Пейзаж не привеска к прозе и не украшение почему ставится тире

Учебно–методическое пособие «Практикум по пунктуации» по дисциплине БД.01 «Русский язык»: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей 1 курса оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. С.Г. Любова]. – Воронеж: ВГПГК, 2017. – 82 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и рабочей программой дисциплины БД.01 «Русский язык». Предназначены для организации аудиторной работы, а также внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1-го курса всех специальностей.

ББК 81.2

Содержание

Введение 4

Правила постановки тире в предложении5

Знаки препинания в предложениях с однородными членами10

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями 15

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами 24

Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями 33

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях 39

Как рисовать пейзаж, мастер-класс

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях 50

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 59

Приложение 73

Список литературы 82

Введение

Настоящее пособие адресовано студентам I курса, изучающим курс «Русский язык», и призвано систематизировать теоретические знания в рамках данной дисциплины в аспекте изучения пунктуации. Основной целью курса является повышение уровня грамотности будущих специалистов в процессе освоения пунктуационных норм.

В пособии даны теоретические сведения, касающиеся правил постановки знаков препинания, а также предложены упражнения, систематическое выполнение которых повысит уровень владения русским языком.

Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Ведущим принципом русской пунктуации является синтаксический, т.е. расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции. Поэтому изучение правил пунктуации связано с изучением синтаксиса.

Кроме синтаксического принципа, есть интонационный и смысловой, которые поддерживают синтаксический и взаимодействуют с ним. Например, пауза, как интонационный признак, служит условием постановки тире в неполном предложении или между главными членами предложения. Смысловые отношения важны при постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Пунктограмма – это правильное употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.

Основная часть правил пунктуации жестко привязана к синтаксическому строению предложения: это знаки конца предложения; знаки, разделяющие части сложного предложения; знаки, указывающие на синтаксическую однородность; знаки, выделяющие группы слов с четко фиксируемым местом расположения (например, причастный оборот, стоящий после определяемого слова).

Такие знаки ориентированы на предложение как основную синтаксическую единицу и составляют необходимый пунктуационный минимум.

Что такое ПЕЙЗАЖ. Жанры ИЗО. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ для начинающих художников. Урок №5.

Другая часть правил подчеркивает смысловые взаимоотношения частей предложения-высказывания, т. е. учитывает контекстуальные условия, иногда выходящие за рамки отдельного предложения.

Раздел «Правила постановки тире в предложении»

I. Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

· при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом (Моя мама — учитель).

· если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит. (Защищать Родину — это наш долг).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) инфинитивом (В этом городе знать три языка — ненужная роскошь).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) именем существительным (Осень – золотая пора).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) именем числительным (Дважды два – четыре).

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

· если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),

Читайте также:
Как сделать украшение из косой бейки

· если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),

· если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),

· если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),

· если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),

· в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

II. Тире в неполном предложении.

Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он — в кино).

Если для предложения отсутствие сказуемого — норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землей.

III. Интонационное тире.

Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям — объяснить надо).

IV. Соединительное тире.

· между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев — Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от. до»,

· между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА — Локомотив».

Упражнение 1. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от. солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание.

6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев).

7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов).

12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский).

15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18.

Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Упражнение 3. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где следует, строчные буквы прописными. В примерах из произведений И. Крылова и Т. Леонтьевой отметьте интонационное тире. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

Читайте также:
Украшения для коктейльных трубочек своими руками

1. Рейнский водопад (н…) что иное, как (не) высокий водя…ой уступ. (Ж.) 2. Не зна…шь дела ты никак. Не вид…шь разве ты Покойник был дурак. (Кр.) 3. Убил изво…ка злодей. Убил и к добыче скорей. Что ж он завоевал — Воз целый пузырей. (Кр.) 4. В лягушках каждый день великий недочет.

С утра до вечера их царь по царству ходит, и всякого, кого (н…) встретит он, (тот) час засудит и проглотит. (Кр.) 5. Я, вы знаете, человек очень (не) богатый: дела мои расстроены. (Т.) 6. Сидеть на в…сящей над Темзой тер…ас…е таверны одно из интереснейших занятий в мире. (Пауст.) 7. Первым отлетает техник Трофим Николаевич Королев. С ним рабочие Николай Юшманов, Михаил Богданов, Иван Харитонов и Фили… Деморчук.

Их цель из бухты на охотском побережь… пробрат…ся в центральною часть Джугджура. Участок работы самый отдаленный, поэтому (то) туда и назначен Королев. (Федос.) 8. Оляна женщина дородная, cбольшими (жалостливо) смотрящими в самую душу темными глазами, с приветливым лицом.

Ей было за пятьдесят, но выглядела она куда моложе, всегда румянились ее щеки, а в (черно) смоляных волосах (н…) одной серебря…ой нити. (Ст.) 9. Машины все шли со стороны железной дороги, а к станции (н…) одной. (Бедн.) 10. По (старо) давнему поселковому обычаю (н…) танцующие девчата выстроились у одной стены, а ребята у противоположной. (Бедн.)11.

Тем, кто первыми пробьют путь на луну, на марс, наша земля будет во сто крат дороже, потому (что) здесь будет ждать, помнить женщина. Она сестра твоя. Твоя любимая. Твоя мать. Она победа. (Бур.) 12. Учитель это (н…) обыкновенное существо. (Леонт.) 13. Дежурный это я. Когда я дежурный, я то (же) жалуюсь. (Леонт.) 14. Мы (н…) ограничены переменой.

Сегодняшний день день подготовки к экзаменам. (Леонт.) 15. Р…стение выр…стает из семени. Это (н…) обходимость. Если семя попадает в хорошую почву, оно обязательно даст р…сток. Но представьте себе, что семя попадает в плохую почву или град поб…ет первые побеги.

Тогда р…стение не созреет. А ведь град или плохая почва случайность. (Н…) правда ли. (Леонт.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Пейзаж не привеска к прозе и не украшение почему ставится тире

§ 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля — единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис); Пушкинский край — край камней (Гейч.); Портрет этот — единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.); . Моя способность держать при себе прошлое — черта наследственная (Наб.); И перегнувшаяся через забор женщина — твоя троюродная тетка (Щерб.).

Примечание. Тире может не ставиться, если в письменной речи отражено произношение с логическим ударением на сказуемом: Моя сестра учительница (ср.: Моя сестра — учительница — ударение и на слове сестра, и на слове учительница ). Тире обязательно: 1) если имеется сопоставление: Моя сестра — учительница, а брат — зоотехник; 2) если возможна синтаксическая или смысловая двусмысленность; ср.: Брат — мой учитель и Брат мой — учитель.

Этот параграф у Розенталя:
§ 5 п. 3

§ 11. Тире ставится перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал когда-то Пушкин (Расп.); Пушкиногорье — это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад , замечательный памятник природы (Гейч.). В качестве связки возможно и сочетание это есть: Гипотенуза — это есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (из учебника).

Читайте также:
Какие украшения разрешается носить работнику кухни

Этот параграф у Розенталя:
§ 5 п. 2

§ 12. Тире ставится при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) инфинитивом: В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Ч.); Hu с чем не сравнимое чувство — слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.). Наличие отрицания не снимает знака: Чай пить — не дрова рубить (посл.); Жизнь прожить — не поле перейти (посл.). То же, если в сказуемом имеются слова значит, это значит: Ждать разрешения — значит потерять время (газ.); Уйти сейчас из института — это значит потерять все (газ.); А понять человека — значит уже сочувствовать ему (Шукш.).

Этот параграф у Розенталя:
§ 5 п. 4

§ 13. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок — триста шестьдесят , так? (Пис); Глубина там с лодки — четыре маховых , то есть шесть метров (Шол.).

Примечание. В специальной литературе при цифровом обозначении числительного ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг ; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км .

В случае употребления частицы не перед сказуемым-числительным (ср. то же при выражении сказуемого существительным, § 15, п. 3) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре , а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Т.).

Этот параграф у Розенталя:
§ 5 п. 6

§ 14. Тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом: Пирог — пальчики оближешь ; Талант у него — дай бог каждому ; Мать от радости прослезилась, а отец — хоть бы что! (Крут.); Избушка — так себе , амбар (Шукш.); Сам Ефим — пальца в рот не клади (Шукш.); А Виктор — ни в отца ни в мать (Крут.); Ночь — хоть глаз выколи! (А. Цвет.).

Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире (но не запрещает): Офицер этот не чета вам , господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки (Ч.).

Этот параграф у Розенталя:
§ 5 п. 7–10

§ 15. Тире между подлежащим и именным сказуемым не ставится:

1. Если подлежащее выражено личным или указательным местоимением: Она его дочь. Он хочет понять ее (Щерб.); Это кабинет? Это спальня? (Ч.)

Примечание. Тире возможно: а) если все предложение заключает в себе вопрос, сопровождаемый удивлением: Она — его дочь?! (оба члена предложения имеют ударение); б) при подчеркивании указания на данный предмет: Это — кабинет ( И это — кабинет ); в) при противопоставлении: Я — учитель, а ты — инженер.

2. Если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой — существительным или личным местоимением: Кто ваш защитник? Что такое учеба? Кто она?

3. Если при сказуемом-существительном имеется отрицание: Пейзаж не довесок к прозе и не украшение (Пауст.); Россия не Петербург , она огромная (Пришв.); Старость не радость (посл.). Однако при противопоставлении сказуемое с отрицанием требует постановки тире (не. а): И в то же время замечал, что он — не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: Он не господин в своем доме ).

Читайте также:
Украшение ошейник с чем носить

4. Если сказуемое выражено прилагательным или причастием: А твоя комната такая хорошая для ребенка (Ч.); У меня много хороших людей, почти все хорошие (Сим.); Две раны у него были. Раны нетрудные , но человек потерял много крови (Пауст.); Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей (Кав.); Суровой осени печален поздний вид (Забол.); В столовой пир горяч и пылок (Забол.).

Однако при сказуемом-прилагательном тире ставится при структурном параллелизме частей предложения, сопровождаемом в устной речи интонационным выделением (ударением) обоих членов предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд — острый , прическа — мальчишеская , одежда — современная, модная ; ср. при акцентном выделении только сказуемого: Погода несносная , дорога скверная , ямщик упрямый , лошади не везут, а виноват смотритель (П.). Тире возможно и при наличии нескольких (однородных) сказуемых: Сын у нее — желтый, длинный и в очках (М. Г.).

5. Если сказуемое выражено оборотом со сравнительными частицами как, словно, что, точно, вроде как и др.: Жизнь как легенда ; Небо словно раскинутый шатер ; Брошка вроде как пчелка (Ч.); Лес точно сказка ; Неделя что один день . Быстро проходит; Пруд как блестящая сталь (Фет). Не ставится тире и при как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды , пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня ; Домик как домик — старенький, темный (Шукш.).

Примечание. При акцентировании сказуемого (обычно в стилистических целях) тире возможно: Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел — словно сигнал (Фурм.); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова — как гиря (Шол.); Чернеющие прогалины — как черные острова в белом снежном море (Бун.); Млечный Путь — как большое общество (Б. Паст.); Луна в небе — как среднеазиатская дыня (Ток.).

6. Если между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно , птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Пауст.); Мой отец для меня друг и наставник; Москва теперь порт пяти морей; Мой брат тоже инженер; Этот ручей лишь начало реки.

Источник: orthographia.ru

Практические задания к уроку русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
тренажёр по русскому языку (8 класс)

Практические задания к уроку русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым» включают в себя упражнения и тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлПрактические задания к уроку «тире между подлежащим и сказуемым» 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть.

5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).

II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда.

6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).

Читайте также:
Когда дешевле покупать золотые украшения

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от. солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание.

6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев).

6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов).

12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14

Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров).

17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20.

Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...