Кто такая казачка? Это верная, преданная жена, заботливая мать, экономная хозяйка, женщина свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов. Казачки как никто другой умели ждать своих мужей из военных походов, которые длились годами, а порой и безвозвратных.
Столетия нескончаемых боевых тревог, полукочевого образа жизни закалили в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять дух в моменты неожиданной опасности. История жизни казачек знает факты, когда они наравне с казаками с оружием в руках вставали на защиту своих детей, куреня и станицы. Несмотря на все это, казачка не теряла основных черт, свойственных прекрасному полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
Русский историк Василий Сухоруков писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Стилизация сценического женского казачьего костюма
Казачий женский костюм прошлых столетий не был похож на другие женские костюмы России. В своей основе он был тюркским. Донские казачки носили шаровары: на Нижнем Дону — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. В их гардеробе была юбка-плахта, мужского покроя сорочка и кафтан — «казакин» или «чапан». Поражают своим разнообразием их головные уборы: шлычка, колпак, замуздка, рогатые кички, колотовочки, повойники и т.д.
Гребенские казачки носили длинные в пол юбки, красные канаусовые рубахи, поверх которых одевался атласный бешмет, очень схожий по покрою с костюмами горянок. Украшением дорогого праздничного костюма служил узкий галун, которым общивались края бешмета, серебряный пояс по кавказской моде, бусы и янтарные припойки с серебряными монетами. Голову молодые гребенички покрывали стягишом (шёлковый или ситцевый небольшой платок) и ширинкой (большой шелковый платок). Замужние же одевали более сложный многослойный головной убор.
Уральские и сибирские казачки практически до XX века носили старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, схожие с русскими северных и центральных губерний России. Для праздничного костюма рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотой вышивкой, металлическими блестками, фольгой.
Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты, бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотой вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотых и шелковых нитей.
Костюм казачки | Наталья Хохлова
Ближе к началу ХХ века в гардеробе казачек появляются кофты и юбки, называемые «парочкой». Юбка имела несколько подъюбников, в том числе и с кружевами по подолу. Верхние юбки украшали воланами и кружевом. Кофты в зависимости от покроя называли кофтой, блузкой, матене, кирасой.
Блузки и кофты шились свободного кроя, не приталенными, длиной на полчетверти ниже пояса с воротником стоечкой. Застежки шились сзади или сбоку, рукава были длинными до кисти. Матене называлась кофта свободного покроя ниже талии, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние казачки.
Кираса — плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, с воротничком-стойкой. Застегивалась кираса спереди на множество мелких пуговиц. Последнюю носили только молодые женщины.
Современные казачки не забыли моду прабабушек и с удовольствием шьют себе костюмы по старинной казачьей моде, которые носят на казачьи праздники, свадьбы и другие мероприятия.
Дарья в костюме донской казачки.
Варвара Зенина в кубельке донской казачки. (Она же автор костюма)
Анастасия в кубельке донской казачки.
«Сами казачки вполне сознают свою красоту и стараются выказать ее во всем блеске. В гребенских станицах я не видел ни одной женщины, неопрятно одетой, в походке их заметна какая-то кокетливая грация; идет ли казачка с пустыми руками или несет на плечах ведра — она более похожа на балетную корифейку, чем на деревенскую работницу. Более азиатский, нежели европейский костюм казачек. помогает им рельефнее выказать стройность стана и изящество форм.»
Н. Самарин «Дорожные записки» 1862 г.
Анастасия в костюме гребенской казачки. Автор костюма Варвара Зенина.
Показ народных костюмов гребенских казачек. Автор костюмов Варвара Зенина.
Мирослава в костюме гребенской казачки (стилизация свадебного платья).
Дарья в костюме уральской казачки.
Источник: www.livemaster.ru
Представьте себе кубанскую казачку XIX в. Опишите её костюм.
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Опишите костюм казачки что служило украшением женской одежды
Одежда казаков была практичной, но вместе с тем подчёркивала народность. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда подчёркивала связь с военным делом.
Историческая справка
Казачьих войск было достаточно много по всей России. В войско входили люди разной национальности, что отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы были яркими и необычными.
В гардеробе казака была военная форма и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Только в середине XIX века была утверждена официальная форма.
Составляющие элементы военной одежды:
- шаровары – свободные штаны;
- папаха – меховая шапка;
- сапоги, альтернативой им были ноговицы;
- зимняя бурка – безрукавная верхняя одежда;
- черкеска или бешмет – кафтан, верхняя одежда;
- башлык – капюшон, защищающий в непогоду.
Традиционная одежда оказалась непрактичной в бою. В 1915 году кафтан был заменён гимнастёркой. На смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали только на праздники.
Важно! Форму, оружие и коня казак покупал за свой счёт. Это была обязательная часть его снаряжения, которую подготавливали задолго до службы.
Характерные черты мужского костюма казака
Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет, русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась свободно.
Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жёны или матери. Они считались оберегами, которые защищали в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигали.
В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой использовали бурку. Кожаные штаны чембары применялись для рыбалки.
Детали мужских нарядов:
- лампасы – красочные полоски по бокам брюк указывают на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
- серьги – определяли родовое место, так две серьги в ухе указывали на единственного ребёнка в семье;
- знаки отличий воины обязаны были носить всю жизнь.
Костюм донской казачки: особенности
Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.
Составляющие элементы костюма казачки:
- длинная рубаха – главная составляющая гардероба;
- на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и красивой вышивкой;
- замужние дамы сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами;
- верхний праздничный наряд – кохта;
- повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
- чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который традиционно назывался «запон»;
- шарованы для казачок могли быть как широкими, так и узкими;
- зимой дамы защищались от холодов жупейкой;
- спидница представляла собой нижнюю юбку, которую украшали символическими узорами;
- в холода надевали юбку-плахту;
- на шапку надевали капюшон (башлык), в котором женщины могли даже детей носить.
Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше становились женщины, тем темнее использовались материи для пошива одежды.
Чем отличается костюм донского казака от кубанского?
Костюмы разных казачьих войск имели отличия, в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков формировалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были популярными среди горцев.
На Дону предпочитали шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Повседневно и на поле боя на донском казаке был зелёный китель в комбинации с синими штанами. Для церкви мужчины использовали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет.
Цвет наряда зависел от звания и сезона.
Украшения, обувь, головные уборы, элементы
Обувь казаков и казачек представляли сапоги. Их было достаточно много, ведь это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с небольшим каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, отличающаяся прочностью.
На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы применяли посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.
Важной частью гардероба считались головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью разных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык), тканевые шапки.
Важно! Незамужним казачкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.
Женские украшения составляли чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни. Для серёжек примяли жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд дополнялся ожерельем или монисто.
Состоятельные дамы могли позволить себе жемчужные бусы.
Источник: tkaner.com