Способы декорирования стеклянных изделий нарабатывались веками, и до сих пор не всегда можно точно указать автора того или иного приема. Существующая сегодня классификация основана на положении способа в общей технологической цепочке изготовления изделия, а именно до или после стадии отжига используют тот или иной прием .
Способы декорирования изделий принято подразделять на горячие и холодные . Горячее декорирование осуществляют в интервале температур формования в процессе изготовления изделия и после него обязательна стадия отжига, тогда как холодное декорирование проводят на хорошо отожженных готовых изделиях.
К методам горячего декорирования относят:
- Методы соединения в одном изделии нескольких стекол (все виды наклада; декорирование венецианской нитью и миллефиори);
- Методы декорирования стекла с не стеклянными элементами (воздушными пузырями, трещинами, гипсовыми, керамическими, металлическими и др. вставками);
- Методы нанесения декоративных покрытий (люстровые и иризирующие покрытия, обжиговые краски и деколи).
Способы холодной обработки разделяются на:
Стеклодувы 80 уровня!!! Очень красиво!!!
- Механическую (гранение, резьба, гравирование, абразиво-струйная обработка);
- Химическую (матирование и полирование);
- Ультразвуковую и лазерную;
- Нанесение лаковых и пленочных покрытий.
Практически все перечисленные способы горячего декорирования были разработаны в эпоху Ренессанса мастерами Венецианской республики.
Все методы, в которых требуется соединить несколько видов материалов, требуют от мастера знания их термических характеристик и, прежде всего, величин коэффициентов термического расширения. Самым простым и доступным сравнительным методом, является метод соединения двух нитей , которые накладывают одну на другую в горячем состоянии и при охлаждении общая нить выгибается в сторону материала с большим коэффициентом расширения.
Существует несколько способов наложения одного стекла на другое: полный наклад, разграниченный наклад, акварельное пятно, стеклянная крошка.
При изготовлении изделия с полным внутренним накладом на выдувную трубку делается набор цветной стекломассы . Затем на изготовленную баночку делается второй и, если нужно, третий набор бесцветной стекломассы и только после этого происходит формование изделия из нескольких равномерно распределенных слоев стекла. Для полного наружного наклада первым делается набор бесцветного стекла и на подготовленную баночку — цветного . Вместо набора горячего стекла для нанесения цветного слоя можно использовать заготовки — воронки (лейки) (левый рисунок) или цапфы (рисунок по центру) .
Воронка — это заготовка из цветного стекла в виде воронки, диаметр которой меньше диаметра выдуваемого изделия
Цапфа — это стержень из цветного стекла, с помощью которого выполняют изделия как с внутренним, так и наружным накладом
Для получения разграниченного наклада кусочки цветного стекла помещают в пазы разогретой формы для изготовления заготовки для выдувания.
Галилео. Стеклодувы 🍶 Glassblowers
Наклад в виде акварельного пятна — способ получения на поверхности изделия цветных областей, толщина стекла у которых составляет доли миллиметра и переход от одного цвета к другому не имеет четкой границы, как на рисунке акварелью.
Декорирование цветной стеклянной крошкой — один из наиболее простых и эффектных способов украшения изделий . Навивание на поверхность изделия цветной стеклянной нити и расчесывание ее специальным гребнем применяли еще египтяне во II–III тысячелетии до н. э.
Если понравилась статья просим оценить ее лайком и оставить своё мнение в комментариях! Советуем подписаться, чтобы не пропустить много интересных статей в будущем!
#технологии #наука #оборудование #промышленность #экология # экономика #стекло #декор #производствостекла
Источник: dzen.ru
Основные способы ручного декорирования стеклоизделий:
Горячее декорирование: -Наклад Изделия из накладного стекла изготовляют различными способами в зависимости от вида изделий и их последующей обработки. Обычно применяют изготовление накладных изделий с помощью цапф и набором цветной стекломассы непосредственно из горшка или ванной печи. Цапфы 1 — это отожженные сплошные цилиндры цветного или глушеного стекла.
При изготовлении накладных изделий цапфы предварительно подогревают, прилепляют к концу стеклодувной трубки и разогревают до рабочего состояния в окне нагревательной или стекловаренной печи. В это время из бесцветного стекла изготовляют баночку 2, которую соединяют с размягченным концом цапфы и затем ножницами отрезают необходимое количество цветного стекла.
После этого баночку с цветным стеклом разогревают и цветное стекло, расплавляясь, растекается по ее поверхности. На баночку, покрытую цветным стеклом, набирают бесцветное стекло и затем выдувают изделие. При этом слой цветного стекла получается внутри стенки изделия. -Фактурирование Фактурирование поверхности стекла подразумевает придание ей определенного рельефа.
Наиболее простой способ получения рельефной поверхности изделия – формование методами прессования или центробежного литья с использованием соответствующих форм успешно применяются в производстве изделий массового спроса. При формовании изделий методом выдувания рельеф можно получить при помощи предварительного раздувания заготовки в проволочный каркас или форму с соответствующим рельефом (волна, ямки, выпуклости и т. д.), который сохраняется после окончательного выдувания. -люстр Краски люстровые (люстры) представляют собой растворы органических соединений металлов и смол в органических растворителях и разбавитель для незолотосодержащих люстровых красок, представляющий собой смесь органических растворителей и эфирных масел.
Люстровые краски применяются для декорирования глазурованных изделий из фарфора, фаянса, стекла путем нанесения на изделия пленки и ее последующего обжига. -«Венецианская нить» — линейный узор в толще стекла, образованный сплавлением с горячей заготовкой цветных стеклянных стержней, чередующихся в заданном ритме: 1) параллельными рядами лент и нитей (нередко еще и спирально закрученных) или 2) сплошной ажурной («филигранной») сеткой -«Миллефиори» (дословно (ит.) «тысяча цветов») — узор наподобие множества пестрых розеток, получаемый спаиванием с поверхностью изделий нарезанного поперек цветного стек-лодрота. -деколь деколи печатают на специальной бумаге известным методом шелкографии или трафаретной печати. Поверх полученного изображения наносят стриплак, а после сушки деколь погружается в воду.
Сама бумага покрывается водорастворимым слоем, который мгновенно исчезает в процессе погружения, а пленка с напечатанным логотипом или картинкой снимается и переносится непосредственно на изделие. После сушки посуда загружается в печь для обжига при очень высоких температурах.
Там полностью растворяется флюс, входящий в состав краски и только после этого изображение закрепляется на стеклянной поверхности или глазури, в зависимости от того, чем покрыто керамическое изделие. -пузыри Известны два вида расположения пузырьков при декорировании изделий: хаотичное и правильное. Хаотично расположенные пузырьки получают при применении карбоната натрия (соды) и карбида бора.
Получение пузырьков с помощью соды наиболее доступно. Для этого баночку посыпают содой, которая при высокой температуре плавится и взаимодействует со стеклом. При наборе на баночку взаимодействие продолжается и выделившиеся пузырьки углекислого газа остаются в толще стекла.
Для получения многочисленных правильно расположенных пузырьков можно использовать металлическую или деревянную формы с расположенными на ее внутренней поверхности шипами. Набор опускают между створками раскрытой формы. При закрывании формы и легком поддувании шипы вонзаются в стекло, оставляя правильно расположенные углубления.
Последующий набор стекла приводит к образованию пузырьков. Для получения такого же эффекта можно использовать доску с определенным расположением шипов. Прокатыванием набора стекла по этим шипам получают углубления в стекломассе, которые и образуют пузырьки при следующем наборе стекла.
Холодное декорирование: -гранение Простое гранение на гранильном станке применяется для огранки стекла или создания геометрических узоров с целью усиления его яркости и способности преломлять свет -гравирование Гравировку по стеклу в домашних условиях можно сделать двумя способами – механическим и химическим. Механический способ заключается в деформации верхнего слоя стекла при помощи специального инструмента гравера.
Как правило, в наборы с гравером входит множество насадок, меняя которые можно создавать на стекле настоящие шедевры. Для химической гравировки используется специальная паста для травления, которая так же деформирует верхний слой стекла, и оставляет после себя ровный матовый след.
Этот вариант подходит в тех случаях, когда нужно создать сплошной узор без переходов и тонких линий. -пескоструйное матирование Пескоструйная обработка стекла это техника создания матовой поверхности, придание шероховатости и непрозрачности поверхности стекла. При помощи матирования можно создавать матовый рисунок на поверхности стекла.
Пескоструйная обработка может применяться к любым безликим стеклоизделиям и к зеркалам. Можно наносить на прямые, гнутые или фигурные изделия. -ультразвуковая и матовая обработка С помощью ультразвуковой установки на стекле выполняют очень тонкие рисунки и рельефы, аналогичные чеканным рельефам медалей.
Рисунки наносят как на плоскую, так и на закругленную поверхность, чем и определяется выбор формы наконечника концентратора. Обычно размер гравируемого на стекле рельефа не превышает 100 мм. Особенно эффективно применение ультразвука при массовом производстве изделий со сложным рельефным рисунком, например портретными изображениями. -шлифование и полирование Полировка стекол – это когда с поверхности стекла постепенно удаляется верхний тонкий слой, содержащий повреждения. Стирается такой слой при помощи абразивных средств или химических составов с применением плазменных или физических воздействий на поверхность стекла. -резьба Резьбой принято называть механический способ обработки художественных изделий, заключающийся в нанесении рисунка в виде глубоких прорезов -лаковые и пленочные покрытия Пленки могут иметь глянцевую или шелковисто-матовую поверхность, могут копировать шершавую поверхность обработанного стекла, могут нести особые эффекты, например эффект искрящегося матового стекла. Но с помощью пленочных покрытий можно не только достичь декоративного эффекта, но и сделать обычное стекло более безопасным.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Декорирование стекла: виды и способы
Создание оригинального декора на стекле — вариант того, как можно разнообразить интерьер. Причем способ подходит для любых помещений: например, для гостиных и спален в своем доме, потолка и перегородок в офисе. При необходимости декорировать можно даже фасадное остекление. Стеклянные вставки с орнаментом можно часто встретить в дверных полотнах и настенных композициях.
Отдельная категория, на которую заказчики любят наносить отличительные знаки, — зеркала. Давайте рассмотрим виды декорирования стекла, с помощью которых изделие приобретает изюминку. Первый вариант — нанесение декора на материал во время производства. Второй вариант — нанесение декора непосредственно на готовое изделие.
Горячая и холодная обработка стекла
При горячей обработке стекло нагревают до температуры плавления. Это повышает прочность самого материала, а еще придает ему любую форму. Именно с помощью моллирования — так называется данный способ у профессионалов — получают гнутое стекло. Помимо формы, горячая обработка дает узорчатую поверхность с одной стороны. Ее получают путем прокатки формы по разогретому материалу.
Чаще всего моллированным стеклом украшают шкафы, двери, кухонный гарнитур, так как оно всего лишь на 30–65 % пропускает свет. Непосредственно при изготовлении зеркал можно добавить различные примеси, которые окрасят изделие в однотонный цвет. При холодной обработке проводят резку стеклорезом, фацетирование (края полотна скашиваются и сглаживаются) и высверливание отверстий для фурнитуры.
Механическая обработка стекла
Этот способ заключается в удалении частиц с помощью абразива, за счет чего стекло становится матовым. Шлифовка, пескоструйная обработка и гравирование — разновидности механического метода. Наиболее часто сейчас применяется пескоструйная обработка: на стекло приклеивается трафарет, воздействие осуществляется именно на материал без прорезей.
Обычно стекло с такой обработкой используется в перегородках для душевых, в офисах, витринах магазинов, шкафах-купе, дверях и т. д. Гравировка может быть ультразвуковой или лазерной. Шлифовка используется реже всего. Таким образом, механическая обработка позволяет наносить на стеклянные полотна надписи, рисунки, узоры и логотипы.
Химическая обработка стекла
Травление — это сложный метод обработки стекла. На материал наносят специальную пасту, которая вступает в реакцию с составом стекла. Так и получается рисунок. Он может быть от слегка матового до, наоборот, непрозрачного. Это же касается и глубины рисунка: от поверхностного до глубокого.
С помощью многослойного травления получают объемный и акварельный рисунок.
Поверхностные способы обработки стекла
- нанесение живописи. Живопись наносят специальными красками, мастер работает вручную;
- оклеивание стекла пленкой. Популярный и бюджетный способ, помогающий создать объем и нестандартное решение, похожее на матирование и моллирование;
- витраж. Кусочки цветного стекла собирают в единое изделие;
- печать на стекле. Особенно популярна при использовании для декора собственных фото.
Все способы и виды декорирования стекла имеют свои преимущества, но не стоит забывать, что украшение помещений узорчатым стеклом — тренд. И если вы сами не знаете, что лучше выбрать для интерьера, обратитесь к профессионалу, например дизайнеру.
Источник: priorglass.ru