Искусство возникло в палеолите. В верхнем палеолите оно представлено пещерной живописью, антропоморфной скульптурой малых форм из кости и камня, гравировкой на кости, каменных плитках, пластинках из бивней мамонта.
Появление искусства в палеолите — важный в истории человечества факт, связанный с физиологическими особенностями человека верхнего палеолита — развитием его головного мозга, прежде всего центров речи и ассоциациативного мышления. В связи с этим стоит упомянуть о некоторых современных заблуждениях. Когда «ученые» слоны, обезьяны, птицы и другие животные оставляют цветовые пятна, и это объявляется как способность животных создавать произведения искусства. Однако ни одно животное не может создавать произведения искусства как результат творчества. В лучшем случае животное может изобразить подобие того, что ему покажут, при этом используя предоставленные ему материалы для рисования.
Первые произведения первобытного искусства — гравировки на кости были найдены в 30-е гг. XIX в. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи.
Пещерная живопись
В 1879 г. испанский археолог М. де Саутуола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамира нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей — первый открытый памятник полихромной палеолитической живописи. Открытие Саутуолы представляется эпохальным по своему значению, по, тем не менее, его встретили с непониманием. Все дело в том, что в науке тогда господствовали взгляды на древнего человека, как на существо дикое и отсталое. Только 20 лет спустя, когда подобные рисунки были открыты в пещерах Франции, стало ясно, что это произведения искусства древнекаменного века.
В настоящее время известно более 40 пещер с остатками палеолитической живописи. Наиболее известные и хорошо изученные из них — европейские Рафиньяк, Ляско, Нио, Камбарель, Лорте, Фон де Гом и другие, открытая в 1959 г. в Башкирии на берегу р. Белой, были открыты изображения в Каповой пещере. Ее своды покрыты изображениями мамонтов, носорогов, лошадей. Все рисунки выполнены красной охрой на коричнево-серой поверхности стен. Спустя 20 лет в глубине Игнатиевской пещеры на Урале также были обнаружены палеолитические изображения.
Палеолитическое искусство отличается поразительной точностью в передаче наиболее существенных признаков человека и животных, для него характерна простота форм. Наиболее ранние изображения — контурные и однотонные, более поздние, как правило, многоцветные, передают объем и форму. Но не только в этом проявилось мастерство древних художников.
Оно отразилось и в умении передать динамику и характерные особенности животных. Лошади, быки, олени часто показаны в беге. Палеолитическое анималистическое искусство достигло высокого уровня. В искусстве палеолита обнаруживаются зачатки повествовательных полотен. Таковы, например, групповые изображения животных в Альтамире, скачущих лошадей в Ляско, переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.
Рис. 14. Верхний палеолит:
1 — древнейший палеолитический календарь на пластине из бивня мамонта (стоянка Мальта, Сибирь); 2 — изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания)
Сюжеты первобытного искусства показывают, какие мысли и чувства руководили создававшими их людьми. Смысловая сторона палеолитического искусства, его роль в жизни человека того периода значительны. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые имели ценность в качестве объектов охоты, очевидно, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магией. В Альтамире, например, изображены рожающие самки бизонов, а рядом — ритмически повторяющиеся знаки лунного цикла, что не случайно.
Рис. 15. Палеолитическое искусство (пещерная живопись):
1 — львы из пещеры Шавье (Франция) (по Д. Киот); 2 — изображение мамонта из пещеры Рофиньяк (Франция); 3 — лань из пещеры Альтамира (Испания)
Статуэтки, изображающие женщин, находят во многих верхнепалеолитических поселениях Евразии. Они невелики, вырезаны из кости и камня, их размер не превышает 5-12 см (мелкая пластика).
Известны европейская и сибирская группы фигур. Европейские фигурки подчеркивают признаки пола: свисающую грудь, массивные бедра, выпуклый живот. Сибирские фигурки более вытянуты, бедра и плечи изображений заужены. Сибирские статуэтки изображаются одетыми в меховую одежду. Интересно, что на всех скульптурах голова показана обобщенно, в виде утолщения, в большинстве случаев совершенно отсутствует лицо.
Статуэтки, изображающие женщин, чаще всего находят разбитыми около или в специальных углублениях. На этом основании возникло мнение, что они служили для выполнения обрядовых действий. Считается также, что отдельные статуэтки являлись символами реальных или мифических женщин-прародительниц либо несут в себе обобщенный эстетический идеал эпохи палеолита, являясь одновременно отражением культа плодородия, изображениями жриц и образов предков. При всем разнообразии мнений наличие статуэток свидетельствует о существовании в гой или иной степени культа женского божества. В них заложены как реалистические, так и мифологические представления о женщине — матери, хозяйке, хранительнице домашнего очага, прародительнице, божестве плодородия или «хозяйке» промысловых животных.
Рис. 16. Женские верхнепалеолитические статуэтки
В верхнем палеолите была широко распространена гравировка по кости и камню, тонко передающая образы людей и диких животных. Графические изображения многочисленны и разнообразны: от неопределенного нагромождения линий до реалистических изображений голов людей с определенными портретными особенностями и образов животных. Выполненные прочерчиванием, изображения по своей сущности отличались от традиционной пещерной живописи и канонических женских статуэток — граффити было в полной мере «народным искусством», свободным от каких-либо канонов, рисовали все, что хотели, и все, кто хотел.
Можно выделить несколько типов гравированных изображений на пластинах: портретные и бытовые повествовательные зарисовки, смысловые сцены и отдельные изображения, знаково-календарные системы, в частности календарные записи лунно-солнечного календаря на подвеске и пластине, обнаруженных в Мальте. Мальтийская пластина рассматривается некоторыми археологами как счетная календарно-астрономическая таблица с обозначением годовых оборотов Солнца, Луны и месячных фаз Луны.
Рис. 17. Гравированные изображения людей, животных и антропоморфных существ в верхнепалеолитическом искусстве Евразии
Источник: studme.org
Прикладное искусство эпохи палеолита. (Островская Мария)
можно отнести к прикладному искусству. Появляются оббитые с одной или двух сторон галечные орудия — чопперы и чоппи. В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и многое другое.
В этом билете мы раскроем данную тему только с рассмотрения прикладного искусства эпохи палеолита. Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о формирования человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.
Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах.
Мелкая пластика верхнего палеолита: 1, 2, 7, 9 — «палеолитические Венеры» (Авдеево, Гагарине, Костёнки, Буреть); 3 — мамонт (Авдее-во); 4 — навершие в виде головы «кошачьего хищника» (Авдеево); 5 — бизон (Зарайская стоянка), 6 — водоплавающая птица (Мальта), 8 — голова львицы (Костёнки).
Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер». Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов. Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель.
Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур до сложного, искусно выполненного орнамента.
Орнамент верхнего палеолита: 1 — браслет (Мезин); 2, 6 — изображение птицы (Мезин)’, 3 — орнаментированная лопатка мамонта (Мезин); 4 — пластина из бивня мамонта, орнаментированная с двух сторон (Мальта); 5 — череп мамонта, орнаментированный красной охрой (Межирини); 7, 8 — фрагменты диадем с орнаментом (Авдево).
Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета и лунного календаря в эпоху палеолита.
Так же в данном билете нужно затронуть тему орудий, которые люди регулярно использовали в быту. Создание орудий тоже нги.
1 — техника обработки камня; 2 — древнейшие орудия труда из гальки.
Характеризуя этот древнейший период, необходимо отметить основное явление — специально сделанные каменные орудия труда. Наряду с сохранившимися каменными орудиями труда, вероятно, широко использовались различные палки. К числу своего рода базовых элементов человеческой культуры, кроме орудий, относится создание протожилищ (укрытий), поселений для общины, мест обработки камня (мастерских), концентрация добычи на местах стоянок. Все это зафиксировано памятниками олдувайского периода.
Особенно в этом плане выделяется мустьерская эпоха. Уже в мустьерскую эпоху появляются каменные изделия, которые являются характерными для позднего палеолита. Это удлиненные пластины, скребла, резцы, проколки. Основным занятием человека была охота, а основным орудием охоты — копье и дротик с каменным наконечником.
В завершении хочется также упомянуть про украшения данного периода. Ношение людьми украшений в палеолите вполне подтверждается наскальной живописью и человеческими останками того периода.
Останки мальчика и погребённое с ним украшение. Мальта. Возраст — 19-23 тыс. лет.
Украшение мальчика. Мальта. Возраст — 19-23 тыс. лет.
В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и многое другое.
Интересно, что, как давно было замечено многими археологами, ашельские рубила часто имеют гораздо более совершенную форму, чем это необходимо для выполнении их физических функций. В связи с этим даже высказывались предположения, что «симметрия и совершенство отделки некоторых из ранних ашельских рубил, выходящие, безусловно, за рамки основных утилитарных нужд, могут отражать первое проявление эстетического восприятия формы». Конечно, это нельзя отнести к прикладному искусству, но мы понимаем, что уже тогда человеку было не все равно как выглядит предмет его быта.
К прикладному искусству верхнего палеолита можно относить одежду(о ней мало что известно), украшения, музыкальные инструменты.(не знаю можно ли относить такие предметы быта, как посуда, ложки и тд, если да, то были найдены ложки- культура эртебелле, Дания. Известно, что уже 25 тыс л.н. уже существовали плетеные изделия, это могли быть корзин, подстилки, веревки, элементы, одежды и др. Посуду делали из дерева, а не из глины — поэтому она и не сохранилась. Глину использовали для создания мелких статуэток, обмазки очагов)
УКРАШЕНИЯ
Определенная часть памятников искусства малых форм служила украшениями или имела культовую функцию. Палеолитические охотники носили эти предметы на голом теле или украшали ими одежду (напр.погребение в Сунгире, где было найдено погребение двух детей, скелеты сопровождались тысячами бусин, предполагается, что они были нашиты на одежду погребенных, о чем свидетельствовало их расположение на костяках)
Чаще всего это были всевозможные брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты, диадемы, наколки и т. п.
Просверленные и украшенные узорами оленьи клыки; Сен-Жермен Ла Ривьер близ Ли- бурн, Франция.
рис.670Просверленные зубы различных животных, которые носились на шее как ожерелье; Павлов, Долни Вестонице, Моравия.
В большинстве своем это были мелкие предметы, снабженные отверстием или надрезом так, чтобы их можно было подвесить или пришить к одежде. Открытие погребений позволило нам получить представление о способе их ношения на теле или на одежде.
Украшения из ракушек встречаются чаще всего рядом с черепа ми (несомненно, они служили головным убором или вплетались в волосы), вокруг шеи и на груди, вокруг пояса, на локтях, на запястьях, на колене или на щиколотке. Кроме всевозможных ракушек с проделанными в них отверстиями, для этой цели применялись и просверленные оленьи клыки. На шее палеолитические люди нередко носили нитки из просверленных медвежьих или песцовых зубов (рис. 670), иногда украшенных несложным орнаментом или нарезками. Реже в качестве подвесок носились также галька, всевозможные мелкие фигурки из кости или бивня мамонта, в исключительных случаях даже просверленные человеческие зубы
672 Ожерелье из раковин улиток третичного периода; Павлов, Долни Вестонице, Моравия.
Особую группу украшений образуют кружки правильной формы с проделанным в центре отверстием. Они бывают из различного материала, чаще всего из кости; как правило, они покрыты простейшим орнаментом реже выгравированными на них животными и человеческими фигурками.
680 Костяная подвеска в форме совы; Павлов, Павлов, Моравия.
Из Центральной и Восточной Европы (Павлов, Пржедмости, Долни Вестонице, Мезин) известны тонкие работы, с богатым геометрическим узором диадемы, ожерелья (рис. 678—679) и браслеты, изготовленные преимущественно из бивня мамонта, а также крупные перстни, кольца, подвески и кружки из слоновьей кости, но без орнамента (рис. 680—681, 683—685).
Оригинальная кольцевидная подвеска происходит из пещеры Пэр- нон-Пэр (рис. 682). Все эти находки, из которых многие служили амулетами, свидетельствуют о том, что палеолитические охотники богато украшали свое тело и одежду. Это неоспоримо доказывает их высокую культуру и развитый эстетический вкус.
678 Обломок плоской орнаментированной диа демы, вырезанной из мамонтовой кости; Павлов, Павлов, Моравия.
682 Колечко с каплевидной подвеской, носив шееся как подвеска; пещера Пэр-нон-Пэр, Франция.
Мезинский орнамент композиционно организован по заранее предопределенным числовым символам, связанным, как считает Б. А. Фролов, с лунно-солнечными календарными ритмами. «Шумящий» браслет из Мезина (ил. 34) составлен из пяти прилегающих друг к другу пластин, в основе орнаментации которых лежит повторение групп одинаковых коротких параллельных прямых линий, идущих под углом к краю пластины.
Группы из 14 линий соответствуют половине лунного месяца — то есть нарастанию диска Луны до полнолуния или убыванию его до новолуния. В соответствии с этим ритмом по каждому краю плас тины «записаны» по два лунных месяца, и, следовательно, на пяти пластинах отмечено удвоенное число суток в 10 месяцах, или число дней и ночей в 10 месяцах: 10 лунных месяцев длится цикл беременности, отсюда специфическая «женская» принадлежность и семантика браслета. Орнамент на «сплошном» браслете (пл. 35) построен из 564 линии, что также соответствует удвоенному числу дней в 10 лунных месяцах. Это совпадение исключает случайность в построении рассматриваемых композиций, созданных но определенной системе, отражающей космогонические представления, сформировавшиеся в ледяную эпоху
В этот комплекс входили лопатка (ил. 39), фрагмент бедренной кости, фрагмент тазовой кости, две челюсти, лобная кость и концевая часть бивня мамонта. Все кости украшены геометрическими узорами, нанесенными охрой.
На бивне мамонта круговой нысмкой был вылечен верхний конец (головка), позволивший И. Г. Шовкоплясу увидеть в нем Антропоморфную фигуру, воткнутую острым концом в пол жилища. Дальнейшие исследования показали, что это не фигурки человека, а фалломорфная «музыкальная» колотушка. Рядом с «музыкальными» костями находился молоток из рога северного оленя — также ударный инструмент для воспроизведения ритмических звуков.
Источник: poisk-ru.ru
Искусство эпохи палеолита, его особенности. Рисунки на стенах пещер, произведения монументальной живописи и скульптуры на территории Испании и юга Франции
Искусство эпохи палеолита, его особенности. Рисунки на стенах пещер, произведения монументальной живописи и скульптуры на территории Испании и юга Франции.
Понятие палеолит происходит от слияния двух греческих слов: «палэос» – древний и «литос» – камень.
В эпоху палеолита существовали ископаемые, ныне вымершие виды животных и человека. Палеолит занимает большую часть времени существования человека, около 99 процентов.
Этот период условно подразделяется на этапы: нижний палеолит, средний палеолит (у нас иногда объединяется как археолит), верхний (поздний) палеолит и финальный палеолит.
Климат того времени сильно отличался от сегодняшнего. Были совершенно другими растительный и животный мир. Человек жил небольшими сообществами. Использовались примитивные орудия труда из оббитого камня, из кости, кожи, дерева и других «подручных» материалов. Основными занятиями первобытных людей были собирательство (собирали готовые виды пищи: плоды, коренья, орехи, грибы, мед) и охота.
Временем господства уже современного человека – хомо сапиенс является поздний палеолит. В это время увеличивается количество орудий труда, появляются иглы с отверстием (ушком), сделанные из кости, что позволяло сшивать шкуры животных, изготавливать одежду. Появились сети для ловли рыбы, лук со стрелами. Находят фигурки из необожженной глины, датируемые этим периодом. Древнейшей статуэткой, известной науке, считается «палеолитическая Венера» (или Вестоницкая Венера), которую обнаружили на территории Моравии (район Чехии) в 1925 году.
Археологи утверждают, что примерно 30 тысяч лет назад представители ориньякской культуры применяли лунный календарь, для того, чтобы вычислить сезонные перемещения (миграции) животных.
В среднем палеолите появились первые наскальные рисунки и скульптурные изделия, которые со временем становились все более разнообразными. Принято разделять доисторическое искусство на два типа: жанровое и абстрактное. Реалистичные изображения людей и животных относят к жанровому искусству, а различные орнаменты – к абстрактному. Возможно, такие изображения использовались для исполнения каких-то магических ритуалов. Считается, что рисунки или статуэтки, изображающие обнаженных женщин, относились к Богине-матери, почитаемой первобытными людьми.
Древнейшие известные примеры монументальной живописи были найдены в пещерах Дордони во Франции (Ла Мадлен) и в Испании, на юге Пиреней (Альтамира, называемая столицей пещерной живописи ). Они представляют собой нацарапанные на стенах пещер контурные изображения животных.
Выделяются такие крупнейшие археологические культуры на территории Европы: ориньякская, солютейская, мадленская, свидерская.
Ориньякская культура.
В пещерах на территории современной Франции были обнаружены первые рисунки на известняковых плитах. Они представляют собой изображения зверей, звериных голов, людей в виде схематических контуров. Такие рисунки были найдены в пещерах Ориньяк, Ла Ферраси, Лоссель. На одном из известняковых рельефов был высечен охотник, метающий копье. Есть также изображения женщин.
На стенах пещер находят изображения набора полумесяцев, линий и других символических знаков, такие же значки находят на камнях, на костях животных. Так древние люди обозначали лунный календарь и даже созвездия. Живя в холодном климате, люди охотились на диких лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и при помощи календаря вычисляли их передвижения.
Солютейская культура
В 1992 году в окрестностях Вила-Нова-де-Фош-Коа, города на северо-востоке Португалии был найден целый комплекс наскальных изображений. Там вырисовываются контуры животных, в том числе ископаемых: коней, туров, коз и других. Возраст самых ранних из них определяется примерно 20 тысяч лет до нашей эры.
Мадленская культура
Носители этой культуры проживали на территории Франции, Испании, Бельгии, Германии примерно 15 – 8 тысяч лет назад. В пещере Ласко (Франция) ставшей теперь историческим памятником сохранились гравированные контуры и рисунки, нанесенные при помощи красок, которые очень хорошо сохранились до наших дней.
Благодаря этим картинам пещеру даже называют Сикстинской капеллой первобытной живописи. Пещера вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она делится на несколько «залов» в определенной цветовой гамме. Самая впечатляющая рукотворная композиция находится в «зале быков». Здесь есть множество изображений животных (лошадей, зубров, оленей, медведя), нанесенных красками.
Выделяются также «осевой проход», «пассаж», «неф», «кошачий глаз», «аспид», «шахта». Наряду с изображениями животных и человека здесь различимы символы, возможно, обозначающие небесные объекты (звезды, созвездия). Ученые считают, что в пещере не жили, а специально посещали её ради изображений.
Выделяются художественные приемы, которые были использованы первобытными мастерами, среди которых можно назвать: полихромию, растушевку, перспективу, искаженные изображения и незакрашенные участки рисунков.
Есть также находки фрагментов скульптур мадленской эпохи.
Еще одной «художественной» пещерой является Руффиньяк во Франции, где насчитывается более 250 наскальных рисунков, в основном это изображения животных. Туристы могут осмотреть отдельные участки этой пещеры.
Источник: www.istmira.com