Само название “ Городецкие узоры ” читателю мало что скажет. Оно не так на слуху, как, например, Хохлома. Но если вы посмотрите на фото изделий с городецкой росписью, то сразу вспомните, что видели её неоднократно.
Доски в Городецкой росписи знакомы многим. Фото из Яндекс.Картинок
Мебельный кукольный гарнитур в Городецкой росписи. Такие часто встречались и до сих пор встречаются во многих детских садах России. Фото из Яндекс.Картинок
Ну что, узнали? Правда повеяло детством?;)
✔️Зарождение городецкого промысла
Городец – это древний русский город Нижегородской области, который всего на 24 года младше столицы России.
Городец, город Нижегородской области. Фото из Яндекс.Картинок
Городецкий промысел зародился в середине XIX века. Изначально крестьяне местных деревень занимались изготовлением прялок, которые потом продавали на нижегородской ярмарке.
Чтобы придать изделиям более привлекательный товарный вид, прялки стали украшать резными узорами.
Рисуем городецкую птицу
Позже резьбовые рисунки стали подкрашивать, чтобы изделия выглядели ярче и привлекательнее.
Донце городецкой прялки. Фото с сайта pinterest.com
А со временем от резьбы совсем отказались, так как её нанесение увеличивало срок изготовления прялок, и оставили только рисунки.
✔️Цвета и рисунки городецких мастеров
В городецком промысле основными цветами являются:
И их оттенки. Фон, как правило, используется светлый, а красный цвет в большинстве случаев проходит по краю изделия, окаймляя его.
Комодик в технике городецкой росписи. Фото с сайта livemaster.ru
В качестве основных мотивов городецкой росписи выступают:
Комплект мебели для ванной в технике городецкой росписи. Фото с сайта bricklaer.ru
- Животные. Преимущественно кони.
Табурет. Городецкие узоры. Фото с сайта podaroknn.com
- Сцены из жизни и быта крестьян.
Сундук с сценами из жизни крестьян. Городецкая роспись. Фото с сайта livemaster.ru
Отличительной особенностью нижегородских узоров является то, что при нанесении рисунка не используются предварительные наброски. Художник сразу пишет крупными мазками, которые потом дополняются тонкими линиями и узорами.
Благодаря простоте нанесения городецкая роспись часто используется школами при обучении детей рисованию.
✔️Городецкая роспись в XX веке
Несмотря на то, что основа промысла была заложена во второй половине XIX века, полноценное его развитие началось только в 1930-ые годы. В прошлых статьях мы уже неоднократно отмечали, что именно на этот период приходится расцвет и промышленное становление основных ремёсел России. Не стали исключением и городецкие узоры.
Комплект мебели для ванной в технике городецкой росписи. Фото с сайта bricklaer.ru
В это время организуются общественные художественные мастерские росписи по дереву.
В 1937 году появляется первая полноценная мастерская городецкой росписи в деревне Курцево.
В 1950 году основана артель “Стахановец”, которая специализируется на выпуске сувениров в народном стиле.
Мастерицы артели и будущей фабрики за работой. Фото с сайта ppt-online.org
А в 1960 году артель преобразуется в фабрику “Городецкая роспись”, которая чуть позже объединяется с местной мебельной фабрикой и развёртывает масштабное производство деревянных изделий, украшенных народными городецкими узорами. Среди них:
- Детские столы и стулья.
- Комоды.
- Хлебницы.
- Сундуки.
- Вешалки.
- Декоративные доски.
- Игрушечные сувениры.
Изделия фабрики “Городецкая роспись”. Фото с сайта turbina.ru
А с 1995 года работает и творческая мастерская иконописи, где делают церковные изделия в технике мастеров XIV-XV веков с сохранением всех канонов.
Источник: dzen.ru
Источник вдохновения — городецкая роспись
Городецкая роспись – это уникальная техника рисования, зародившаяся на Руси. Это яркий художественный промысел, суть которого заключалась в выполнении картинки свободными мазками с графической обводкой. Росписью украшали разнообразные бытовые предметы из дерева. Техника зародилась в малочисленных поселениях Нижегородского края.
История промысла
Жители небольших поселений в свободное время от посевных и уборочных работ декорировали деревянные прялки красивой резьбой. Затем созданный орнамент подкрашивали. Изделия продавали на ярмарке, которая регулярно проходила в Нижнем Новгороде.
Со временем необычные и самобытные узоры вытеснили резной декор. Яркие завитки стали именовать нижегородской росписью. Современный термин появился лишь в 1930 году, когда до общественности дошли работы самоотверженного исследователя национальных ремесел Виктора Михайловича Василенко.
Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точней расписную утварь. На узорах отображали нравы городской жизни, быт населения и традиции. Постепенно роспись становилась олицетворением культуры и неповторимого колорита Городца и его окрестностей.
Народные мастера создавали настоящие шедевры из дерева. Большое количество лесов в округе обеспечивало их дешевым и доступным сырьём. Расцвет промысла пришелся на времена правления Петра Первого. Император требовал, чтобы военные флагманы были украшены национальной резьбой и росписью. |
Постепенно корабли сменили место дислокации ближе к вновь завоеванным территориям и умельцам пришлось искать другие направления для реализации накопленного опыта.
Очередной всплеск популярности промысла отмечается в 1870 году, когда деревеньку посетил иконописец Огуречников. Цель его визита заключалась в реконструкции живописных полотен в церквях. Он помог нижегородским умельцам освоить новые методики оформления и разнообразные приемы.
Чем отличается городецкая роспись?
Спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышными букетами. Только здесь искренний сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан.
Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи, и вы очутитесь:
- На конной прогулке в качестве всадника.
- Вместе с охотниками в лесу.
- За веселым чаепитием.
- В кругу добродушных людей.
- За прялкой.
Помимо бытовых сценок, мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какая бы тема ни была, главенствующие роль в сюжете играли городецкие цветы.
Современные мастера для работы используют масляные краски, но особенности мотивов промысла сохранились. Технология также осталась неизменной.
Цвета городецкой росписи
Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.
В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.
- Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
- Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
- Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.
Основные цвета по номерам
Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:
- охра (#CC7722);
- розовый (#FFC0CB);
- красный (#FF0000);
- голубой(#00BFFF);
- синий (#964B00);
- белый (#FFFFFF);
- зелёный (#00FF00);
- чёрный (#000000);
- жёлтый (#FFFF00).
Элементы и мотивы городецкой росписи
Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.
Цветочная тема
Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.
Выделяют несколько основных элементов узора:
- «Букет». Симметричный рисунок. Небольшая композиция, которая включает в себя от одного до трех цветочков. Используют для украшения шкатулок, солонок и чашек.
- «Гирлянда». Разновидность «букета». В центре сюжета один крупный цветок, вокруг которого выстроена комбинация из мелких растений.
- «Ромб». Разновидность «гирлянды». В центре располагается несколько крупных цветков, листочки и бутоны рисовали на вершине ромба. Узор часто размещали на больших сундуках, досках, хлебницах.
- «Цветочная полоса». Сложная композиция, в состав которой входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полосок, состоящих из цветков одинакового размера. Растения отличаются по оттенкам и внешнему виду.
- «Венок». Разновидность «цветочной полосы» замкнутого типа. Используют для декорирования подносов, шкатулок.
Мотивы «конь» и «птица»
Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.
Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания. |
Сюжетная роспись
Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.
Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.
На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения. Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации.
В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.
Последним этапом создания изображения становится нанесение черных и белых мазков и точек. Для выполнения работы используют тонкую кисточку. После того как полотно подсыхает, для закрепления рисунка на поверхность наносят лак.
Вернуться к оглавлению
Расписываем доску городецкой росписью с детьми
Подобное направления искусства наверняка придется по душе ребятне в детском саду. Занятие рекомендуется построить по следующей схеме:
- Расскажите воспитанникам некоторые факты из истории промысла.
- На каждой дощечки выделите центр и поставьте там точку карандашом.
- Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
- После того как краска подсохнет, с помощью тонкой кисточки необходимо нанести прожилки белого цвета.
- Оставшееся пространство на доске заполните разнообразными завитками.
- Контур изделия необходимо прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи
Если планируете провести с воспитанниками занятия, посвященные промыслу, стоит обратить внимание на ряд моментов:
- Сначала самостоятельно выполните роспись.
- Для всех детей выбирайте одинаковый узор.
- Если увидите, что кто-то не справляется с заданием, то окажите помощь.
- В процессе выполнения росписи хвалите малышей.
Помните о том, что в основе городецких узоров лежит подмалевка, выполняющаяся одним цветом. Пробелов не должно оставаться, для проведения оживки используют тонкую кисточку.
Заключение
Городецкая роспись – это национальное искусство россиян, которое нравится не только детям, но и взрослым. Для создания шедевра понадобится деревянная основа, масляные краски, кисточки и немного усидчивости. Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл, соответственно все картинки имеют тайную символическую нагрузку.
Видеоролик: мастер-класс по народному промыслу.
Источник: 7kul.ru
Основные украшения городецких цветов и птиц
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Все мы родом из детства
Городецкая роспись
- Feb. 13th, 2012 at 11:02 AM
Городецкая роспись — один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область)
Городецкая роспись выполняется при помощи темперных красок
Роспись делается по яркому фону — желтому, красному, синему, черному. Узор наносится прямо кистью, без предварительного рисунка, свободными и разнообразными мазками от широких до тончайших и виртуозных штрихов и линий. Процесс производства заканчивается покрытием изделия олифой.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
А теперь более привычный вид городецкий росписи
Источник: smittik.livejournal.com