Орнамент как украшение предметов быта

Предметный орнамент (вещный) – особая разновидность декора, в котором используются изображения театральных и музыкальных атрибутов, а также предметов быта и военной геральдики. Возник в античный период. Очень широко использовался в эпоху Возрождения (рококо, барокко), в XIX в, в 20-х годах XX в.

Краткая история вещного орнамента

Во времена Ренессанса в данном виде орнамента нашел отражение модный тогда реалистичный стиль, представление в живописи обычных предметов быта. Так, на использовавшихся ранее чисто символических бороздах начал изображаться реальный, живой росток, а на орнаментальных схемах – орудия труда (лопаты, серпы, мотыги и т.д.).

По прошествии некоторого времени в декор начали добавлять и рисунки предметов быта. Выступали они при этом зачастую в качестве иллюстрации к системе мироздания. Подобные орнаменты используются в это время как элементы декора книг (заставки, титульные листы, обложки и т.д.), как резьба, украшающая мебель, в виде кованых и лепных деталей. В XVII – XVIII веках вещные мотивы широко использовались в гравюре. Однако наибольшей популярности отдельный предмет в качестве орнаментальной композиции достиг в XIX веке.

Орнамент. Презентация

Европейский предметный орнамент XIX века

В начале XIX века в моду входит скромный стиль бидермейер, основной особенностью которого становится чувственное восприятие каждой вещи в жилище. Дома наполнялись огромным количеством сентиментальных предметов, предназначенных для создания уютной романтичной атмосферы. Влияние этого стиля (впоследствии ставшего синонимом мещанства) на орнамент было поистине огромным.

Еще одной серьезной предпосылкой широкого проникновения отдельной вещи в декор стало активное применение в этот период натюрмортов, составленных из предметов быта в образовательных заведениях. Дух бидермейера был жив в искусстве, в том числе и в декоративном узоре вплоть до конца XIX века. В конце этого столетия в орнаменте часто используются предпочитаемые буржуа в обычной жизни предметы.

Чаще всего при этом изображаются:

• комнатные безделушки – шкатулки, иголки, вазочки, брошки и т.д;
• прогулочные аксессуары – зонтики, трости, шляпки;
• предметы спортивного назначения – конские уздечки, клюшки, ракетки, мячики;
• охотничьи аксессуары – ножи, мачете, ружья;
• средства передвижения – коляски, кареты, сани;
• детские игрушки – куклы, мячики, погремушки, пустышки;
• аксессуары курильщиков – табакерки, трубки, кальяны;
• посуда и столовые принадлежности – тарелки, ложки, подносы.

Читайте также:
Как итальянки носят украшения

Вплести подобные аксессуары в обычный ленточный орнамент довольно сложно. Поэтому в этот период особенно популярным становится дискретная разновидность. Предметы в таком орнаменте расположены на плоскости и на некотором расстоянии друг от друга. Среди подобных декоров XIX века встречаются настоящие шедевры.

В этот период используются как простейшие изображения, композиция которых включает лишь одну вещь с расположением по пересечению перпендикулярных линий в 90°, так и более сложные, состоящие из повторений этой вещи. При этом применялся как линейный, так и комбинированный раппорт. Один и тот же мотив мог быть представлен в разных поворотах.

ИЗО 4 класс (Урок№17 — Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.)

Предметный орнамент как средство агитации (XX в.)

В 20-х годах в традицию входит изображение предметов «нового быта» в орнаменте в агитационных целях. Чаще всего подобный декор используется для текстиля и фарфора. Агитационная тематика, в частности, была одобрена АХРР. В настоящее время в архивах отечественных музеев и выставочных отделений текстильных компаний можно найти множество образцов одежды и аксессуаров с орнаментальным изображением тракторов, шестеренок, самолетов, танков, глобусов и т.д.

Такой агиттекстиль пользовался у населения огромной популярностью и активно раскупался. Известные художники того времени (Л. Я. Райцер, М. В. Хвостенко, М. С. Назаревская и другие) рассматривали текстильный орнамент не как элемент украшательства, а именно как самоценную композицию. Одежда для них была всего лишь холстом.

В начале 30-х годов популярность агиттекстиля несколько снижается. К примеру, в 1933 г. в газете «Правда» появляется фельетон Г. Е. Рыклина «Спереди трактор, сзади комбайн», высмеивающий формальную суть такого орнамента и неудачные формы его применения.

Первые образцы агитационного фарфора выпускаются в советской России в 1918 г. на бывшем Императорском фарфоровом заводе. Группой художников, занимавшихся декорированием данных изделий, руководил русский художник и график С. В. Чехонин. Зачастую орнаменты с изображением предметов «нового времени» наносились на нерасписанные заготовки, оставшиеся с дореволюционного периода. Старая марка с царским вензелем на обороте попросту зачеркивалась. Рядом же рисовались новые эмблемы – серп и молот, колосья и т.д.

Читайте также:
Шкатулка для украшений для девочки своими руками

Источник: galamosaic.ru

Проект на тему «Узоры и орнаменты на посуде»

В готовом творческом проекте по ИЗО на тему «Узоры и орнаменты на посуде»

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

русский узор

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

символика славяне

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение русского орнамента

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Читайте также:
Самые красивые украшения из бисера в мире

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

символ алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

символ славян

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

славяне солнце

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

символы русичей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

символика славянская

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита орнамента

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

кукла оберег

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

гжель роспись

  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Читайте также:
Латунь или медь что лучше для украшения

роспись жостовская

  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

хохлома

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

игрушки из глины

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

павлопосадский платок

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем орнамент в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

рисуем орнамент

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

русская вышивка

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.
Читайте также:
Как сделать восточное украшение на голову своими руками

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

вышивка лен

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

русский костюм

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

коллекция мода

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Источник: ethnoboho.ru

Рейтинг
Загрузка ...