый уровень, формирующий значимость текста.
ЦЕЛЬ работы:
через анализ мотивов и образов драгоценных камней определить, какую роль играют драгоценные камни в художественных произведениях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
1. Проанализировать художественные произведения, в которых упоминаются драгоценные камни .
2. Определить художественный смысл и функции мотивов и образов драгоценных камней в прочитанных произведениях литературы.
2) Классификация драгоценных камней
Начав работу над обозначенной проблемой, необходимо уточнить термин «драгоценный камень» относительно его использования в литературе. Известно, что учеными-минерологами делается различие между драгоценными и полудрагоценными (поделочными) камнями. Наиболее известная классификация самоцветов принадлежит М. Бауэру и А. Е. Ферсману. Исследователи выделяют три группы:
1. Драгоценные: алмаз, рубин, сапфир, александрит, топаз, аквамарин, опал, гранат, кровавый аметист, бирюза и др.
2. Поделочные камни: нефрит, лазурит, малахит, оникс, яшма, агат и др.
3. Драгоценные камни органогенные’, жемчуг, янтарь, коралл и др.
Но и сами писатели, и критики зачастую не делают разграничений между этими группами. Яркий пример тому название одного из стихотворений К. Бальмонта «Драгоценные камни», где «героями» становятся и яшма, и изумруд, и рубин.
Поэтому в своем исследовании я также не буду делать терминологического разграничения между определениями «драгоценный», «полудрагоценный», «ювелирный» камень, используя их как синонимы.
3) Роль драгоценных камней в жизни наших предков
Наверное, с тех пор как человек научился записывать свои мысли и впечатления, он не мог не отразить в каменной летописи, на папирусе или бумаге своего восхищения красотой драгоценных камней и украшений.
В глазах наших предков женщина была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда — при мало-мальском достатке — и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни, и всё остальное, что мы, по своему невежеству, зовём порой «безделушками». Тысячу лет назад мужчины не просто желали принарядить своих дочерей, сестёр и подруг. Они вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого посягательства духовную и физическую красоту будущих поколений.
Пристрастие женщин к драгоценностям известно с древнейших времен. Когда женщина впервые поняла, что она Женщина, то немедленно пожелала украсить себя. Драгоценные украшения служили не только для того, чтобы подчеркнуть женское очарование и прелесть, но и для вполне практичных целей: оберегали от болезней и злых сил, приносили здоровье, благополучие и удачу. Во всяком случае, в это верили прежде, многие верят и по сей день.
Украшения были и остаются прекрасным дополнением к одежде. На Руси одними из самых распространенных украшений во все времена считались кольца и браслеты. С VIII-IX-го веков для их изготовления стали употреблять золото и серебро, иногда в сочетании с драгоценными камнями и эмалью. Из камней предпочтение отдавали изумруду, рубину, сердолику, часто встречались коралл, а также жемчуг и перламутр.
Слово «перстень» для нас теперь обозначает украшение для пальца, увенчанное какой-либо вставкой, обычно камешком. То, что изготавливали и носили наши далёкие предки, мы, вероятней всего, назвали бы просто «кольцами». Однако учёные пишут, что древнерусский язык такого противопоставления не знал. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово «кольцо», судя по всему, в этом значении стало употребляться позже.
Слово «браслет» пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслет словом «обручь», то есть «то, что охватывает руку»
Учёные вполне обоснованно предположили, что в далёком прошлом браслеты имели практическое назначение: их серебряные створки, по-видимому, придерживали у запястья широкие, длинные рукава женских рубах.
II. Символика драгоценных камней и ювелирных украшений в произведениях художественной литературы
1) Интерес русских писателей к драгоценным камням
Ювелирные украшения послужили поводом для написания множества интересных книг. Связь между любовью к камням и любовью к словам, к писательству — удивительная связь. И нигде, пожалуй, она так не проявилась, как в России.
Вот лишь несколько произведений классиков русской литературы: «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, где одним из главных «героев» становится потерянный браслет; «Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова. Т. Б. Забозлаева в книге «Ювелирные камни в произведениях русских писателей» перечисляет самоцветы из произведений А.Н. Островского.
Всего их девять: это алмаз, аквамарин, бирюза, бриллиант, жемчуг, изумруд, лунный камень, малахит, янтарь и яхонт. Так, алмаз и бриллиант выступают в роли подкупа в «Бешеных деньгах», «Горячем сердце», а также в произведениях «Бедность не порок», «Бесприданница» и др. Говоря о «литературных драгоценностях», невозможно обойти стороной «Гранатовый браслет» и «Суламифь» А. Куприна, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, поэтический цикл И. Северянина «Жемчуг прилива», сборник Н. Гумилева «Жемчуга», о котором литературный критик Н. Я. Абрамович писал: «Книга «Жемчуга» носит название, которое совершенно в ладу с самими стихами, ибо в лучших вещах читатель видит, что автор чувствует слово, как зерно жемчуга, и распоряжается им, как художник».
2) Символика камней и ювелирных украшений в художественном произведении.
Источник: nsportal.ru