2. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому
дерево прочно вошло в русское народное
искусство.
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы
интерьера, но и саму избу
3. Декор русской избы
Глаголем, кошелем и
брусом
Дом строили с резным
крыльцом,
С обдуманным мужицким
вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов
4.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как
называют дорогого человека. Дом – кров по своей
значимости находился в одном ряду таких понятий, как
жизнь, добро, родная земля
5.
Русская изба состояла из трех частей:
Крыша и верхняя часть – связывалась в народных
представлениях с небом
Клеть (сруб) – с землей
Подклет (подполье) – с подземным миром
6.
Перед нами фасад русской избы.
Фасад – это наружная лицевая сторона дома.
ИЗО 5 класс (Урок№2 — Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы Конструкция, декор.)
7.
Фронтон дома
Фронтон (чело) – верхняя, треугольная часть фасада
дома под скатами крыши.
8.
Просматривая следующие слайды, обратите
внимание, как ОЧЕЛОВЕЧЕН облик избы!
Фронтон избы – чело («лоб» – по
старославянски), передняя часть – лицо
(«лик») , окна – глаза («ока»).
9.
10.
11.
Окна – глаза дома.
12.
Часто на окнах ставились деревянные ставни. Они служили
одновременно для защиты от лихих людей и для украшения
внешнего вида дома. Их украшали росписью или резьбой.
13.
14.
15.
16. Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
17. Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе
18. Ещё раз посмотрите элементы декора русской избы
19.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать
человека.
Одним из распространенных изображений русской избы
является образ русалки – берегини
20.
Конь — охлупень
С давних пор избы украшались удивительными украшениями
фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ
деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье
21.
22.
Доски — полотенца
Доски — полотенца украшают спереди
фронтон избы.
23.
24.
Причелина
Доски-причелины спускались по
краю крыши.
Левый конец причелин
символизировал – утреннее
восходящее солнце, а правый –
вечернее заходящее
25.
26.
27.
Наличники окон
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами,
травами или изображениями разных животных
28.
29.
Через передние окна в избу
входили свет солнца,
новости деревенской
жизни. Окно связывало
Убранство русской избы
мир домашней жизни с
внешним миром, и
поэтому так
торжественно – наряден
был декор окон
30.
Верхняя часть
наличников
31.
32. На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных
33.
34.
35.
36.
ЗАДАНИЕ
(любой вариант на выбор)
см. на следующих слайдах
Примечание:
Задание можно выполнить в любой технике:
в графике (восковые мелки, цветные карандаши),
в живописи (акварель, гуашь),
в аппликации — вырезать элементы декора из
белой или цветной бумаги.
Придумайте свой вариант оформления избы, не
надо копировать приведённые здесь примеры.
Источник: ppt-online.org
Основные элементы декоративного украшения русской избы
Домовая резьба
�������/ Каталог / Виды художественной обработки древесины / Резьба / Домовая резьба
Домовая резьба
Домовая резьба предназначена для оформления дома, отличается от резьбы используемой для интерьеров более крупными формами. В домовой резьбе используются все виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.
Каждый регион нашей страны имел свои особенности в декоративном оформлении дома. На севере России особенное внимание уделяли украшению лестницы ведущей на второй этаж, крыльцу, воротам. Украшение наличников было более простым. В XIX в. славилась домовая резьба Поволжья, представляющая собой узорные доски с высокой рельефной резьбой, так называемая корабельная резьба. Кроме рельефной резьбы в центральных районах России, а затем на Урале и в Сибири, большого совершенства достигла сквозная и ажурная домовая резьба (Екатеринбург, Тюмень, Томск).
Основные декоративные элементы русской избы
Декоративные элементы русской избы имеют ряд отличий в зависимости от конструктивных особенностей устройства кровли и обшивки стен. Любой декоративный элемент изначально нес определенную функциональную нагрузку.
Декоративное убранство русской избы с самцовой кровлей:
— Конек (охлупень) – прикрывал стык между досками кровли.
— Сорока (стамик) – шкант крепящий конек к коньковой слеге.
— Причелина – резная доска, прикрывающая выступающие концы слег.
— Полотенце – резная доска, прикрывающая стыки причелин под коньком.
— Курица – конструктивный элемент в виде буквы «Г» поддерживающий поток для отвода воды, который одновременно удерживал кровлю.
Схема устройства самцовой кровли. По М.В. Красовскому:
1- желоб; 2- охлупень; 3 – стамик; 4- слега; 5- огниво; 6- князевая слега; 7- повальная слега; 8- самец; 9 – повал; 10- причелина; 11 – курица; 12- пропуск; 13 – бык; 14 – гнет
Декоративное убранство русской избы со стропильной кровлей .
Декоративное убранство русской избы со стропильной кровлей отличалось наличием лобовой или карнизной доски, которая прикрывала щель между верхним венцом дома и дощатым фронтоном.
Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Украшен лобовой доской.
Наличник – прикрывает стык стены и оконной рамы. Наличник состоит из: очелья, подоконной части, тяг или колонок, иногда ставней.
Наличник дома. Екатеринбург
Торцовые доски богато декорировались при обшивке углов дома фасонной доской.
Декоративное оформление конструктивных элементов кроме эстетической нагрузки первоначально несло в себе смысловую – элементы резьбы играли роль оберегов. Недаром мифологических существ на наличниках и фризовых досках называли – «берегинями».
Наличник красного окна, фрагмент очелья с «берегиней». XIX в. Нижегородская губерния
Источник: m-der.ru
Тема: «Убранство русской избы»
Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических знаков в народной резьбе.
На уроке, посвященном данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идет через эстетические переживания и их закрепление в практической работе.
Методика введения детей в тему предлагает комплексное использование средств эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока. С первыми звуками тихого, проникновенного голоса деревенской дудочки-жалейки, а затем задушевной мелодии, обогащенной человеческими голосами (В. А. Г а в р и л и н. Вечерняя музыка.
Из музыкального альбома «Перезвоны» — по прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зрительный ряд. На фоне мелодии сменяют друг друга слайды с изображением северной природы, за ними следуют образы людей из народа (А. Г. В е н е ц и а н о в. Жнецы, И. Н. К р а м с к о й. Мина Моисеев и др.).
В общем зрительном ряду они являются органическим звеном содержательной линии Природа — Человек — Искусство. И только после этого на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе, деревянный дом».
В ходе беседы следует заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и Поволжья, попутно вспомнив их названия, которые несут образное начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска).
Художественно-образная информация о трехчастной структуре избы, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для пятиклассников важным открытием (ибо момент возвышения обыденного есть момент возвышения человеческого духа). В связи с этим учащимся нужно предложить более внимательно рассмотреть изобразительные и геометрические элементы декора, свидетельствующие о принадлежности их к той или иной сфере.
Подводя итог беседы, учитель акцентирует те содержательные моменты, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об избе как микрокосме: выражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе крестьянского дома. Сложившиеся в результате беседы представления о декоративном убранстве избы закрепляются в практическом задании, которое может носить вариативный характер.
Одна часть учащихся украшает готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами), например, детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника. В ходе выполнения практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся на обобщенность, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образного языка крестьянского искусства. Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления. В конце урока учащиеся получают задание найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера. Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
13.07.2019 196.91 Кб 33 Методика_Сюжетно-ролевые истории.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net