Пектораль (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, возможно и защита для верхней части груди, горла и плеч.
На фото (фон я убрал для лучшего восприятия) знаменитая золотая скифская пектораль со скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов из кургана Толстая Могила (Днепропетровская область), найденная 21 июня 1971 года Б. Н. Мозолевским. Скифская пектораль хранится в киевском Музее исторических драгоценностей Украины (Киев, ул. Ивана Мазепы, 21, корп. 7., сейчас неизвестно где, потому как по требованию Московского Патриархата все музеи сложили вещи и кочуют).
Экспедиция обнаружила многочисленные золотые украшения в двух погребальных камерах, среди них и пектораль. Она, вместе с железным мечом и золотых ножнах находилась в коротком коридоре, который соединял погребальную камеру с входной ямой.
Масса золотой пекторали — 1140 г; диаметр — более 30 см.
Ювелирные техники, которые использовались для ее изготовления: литье по восковой модели, волочение, скань, пайки, эмалирования.
На уровне сердца (о нагрудных украшениях народов Сибири)
Композиция пекторали состоит из трех уровней. Нижний — анималистические сцены с участием мифологических и реалистических зверей. Средний — флористические мотивы. Верхний — сцены с участием скифов и домашних животных. Есть несколько версий-интерпретаций изображаемых мотивов. По некоторым — на пекторали изображено бытовые сцены из жизни скифов.
По другим — скифская легенда о Золотом руне и двух братьях, отправившихся на его поиски.
Еще в качестве бонуса 🙂 скифский золотой гребень из кургана Солоха (курган Солоха или Могила-Знаменская — скифское захоронение на левом берегу Днепра неподалеку от города Никополя).
Источник: stevekyiv.livejournal.com
Золотая пектораль скифов – одна из самых известных и дорогих находок
Пектораль скифов – это шедевр древнего ювелирного искусства, который по своей ценности мало с чем можно сравнить. Таких артефактов в мире сохранилось крайне мало, и каждый из них имеет полное право называться культурным достоянием человечества. Не многие музеи мира могут похвастать наличием подобных экспонатов. Одним из них был Киевский музей исторических драгоценностей, ныне упразднённый. Сейчас историческое произведение искусства хранится в закрытом запаснике, а для выставок предоставляется его копия.
Скифские курганы, широко распространённые в южных степях Украины, в каком-то смысле можно сравнить с пирамидами Древнего Египта. Это такие же погребальные сооружения для верховной знати. Богатые захоронения утвари, драгоценностей, и оружия позволяют довольно точно восстановить картины жизни, верования, обряды определённого периода. Ну и, к сожалению, так же, как и египетские пирамиды, большинство скифских курганов в разные эпохи были разграблены и практически уничтожены. Поэтому каждая находка, которую удалось сделать в советские и постсоветские времена, представляет собой особую ценность.
Скифская пектораль
История открытия
Курган, именуемый местными жителями как «Толстая могила», располагался на территории одного из многочисленных горнообоготительных комбинатов в небольшом городке Орджоникидзе (ныне Покров) Днепропетровской области. Для историков и властей он не представлял особого интереса, поскольку был изрыт «чёрными копателями» и, как считалось, давно разграблен. Вероятнее всего, пектораль, которая на мировом уровне признана бесценным шедевром античного ювелирного искусства, так бы и осталась ненайденной, если бы не интерес двух молодых людей, тогда ещё даже не историков и не профессиональных археологов, а внештатных сотрудников Киевского археологического института. Это были Борис Мозолевский и Александр Загребальный.
Молодые люди в свободное от работы время и на собственные деньги отправились на место. Попасть на территорию комбината, да ещё и устроить раскопки, стало возможным исключительно благодаря личному знакомству Мозолевского и директором предприятия. Более того, чиновник поддержал молодёжь, организовав им жильё, пропитание, а также помощь в виде техники для копания больших объёмов грунта и помощников – рабочих, специализирующихся на прокладке и укреплении подземных штолен.
Срыв с кургана слой насыпи толщиной в 10 метров, археологи были разочарованы: выяснилось, что могила действительно сильно разграблена (были найдены несколько глубоких коридоров, по которым сюда уже спускались). Обстановка накалялась, руководство завода начало выказывать раздражение, но, как нередко случается, в этот момент, а именно 21 июня 1971 года, будущие учёные наткнулись на первые свидетельства неполного уничтожения кургана.
Первой была найдена молодая женщина, наряженная в дорогие одежды с огромным количеством золотых украшений на шее, руках, одежде.
Её убранство отчётливо свидетельствовало о королевской принадлежности. Затем были найдены останки младенца, которые были украшены браслетами и перстнями, олицетворяющими власть, и нескольких слуг с атрибутами, соответствующими их роду деятельности. Сомнений не оставалось: «Толстая могила» являлась местом погребения скифского царя с семьёй. Сам царь был найден в последнюю очередь, а рядом с ним находилась и пектораль – символ власти и могущества.
Дальнейшие раскопки показали, что в церемонии погребения участвовали не менее 3000 человек, которые съели порядка 13 тонн мяса (это установили по количеству останков животных, закопаных во рве вокруг могильника). Также было найдено большое количество домашней утвари, одежды, вооружения, золотых украшений общей массой около 4,5 кг. Чёрные копатели не добрались до основных помещений с сокровищами, остановившись буквально в нескольких десятках сантиметров.
Что из себя представляет?
Золотая пектораль – это символ царской власти. В переводе с латинского «пекторалис» означает «нагрудный». Однако не каждое нагрудное украшение можно считать пекторалью. Это ювелирное украшение во многих древних культурах могли носить только верховные правители, например, в Древнем Египте или Риме и, как выяснилось в XX веке, скифские цари.
Золотая пектораль скифов – это украшение массой 1500 г диаметром чуть более 30 см, выполненное из драгоценного металла 985 пробы. Оно надевалось на шею и покрывало верхнюю часть груди и плечи.
Украшение датировано IV в. до н. э. и выполнено, вероятнее всего, древнегреческим мастером, который не просто был профессионалом высочайшего класса, но и отлично знал быт, традиции и мифологию скифов. Возможно, он проживал в Пантикапее – центре ювелирного искусства того времени на Черноморском побережье.
Украшение имеет круглую форму и выполнено в виде трёх ярусов, каждый из которых украшен тематическими сценами и рисунками. Ярусы разделены между собой толстыми витыми жгутами. Застёжка выполнена в виде голов львов.
На верхнем ярусе изображены бытовые сцены мирной жизни. В центре два воина с луками держат в руках овечью шкуру – руно, на котором при ближайшем рассмотрении можно разглядеть картографическое изображение границ некоторых государств, Чёрное море, реки. Слева и справа люди, занятые домашними делами в окружении домашних животных (коров, овец, лошадей), бродящих со своими детёнышами.
Сами воины отложили луки, что, вероятнее всего, призвано подчеркнуть мирность существования. Один из них надел на лоб специальную повязку, характерную для мастеров, выделывающих шкуры. А этот вид деятельности у скифов был одним из основных. Второй ему что-то говорит, указывая пальцем.
Второй ярус представляет собой переплетения флористических мотивов – цветов, веток, бутонов и живущих в них птиц. Характерной особенностью этого яруса является украшение лепестков цветов цветной эмалью.
Третий ярус «населён» мифическими существами – львами и грифонами, охотящимися на обычных зверей – кабана, оленя, лошадь. В самых дальних уголках спрятаны заяц (символ счастья в скифской мифологии) и два кузнечика, олицетворяющих мужское и женское начало.
Пектораль потрясает тонкостью проработки каждой детали. Пропорции тел соблюдены практически идеально. Все люди и животные пребывают в естественных позах: создаётся впечатление, что они могут совершенно свободно перемещаться, куда им вздумается. Фактически каждая фигура, вписанная в ярусы пекторали, может претендовать на звание шедевра.
При изготовлении нагрудника были использованы все известные на тот период способы обработки драгоценных металлов: литьё, пайка, волочение, эмалирование.
Что символизирует?
На сегодняшний день существует три трактовки сцен, изображённых на древнескифском атрибуте царской власти:
- Модель Вселенной в представлении скифов. Верхний ярус – это их быт, повседневная мирная жизнь, в центре, очевидно, два правителя, рассматривающие свои территории. Средний ярус – это дремучие леса, отделяющие мир непознанного от мира, населённого чудовищами. Многие толкователи склоняются к тому факту, что первый ярус – это не просто изображение обыденности, а олицетворение праздника нового года, который племя отмечало 21 марта в день весеннего равноденствия. Также три уровня могут символизировать и три мира – живых людей, мертвецов и божественных существ.
- Карта территории племени. Известно, что многие древние правители всегда носили карту своих владений с собой. Как уже упоминалось выше, на руне можно отчетливо рассмотреть южные очертания Украины, Крымский полуостров, многие реки и горные массивы, контурные территории Молдавии, Грузии, Румынии, Турции.
- Календарь. Эта теория также имеет право на существование. Скифы были язычниками, а их год состоял из 16 месяцев. У каждого месяца был свой знак-покровитель из мира животных. Пектораль включает именно 16 фигурок животных. Лето у скифов начиналось 3 апреля и заканчивалось 30 сентября. На пекторали люди, расположенные в центре, одеты по-летнему, а те, что с боков, – в более тёплые одежды.
Скифы оставили человечеству множество загадок. Истинный смысл, сокрытый в сценах золотой пекторали, – одна из них, и она по-прежнему ждёт своего разрешения.
Источник: geekometr.ru
Пектораль это нагрудное украшение
Геннадий Дворников Journal
Золотая скифская пектораль Мозолевского
Пектораль (нагрудное украшение, сделанное из одного килограмма 150 граммов золота) вместе с другими сокровищами скифского царя была обнаружена 40 лет назад в Днепропетровской области под курганом Толстая Могила После просуществовавшего около 500 лет скифского царства в степях Украины осталось большое количество курганов (по сути, надгробий), но чуть ли не каждый из них был разграблен еще в древности. Разворовывать могилы правителей начали сами же скифы: их привлекало большое количество золота, которое клали в усыпальницы.
Мародеры похозяйничали и в царском погребении под курганом Толстая Могила. Грабители знали свое дело: прорытый ими ход вел прямиком в погребальную камеру, где покоились останки царя. Именно там, рядом с усопшим, должны были находиться самые ценные вещи — такова вековая традиция. Но в этом случае злоумышленников ждало разочарование. По крайней мере, они не смогли найти пектораль, являющуюся настоящим шедевром древнего ювелирного искусства, а также меч и плётку, рукоятки которых сделаны из золота и украшены великолепной чеканкой.
Находка пекторали стала причиной по-своему уникального случая: руководитель Советской Украины Владимир Щербицкий пригласил на встречу человека, занимавшего должность младшего научного сотрудника, к тому же не имевшего ученой степени. Скромным тружеником, удостоенным такой чести, был Борис Мозолевский, ставший впоследствии одним из самых известных отечественных археологов. Человек, обладавший кипучей энергией, сумел, несмотря на невысокую должность, которую он, кстати, занимал в Институте археологии внештатно, организовать и возглавить раскопки кургана Толстая Могила.
— Мы с Борисом дружили, и он предложил мне стать его заместителем в этой экспедиции, — рассказывает доктор исторических наук профессор Евгений Черненко. — Когда Бориса вызвали в Киев на встречу со Щербицким, я остался на раскопках. Вернувшись, Мозолевский сказал, что Владимир Васильевич произвел на него хорошее впечатление.
Он подробно расспросил о раскопках, о вещах, которые мы нашли, и поинтересовался, когда будет опубликован отчет об экспедиции. На встрече присутствовал тогдашний директор нашего Института археологии Федор Павлович Шевченко.
За несколько дней до этого я ему рассказывал, что Боря с семьей живет в общежитии, условия примерно такие, о каких Владимир Высоцкий сказал в одной из песен: на 20 комнат один туалет. Директор моментально сообразил, что настал подходящий момент сообщить Щербицкому о том, что у Мозолевского нет отдельной квартиры, поэтому работа над отчетом может затянуться. Щербицкий взглянул на Бориса Патона, президента Академии наук Украинской ССР, и спросил: «Вы сможете помочь товарищу или мне этим заняться?» Патон, конечно же, взялся помочь. «А зарплата у вас какая?» — задал Щербицкий вопрос Борису. Как младший научный сотрудник тот получал всего 98 рублей в месяц. «Академия что-либо сможет сделать для товарища?» — Щербицкий вновь обратился к Патону. «Может», — коротко ответил Борис Евгеньевич. В результате Мозолевскому дали трехкомнатную квартиру на проспекте Науки и персональную зарплату — 200 рублей.
— А остальных участников экспедиции поощрили?
— Борису, мне, нашему ангелу-хранителю директору Орджоникидзевского марганцевого комбината Григорию Лукичу Середе (если бы он не помог техникой, раскопки были бы невозможны), а также первому секретарю Орджоникидзевского горкома партии Юрию Крушинскому вручили золотые часы с надписью «Вчд Ради Мчнчстрчв УРСР». С тех пор минуло уже 35 лет, а мои часы исправно работают. Кроме этого нам выдали большие премии. Помню, Боря получил 500 рублей, я — 300 (это были две мои месячные зарплаты).
— Ну а в штат Института археологии Мозолевского зачислили?
— Конечно, еще до поездки на встречу со Щербицким. На раскопки — посмотреть пектораль — приехали директор нашего института Федор Шевченко, заместитель председателя Совета Министров УССР Петр Тронько, вице-президент Академии наук Иван Билодид, еще какое-то начальство. По этому случаю местные власти устроили прием. Вот я и решил напомнить директору, что Борис до сих пор внештатный сотрудник. А Федор Павлович заявил: «Мозолевский в штате». «Это с каких пор?» — удивился я. — «Да вот, приняли пять минут назад».
В археологию Мозолевский пришел довольно поздно — в 30 лет. В юности поступил в военное училище летчиков в Ейске, что в Краснодарском крае. Но учебу пришлось оставить из-за повального сокращения численности армии при Хрущеве. Затем Борис стал студентом-заочником исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко.
Учился, работал кочегаром, писал стихи. Мозолевский был талантливым поэтом. Получив диплом, устроился редактором в издательство «Наукова думка» и внештатно — в Институт археологии.
«Платье царицы было обшито тысячами золотых чешуек»
— Чувствовали члены экспедиции, что в кургане Толстая Могила ожидает ошеломляющий «улов»?
— Мозолевский тогда десятки, если не сотни раз повторял своего рода заклинание: «Ой, там буде, буде щось велике и буде блищати!» Забегая вперед, расскажу о показательном эпизоде: вернувшись с раскопок Толстой Могилы в Киев, Борис заговорил о предстоявшей экспедиции на курган Желто-Каменка. С жаром доказывал, что и там нас ожидают богатые находки, и даже написал шутливую расписку: «Я, Борис Николаевич Мозолевский, обещаю, что в таком-то кургане будет найдено. » Далее шел длинный перечень сокровищ.
У Бориса был талант внушать веру в успех. Если бы не его настойчивость, Толстая Могила до сих пор осталась бы нераскопанной или вообще погибла, поскольку находится посередине дачного поселка. Признаться, тогда на этот курган многие скифологи махнули рукой.
В 1960-е годы у нас случилась такая история: за три месяца раскопали 25 курганов, истратив 50 тысяч рублей, а все находки (наконечники стрел) помещались в спичечный коробок. В тех курганах в принципе нельзя было найти что-то большее, поскольку они не скифские, насыпаны еще в эпоху бронзы, когда в могилы клали только стрелы и пищу.
Наш с Борисом учитель Алексей Иванович Тереножкин придумал, как отличать курганы разных эпох. Для этого ручными бурами берут пробы грунта с глубины. Так вот, две пробы в кургане Толстая Могила не подтвердили, что он скифский. Бориса это не смутило. Осенью 1970 года, несмотря на непогоду, он поехал в Орджоникидзе.
Вместе с рабочими еще дважды пробурил курган (это очень тяжелый ручной труд) — результат неутешительный. Решил: еще одна попытка — и баста. К счастью, последняя проба была положительной. С этого момента началась полоса везения. В марте после сильных дождей затопило карьер по добыче марганца.
Работы там приостановили, и уже упоминавшийся Середа позвонил Борису: «Дам тебе несколько грейдеров (огромных землеройных машин. — Авт.)». Они снесли курган, и начались археологические раскопки. По пятнам на грунте мы определили, что под курганом два погребения — в центре и сбоку. К центральному, где затем была найдена пектораль, вел ход, проделанный грабителями. Мы оставили эту усыпальницу на потом, а в первую очередь занялись боковой, ведь не было никаких признаков того, что к ней добрались мародеры.
Однако затем оказалось, что «несанкционированный» ход ведет и в боковую гробницу. «И здесь побывали грабители», — сокрушались археологи. Мозолевский описал охватившие его тогда чувства: «Земля и небо перед моими глазами поменялись местами. Не помня себя от обиды, я вылез из ямы, добрел до каких-то кустов и, словно мальчишка, расплакался». Когда вечером члены экспедиции уехали спать, Мозолевский остался в раскопе, работал до тех пор, пока не нашел нишу с бронзовой посудой и остатками пищи. Все это лежало в порядке.
— Борис вновь воспрянул духом, — продолжает Евгений Черненко. — И на следующий день, когда к нам приехал директор марганцевого комбината Середа, Борис разыграл перед ним настоящий спектакль. Мы спустились в раскоп, и Мозолевский сказал Середе: «Вот вам нож. Ткните в любом месте, и я найду там какую-нибудь золотую вещицу».
Середа скептически заметил: «Что это вы, Борис, разыгрались?» А Мозолевскому только это и было нужно: он знал, где должно лежать тело похороненного здесь человека (как затем оказалось, молодой скифской царицы), и выбрал точку. Ковырнул ножиком землю и достал золотую пластинку. Потом ткнул в другом месте, говоря: «Я и здесь золото выкопаю» — и выкопал.
Одежда скифянки была почти полностью обшита тонкими, словно фольга, золотыми чешуйками — их сотни! Это была первая обнаруженная археологами женская скифская могила, которую не разграбили мародеры! Мы нашли там очень много золотых вещей. В частности, на шее у царицы была золотая гривна весом 478,5 грамма.
На ней — скульптурные фигурки двух оленей, за каждым из которых гонятся по семь львов. Кстати, в скифские времена — а это период с VII по III век до нашей эры — в степях Причерноморья водились львы. Что же касается хода, который мы поначалу приняли за грабительский, то оказалось, что через несколько лет после смерти царицы его прорыли, чтобы подхоронить ребенка. В усыпальнице мы нашли останки еще четырех человек — это были слуги, в том числе девочка. Их убивали во время обряда погребения.
«От сокровищ царя грабителей отделял слой грунта толщиной с ладонь»
— После находки неразграбленной усыпальницы царицы у нас сразу же поставили пост милиции, даже провели к нам телефонную линию, — вспоминает Евгений Черненко. — Скелеты и все найденные вещи извлекли вместе с грунтом — единой глыбой.
Центральная гробница, где был похоронен царь, находилась на большой глубине — 8,5 метра от уровня поля, — поэтому в экспедиции, кроме ученых и рабочих, участвовали шахтеры. Раскопки здесь были сложными из-за обвалов, а еще на дне гробницы стояла вода. Пришлось вырыть яму для ее стока.
В нескольких сантиметрах от того места, где орудовали грабители, мы нашли парадные вещи царя и главную из них — пектораль. Это произошло 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут. Борис ощупал руками пол, копаясь в глине, и вдруг больно, до крови, о что-то оцарапал руку. Позвал меня, и мы вместе стали освобождать этот предмет от глины.
Увидели, что он золотой с маленькими фигурками людей и животных. Когда наконец расчистили вещь, Борис спросил: «Что это может быть?» Я накануне закончил работу над книгой «Скифский доспех», так что сразу сообразил: «Это пектораль. Она могла быть частью защитной амуниции воина или украшением. Это украшение, причем царское». Тогда слово «пектораль» было неизвестно широкой публике.
Но вскоре благодаря прессе его узнали все. Название «Пектораль» получили гостиница и ресторан Академии наук УССР, а также киевская театральная премия.
Находку здесь же, под землей, вымыли в яме, вырытой для отвода воды. Вынесли на дневной свет, стали рассматривать и на радостях целовать!
Пектораль сохранилась хорошо — 2300 лет она пролежала под землей, словно в сейфе. Правда, немного погнулась (ее затем возили на реставрацию в Эрмитаж и Германию), кроме того, на ней почти облупилась эмаль, которой был покрыт растительный орнамент. По остаткам эмали подлинную пектораль можно легко отличить от двух копий — их сделали мастера Эрмитажа для зарубежных выставок. Каждая копия стоила около шести тысяч рублей.
— И все-таки, почему грабители не смогли найти самые ценные вещи?
— Сокровища положили там, где ничего ценного скифы обычно не клали, — в дромосе. Это небольшое помещение перед погребальной камерой. От золота грабителей отделяли лишь несколько сантиметров грунта — расстояние шириной с ладонь.
В этой истории есть одно почти мистическое обстоятельство: в дромосе лежали останки царского охранника (скифы убили его, чтобы он сопровождал властелина в загробном мире). Получается, этот воин все-таки сослужил службу: как бы стал преградой на пути мародеров к золоту царя.
— Как отметили находку сокровищ?
— Не изобретательно — выпивкой. Кстати, Борис любил говаривать: чтобы раскопки удались, на кургане следует обязательно выпить и переночевать. Но не одному — с красивой девушкой.
Источник: genveles.livejournal.com