Опишите костюм казачки что служило украшением

Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, станицы раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет наш донской край.

Яркой страницей входит она в историю Родины. Дон это, прежде всего казачество, а Новочеркасск – его столица. Донские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Костюм казачки | Наталья Хохлова

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» — обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит отметить женскую рубаху. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» — показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» — прекрасный), «наколки и токи».

Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана.

Читайте также:
Макраме украшения схемы плетения для начинающих

Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.

Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке.

Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.

Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына.

Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.

Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.

Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала 20 века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику.

На конкурс «Моя малая родина: культура и традиция» в номинацию «Горжусь тобой, мой край!» представлена кукла-сувенир в народном казачьем костюме. Кукла выполнена в технике «текстильная игрушка».

Чтобы создавать новое, нужно знать истоки – т.е. традиции.

Традиции лежат как в основе приемов изготовления куклы-сувенира, так и в фасоне костюма. Они же явились основой для создания новой куклы.

Проанализировав сведения по истории, познакомившись с костюмом донской казачки, мы пришли к созданию стилизованной куклы-казачки.

Для создания костюма куклы взяты наиболее характерные и несложные в исполнении элементы: рубаха с длинными пышными рукавами на манжете и пышная юбка, украшенные тесьмой и кружевом.

Похожие документы:

Традиционная одежда кубанских казаков

. оказался незыблемым. Сл.№ 10 Описание женского казачьего костюма Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX . юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти .

Е. М. Мелетинский избранные статьи

Документ

. переодетыми в мужской костюм верными подругами, активно . mser, mey) и при описании женского лица, шеи, рук, . женской добродетели) поймал на месте преступления какую-то парочку . Кавалерийского добровольческого кубанского казачьего корпуса, впоследствии — .

Белянин А. О. Б43 Казак в Раю: Фантастический роман

Документ

Читайте также:
Как сделать украшения из кожи для туфель

. », развалившегося ансамбля казачьей песни. Настроение было . , чисто технические описания и дублирующиеся диалоги . единственном числе и не женского рода, — хмуро пояснила . грязно-зелёных костюмах специфического покроя . и связанная парочка взяла резвый старт .

…По прибытии в Элисту я попросил Бо покатать меня на верблюде. Дескать, давно мечтал познакомиться с горбатым другом скотоводов, вынес из тревожного детства стр

Документ

. товарищи в хороших костюмах и бедные сельские . было улетучиться парочку, загадочно хмыкнул . , выставленного от казачьей сотни в соответствии . обладающая, судя по описанию, чудовищной производительностью и . предпринять некие хитрые женские уловки, чтобы .

Александр Александрович Бушков Красный монарх

Документ

. том числе и парочку собственных жен, . радикального кабинета? Описание противоправительственной деятельности . к лицу женского пола, . в «народные костюмы», отчего получалась . Форштадт“, заселенный исключительно казачьими генералами, офицерами и .

  • Правообладателям
  • Написать нам

Источник: gigabaza.ru

Мужская и женская казачья одежда – история и традиции

История казачьего костюма уходит корнями в далекое прошлое. Формирование казачества как особой народной группы, происходило столетиями и наложило отпечаток на обычаи, традиции, язык, одежду.

Казаки, представляли «беглый вольный люд», вобрали в элементы своей одежды традиционные мотивы, аксессуары тех народов, рядом с которыми они селились или контактировали, в силу исторических причин.

Первоначально казаки выглядели достаточно живописно: широкие шаровары, рубашка-вышиванка, сапоги и кобур – суконную красную шапку с меховой опушкой. Поверх надевался жупан (зипун) длиной до колен, но удобный, чтобы можно было передвигаться верхом на коне.

Зипун - казачья одежда первых казаков

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Казачья и женская и мужская одежда

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Наряд казачек

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.

Характерный женский казачий костюм

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Читайте также:
Сделать соты для украшения торта

Казачий мужской костюм

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Белая кавказская бурка

К азачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха. Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Папаха казака

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Казачьи папахи, называвшиеся в простонародье кубанками, высоко ценились, а их потеря считалась позором. В интернет-магазине КавказСувенир Али Аскерова можно выбрать в подарок папаху на любой вкус, которая станет достойным атрибутом настоящему казаку.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Газыри кавказского костюма

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Кавказская черкеска

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Казачья кубанка

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Как одевались на свадьбу

Казачий свадебный наряд был достаточно строгим. Невеста одевалась в «парочку» из однотонной светлой ткани, а голову покрывала кружевным платком или головной накидкой.

Казачий свадебный костюм

Значительно позже казачки стали надевать длинные белые платья, а волосы украшать восковыми белыми цветами.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Читайте также:
Чем заменить киви в салате для украшения

Экипировку воина-казака невозможно представить без оружия. В его арсенале было огнестрельное, но характерным считалось холодное: казачьи шашки, сабли, ножи. Выбрать в подарок оружие ручной работы можно в интернет-магазине Али Аскерова КавказСувенир.

Казачья шашка ТКВ

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

Казачья нагайка

В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Казачья волчатка

За столетия казачий национальный костюм изменился незначительно, сохранил исторические и этнические особенности. Приобрести его элементы в качестве подарка любителям истории и этнографии можно в интернет-магазине КавказСувенир Али Аскерова.

Источник: kavkazsuvenir.ru

Опишите костюм казачки что служило украшением

Одежда казачки-некрасовки

Одежда казачки-некрасовки

В экспозиции зала этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника представлены два комплекта одежды казачки-некрасовки. Особенности исторического пути казаков-некрасовцев и традиционность уклада жизни наложили отпечаток на все аспекты их материальной культуры, включая костюм.

Некрасовцы – потомки донских казаков, старообрядцев-раскольников. Их предки принимали участие в восстании К. Булавина и И. Некрасова 1707 г. В июле 1708 г. «домовитые» казаки и старшины организовали заговор и убили Булавина. Лидером движения стал Игнат Некрасов. Чтобы спасти участников движения, он увел их на Кубань, бывшую тогда в зоне влияния Крымского хана.

С Некрасовым ушло около 2000 человек. Некрасовцы поселились на Таманском полуострове, а когда в 1791 г. под ударами русских пала Анапа, некрасовцы бежали в Турцию. Часть их расселилась в районе озера Майнос. Эта группа отличалась большой замкнутостью в плане общения с внешним миром. Проживая на Майносе, некрасовцы сохранили казачий общественный строй, православную веру, язык и русскую культуру.

43Mvxnd2si4.jpg

В сентябре 1962 г. 215 семей (999 человек) некрасовцев вернулись на историческую Родину. Их поселили в Левокумском районе Ставропольского края (пос. Кумская Долина и пос. Новокумский), где они стали трудиться на виноградниках. До наших дней казаки-некрасовцы сохранили традиции, обычаи, песни, устные предания, одежду и удивительное языковое своеобразие.

Традиционность уклада жизни некрасовцев нашла отражение во всех аспектах материальной культуры. Крой костюма оставался у них неизменным на протяжении сотен лет. Рассмотрим варианты женского костюма некрасовцев на примере экспонатов зала этнографии музея-заповедника.

-TKyY8aDD4c.jpg

Как известно, одежда казачки была многослойной. Женщины носили нательные рубахи, которые шили из тканей яркого цвета. Рубахи казачек состояли из нескольких частей: чефлика – лифа, подола – юбки, подоплеки – ворота и кокетки, а также рукавов, в свою очередь состоящих из узкой части и широкой, собранной на манжетах.

Читайте также:
Бумажные шары для украшения своими руками на новый год из бумаги

Причем уже в старину сложилась традиция использовать для пошива разные не только по цвету, но и по качеству ткани для одной и той же рубахи. Экономные казачки для тех участков рубахи, которые были не видны, использовали более простые и дешёвые ткани, а шелковые отрезы шли исключительно на пошив подола и нижней части рукавов. Женские нижние рубахи, хранящиеся в нашем музее, демонстрируют именно эти особенности выбора ткани.

01 - Рубаха казачки-некрасовки..jpg

Рубаха казачки-некрасовки

Прямые полотнища женских рубах, а также верхняя узкая часть рукавов без ластовицы создает очень древний силуэт одежды – типа распашонки. Эти архаичные детали кроя подчёркивают тот факт, что казачки-некрасовки в течение двух с половиной столетий сохраняли особенности пошива своей одежды. Ворот рубахи и манжеты казачки-некрасовки украшали вышивкой, выполненной очень тонким «ювелирным» швом, что, по старинной традиции, должно было мешать злым духам вредить жизни владельца одежды.

Поверх рубах казачки-некрасовки носили балахоны с короткими рукавами. Балахоны шили из полосатой или пестрой ткани, на подкладке; они были длиной чуть выше колен и имели застежку из мелких металлических пуговиц от ворота до пояса. Короткие и узкие рукава балахона состояли из ряда разноцветных полос (ткани, лент или тесьмы). Балахоны, хранящиеся в нашем музее, имеют традиционный крой и цвет: один из них красно-белый полосатый, другой – из пестрой ткани бордового цвета с мелким желто-зелёным рисунком.

02 - Балахон пестрый казачки-некрасовки..jpg

Пестрый балахон казачки-некрасовки

Интересной особенностью полосатого балахона является наличие подпола. Подполом называют кусок дешевого материала, вставляемого в нижнюю часть полы балахона в том месте, которое обычно скрыто под передником. Так поступали в том случае, если при раскрое не хватало основной ткани на все изделие, или если хотели сэкономить при покупке отреза.

03 - Балахон полосатый казачки-некрасовки..jpg

Полосатый балахон казачки-некрасовки

Обязательной частью костюма казачки-некрасовки, как будничного, так и праздничного, был фартук. Эту деталь одежды они называли «завеска». Фартуки для каждого дня шили из простой ткани, а праздничные – из шелка. Нарядные фартуки украшали тесьмой и кружевом, а подол подшивали тканью контрастного цвета. В зале этнографии музея-заповедника можно увидеть два праздничных фартука: однотонный синий и зелёный с цветами.

04 - Фартук синий казачки-некрасовки..jpg

Синий фартук казачки-некрасовки

Разноцветные длинные завязки фартука завершаются пестрыми кисточками, их называют «мутозыками». Эта деталь фартука говорящая. По расположению мутозыков судили о семейном положении женщины. Согласно традиции некрасовцев, у незамужних девушек завязки свисали сзади, параллельно друг другу. Пожилая некрасовка подтыкала завязки с кисточками сзади несколько раз.

Вдова, желающая выйти замуж, носила завязки справа: один конец был спущен вниз, другой – подоткнут под пояс фартука.

05 - Фартук зелёный казачки-некрасовки..jpg

Зелёный фартук казачки-некрасовки

В прохладную погоду женщины носили стеганные на вате или шерсти кухаёнки черного цвета – это распашная одежда с короткими рукавами. В витрине, посвященной казакам-некрасовцам, представлен этот вид теплой одежды.

06 - Кухаёнка казачки-некрасовки..jpg

Кухаёнка казачки-некрасовки

Предметы одежды некрасовцев были приобретены музеем в феврале 1963 г. у работниц совхоза Левокумского Е.Л. Шепеляевой, Н.И. Господаревой и М.Ф. Саничевой. Костюмы были сшиты в 1940 – 1950-х годах, ещё во времена проживания на территории Турции.

Источник: stavmuseum.ru

Рейтинг
Загрузка ...