- Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, Фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок и т. п.
- Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических Изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
- Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.
- Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. - Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.
- Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат Изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
- Астральный орнамент (от слова ”астра” – звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются Изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
- Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
- Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
- Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют Изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
МК » Влюбленные коты» ватная, ёлочная игрушка Часть 3. DIY Cotton Christmas tree ornament.
Орнамент — как рисовать. Последовательность работы
Давно собираю материалы по истории орнамента, старинные книги, подборки иллюстраций.
Буду рада, если кому-нибудь эта информация поможет в творчестве 🙂
Источник: www.livemaster.ru
Орнаменты: Византийский орнамент
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере, произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Орнамент занимает важное, хотя и второстепенное, место в художественной шкале. Если он метит не так высоко, как другие формы искусства, то он отвечает самым бессознательным потребностям нашей натуры, которые состоят в том, чтобы украсить окружающие нас предметы.
Орнаментальная композиция может быть действительно прекрасной лишь при условии, что она доставляет зрителю чувство покоя и удовлетворения, рождающееся при равновесии и гармонии всех элементов, из которых она состоит.
Орнамент является связующим звеном между промышленностью и искусством и представляет собой одну из его самых привычных, самых практических и самых разнообразных форм. Таким образом, основными характерными чертами орнаментации являются множество вариантов ее применения, разнообразие и почти неограниченная свобода в выборе средств. Художник может добиться поставленных задач с помощью следующих способов:
1. Придумывание мотивов, которые по замыслу являются чистым воображением и не свойственны природным творениям. Линейные и геометрические комбинации (плетеные узоры, меандры, розетки), которые являются их примитивным выражением, отвечают способностям человеческого мозга к порядку и к чувству меры; являясь непосредственным продуктом чистого воображения. В открытой или завуалированной форме геометрический метод служит основанием для большинства орнаментальных композиций.
2. Условное изображение реальных предметов, выражаемое только в основных характерных чертах и в обобщенной форме. Второй прием является связующим звеном между двумя другими, и который часто путают с первым приемом, приближается к нему в сфере творческого вымысла своей способностью к идеализации, то есть к абстрактному обобщению в форме общих прообразов, образцов, заимствованных у природы, чтобы присвоить их себе. Подражательное изображение предметов, сделанное с видимостью реальности средствами рисунка и цвета.
3. Что касается чисто подражательного изображения, то именно приближаясь к современному периоду, мы чаще встречаемся с использованием этого живописного метода. Он в большей степени применим для верности передачи изображаемого объекта со всеми его отличительными свойствами и в его полном выражении.
Использование цвета в орнаменте близко связано с применением одного и другого методов, которые были изложены выше. Там, где изображение предметов является идеальным или условным, цвет также является условным. Строгость рисунка компенсируется свободой цветовой гаммы, то есть преимуществом выбора и использования цвета по своему усмотрению, без заботы о сходстве и правдоподобии и следуя лишь законам гармонии соотношений.
Византийский орнамент. Важное место в истории орнамента принадлежит византийскому искусству. Многоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходного фона значительно свободнее, чем у азиатских мастеров. Византийскому рисунку характерна насыщенность тонов, которые попросту противостоят друг другу на базовом фоне.
- утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным;
- композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагонали;
- причудливая узорчатость;
- присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга и наполнены христианской символикой.
Основные мотивы византийского орнамента:
- Древо Жизни. Изображается в виде виноградной лозы;
- Лилия. Это растение символизирует Благовещенье, обновление мира и прихода в него Спасителя;
- Спираль, как влияние персидского орнамента;
- Плетенка. Изначально пришедший из арабских орнаментов в Византии этот мотив становится принципом построения орнаментальной композиции;
- Византийский цветок. Излюбленный мотив в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая пальметта у основания имеет спиралевидные усики;
- Акант. Элемент, заимствованный из античных декоров. Считался символом вечной жизни;
- Монограмма Христа. Данный символ представляет собой скрещенные начальные греческие буквы имени Христа – «Х» и «Р»;
- Грифон. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа;
- Рыба. Один из раннехристианских символов, олицетворяющий Спасителя;
- Голубь. Символ очищения души. Часто изображается сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой;
- Лавровый венок. Символизирует победу Христа над смертью;
- Якорь. Олицетворяет надежду на спасение и на вечную жизнь;
- Лев. Символ мощи героя, олицетворение сильной власти;
- Павлин. Символ бессмертия и нетленной души.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: бирюзово-зеленый, ярко-красный, терракотовый, песочный, синий.
Современный Византийский стиль.
Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели, в коллекциях одежды и аксессуаров, в украшениях. В интерьерах в византийском стиле большое значение отводится мозаике. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. В современных интерьерах роль мозаики исполняет кафельная плитка, которой декорируют не только ванные комнаты, но и пространства жилых комнат, и даже ступени лестниц.
В современных коллекциях одежды тема византийского стиля остается весьма актуальной на протяжении уже нескольких лет. Причем, форма одежды здесь не играет никакой роли. Главным признаком стиля является орнамент. Это и мозаичные принты, и контрастность цветов, и объемная орнаментальная вышивка.
В коллекции осень-зима 2013-2014 наряды от Dolce Gabbana осень-зима 2013-2014.jpg» />
Византийский стиль также стал лейтмотивом и зимней коллекции Dolce Gabbana 2016.jpg» />
На миланской неделе моды Dolce Gabbana 2016.jpg» />
Наиболее впечатляющие украшения Шанель в «византийском» стиле производились с конца 1930-х годов до 1960-х. Повторы некоторых украшений марка выпускала в 1990-е года.
В коллекции осень-зима 2013-2014 Dolce Gabbana осень-зима 2013-2014.jpg» />
Бренд Stella Flame черпает свое вдохновение в блеске византийской и ранней Османской империи.
Ювелирная марка LE SIBILLE в своих украшениях, выполненных в технике микромозаики, также обращается к теме византийского стиля.
Есть ювелирные компании, которые делают фантастические вещи вне времени. Как например, Matthew Campbell Laurenza, у которого сильная сторона — это эмали и цветные камни.
Для ювелирной компании Cazzaniga характерны сложные неовизантийские композиции с использованием русских самоцветов: малахита, чароита и других камней.
В ювелирной коллекции ЮБ Роскошь « Ольга », созданной по мотивам византийского орнамента, используются пальметты нескольких типов (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости). Также используется так называемая плетенка, как принцип построения отдельных элементов — верхушка серьги, декор, переходящий в шин. Орнамент вписан в круг, что придает изделиям завершенный вид. Центр преимущественно пустой. Цветовая палитра коллекции изобилует яркими красками, смелыми сочетаниями цветов и акцентами из эмали элегантного белого, фирменного бирюзового и сдержанного терракотового цветов.
Источник: www.roskosh-jewel.ru
Лепной декор: орнамент и виды орнамента
Лепной декор просто невозможно представить без какого-либо интересного орнамента. Орнамент (с лат. ornamentum переводится как украшение) – это узор, который состоит из ритмически упорядоченных и повторяющихся элементов. Орнамент не только лишь украшает, но также и зрительно организует поверхность предмета и подчеркивает его форму.
К числу главных особенностей орнамента относят его плоскостность и декоративную стилизацию (поскольку в основе орнаментов всегда лежат реальные природные мотивы, формы и линии), а также единство с поверхностью предмета, который он непосредственно украшает.
Орнамент может быть очень скромным и несложным, может украшать только лишь какую-нибудь часть предмета (к примеру, горловину сосуда), а может также быть пышным и сложным, состоящим из целого множества элементов или покрывать всю поверхность предметов.
По мотивам орнаменты лепного декора делятся на геометрический орнамент (это точки, прямые, волнистые либо зигзагообразные линии, круги и ромбы, спирали-меандры и кресты, звезды и т. д.), растительный орнамент – это стилизованные листья, плоды и цветы (то есть лотос и пальметта, акант и т. п.) и зооморфный орнамент – это стилизованные фигуры реальных либо фантастических животных; также используются человеческие фигурки, разнообразные знаки, эмблемы и гербы.
Особый род орнамента представляют специальные стилизованные надписи, наиболее часто встречающиеся на архитектурных сооружениях (к примеру, на среднеазиатских мечетях) или же в книгах (это так называемая вязь).
Виды орнамента в лепном декоре
На сегодняшний день известны следующие виды орнаментов:
- Соломка;
- Бороздка;
- Фалды;
- Меандр;
- Прямоугольный меандр;
- Спиральный завиток;
- Дентикула (зубчик, сухарик);
- Круглый биллет;
- Квадратный биллет;
- Шеврон;
- Зигзаг;
- Волнообразный;
- Подвески;
- Двойной конус;
- Бусы;
- Бусы с катушкой;
- Катушка;
- Чечевичка;
- Виноградина;
- Гутты;
- Овы;
- Ионики;
- Шляпка гвоздя;
- «Собачьи зубы»;
- Елочка;
- Цветочная чашечка;
- Ромб;
- Цепочка;
- Розетка;
- Бутон;
- Птичья голова;
- Шнур;
- Спиральный шнур;
- Лавровая гирлянда;
- Завиток Витрувия;
- Гильош;
- Завиток (лист и роза);
- Завиток (лиственный);
- Виньетка;
- Папирус;
- Кувшинка с язычком;
- Гирлянда;
- Кувшинка со стрелой;
- Люнет;
- Лотос с папирусом;
- Лотос;
- Антемион;
- Акант;
- Волюта;
- Антемион с пальметтой.
Компания «Архитек» производит лепной декор с любыми видами орнамента. Лепнина из современного материала пенополистирол позволяет создать декор для фасада и интерьера на любой вкус — от самых простых до самых сложных форм. Лепной декор с такими орнаментами обязательно преобразит ваш дом!
Что еще почитать:
- Лепной декор — Элементы, детали, стоимость и где купить?
- Лепной декор – это возрождение благородных традиций
- Лепной декор Донецк. Терминология некоторых декоративных лепных элементов
- Лепной декор в Евпатории — архитектурные элементы из пенопласта
Источник: www.arhitek24.ru