Особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. Смесь восточных и славянских кровей, особый, вольный уклад жизни в крепостной России… Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.
Жил казак беды не ведал,
Полон дом питья и хлеба,
Веселился, не скучал
Да дивчину повстречал.
там на ярмарке воскресной,
В толчее казачьей, тесной,
Улыбнулась, солнцем бровь
И взорвали чувства кровь
Вот как писал о них, например, знаменитый русский историк Василий Сухоруков: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде.
Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церьковь».Писатель XIX века Петр Краснов в романе «Домой» описывает казачку: «…казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги.
СПОРТ ШИК✨ ТУРЕЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА🔥 КОСТЮМЫ| БРЮКИ| БЛУЗКИ😍 НОВИНКИ👀 Рынок Садовод. Москва
Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».
Конь мой вороной
С новой шелковой уздой,
Мы поскачем на восток,
Где заветный хуторок.
Где трава медвяная,
Где дивчина славная,
Поцелует казака
И зальется свадебка
А Лев Толстой в произведении «Казаки» такую фразу вложил в уста своего героя: «А я только одного и желаю: … желаю жениться на простой казачке и не смею этого потому, что это было бы верх счастия, которого я недостоин».
Был казак душой не робок,
В боевых бывал походах,
Лихо шашкою владел,
Знал немало славных дел.
Но любовь не вражья пуля,
Прямо в сердце атакует,
Не укрыться, не сбежать,
Только грудью принимать
У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый – День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ — начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых – донской бал – проходил в собрании Армии и Флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых…
Подождал казак немного,
Сердце просится в дорогу,
Пресен хлеб, горчит вино
И веселье уж не то.
Эх, ты волюшка казачья,
Казаки, простите, братья,
На прощанье он сказал
И к любимой поскакал
Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».
♀️ ♀️ ТУРЕЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА У НАТЫ ПЛАТЬЯ КОСТЮМЫ КОФТЫ✨ЛЮБЕРЦЫ.
Секреты женской силы донских казачек
1. Сила Рода.
Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой.
Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови.
Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене — одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю.
Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.
2. Православная вера.
Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках.
Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», — вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», — гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски
3. Женские обязанности.
Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти.
Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым.
Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.
Юные казачки в любых нарядах хороши.
Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи,при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.
Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) – рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство».
Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.
Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин.
И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.
Казаки с мужским характером
Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет.
Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли – это вполне янское качество!
То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) – оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же – история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий.
Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.
Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».
Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.
Красота донских казачек
Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников.
Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные — девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».
Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».
Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.
В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их( казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
1. Внешняя и внутренняя красота
2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу
3. Гордость и смирение одновременно
4. Почитание и уважение традиций старшего поколения
5. Чувственная и притягивающая натура женщины
Источник: hist-etnol.livejournal.com
Казачий женский костюм Оренбургской области
Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей…
Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой…
Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем До ну и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан.
Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»… Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня… например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края.
Образцы этой одежды послужили основой для сценических костюмов народного ансамбля казачьей песни «Раздолье» (рук. Ирина Посадская) ГАУК «РЦРКОО» которыйв 2014 году отметил свой 30-летний юбилей. Коллектив обладает богатым репертуаром, оригинальной исполнительской манерой, в которой гармонично соединены вокал и музыкальное сопровождение, пластическое выражение сценического образа, и костюмы[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN115
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края.
Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» — показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» — прекрасный), «наколки и токи».
Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка».
Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке.
Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына.
Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Женский костюм содержал много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия — плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова — солнце, божество (выделялась красным цветом); низ — вода, подземные источники.
В костюме казачек обязателен был свободный силуэт, воротник-стойка, длинный широкий рукав с манжетой или просто собран в сборку, пояс, застегивающийся в замок и лента на голову. Вариантов застежек сарафана использовалось несколько: спереди посередине и сбоку. Рукава и перед костюма были украшены позументом (галуном, оторочкой, серебряной и золотой лентой.
Низ рукава был обработан двухслойной прошитой машинными строчками манжетой на двух пуговицах и с прорезными обметанными вручную петлями. Сарафан надевался на поднизку с рукавами, которая застегивалась сзади и была чуть короче сарафана. Сарафанка сшита из парчовой ткани, цельнокроеная и состоит из трех полотнищ.
Подол подшит для прочности хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой. Ткань переда и спинки равномерно была заложена в складки, с изнаночной стороны перед и спинка имели подклад из простой хлопчатобумажной ткани. Спереди складки чуть выше линии груди, на спине — почти на уровне плеч. Застегивалась сарафанка спереди на три-шесть пуговиц.
Такой сарафан имел широкое распространение в последней четверти XIX и начале XX столетия. Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами — «рукава» (такое название бытовало и в других районах Южного Урала). Рукава поднизки были сшиты из дорогой ткани — набивного шёлка с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) по обычаю сшит из простой хлопчатобумажной ткани.
Чуть ниже плеча нашиты галуны — «галунцы» (так называло местное население галуны — золотую или серебряную тесьму). Ткань у горловины на полочке и спинке собиралась в мелкие складки в одном направлении (Приложение). У запястья рукав был собиран в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на одну пуговицу (Приложение).
Рукава внутри продублированы хлопчатобумажной тканью. Крой стана состоял из клиньев, слегка расширенных книзу, в виде трапеции. Поднизка шилась длиной до колен, под неё надевали еще несколько юбок[2].
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель: сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Казачки
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н
Источник: rcrkoo.ru
Презентация на тему «Одежда донских казачек» 7 класс
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация «Одежда донских казачек» рассказывает об основных деталях женского костюма донских казаков. Описываются разновидности головных уборов, платья, шуб, обуви. На слайдах представлены примеры костюмов донских казачек, модных в различные периоды истории. В конце описано значение костюма.
- Головные уборы;
- Платья;
- Понева;
- Шуба;
- Обувь;
- Значение костюма.
Источник: pptcloud.ru