В XVII — XVIII в.в. это была самая разнообразная одежда, привезённая в основном из походов. Они носили: шаровары белого тонкого сукна, бурки «новыя индийскае», синие чекмени, кафтаны, шапки зелёного сукна с чёрным околышем, юфтевые сапоги.
К началу XVIII в. сложился традиционный тип мужской одежды, обязательной принадлежностью которой являлся зипун, с ним носили рубахи, бешметы, шаровары, сапоги. На зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан изготовлялся из парчи, бархата, атласа. Шился с пышными у плеча и узкими от локтя рукавами, застёгивался серебряными или позолоченными пуговицами.
Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом. Поверх кафтана надевали черкеску с разрезанными рукавами. На поясе носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны.
Завершала костюм шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из синего или красного бархата и вышивался золотом.
В зимнее время казаки носили шубы, шитые из лисьего, собольего меха.
Стилизация сценического женского казачьего костюма
Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнём, широких шаровар, убранных в голенища сапог. На голове носили шапки с околышем из меха соболя. Шапка занимала особое место в комплекте мужской одежды. Шапка — продолжение головы. При возвращении с войны или службы, казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны.
Помимо одежды, казаки заботились и о причёске. Волосы на голове постригали «кружком», под горшок.
В последней трети XVIII в. устанавливается форменная одежда (военная форма). Они носили на службе верхний суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги, и шапку. Одежда полков отличались по цвету. Но в 1774 г. для всех полков ввели единые цвета форменной одежды. Верхние кафтаны голубые, с красным воротником.
Бешметы, шаровары, верхи шапок — голубые. Края кафтанов и бешметов обшивались узкой жёлтой тесьмой. У офицеров кафтаны и верхи шапок отделывались золотой тесьмой
В 1801 г. была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому: куртка, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень, шинель, кивер, Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. На серых шинелях были синие воротники с красными выпушками. На голове кивер — высокая шапка из чёрных смушек с висячим красным верхом. У офицеров кивер украшался султаном из белых перьев. У рядовых казаков на киверах были шерстяные помпоны.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Женский казачий костюм
Наиболее щепетильное отношение к одежде бывает у прекрасной половины человечества и именно по женскому костюму народа наиболее ярко выражается его самобытность и образ.
Костюм казачки | Наталья Хохлова
В качестве яркого костюма по цвету можно привести в пример женский казачий костюм, который отличается своими красочными расцветками.
Отметим, что в стародавние времена в каждой местности, где проживало казацкое общество, были разные женские костюмы.
Учитывая то, как во все времена прекрасные представительницы пола относились к своему внешнему виду, не трудно догадаться, что несмотря на различные казачьи общества, сформировавшиеся на разных территориях, все они имеют свою отличительную черту в одежде.
Костюм у Донских казачек
У Донских казачек костюм индивидуализируется своей красочностью узоров на одежде, в то время как Терские казаки придерживались более сдержанного стиля.
Сама одежда у казацкого населения Дона в целом была пышной, свободные кофты с длинными или в четверть рукавами в стиле фонарика, длинные юбки клеш или со складками, также они носили и шаровары.
При этом у казачек с верхнего и нижнего Дона некоторые элементы гардероба тоже отличались.
Например, у женщин с Нижнего Дона были широкие шаровары, а Верхнедонские казачки носили узкие, похожие на брюки-дудочки. Также между собой отличалась повседневная и праздничная одежда у казаков. В основном у Донских казачек встречалась одежда в ярких красно-голубых цветах.
Одежда у Терских казачек
У Терских казачек одежда отличалась некой сдержанностью, несмотря на то, что цвета в костюмах были не темные, в основном в спокойных красных оттенках.
Национальная одежда терских казачек выглядела не слишком пышно, при этом нельзя было сказать, что она скучная, а наоборот она была весьма интересной, несмотря на свою скромность.
Некий колорит одежде придавали элементы украшения в кавказском стиле, которыми сопровождался их костюм. На прямое скромное платье с длинными прямыми чуть широковатыми руками сверху одевалась накидка, отличавшаяся оттенком цвета, к ним добавлялся сверху серебряный пояс и висячая до низа груди широкая серебряная цепочка.
Источник: mirmol.ru
История казачьей одежды: традиции донских и кубанских казаков
Одежда казаков была практичной, но вместе с тем отличалась своей «народностью», что выражалось в ее уникальном дизайне. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда обязательно подчеркивала связь с военным делом.
Историческая справка
По всей России было достаточно много казачьих войск. В них входили люди разной национальности, что неизбежно отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы всегда выглядели яркими и необычными.
В гардеробе казака была как военная форма, так и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Лишь в середине XIX века была утверждена официальная форма.
Составляющие элементы военной одежды:
- шаровары – свободные штаны;
- папаха – меховая шапка;
- сапоги (или ноговицы);
- зимняя бурка – безрукавная верхняя одежда;
- черкеска или бешмет – кафтан, верхняя одежда;
- башлык – капюшон, который защищает в непогоду.
Традиционная одежда в бою оказывалась непрактичной. В 1915 году кафтан был заменён гимнастеркой, а на смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали лишь на праздники.
Важно! Форму, оружие и коня казак покупал за свой счёт. Это была главная часть его снаряжения, которую заготавливали задолго до службы.
Характерные черты мужского костюма казака
Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет и русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась обычно свободно.
Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жены или матери. Они считались оберегами, которые защищают в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигался.
В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов надежно защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой носили и бурку. Кожаные штаны чембары использовались для рыбалки.
Детали мужских нарядов:
- лампасы – красочные полоски по бокам брюк, которые указывали на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
- серьги – определяли родовое место. Например, две серьги в ухе указывали на единственного ребенка в семье.
Казаки верхнедонских станиц одевались достаточно просто, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма является одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу).
Юноши и женатые мужчины часто носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи). Рубаха подвязывалась поясом, который плели из шерстяных нитей, и надевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету.
В будни носили преимущественно синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, обычно желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, а также свадебной одежды.
Костюм низовых казаков — это причудливая смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Он включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, которые вбирались в сапоги, а также зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего и расширенного книзу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, которая надевалась поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей нередко называли «походами за зипунами».
Популярность зипунов можно объяснить удобством, особенно во время верховой езды — это объяснялось небольшими объемными размерами, а также мягкими климатическими условиями донского края.
Поверх зипуна надевался кафтан, который спускался ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, достаточно широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан выполнялся из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными пуговицами.
Дополнением к кафтану служил пояс, который украшался золотом, или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана нередко надевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (тесьмой) с блестками.
Костюм донской казачки: особенности
Повседневный наряд казачки состоял из рубашки, юбки и кофты. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы всегда носили фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она сразу становилась лучшей.
Составляющие элементы костюма казачки:
- длинная рубаха – главный “компонент” гардероба;
- на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и яркой вышивкой;
- замужние дамы выбирали сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами;
- верхний праздничный наряд – кохта;
- ежедневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
- чтобы не запачкаться, носили белый передник, который назывался «запон»;
- шаровары для казачек могли быть широкими и узкими;
- зимой дамы носили жупейку для защиты от холодов жупейкой;
- спидница представляла собой нижнюю юбку, которую украшали различными узорами;
- в холода надевали юбку-плахту;
- на шапку надевали капюшон (башлык), в котором женщины могли даже детей носить.
Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше были женщины, тем темнее использовались ткани для пошива одежды.
Чем отличается костюм донского казака от кубанского?
Костюмы разных казачьих войск имели отличия в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков создавалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были распространены среди горцев.
На Дону носили шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Ежедневно и на поле боя на донском казаке был зеленый китель в сочетании с синими штанами. Для церкви мужчины надевали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет.
Цвет наряда зависел от звания и сезона.
Украшения, обувь, головные уборы, элементы
Традиционная обувь казаков и казачек — сапоги. Их было достаточно много, поскольку это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с маленьким каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, которая отличалась прочностью.
На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы надевали посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.
Важной частью гардероба были головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью различных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили на фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык) или тканевые шапки.
Важно! Незамужним казачкам позволялось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.
Женские украшения — чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни, а конкретно для серёжек использовали жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки.
Праздничный наряд часто дополнялся ожерельем или монисто. Состоятельные дамы позволяли себе жемчужные бусы.
В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.
Интернет магазин танцевальной обуви и костюмов. Доставка по всей России!
Источник: kadrilshoes.ru