Орнамент это украшение или оберег

До появления письма люди выражали понятия о мире через условные знаки, рисунки. Из сочетания элементов выстраивался орнамент, можно сказать, тайнопись предков.

Сначала узорами украшалось жилище, посуда, орудия труда, потом появилась вышивка на одежде, головных уборах, полотенцах, постельном белье. Каждая точка, линия, знак имеют определенный заложенный смысл. Вышивальщица повторяла символ много раз, усиливая его значение.

Вышивка-возможность узнать о событиях, произошедших с людьми, понять их обычаи, познакомиться с культурой.

Виды и значение символов орнамента

Геометрический орнамент состоит из линий, крестов, кругов, квадратов, ромбов.

КАК ВЫБРАТЬ ОРНАМЕНТ, ЗНАК, ОБЕРЕГ

  • Одна горизонтальная линия означает землю, несколько-подземные воды, вертикальные линии-дождь, волнистая-знак воды. Крест-свет, противостоящий злым силам. Круг и звезда с восемью лучами-символы солнца.
  • Треугольник символизирует человека. Спираль-молния, гром, вихрь. Решетка-огонь. Квадрат(ромб), разделенный крестом, имеет значение вспаханного поля.

Антропоморфический включает мотивы с фигурами мужчин и женщин, частями лица, тела, а также фантастическими существами: человек-конь, дева-птица.

  • Основным в орнаменте является символ женщины. Он именуется по-разному: богиня земли и плодородия, мать-сыра земля, Макошь.
  • Она символизирует силы неба, земли, вышивается в виде женской фигуры, в руках которой солнце или птицы, на голове-венок из цветов, из тела поднимаются побеги растений.
  • Лада-мать богов, богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница родов, детей, вдов, сирот, плодородия.
  • Изображается в виде фигуры женщины с опущенными руками.

Читаем крымскотатарский орнамент: знаки-обереги

Зооморфный орнамент сочетает фигуры животных, птиц, рыб, как реальных, так и фантастических.

  • Конь встречается чаще других изображений. Встречаются двуликие, кони-птицы, с всадниками, расположенные по бокам цветущего дерева или женской фигуры. Образ коня символизирует крепость жизни крестьян, опору хозяйства.
  • Вышивались также олени, львы, барсы, быки, волки, змеи и даже единороги. Медведя в узорах нет. Он в сознании людей был прародителем славян, поэтому изображать его нельзя.

Птицы-символ тепла, света, весны, счастья. Их можно увидеть в сложных сюжетах с деревом, на коне или под ним. Из птиц составлялись самостоятельные орнаменты, размещенные по подолу платья, рубахи.

Растительные сюжеты составлены из деревьев, цветов, листьев, плодов. Каждый рисунок имеет свое значение: подсолнух-солнечная энергия, мак-вечная память рода, лилия-непорочность, чистота, древо жизни-символ силы земли, природы, роза-любовь, виноград-увеличение семьи, умножение потомства.

Обережная вышивка

Наши предки считали, что злые силы могут проникать к телу человека. Сама ткань одежды была защищена заклинаниями, а разрез горловины, ворот, подол, манжеты представлялись входом для зла. Поэтому их вышивали охранительным орнаментом.

Символы на одеждах были не одинаковые, подбирались индивидуально каждому человеку, чтобы рубаха охраняла его от всяких бед.

Вещи с вышитыми защитными узорами называются оберегами. Небольшие обереги вешают на стену как панно, носят постоянно при себе или хранят в определенном месте.

Когда нарушено здоровье и душевное спокойствие, обращаются к силе этих знаков.

Читайте также:
Как сделать из апельсина цукаты для украшения

  1. Духобор символизирует огонь жизни, уничтожающий в человеке все душевные и телесные хвори.
  2. Целебник-знак огня, обладающий мощной силой исцеления.
  3. Цветок Папоротника помогает от тяжелых заболеваний и при проблемах зрения.

Людям с наркотической и алкогольной зависимостью в исцеляющем обереге используют такие символы.

  • Орепей для душевного покоя и равновесия.
  • Сварог-мужской оберег, помогающий «поставить на место мозги».
  • Сварожич наставляет на истинный путь.

Этот оберег подойдет главе семейства, хозяину дома, так как дает умение принимать правильные и мудрые решения.

Для оберега счастливой семейной жизни подходят следующие изображения.

  • Пара птиц символизирует союз мужа и жены.
  • Желуди означают мужскую активность.
  • Огневица защищает замужнюю женщину от любого негатива.
  • Виноград-плодовитость.
  • Рожаница помогает появлению здорового потомства.

Сильным оберегом детей считаются символы солнца, птицы, собаки, коня. Изображение петушков защищает от сглаза. Его вешают на детской кроватке.

  • Молвинец помогает деткам начать говорить, развить красивую речь, избавиться от заикания, убережет от бранных слов.
  • Радинец вышивался на распашонках, пеленках от нехорошего взгляда. Вешали на люльку, колыбель, дабы защитить дитя во время сна.

Как выбрать нити

  • Льняные нитки используются для вышивания солнышка, птичек, звезд.
  • Шелковой нитью вышивают символы, помогающие в трудных ситуациях на работе.
  • Нить из хлопка преобладает в знаках-защитниках от сглаза и порчи.
  • Шерстяные нитки применяют для силуэтов животных, иногда-деревьев, плодов, солнца. Делают узоры шерстью для людей, пострадавших от негатива.

Значение цвета

  • Белый означает невинность, чистоту, гармонию.
  • Красный-любовь, жизнь, энергия солнца, огня.
  • Зеленый-мир, жизнь, покой.
  • Для неба и воды-синий цвет.
  • Черный-земля, плодородие.
  • Фиолетовый-вдохновение, мудрость, сила мысли, фантазия.
  • Сочетание зеленого, белого и фиолетового означает крепость супружеской жизни, благополучие, процветание.

Правила вышивания

  1. Обереги вышивают только в хорошем настроении. Нужно хорошо думать о том человеке, для которого он предназначается.
  2. Не нужно в один оберег включать несколько орнаментов, различных по значению.
  3. Лучше, если обереги выполнены кровной родней: матерью, отцом, детьми, сестрами, братьями. Они самые сильные и надежные.
  4. Не допускаются на вышитом наличие узелков.
  5. Если нити спутались, узел нужно распутать, чтобы сама проблема “распуталась”.
  6. Фрагмент с ошибкой нельзя распарывать, необходимо аккуратно распустить. Затем вышить заново.
  7. Незавершенное изделие не показывают посторонним.
  8. Нельзя выполнять обережную вышивку, когда идут “женские дни”.
  9. Запрещается делать обереги самому себе, разрешено-только Макошь.

Как обращаться с оберегами правильно

  • Необходимо охранять от прямых лучей солнца.
  • Стирать руками в теплой воде, хорошо прополаскивать.
  • Стирка в соленой воде очищает вышитое от негатива.
  • Не гладить утюгом.
  • Нужно чаще прикасаться к оберегу.
  • По возможности читать над ним молитву.
  • Если вышитая вещь используется постоянно, ее не прячут в укромном месте.

Важные нюансы

  1. Чтобы оберег действительно работал, владелец должен двигаться к цели только честным путем.
  2. Особо ценились изделия, работа над которыми начиналась на восходе солнца, а заканчивалась на закате.
  3. Если цель, для которой сделан оберег, достигнута, его можно подарить, опустив в реку или оставив в лесу. При этом обязательно поблагодарить.

Обережная вышивка становится популярной. Рукодельницы, знающие значение символов, успешно их используют на благо родных и близких.

Источник: nito4ka.ru

Орнамент это украшение или оберег

Орнаменты и узоры появились не просто так в славянской культуре. Наши предки очень внимательно наблюдали за тем, что их окружает, какие закономерности происходят в природе, какие знаки посылают Боги. Всё, что было замечено человеком, с трепетом переносилось на ткань, посуду, а также предметы быта.

Читайте также:
Украшения своими руками резиночки

Орнаменты и узоры несли в себе сакральный, магический смысл, наполненный особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы, шаманы, целители для таинств и обрядов, общения с Богами. Обычный человек защищал таким образом свое жилище, себя и свою семью, для этого наносили орнамент на входные двери, окна, одежду и рушники.

Как научиться сотворять живые вещи вы узнаете в книге «Чудо простых швов»

орнамент и узоры

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а также предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает разобрать славянскую мифологию, обычаи и приметы.

Если посмотреть на вышивку, украшающую традиционную одежду, всё в ней неслучайно. Каждый поворот узора, знак, вписанный в общий рисунок вышивки – всё имеет свое значение. То же самое касается убранства дома. С давних времен дом был и столовой, и крепостью, и храмом. Дом был живым, и уход за ним не ограничивался простой уборкой.

Каждый человек знал, что в доме есть свои магические места, символические предметы обихода, с помощью которых можно ладовать пространство вокруг себя, защититься от темных сил, притянуть достаток, здоровье, радость и лад в семью.

Однако, для непосвященного человека орнаменты и узоры остаются просто способом украсить наряд, жилище, предметы быта. Тайна славянских символов остается сокрытой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАГОВОРЫ И ШЕПОТКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Получи заговоры от болезней, от порчи и сглаза, от упадка сил, на зеркальце, на оберег места, на выпечку хлеба, на освещение пищи и многое другое.

Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.

Источник: arina-nikitina.ru

LiveInternetLiveInternet

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 19:09 05.09.2013 Фотографий: 23

-Всегда под рукой

flash=230,280,http://www.yapfiles.ru/files/540528/rf_kal.swf

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Статистика

Создан: 28.05.2012
Записей: 1773
Комментариев: 250
Написано: 2946

ОРНАМЕНТ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК ОБЕРЕГ ; СВЯЗЬ С ОХРАННОЙ МАГИЕЙ

Цитата сообщения макошь311

Своя рубаха ближе к телу

ОРНАМЕНТ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК ОБЕРЕГ — СВЯЗЬ С ОХРАННОЙ МАГИЕЙ

В народе говорят «своя рубаха ближе к телу». Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись.

Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления .

Стоит отметить, что одежда, изначально появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов.

Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму, знак в контексте русской культуры.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам.

Читайте также:
Сделать украшение из живых цветов

Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента.

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом».

Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) — у ворота, на подоле, на манжетах.

Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена — идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу.

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное.

Передача такого знания означает – обучение толкованию символов.

В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по — праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях.

Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце», и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло».
Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

С точки зрения мифологического сознания космос разделяется на два мира – сакральный (священный) и профанный — реальный (от лат. Profanus – непосвященный, лишенный святости, а также нечестивый, зловещий, кощунственный, нечистый). Поэтому неудивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром.

Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо — бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например как, радуница — это весенний обряд, день поминовения предков, обряд «Вешник» — «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр.

Связь с водой имела языческая богиня Макошь — один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов.Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом».

И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «…един же изрони жемчужну душу из храбра тела, через злато ожерелье».

Читайте также:
Нужно ли снимать украшения в бассейне

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов.

Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол-первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня).

В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу. Орнамент на одежде чаще всего вышивался.

«Народную вышивку — эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия.

Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений», — утверждает В. Вардугин.

При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро и микро конструктивную основу костюма и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение.

Орнамент, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности.

Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах.

Орнамент, размещенный на отверстиях одежды: по горловине, рукавам, подолу, как говорилось выше, имел значение оберега и связан с охранной магией.

Объем данной статьи не позволяет широко обсудить все многообразие знаков и символов, встречающихся в орнаментации русской народной одежды. Поэтому, проведя параллель между оберегами и орнаментом как оберегом, мы рассмотрим основные постулаты магии, сформулированные современными исследователями. На их основе построены не только орнаментальные композиции, но и композиция костюма в целом.


1. Подобное производит подобное – это закон подобия.

2. Вещи, соприкоснувшиеся друг с другом, после этого продолжают взаимодействовать на расстоянии – закон соприкосновения и заражения. Для первобытного человека часть – то же, что целое. Если, к примеру, персонаж переоделся в чужую одежду – он отождествляется с ее владельцем. «За сменой облика стоит смена роли, затем – сущности.

В основе всякого ряжения лежит семантический принцип. (Его легко сопоставить с семиотическим значением одежды и переодевания как таковых). Еще один принцип магии – симпатия.

О нем писал Л.Леви-Брюль: «Симпатический принцип означает «увлекать за собой», подбадривать, учить, но вместе с тем принуждать, в смысле физического воздействия». Исходя их этого принципа магии, вещи, «благодаря тайной симпатии, связаны между собой и воздействуют друг на друга на расстоянии».

Поэтому считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты.

Читайте также:
Как испечь имбирные пряники для украшения торта в домашних условиях

Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, была связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли.

Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские.

На местах раскопок нередкой находкой является фигурка коня (чаще в женских погребениях). Конь, согласно верованиям древних славян, является символом добра, счастья, мудрости богов. Также мы помним, что культ коня связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча.

И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток, т.к. все тот же Даждьбог дважды в сутки (т.е. утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами.

Встречаются даже обереги – тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки.

Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача — привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство.

И женщины, и мужчины носили обереги – топорики, отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины — у плеча, мужчины – у пояса. Топор – символ Перуна, Бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.

Только мужчины носили миниатюрные копии мечей, ножей, копий, ножен.

Круглые женские подвески-обереги – это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы – белые сплавы (холодные, как сама луна).

Это серебро, серебро с оловом, реже — бронза.

Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.

Зачастую этнографы прибегают в своих интерпретациях архаических символов к методу аналогий. В.Тальбитцер, изучая эскимосов восточного берега Гренландии в 20-х годах XX века, писал:

«Амулеты освящаются при помощи формул и заклинаний…Они становятся живыми. Специализированную формулу мы находим в веровании, что амулет, в виде ножа или другого орудия, внезапно в момент опасности начинает расти в своих размерах и самостоятельно выполняет акт убийства».

Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны.Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они – персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов.

«В них отражаются оппозиции: мужское-женское, день-ночь, тепло-холод, положительное-отрицательное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны — следить за ростом зеленых насаждений. Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.

Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.

Жанна — ПАЖ
15.04.2010

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...