Сегодня орнаменты используются не так часто, как в предыдущие века. Элементы орнамента перешли в современные принты на одежде, эмблемы брендов и в дизайн интерьера, однако постепенно он превращается, скорее, в нечто архаичное, древнее и привлекающее внимание ученых со всего света. Как появился орнамент? Какова его роль? К чему отнести орнамент – к искусству или ремеслу?
Как считать смысл, заложенный в символах и как классифицировать их? Читайте в нашем материале.
Орнамент – древний образец художественной культуры. Первые узоры пришли к нам из первобытных времен: зигзаги были запечатлены еще в эпоху палеолита, а геометрические символы встречались со времен мезолита. В эпоху неолита появился спиральный орнамент. Считается, что в первобытные времена орнамент обладал культовой функцией: его рисовали на стенах пещер и первых предметах быта.
Однако символы не украшали, а, скорее, выступали оберегами. Их часто изображали на скрытых, а не на видных частях изделия: днища чаш, оборотные стороны украшений. Геометрические символы предположительно имели устоявшиеся солярные значения: круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца, спираль – развитие и движение.
Главная тайна Славянских узоров .Об этом вы точно не знали
Со временем значение орнамента стало более явным. В эпоху древних греков и египтян его начали наносить на предметы быта: посуду, вазы, приборы. Орнамент приобрел декоративное значение. Это отразилось даже в языке, когда понятия декора и орнамента четко разделились.
В Древнем Риме глагол «decorare» означал «украшать» в смысле возвеличивания и прославления, в то время как глагол «ornare», синоним декорирования, означал украшение на необходимых для защиты вещах, чаще всего мечах и щитах. Так римский легионер снабжался «ornamentum» – снаряжением, украшенным гравировкой, а императору во время торжества был необходим «decorum». Однако у латинского слова «ornare» есть и другие однокоренные слова, которые расширяют значение корня. Так, к примеру, «ornamentum» означает «космос», а «ordo» – «порядок». От бытовой функции украшать до сакрального значения мироустройства в понятии «орнамент» оказался всего один шаг.
Итак, от символического орнамент постепенно переходит к декоративному, сохраняя при этом культурно-историческое значение. Через орнамент в народном творчестве запечатлевалось, в первую очередь, фольклорно-поэтическое отношение к миру. Орнамент, как и другие продукты творческого процесса, создавался посредством определенных средств выразительности:
- Цвета;
- Фактуры;
- Ритма;
- Симметрии;
- Графической экспрессии;
- Гибкости линий.
Ведущей характеристикой орнаментов является понятие ритма. Многие искусствоведы не раз отмечали, что музыкальный ритм отразился во многих статичных видах искусства. В случае с орнаментом ритм поддерживается повтором элементов и четкой симметрией их расположения.
Видеоурок «Орнамент. Основы художественной графики» | Зенина С.А.
В ритме орнаментов слилось множество значений: биологические и природные циклы, мифотворчество и позже религиозные представления об устройстве мира. Удивительным свойством орнамента также является обратимость изображения. Так пустое пространство может образовать узор наряду с изогнутыми линиями.
Ученые спорили о том, нужно ли трактовать орнаменты. С одной стороны, это может быть бессмысленным и практически невозможным, так как каждый орнамент – это процесс творчества отдельного человека. Встречались примеры, когда одно и то же изображение среди представителей одного этноса трактовалось совершенно по-разному.
Как вы видите, в понимании людей одной культуры изображение означало и радугу, и стрелы, и цветы. Как же ученым других культур расшифровать эти символы? Однако многие ученые придерживаются мнения, что любой орнамент – это знаковая система. Знак, в свою очередь, связывает означаемое понятие с означающим материалом и позволяет считать заложенный смысл. Таким образом, он становится носителем информации о внешнем мире, которую наши предки зашифровали в узорах.
Ученые классифицируют знаки в орнаментах:
- Геометрические символы (круг, крест, квадрат, меандр, свастика и другие);
- Зооморфные символы – животные отождествляются с основными чертами их поведения (орел, павлин, змея, петух и другие);
- Растительные символы (чаще всего означают мотив древа жизни, где крона – небесный мотив, ствол – земной, а корни – подземное царство);
- Антропоморфные символы (мотив Богини-матери и птицы сирин);
- Религиозные символы (разнятся от культуры к культуре).
Это деление напрямую связано с историческим и культурным развитием, которое происходило с людьми из века в век. От простых геометрических символов человек перешел к теме охоты и животных, затем – к земледелию и культивированию растений, последующие антропоморфные символы свидетельствуют о процессе самоидентификации человека, и наконец, религиозные знаки как вершина размышления о мироустройстве и собственной роли в жизни.
Со временем выделили также технический орнамент. Это рисунок, имеющий связь с техниками плетения и ткачества. Он, как и другие орнаменты, отражает культуру определенного этноса и эпохи.
Несмотря на то, что некоторые символы могут быть использованы во многих культурах сразу: геометрические фигуры, солярные знаки, колесо, – в орнаменте есть черты, определяющие национальные художественные традиции. Так например, схожие на первый взгляд культуры русского, белорусского и украинского народов отличаются. Русский орнамент изобилует символами плодородия, белорусский – геометричными символами, а украинский – многообразием символов и цветов, которые варьируются от региона к региону.
Сегодня ряд ученых признает орнамент как самостоятельные элементы в искусстве, так как один и тот же орнамент может кочевать с одной вещи на другую, из одного материала в другой. Конечно, с годами орнамент превратился в часть культурного наследия, а его перевоплощение развивается не так активно. Однако мотивы народных узоров и орнаментов часто становятся актуальными во время Олимпийских игр, Евровидения и Чемпионатов мира, когда необходимо воссоздать культурный и исторический образ страны.
Фото на главной: mir24.tv, resh.edu.ru
Буткевич Л.М. «История орнамента» — Владос, 2008. — 272 с.;
Литература по теме:
Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту. — М.: Наука, 1968;
Источник: scientificrussia.ru
Для чего нужен орнамент?
Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
Для чего нужен орнамент?
Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.
Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.
Орнамент классифицируют:
1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.
2. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.
3. По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.
4. По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам
Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).
Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы.
Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).
Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)
Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка.
В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис.
Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.
Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.
В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии).
В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.
Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.
В животном(анималистическом)орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.
Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.
Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.
Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях.
При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.
По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д
В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно.
Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.
В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.
Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.
В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).
В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.
В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.
Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.
- Как построить сарай для животных?
- Как правильно разделать тушу?
- Разведение кур, как бизнес
- Какими растениями украсить участок зимой?
- Чайное растение: происхождение чая
- Выбираем материалы для ремонта помещения
Источник: chudoogorod.ru
Что такое орнамент
Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.
Статьи по теме:
- Что такое орнамент
- Как сделать эскиз
- Как заполнить контурные карты
Слово «орнамент» буквально переводится с латыни как «украшение». Орнаментом называется узор, составленный из повторяющихся элементов. Орнамент – одна из тех форм, с которых начиналась в древности изобразительная деятельность человека.
Орнамент предназначался (и сейчас предназначается) для украшения бытовых предметов, одежды, зданий, произведений прикладного искусства.В зависимости от мотивов, используемых в орнаменте, выделяют:• Геометрические орнаменты (состоящие из кругов, ромбов, крестов, звезд, спиралей и др.);• Растительные орнаменты (составленные из стилизованных изображений цветов, листьев, плодов и т.д.);• Животные (зооморфные) орнаменты, в которых используются изображения животных (реальных или фантастических);• Антропоморфные орнаменты с изображением человеческих фигур;• Каллиграфические орнаменты или стилизованные надписи;• Сложные комбинации различных мотивов и др.Некоторые орнаменты имеют собственные, отдельные названия: акант, пальметта, аканф, арабески, меандр, виньетка и многие другие.Если в наши дни орнамент используется исключительно как украшение, то раньше роль его была значительно более сложной и многогранной. У древних славян (и не только у них) орнамент выполнял функцию заклинания, защищающего человека и его жилье от злых духов.
Как в архитектуре, так и в одежде заклинательным орнаментом обрамляли все отверстия и проемы, сквозь которые могли проникнуть злые силы. В доме уязвимыми местами считались двери, окна, кровля; в одежде – отверстия рукавов, петли для пуговиц и т.д.На крыше дома размещались резные изображения доброжелательных языческих символов – Солнца, птиц, коня или конской головы. Окна, двери, детали одежды украшались резным, живописным или вышитым орнаментом с теми же символами.Заклинательным орнаментом снабжались и украшения, носимые на теле: — шейные гривны, или обручи (на них изображались круги и треугольники – знаки Солнца);- височные кольца (орнаментом этого украшения традиционно служили спирали и завитки. Спираль как элемент орнамента считалась символом вечности, времени);- браслеты, служившие зажимами для рукавов (на них часто наносился орнамент с изображением фигурок, символизировавших духов предков, также считалось, что браслет оберегает своего обладателя силой всего Рода).Оружие, посуда и домашняя утварь снабжались орнаментами с изображением птиц, коней, оружия и той же домашней утвари, а также знаком бога Велеса, покровителя скота.К вышесказанному остается добавить, что орнамент никогда не имел самостоятельного значения, он подчеркивал красоту и своеобразие предмета, на который был нанесен.
Источник: www.kakprosto.ru