Каждый народ или даже сравнительно небольшая этническая группа в процессе исторического развития формирует идеальный образ женщины, который отражается в фольклорных произведениях. Причем, даже у представителей близких народностей представления о красоте могут сильно отличаться. Во многом они зависят от того, как выглядит среднестатистическая представительница той или иной этнической группы. Не секрет, что традиции и обычаи русских и казаков заметно не совпадают, как и принятые у них стандарты красоты.
Казачка
Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.
«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.
Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:
Костюм казачки | Наталья Хохлова
- стройная;
- статная;
- ухоженная;
- уверенная походка;
- чувство собственного достоинства в каждом жесте;
- женственная;
- сексуальная.
В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.
Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.
Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.
Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки: «Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги.
Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».
Русская
В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Турецкие спортивные костюмы женские со стразами
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть, анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:
- высокая;
- полная;
- длинная русая коса;
- белая кожа;
- румяные пухлые щечки;
- мягкие, легкие движения;
- плавная походка.
Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.
Причина различий
Изначально казаками, по мнению большинства этнографов, стали называть себя представители восточнославянских народов, не принявшие идею крепостного права. Свободные люди, поселившиеся на юге современной России, стремились найти собственный путь, отказавшись от подневольного труда на барина.
В мужских воинских сообществах, как правило, тема личных отношений сильно табуирована, поэтому казаки всегда демонстративно подчеркивали свою безраздельную власть над женщинами. Иначе друзья и товарищи засмеют.
Они часто ходили в походы, привозили из Турции, Персии и Кавказа не только награбленную добычу, но и девушек, которых называли «ясырками». И хотя большинство этнографов сетуют на тяжелую долю полонянок, они становились в станицах не бесправными рабынями, а законными женами со всеми правами и обязанностями.
Не случайно у казаков есть поговорка: «Бери себе жинку с воли». То есть, русские девушки и женщины, выросшие в условиях крепостного права, по мнению казаков, не подходили в супруги. К тому же, любая сравнительно небольшая этносоциальная группа подвергается риску потерять свою самобытность, живя по соседству с таким многочисленным народом, как русские.
В результате смешанных браков и сформировалась уникальная, отмеченная многими писателями и художниками красота казачек.
Донские, запорожские, терские…
Несмотря на общий для всех казаков образ гордой и своенравной красавицы, стандарты красоты немного отличаются в зависимости от каждого конкретного региона. Так, в состав Запорожской Сечи влились многие украинцы, поэтому типичные представительницы прекрасного пола, произошедшие от них, заметно светлее других казачек.
Донские казаки, часто женившиеся на турчанках вплоть до XIX века, дали своим потомкам преимущественно смешанные гены. Многие люди идеальной красавицей считают героиню романа Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) «Тихий Дон». Знаменитый писатель изобразил Аксинью Астахову красивой, сильной и статной женщиной. Известно, что у нее были черные вьющиеся волосы, жгучие страстные глаза и яркие «манящие» губы.
Практически все путешественники и писатели отмечали особую красоту жительниц Дона. Например, Василий Дмитриевич Сухоруков (1795-1841 гг.) составил «Историческое описание земли Войска Донского», опубликованное после смерти автора. Он так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Представители Терского казачества, населявшие Северный Кавказ, часто брали в жены чеченских и дагестанских девушек. Поэтому помимо светлой кожи, больших темных глаз и черных ресниц их женщин часто отличает тонкий стан, точеный силуэт, изящество движений. Они стройные, хотя и менее статные.
Известный французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший на юге России в 1858-1859 годах, изложил свои впечатления от путешествия в книге «Кавказ». Автор отметил, что у местных казачек ««русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».
Казаки Приуралья и Нижнего Поволжья порой женились на местных татарках, ногайках и калмычках. Поэтому их женщины часто смуглее, но с европейскими чертами лица и фигурой.
Интересно, что отправившиеся на покорение Сибири в XVII-XVIII веках вольные люди опасались затеряться среди местного населения, лишиться своей самобытности через несколько поколений. Поэтому они не вступали в браки с представительницами местного населения, а часто отправляли донским и яицким (уральским) товарищам письма с просьбой прислать им девушек.
Вот так, по-разному, могли выглядеть казачки. Но всех их объединял особый, вольный нрав.
Источник: cyrillitsa.ru
Традиционный костюм казака и казачки
КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО
РЕЗКО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ
КОСТЮМОВ РОССИИ.
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ
ОДЕЖДЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЕМ КАЗАЧЕК.
ЖЕНЩИНЫ ДОЛГО СОХРАНЯЛИ
ТРАДИЦИОННУЮ ОДЕЖДУ ТЕХ МЕСТ,
ОТКУДА ПРИШЛИ НА ДОН.
ОНИ ПОПАДАЛИ СЮДА В КАЧЕСТВЕ
ЯСЫРОК (ПЛЕННИЦ): ТАТАРКИ,
ЧЕРКЕШКИ, ТУРЧАНКИ, ДРУГИЕ – ИЗ
РУССКИХ СЕЛЕНИЙ.
ПОЭТОМУ СРЕДИ КАЗАЧЕК БЫТОВАЛО
НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ ОДЕЖДЫ: С
КУБЕЛЬКОМ, С ПОНЕВОЙ, С САРАФАНОМ,
С СУКМАНОМ.
6.
КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
ПРОШЛОГО
В ОСНОВЕ СВОЕЙ БЫЛ
ТЮРКСКИМ.
КАЗАЧКИ НОСИЛИ ШАРОВАРЫ:
НА НИЖНЕМ ДОНУ — ШИРОКИЕ,
НА СРЕДНЕМ,
ВЕРХНЕМ ДОНУ — УЗКИЕ,
ПОХОЖИЕ НА БРЮКИ-ДУДОЧКИ.
7.
Дополняли костюмы казачек
мужского кроя сорочка
и чапаны с казакинами,
то есть,
попросту – кафтаны.
Любили они
и юбки-плахты,
хорошо закрывающие
от ветра и холода.
8.
Повседневная
одежда
казачек
состояла из длинной нижней рубахи
с длинными рукавами и круглым
слегка
присбоенным
воротом,
кофточки и юбки из ситца.
Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю
ситцевую, затем холщевую и одну или больше
из ситца, а то и шелка.
9.
В праздники поверх
рубахи надевали длинную
широкую юбку с оборками
и
кружевами
или
бахромой на них. Носили
юбку так, чтобы на рубахе
была видна вышивка.
Праздничные
кофты
(“кирасы”) шили короткие,
до пояса. Застегивались
они
сбоку
или
сзади
большим
количеством
мелких пуговиц. Длинные
рукава, иногда со сборками
на плечах, сужались к
кисти.
10. Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки”. ФАЙШОНКА — головной убор
ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА КАЗАЧКИ
ГОЛОВНОЙ УБОР.
КАЗАЧКИ НОСИЛИ ПЛАТКИ,
А В XIX ВЕКЕ – “ФАЙШОНКИ”.
ФАЙШОНКА — ГОЛОВНОЙ УБОР
ЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН,
ПРЕДСТАВЛЯВШИЙ СОБОЙ АЖУРНУЮ
КОСЫНКУ, ПЛЕТЕННУЮ ИЗ ЧЕРНЫХ
ШЕЛКОВЫХ ИЛИ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ
НИТЕЙ.
НОСИЛИ ОНИ В ПОЛНОМ
СООТВЕТСТВИИ С СЕМЕЙНЫМ
ПОЛОЖЕНИЕМ – ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА
НИКОГДА НЕ ПОКАЗАЛАСЬ БЫ НА
ЛЮДЯХ БЕЗ ФАЙШОНКИ.
11.
«Знуздалка» — платок, которым
прикрывали часть лица жарким летом
Этому обычаю никогда не следовали
иногородние женщины,
а казачек дразнили «татарками».
12.
13. Шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову
ШЛЫЧКА – МАЛЕНЬКАЯ
ШАПОЧКА, КОТОРАЯ
ЗАКРЫВАЛА КОСУ,
ОСТАВЛЯЯ НЕПОКРЫТОЙ
ГОЛОВУ
ДЕВУШКА ЗАПЛЕТАЛА
ОДНУ КОСУ С ЯРКОЙ
ЛЕНТОЙ
14. В конце 18 начале 19 века на Нижнем Дону основную часть костюма составляло цветное платье — так называемый кубелек.
В КОНЦЕ 18 НАЧАЛЕ 19 ВЕКА НА НИЖНЕМ ДОНУ
ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ КОСТЮМА СОСТАВЛЯЛО
ЦВЕТНОЕ ПЛАТЬЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ КУБЕЛЕК.
15. К началу 20 века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, который называли «парочка»
К НАЧАЛУ 20 ВЕКА ПРЕОБЛАДАЮЩИМ НА ДОНУ
СТАЛ КОМПЛЕКТ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ,
СОСТОЯЩИЙ ИЗ ЮБКИ И КОФТЫ,
КОТОРЫЙ НАЗЫВАЛИ «ПАРОЧКА»
16. Комплект женской одежды, состоящий из кофты и юбки
КОМПЛЕКТ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ,
СОСТОЯЩИЙ ИЗ КОФТЫ И ЮБКИ
17. Женский костюм «парочка» сшит из одного материала
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ «ПАРОЧКА»
СШИТ ИЗ ОДНОГО МАТЕРИАЛА
18.
Важной деталью был и фартук, он мог быть любой модели черного или
белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.
19.
20.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные
сапожки на каблучке и с блестящими застежками.
21. МУЖСКОЙ КАЗАЧИЙ КОСТЮМ
ОДЕЖДА
ОБУВЬ
ГОЛОВНОЙ
УБОР
22.
Мужской казачий костюм
В конце 17 — к началу 18
века сложился
традиционный тип
мужской казачьей
одежды, обязательным
элементом которой был
зипун.
Зипун был настолько
обязательным
элементом, что походы за
добычей назывались
«походами за зипунами».
23. Обязательная часть одежды казака – шаровары. Сохранились почти неизменными со скифских и половецких времен. Широкие шаровары
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ КАЗАКА –
ШАРОВАРЫ.
СОХРАНИЛИСЬ ПОЧТИ НЕИЗМЕННЫМИ
СО СКИФСКИХ И ПОЛОВЕЦКИХ ВРЕМЕН.
ШИРОКИЕ ШАРОВАРЫ -ТРАДИЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ
КАЗАЧЬЕЙ ОДЕЖДЫ — В УЗКИХ ШТАНАХ
НЕВОЗМОЖНО СЕСТЬ НА КОНЯ, ДА И НОГИ ОНИ
БУДУТ СТИРАТЬ, ДВИЖЕНИЯ ВСАДНИКА
СКОВЫВАТЬ.
ПОДВЯЗЫВАЛИСЬ ТОНКИМ РЕМЕШКОМ
ГАШНИКОМ, ЗА КОТОРЫМ В «ПРИПАРКУ», БЛИЖЕ
К ТЕЛУ, ПРИШИВАЛСЯ КОШЕЛЕК. ОТСЮДА
ВЫРАЖЕНИЕ «СПРЯТАТЬ В ЗАГАШНИК».
24.
Русская
Бешмет
Рубахи были двух видов – русская и бешмет.
Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником
или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у
ворота с помощью пуговиц или тесемок.
Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать
на манжет.
Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили
навыпуск. Шили их из холста или шёлка.
25. Особое значение имели казачьи лампасы Лампасы — просветы контрастного (в российской армии — обычно красного) цвета на брюках,
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ИМЕЛИ КАЗАЧЬИ
ЛАМПАСЫ
ЛАМПАСЫ — ПРОСВЕТЫ
КОНТРАСТНОГО
(В РОССИЙСКОЙ АРМИИ —
ОБЫЧНО КРАСНОГО) ЦВЕТА
НА БРЮКАХ, ВХОДЯЩИХ В
КОМПЛЕКТ ПОВСЕДНЕВНОГО
И ПАРАДНОГО ВОЕННОГО
ОБМУНДИРОВАНИЯ.
СЛУЖАТ
ИДЕНТИФИЦИРУЮЩИМ
ПРИЗНАКОМ КОМАНДНОГО
СОСТАВА В МИРНОЕ ВРЕМЯ.
26. Головной убор казака — фуражка
ГОЛОВНОЙ УБОР
КАЗАКА ФУРАЖКА
27. Головной убор — Папахи
ГОЛОВНОЙ УБОР ПАПАХИ
28. Ичиги – кожаные высокие сапоги без каблуков
ИЧИГИ – КОЖАНЫЕ
ВЫСОКИЕ САПОГИ
БЕЗ КАБЛУКОВ
Чирики – туфлигалоши, которые
надевали поверх
ичиг
Кожаные
сапоги
с низким
каблуком и
немного
загнутыми
носками
29.
Из верхней одежды
казаки предпочитали
архалук — «спиногрей»
— нечто среднее между
стёганным татарским
халатом и кафтаном.
Кроме того, поверх
тулупа зимой и в
непогоду надевался
балахон из овечьей
или верблюжьей
шерсти с капюшоном.
По нему скатывалась
вода, в сильные
морозы он не
лопался.
Архалук
Тулуп
30. Нагольный полушубок
НАГОЛЬНЫЙ ПОЛУШУБОК
31.
Бурка
— безрукавный плащ
белого, черного или бурого
цвета,
сделанный из войлока.
Бурка — прекрасная защита
от любой непогоды.
В бою они были не только не
практичны, но и попросту
опасны.
Поэтому бурка белого цвета
для казаков оставалась
элементом исключительно
парадным. Надевалась
по особым торжественным
случаям, служила признаком
достатка, стоила дороже
обычных.
32.
Костюм казаков состоял
из военной формы и повседневной одежды.
Черкеска с напатронниками и погонами,
папаха, сапоги
Шаровары и рубаха
33.
Военная форма
Покрой черкески целиком
заимствован у горских
народов. Шили её длиной
ниже колен, с низким
вырезом на груди,
открывавшем бешмет;
Рукава делали с широким
отворотами. На груди
нашивали подкладку для
газырей; это служило
вместе с кавказским поясом,
часто серебряным набобом,
украшением черкески.
Черкеска
Красота и богатство
казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем
было больше серебра.
34.
Войны показали неудобство и непрактичность традиционной
казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили
черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца
черкеска
бешмет
гимнастёрка
Источник: ppt-online.org
Опишите костюм казачки что служило украшением женской одежды кратко
Старообрядцы
Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.
После наполеоновских войн казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»).
В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.
Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды.
Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.
Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казаков. Названы они были так по имени легендарного атамана из староверов Игната Федоровича Некрасова, который в августе 1708 года увел с Дона тысячи раскольников, не пожелавших подчиниться патриарху.
Местом поселения некрасовцев сначала была Кубань, потом дельта Дуная, а конечным пунктом — берега озера Майнос в Турции. На чужбине они прожили два с половиной века. До возвращения в Россию «игнат-казаки», так их называли турки, жили по укладу казачьей общины XVII века.
Исполняя волю атамана Игната Некрасова, они вели достаточно замкнутый образ жизни, благодаря чему сохранили традиционную культуру. Казаки не вступали в браки с турками, женщины не покидали территорий селений. Вероятно, поэтому они смогли сохранить и традиционный костюм вплоть до второй половины XX века.
В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «. наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек, на шее мониста, борта ватной кофты с короткими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах». Несомненно, женский костюм некрасовцев схож с костюмом донских казачек, турецкое влияние сказалось на выборе тканей, из которых была сшита одежда.
Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески-булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.
В XX веке балахоны шили из плотной хлопчатобумажной или шелковой ткани в неширокую полосу обязательно на ситцевой подкладке. Передняя нижняя часть балахона делалась из более дешевых ситцевых тканей. Балахон застегивался на пуговицы и петли из шнура только до талии. Возможно, происхождение балахона связано с архаичными русскими туникообразными распашными одеждами.
Этот костюм обязательно надевали в дни христианских праздников, в день свадьбы, а молодая обязательно ходила в наряде в течение месяца после свадьбы. Казачки всегда шили наряды сами, сначала вручную, потом и на швейной машинке. Посиделки были настоящей школой традиции, матери не только учили дочерей рукоделию, они учили песням, традициям и истории.
На Дону
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником.
Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» — прекрасный), «наколки и ток».
Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.
Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Первые вязаны были мелкой сеткой из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, висели над ушами частично прикрывая щеки и крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизываема жемчугом и обвиваема вокруг головы.
Вторые так же были низаны из крупного жемчуга, прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса. Кроме того, носили еще бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом; серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца.
Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа.
С золотом в гроб не клали.
Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки. Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.
Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки.
Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.
АВТОР: Ирина Щербакова
Опубликовано впервые в газете «Казачий Терек»
При подготовке материала использовалась информация из книги М.П. Абрамчика «Справа казака».
Фото 1 — Девицы в кубельках (одежда женщин и девиц Нижнего Дона).
Фото 2 и 3 — некрасовские казаки.
ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Источник: kazachestvokavkaza.com