Основные понятия: наздевка, запон, сак, полусак, маринатка, борок, монисто, поддевка, базилики, «хваленка», перлы, гаман, черявички, ичиги, чувяки, запон, «паутинки», гусарики, чикилики.
Повседневный костюм оренбургской казачки мало чем отличался от костюма крестьянок, а до конца XIX века и праздничный костюм оставался неизменным, таким же, как и характерный костюм крестьян Оренбургской губернии. Лишь к началу ХХ века на костюм казачки стала распространяться городская мода.
Характеризуя костюм оренбургской казачки нужно отметить, что он не был достаточно разнообразным. В основном его подразделяли на две категории: повседневный и праздничный.
В XIX веке южно-уральские женские костюмы ещё имели заметные конфессиональные и этнические особенности, которые, впрочем, становились менее заметными в среде казачества.
В.М. Черемшанский так описывает костюм женщин Южного Урала. Белая, холщовая, пестрядинная рубашка с выбойчатыми, ситцевыми, коленкоровыми или кисейными белыми рукавами дополняется юбкой или сарафаном, которые шьются также из синего крашенного холста, китайчатые, ситцевые или шёлковые, — последние составляют принадлежность самых богатых уральских семей.
Костюм казачки | Наталья Хохлова
Спереди, во всю длину сарафана пришиваются две широкие полосы из особой цветной материи, или состоящие из позумента. Между этими полосами оставляется небольшой промежуток, по которому во всю длину насаживаются дутые медные пуговки. Сарафан подпоясывается разноцветным бумажным, шерстяным или шёлковым поясом.
Некоторые женщины и девушки носят китайчатые, шёлковые — штофные или парчёвые телогрейки — без рукавов. В будничное время большая часть крестьянок Южного Урала носят ещё так называемые наздевки — из синей пестряди, которые шьют вроде куртки с рукавами и с «запаном напереди». Сверху сарафана подвязывается спереди запон (зипун), или фартук — пестрядинный или ситцевый, а нередко белый холщовый или коленкоровый с оборками. Он предохранял одежду от загрязнения, а, кроме того, нёс декоративную нагрузку, являясь звеном в цветовой композиции. В некоторых селениях Южного Урала русские женщины в середине XIX века начинают знакомиться с платьями, считая их более удобными, чем сарафаны.
Зимою весь этот женский убор дополняется овчинной или мерлушчатой шубой (нагольная или крытая голубой китайкой, нанкой, драдедамом, и изредка шёлковой материей, по бокам опушённая котиком или лисой) с лисьим или беличьим отложным воротником. Будничная (повседневная) шуба выглядит попроще — воротник на ней из менее ценного меха.
Зимой верхней одеждой для девиц служил сак, полусак и маринатка. Вся эта одежда делалась из фабричных материалов на вате. Сак делался длинным (полы его не доходили на 1/4 метра до земли). Полусак — до колен. Маринатка — самая короткая одежда, концы её не доходили до колен.
Сак, полусак и маринатка шились в талию. Пожилые женщины зимой ходили в шубах. Летом женщины и девицы обувались в ботинки, зимой в валенки (ботинки шились из простой кожи) (М. Голубых, 1930. С.215.).
Следует обратить внимание на тот факт, что уже в середине XIX века В.М. Черемшанский особо отметил то, что русские крестьянки и казачки Челябинского и Троицкого уездов Оренбургской губернии лапти не носят. Сделаем вывод из этого замечания: самыми богатыми в губернии были русские крестьянские и казачьи семьи Челябинского и Троицкого уездов.
Девушки на выданье одеваются точно так же как молодые замужние женщины — всё отличие заключается в повязке головы. Они обычно ходят или с открытой головой или повязываются остроконечно и выпускают назади косу с несколькими вплетенными в конец её широкими разноцветными лентами.
Зимой казачки и крестьянки Южно-уральского края с котами носят толстые шерстяные чулки, а летом — при башмаках и котах — нитяные. На руках носят «варьги» (так написано у В.М. Черемшанского, скорее всего, это просто варежки) и перчатки собственного изготовления. Зимой, самым распространённым головным убором оренбургской казачки была пуховая шаль.
Сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться ещё в конце XVII века, когда русские вступили в торговые отношения с кочевым населением. Одним из первых учёных, заинтересовавшимся козами и предложившим наладить в крае пуховязальный промысел, был Пётр Иванович Рычков (Е.Фролова, 1990. С.28.).
Оренбургских казаков заинтересовала одежда кочевых калмыков и киргиз-кайсаков, которые во время ярмарок пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и трескучий мороз, когда даже тулуп плохо держал тепло, калмыки-степняки гарцевали на своих низкорослых лошадках в лёгкой с виду одежде из козьих шкур и войлока.
Дивились казаки тому до той поры, пока не обнаружили, что под лёгкими шубейками у скотоводов-степняков тёплые поддевки — телогрейки и шарфы, связанные из мягкого пуха. Изделия из пуха предприимчивые казаки стали выменивать на табак и чай(И. Уханов, 1976. С.15.).
Кто и когда придумал чесать коз и вязать из пуха вещи никто не знает, потому что и деды их, и прадеды коз чесали с той привычкой и необходимостью, с какой пили кумыс и пасли коз. У кочевых калмыков и киргиз-кайсаков вязка была сплошной (» глухой» ). Оренбургские же казачки, знавшие кружево и вышивание, стали использовать в вязке мотивы богатой Уральской природы.
Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки. Особо удачные — белые ажурные «паутинки», было решено показать в самой столице.
20 января 1770 года заседание Всероссийского вольного экономического общества, подивившись прекрасным изделиям, выразило мастерицам благодарность, а Алёну Денисьевну Рычкову (жену Петра Ивановича Рычкова) наградило золотой медалью (И. Уханов, 1976. С.38.). Особенно удачный платок (который помнят и по сей день) связала талантливая мастерица Настасья Яковлевна Шепкова.
Её платок был 5 аршин в длину и 5 аршин в ширину (3, 5 м), к тому же он не только в золотое кольцо прошёл, но и уместился в скорлупу гусиного яйца (Е. Фролова, 1990. С.33.).
Число пуховязальщиц в губернии быстро росло. И к концу прошлого века их насчитывалось свыше 4 тысяч.
Изготовление платка — процедура не простая и трудоёмкая. Перво-наперво из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Затем, сделать первый прочёс на двухрядной гребёнке. При первом прочёсе отделяются короткие волокна. Потом пух промывают в мыльной воде и сушат на воздухе. Сухой, чистый пух прочёсывают ещё 2—3 раза, пока не появится блеск.
Только после этого пух прядут и переходят к непосредственному изготовлению платка.
Вязать платок начинают с зубцов, затем вяжутся кайма и середина. Кайма выполняется по замыслу мастерицы в различных сочетаниях всевозможных ажурных переплетений, народные названия которых издавна известны каждой вязальщице (рыбка, снежинка, змейка, соты, глухотинка, кошачьи лапки, пшенки, корольки, мышиные тропки, косорядки и так далее).
По заключению специалистов, оренбургский пуховый платок — историческая художественная ценность (И. Уханов, 1976. С.188.). Современные казаки продолжают традиции своих предков и не бросают пуховязальный промысел.
Украшения казачек. Любили казачки в праздникинадевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.
Украшения (узорочье, некр.) Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Первые вязаны были мелкой сеткой из крупного жемчуга.
Выходя из-под головного убора, висели над ушами частично прикрывая щеки и крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизываема жемчугом и обвиваема вокруг головы. Вторые так же были низаны из крупного жемчуга, прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса.
Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги (тряпки — серьги с мелкими висячими украшениями, некр.) из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, « хваленка ». На правой — просватана.
Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.
Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки.
Длина пояса была 1, 5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток. Для мужчин плели широкий пояс из шерсти (синей или красной). Пояс назывался кушак . Шелковые кушаки были преимущественно привозными. Они были вытканы из золотых и серебряных нитей.
При длине свыше четырех метров кушаки складывались вдвое, дважды оборачивались вокруг талии поверх кафтана (начиная спереди) и завязывались чуть ниже живота, а концы свешивались по центру или левее. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
Гаман — мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей. Женщины шили для себя гаман из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Его, как правило, прикрепляли к поясу, завязывавшемуся на талии, или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные гаманы богато украшались.
Многие из них орнаментировались вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, украшались бисером, лентами, позументом, цветными пуговками. Девушки и молодые женщины старались сделать для себя праздничный гаман особенно нарядным. Еще носили чемезин – кожаный кошелек для денег в виде трубки.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына.
Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Девицы и женщины, вместо чулок носили ичиги, желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Надевали на ичиги сафьяновые туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы — черные.
По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги красной кожи с вышивками. Еще в древности скифская женская обувь была богато орнаментирована, женщины тяготели к декорированию своей обуви. В месте, где соединялась головка обуви с голенищем, вшивалась полоска красной шерстяной тесьмы, которая была украшена кожаными аппликациями. Украшали и подошвы: кожей, сухожильной нитью. Несмотря на то, что как правило, украшение подошвы было более свойственно степным народам Азии, которые имели привычку сидеть, сложив ноги пятками наружу, историки нашли много подтверждений тому, что и скифы часто украшали подошвы своей обуви.
Носили и чедыги — сапоги астраханского фасона, остроносые, на высоком каблуке.
В конце XIX века пришла новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирикъ (черевики), гусарики. «Чирикъ» —праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком (обычно цветные, с острым носом, на каблуках). Состоятельные казачки обувались в парадные, щегольские «кислиной наверстанные чирики» (кислина — белая, не вымоченная в дегте кожа), т. е. обшитые по краям ремешком из белой кожи (позже казачки стали носить уже праздничный «окаймёной», т. е. обшитый цветной тесемкой башмак). Носили их летом по сухой погоде. Надевали на шерстяной чулок.
Источник: lektsia.com
Женская казачья одежда, украшения
Ну вот, добралась до одежды! Спрашивали — получите!:) Правда, все это об одежде донских казачек!:( К сожалению, очень мало информации об одежде других «казачьих войск»:(
Итак, что носили казачки?
Сарафан, сукман и перстенек
Казачки долго сохраняли одежду тех мест, откуда были родом. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве пленниц татарки, турчанки, ногайские женщины, чувствовалось влияние Востока. Верхнее платье – кубелек напоминало по покрою и форме татарский камзол. Жены казачьих старшин в одежде отличались восточной пышностью и богатством, наряды шили из парчи с серебряными или позолоченными пуговицами. Пояс был из цветного бархата, расшитого жемчугом.
Выйдя замуж, чтобы не принести вреда родне мужа, казачка должна была покрывать голову. Еще от древних славян идет поверье, что женщина обладает огромной магической силой. На Дону головные уборы казачек были заимствованы у русских. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины надевали повойнички – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок.
Шубы у казачек были длинные. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъеме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из мягкой кожи на невысоком каблуке.
Как и все женщины, казачки любили украшения. Богатые носили серебряные и золотые браслеты, перстни. Серебряное кольцо на пальце левой руки означало, что девушка на выданье, на правой – просватана. Если кольцо с бирюзой – жених служит, ибо это камень тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужем.
Два золотых кольца на пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа).
Одежда с поневой (юбкой), сарафаном бытовала обычно на Верхнем Дону. Совершеннолетие отмечалось обрядом, когда «загоняли в поньку». Девочки начинали носить юбки с 15 лет при условии, что старшая сестра была просватана. Если же она была не замужем, то младшие должны были ходить в платьях, чтобы «не посадить старшую под корыто».
В середине XIX века казачки носили и сарафаны. На Дону их шили в основном без спинки, с высоким нагрудником, множеством оборок сзади, а украшали цветными лентами. А со временем в моду вошли юбки с кофточками. Чтобы юбка выглядела пышной, надевали под нее несколько нижних (иногда до пяти). Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской (такие кофточки назывались «кирассой»).
Отдельные детали гардероба казаков сохранились и по сей день. Во время работы женщины в разных районах Дона по-особому повязывают платки, а мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, в которые заправляют брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».
http://www.narodru.ru/smi26.html
Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода и, чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.
Одежда казачки, живущей в верховьях Дона, в начале XVIII века состояла из рубахи, балахона, зáвески. Рубашка является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы, в том числе и славян.
«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово-посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским» (1, с. 79).
Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительносмелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков.
Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием „кашемировоењ не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижне-девицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир» (2, с. 78).
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.
http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2241.html
Об украшениях сказано немного — буквально несколько строк на каждом сайте:
Источник: svetoch31.livejournal.com
Одежда Кубанских казаков
Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Традиционный женский костюм Кубанской казачки сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
История одежды Кубанских казаков и казачек
В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.
Подробнее по теме публикации смотрим на видео…
Интересное видео по теме Одежда Кубанских казаков
Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.
Смотрите также:
Одежда Донских казаков Описание одежды Донских казаков и казачек Казаки донских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей,…
Казачий чуб Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые…
Казачий пояс Казачий пояс Казаки говорят: «Без пояса и черкеска — не черкеска, и бешмет — не бешмет», «Без пояса, как без креста». Для них – это…
Источник: kazakoved.ru