Основные виды украшений керамических изделий

(Изэнциклопедии «Керамика». Гончарное ремесло. История керамики).

Орнамент – способ украшения керамики. Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, “мрамор”, лепка, лощение, резерваж и другие. Различают следующие виды орнаментов:

Волнистый орнамент – способ лощения керамики, при котором вся поверхность сосуда выглядит волнистой, в некоторых случаях приближаясь к желобкам. В русской литературе термин обозначает волнистые линии, нанесенные на поверхность сосуда острым предметом до обжига.

Выемчатый орнамент – на мягкой поверхности сосуда до обжига вырезают полоски или узоры. Образовавшиеся полоски часто заполнялись белой пастой, выделявшейся на темной поверхности сосуда.

Глазковый орнамент – декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Мотив широко распространен в Западной Европе 3-го тысячелетия до н.э.

Про керамику интересно

Граффити – любые фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах и на керамике.

Гребенчатый орнамент – распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые.

Декалькомания (деколь) представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

Живопись – выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка), выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью.

Иногда рисунок наносят по мастике.

Рисунки в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

Инкрустация – способ декорирования — несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.

Онлайн-курс по гончарному искусству: керамические технологии и виды керамики

Каннелюры – орнамент из широких насечек или желобков.

Кракелюр — (франц. craquelure), трещина красочного слоя в произведениях масляной живописи.

Кракле – вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями.

Крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.

Ложный рельеф – форма выемчатого или штампованного орнамента в керамике, предусматривающая удаление или вдавление глины с поверхности сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники. Зигзаг между этими рядами кажется рельефным, хотя в действительности он не выше, чем поверхность сосуда в других местах. Мотив был широко распространен в древности.

Читайте также:
Сделать украшения из соленого теста

Люстр – современный вид покрытия с металлическим отливом.

Негативная роспись — техника орнаментации керамики, применявшаяся во многих районах Америки. Рисунок наносился на поверхность сосуда при помощи воска или глины, затем сосуд окуривался или погружался в черную краску, которая не могла проникнуть через защитный слой. Когда воск или глина удалялись, рисунок получал первоначальный цвет на черном фоне. Аналогичный метод окрашивания с применением воска мог использоваться и для тканей.
При таком способе вместо воска можно использовать тонкие полоски скотча (3-5 мм), которые можно снять после высыхания краски. Эти полоски можно класть в любых направлениях, очень красиво получается!! (Шевчук В.Г.)

Меандр — непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами. Спиральный меандр представляет собой просто спираль, прямоугольный меандр – тот же мотив, но с прямыми углами.

«Мраморизация» – способ декоративной отделки применялся на Руси в Х—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту.

На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз. Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают, переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чём-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Сейчас это современный способ, которым все увлекаются с помощью акриловых красок. (Шевчук В.Г.)

«Макароны» – группа волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами на поверхности глины в верхнепалеолитических пиренейских пещерах (в т.ч. в Альтамире). Предположение о непосредственном переходе от «М.» К идее рисунка зверя было сформулировано А. Брейлем (1911 г.) Гипотеза о таком легком открытии феномена творчества созерцающим индивидуумом впоследствии не подтвердилась. Ученые истолковывают «макароны» как имитационно-символическое воспроизведения грифад (прочерчен от когтей) пещерного медведя, занявшего особое место в сознании человека палеолита.

Нарезной орнамент – встречается на керамике. Мягкая поверхность глины до обжига прорезалась острым инструментом.

Отводка – вид декорирования росписью, при котором на изделие, имеющее форму тела вращения, при помощи турнетки наносят узор в виде узких лент, орнаментов и т.п. Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими.

Пастилаж — в грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой. Сейчас этим способом пользуются кр.татарские керамисты (Шевчук В.Г.)

Читайте также:
Женские ювелирные украшения подлежат ли разделу

Печать – графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

Разделка рельефа – это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.

Рисунки — в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

Романский орнамент – декоративный мотив в металлических изделиях и керамике, состоит из рядов каплевидных выпуклин, расходящихся от основания сосуда. Такой орнамент может покрывать нижнюю часть сосуда или всю поверхность, придавая ему вид очищенного апельсина. Иногда аналогичный эффект получают простыми вертикальными нарезками или желобками.

Спираль – широко популярный художественный мотив, состоящий из кривой постоянно возрастающего диаметра. В двойной спирали две кривые соединяются в центре, бегущая спираль – ряд связанных между собой спиралей.

Торсада – декоративный мотив, состоящий из двух лент, переплетающих ряд кружков. В двойной Торсаде три ленты переплетаются вокруг двух рядов кружков.

Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.

Шляпки гвоздиков – украшение поверхности керамики шариками глины.

Шнуровой орнамент — широко распространен на керамике, наносится на поверхность сырой глины при помощи перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался вокруг палочки, таким образом выполнялись узоры (Питерборо). Отпечатки шнура могли заменять нарезной орнамент, иногда шнуровым орнаментом покрывалась вся поверхность сосуда (шнуровая керамика, некоторые разновидности кубков).

Штампованный орнамент – орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на дереве или кости, а отпечаток затем переносится на поверхность сосуда. Промежуточным звеном являются отпечатки природных объектов, например птичьих костей или зазубренных морских раковин. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками.

Фотокерамика – фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении.

В современной художественной керамике применяют такие приемы декорирования, как огневая патинировка в окислительной и восстановительной среде, тонирование и роспись изделия солями и кислотами металлов, взятыми в чистом виде или введенными в состав цветного ангоба, глазури, эмали.

Арабский орнамент

Декоративно-прикладное искусство достигло высокого расцвета и особенно ярко выразило декоративную специфику арабского орнамента. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии – центры: в Ракке и Самарре. Лучшие образцы неглазурованной бытовой керамики Самарры имели довольно строгую форму. Они украшались орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду методом нарезки, штампа или раскраски.

В глазурованной расписной керамике были популярны растительные мотивы и надписи, выполненные обычно темно-синим (кобальт) или зеленым цветом на светлом фоне. Но в то же время уже встречались и изделия с подглазурным орнаментом. В этом случае узор еще до нанесения глазури прорезался сквозь белый ангоб до красной глины (гравировка).

Читайте также:
Украшения на сарафан своими руками

Именно сирийско-месопотамские керамиты создали технику полихромной надглазурной люстровой росписи, ставшей одним из популярнейших приемов украшения керамики на всем Востоке.
Люстр (люстр – современный вид покрытия с металлическим отливом) впервые возник на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррские гончары. Люстр самаррских изделий очень богат цвета и оттенки весьма разнообразны: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый.

Люстровая роспись применялась при создании декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте часто встречались эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах, расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды. Испано-мавританская люстровая керамика 14—15 вв., оказала большое влияние на европейское прикладное искусство.

В 12–13 вв. были популярны керамические изделия из белой глины. Поверхность ваз, блюд покрывалась черным ангобом. Вырезая или процарапывая черный фон, они создавали белый рисунок. Таким образом, достигалась рельефность линий. Затем сосуд полностью покрывался прозрачной или бирюзовой глазурью.

В парадной столовой керамике Ирана 15 в. В основном встречаются росписи синим и черным цветом. Была популярна керамика с подглазурной росписью, названная «черным по белому» Она имеет ясный и простой декор, он состоял из надписей, растительных мотивов или изображений птиц.

А вот сургучно-красный цвет появился в изникской керамике на последнем этапе ее развития. Он создавался наложением в легком рельефе толстого ангоба, богатого железом. Впервые этот прием использован на образцах мечети Сулейманийе, которая была закончена в 1557. Среди излюбленных мотивов в орнаментах турецких гончаров были головки тюльпанов, которые хорошо сочетались с мелкими листочками.

Источник: poisk-ru.ru

Декорирование керамических изделий.

В производстве бытовой керамики применяют надглазурное и подглазурное декорирование. Надглазурное глазурование наиболее распространено; оно позволяет использовать широкую палитру красок, разнообразные приемы их нанесения (ручные, механизированные); для закрепления надглазурных красок на изделии требуется дополнительный (муфельный) обжиг.

Подглазурные краски, как указывалось выше, имеют цветовые тона значительно беднее, приемы нанесения их менее разнообразны. В то же время рисунки, выполненные подглазурными красками, весьма долговечны, так как они защищены от химических, механических и других воздействий слоем глазури. Лишь немногие заводы мира выпускают изделия, декорированные подглазурной живописью.

Этот прием декорирования требует большого мастерства, знания технологических особенностей красок, специфики обжига керамики. На рис. 4.2 приводятся основные виды керамических изделий.

Основные виды украшений керамических изделий

Рис. 4.2. Основные виды украшений керамических изделий: а — отводка; б— лента; в — трафарет; г—штамп; д — крытье сплошное; е — крытье нисходящее; ж — печать; з — печать с раскраской; и — декалькомания; к — живопись; л — фото по керамике; м — разделка рельефа

Усик, отводка, лента — простейшие украшения (разделки) фарфорофаянсовых изделий. Они имеют вид непрерывной круговой полоски, выполненной краской или препаратом жидкого золота. Ширина усика 1 мм, отводки — от 1 до 3 мм, ленты — от 4 до 10 мм; на фаянсовой посуде ширина ленты может быть 13—16 мм, в этом случае она называется буфетной. Выполняют украшения кистью вручную, а также с помощью специальных инструментов, автоматически питаемых краской или препаратом жидкого золота.

Трафарет — это несложный однокрасочный, реже многокрасочный рисунок, наносимый аэрографом при помощи пластин (трафаретов) из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку.

Читайте также:
Украшения из тигрового глаза с чем носить

Последовательно меняя трафареты и краски, получают многоцветный рисунок. Отличительные признаки этой разделки: резко очерченные контуры рисунка, отсутствие плавного перехода от одного тона краски к другому — отдельные части узора одного цвета как бы оторваны друг от друга (лепестки от головки цветка, цветок от стебля и т.п.).

Штамп — мелкий, всегда однотонный рисунок краской или золотом, наносимый на изделия резиновой пластинкой или валиком с рельефной поверхностью. Обычно штамп является не самостоятельным украшением, а дополнением к другим разделкам.

Крытье — однотонная или тоновая (с постепенным изменением тона) раскраска изделия краской из аэрографа. Однотонное крытье может быть сплошным, частичным, с прочисткой. При сплошном крытье краской покрывают все изделие, при частичном — часть корпуса изделия шириной от 20 мм и более (полукрытье).

В случае крытья с прочисткой в сплошном крытье тем или иным способом счищают часть краски таким образом, чтобы освобожденные от краски места образовали заданный узор. Тоновое крытье может быть нисходящим (интенсивность краски уменьшают по направлению к ножке или поддону изделия) или восходящим (интенсивность краски по направлению к ножке или поддону возрастает). Крытье выполняется вручную или на полуавтоматах.

Печать — графический контурный рисунок, перенесенный с граверной доски на материал-посредник (папиросную бумагу, эластичную резиновую или пластмассовую мембрану и т.п.), а с них — непосредственно на изделие. Если рисунок получают с папиросной бумаги, последнюю разрезают на отдельные «лепки» и, пока краска не высохла, накладывают на изделие.

Затем бумагу прокатывают войлочным валиком, краска при этом переходит на изделие и затем закрепляется обжигом. Более производителен способ получения рисунков с помощью эластичных резиновых, пластмассовых или других конусов. В действующем по такому принципу полуавтомате «Муррей» выгравированная доска автоматически покрывается краской.

После удаления ее избытка краска из углубленных элементов рисунка отпечатывается на мембране эластичного резинового конуса, а с нее на изделие. Печать — однокрасочный рисунок, поэтому его часто дополняют раскраской кистью от руки (одной краской или более). Рисунки печати весьма разнообразны. Особое место среди них занимает тематическая печать — пейзажи, портреты, исторические памятники.

Шелкография — способ декорирования, заключающийся в том, что рисунки наносят на изделия с помощью специальных шелковых сеток — трафаретов. Для этого на капроновом полотне сложным фотохимическим способом получают пленку с просветами, соответствующими требуемому изображению. Краска протирается на изделие через просветы рисунка резиновой раклей или роликом.

Шелкография выполняется вручную и с помощью полуавтоматов. Для рисунка характерны рельефность, точечность. Изображения чаще одноцветные. Для получения многоцветных рисунков последовательно используют несколько сеток-трафаретов, но процесс декорирования осложняется тем, что необходима подсушка каждого цветового оттиска.

Чтобы избежать промежуточной сушки, применяют термопластические быстротвердеющие краски, которые наносят в нагретом состоянии через обогреваемые сетчатые трафареты. При температуре около 30 °С эти краски становятся текучими и почти мгновенно затвердевают при соприкосновении с холодной поверхностью декорируемых изделий.

Декалькомания (деколь) — один из самых распространенных способов декорирования фарфорофаянсовых изделий. Для закрепления деколи на изделии проводится дополнительный обжиг, во время которого органические компоненты (пленкообразующий лак, мастика и др.) сгорают, а краска приплавляется к стенкам изделия.

Живопись выполняется вручную красками или препаратами жидкого или порошкообразного золота (реже серебра). Тематика живописных рисунков разнообразна, по художественной ценности они могут быть высокохудожественными и простыми. Живописные рисунки, выполненные красками, многоцветны, ярки, характеризуются наличием мазков (следов от кисти). Закрепляются они дополнительным обжигом.

Читайте также:
Лист как украшение капители

Травление — прием получения декоративного рисунка путем химического травления глазури изделия (или имитации травления) с последующей росписью золотом. Техника его выполнения такова. Способом печати с бумажного лепка на поверхность изделия переводят рисунок, выполненный асфальтовым лаком.

При погружении поверхности изделия в плавиковую кислоту свободные от лака участки глазури протравливаются и приобретают матовую поверхность. Асфальтовый лак удаляют, а поверхность покрывают жидким золотом и обжигают в муфельной печи. После обжига на протравленных местах золото получается матовым, а на местах асфальтового лака — блестящим, что создает эффект рисунка.

При имитации травления специальной мастикой на поверхность штампом наносят рисунок, который припорашивают краской. При обжиге мастика выгорает, а краска закрепляется на глазури шероховатым слоем. Поверхность изделия покрывают жидким золотом и снова обжигают. В результате на свободных участках рисунка золото получается блестящим, на краске — матовым.

Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.

Фотокерамика (фотопечать). Принцип получения этого украшения сходен с процессом декорирования стеклянных изделий.

Дополнительными украшениями к рассмотренным выше разделкам служат: арабеска — узкий бортовой орнамент, выполняемый кистью, вручную, золотом, реже краской; дорисовка — выполнение вручную элементов, дополняющих основной рисунок; разделка медальона — обводка или разрисовка от руки границ овала или круга; разделка рельефа золотом — разрисовка всех деталей рельефа; пестрен ие рельефа — частичная разрисовка, подчеркивающая отдельные детали рельефа; промазкарельефа — сплошное покрытие рельефа золотом; цировка — гравирование рисунка по матовому золоту (приложение 4).

Украшение декоративными глазурями применяют чаще для изделий декоративного назначения, чем для посуды. Во всех случаях требуются особые состав глазури и режим ее обжига. Матовые глазури имеют мелкозернистую поверхность, получаемую «расстекловыванием» при охлаждении.

Кр и сталл и — ческие глазури характеризуются наличием на поверхности мелких или крупных цветных кристаллов. Разновидностью их являются авантюриновые глазури изумрудно-зеленого цвета с золотистыми металлическими блестками.

Глазури кракле имеют сетку неглубоких волосяных трещин, которые могут быть дополнительно окрашены погружением изделия в раствор медного купороса, сернокислого кобальта и т.п. Потечные глазури благодаря своей легкоплавкости, растекаясь по поверхности обычной глазури, образуют своеобразные потеки и узоры. Глазури восстановительного огня применяют обычно для майолики. Наиболее ценятся глазури фиолетово-красные с металлическим блеском или радужными переливами и т.п.

Источник: studref.com

Основные виды украшений керамических изделий

Лого гончарная студия Ривьера

(812) 629-20-16

СПб | м. Лиговский проспект

  • ВСЕ
  • ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО
  • РУЧНАЯ ЛЕПКА
  • НЕРИКОМИ И НЕРИЯГИ
  • РОСПИСЬ КЕРАМИКИ

Пожалуйста, заполните поля и мы перезвоним
Способы декорирования керамических изделий

Все виды декорирования керамики делятся на две категории:

РЕЛЬЕФНОЕ (СКУЛЬПТУРНОЕ) ДЕКОРИРОВАНИЕ — создание различных фактур, налепливание, тиснение и процарапывание по НЕ обожженному изделию, тоесть по сырой глине. Это простые и и эффектные способы украсить глиняные заготовки за пару минут.

ЦВЕТОВОЕ ДЕКОРИРОВАНИЕ — роспись ангобами, глазурью, подглазурными и надглазурными красками, солями, стеклами и даже молоком. По этой теме есть отдельная статья: ТОП-15: техники росписи керамических изделий.

Источник: riviera1.ru

Рейтинг
Загрузка ...