Первые рождественские елки чем украшения

Новое литературное обозрение

Отрывок из книги доктора исторических наук Аллы Славниковой «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку»

Написать нам

Над материалом работали

Новое литературное обозрение

Новое литературное обозрение

Издательство интеллектуальной литературы

Алла Сальникова

Алла Сальникова

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой историографии и источниковедения Казанского государственного университета

Источник: postnauka.ru

Когда на Руси начали наряжать рождественские елки и как эта традиция менялась с годами

История рождественской ёлки за 2 минуты

Новогодняя елка, пожалуй, у каждого человека ассоциируется с таким далеким, но приятным детским ожиданием чуда. Мы вспоминаем, как наряжали лесную красавицу с родителями, как проверяли, нет ли под ней подарков. Тяжело представить, что когда-то дети и взрослые не имели такой радости.

  • Истоки появления рождественской ели
  • Как Петр I пытался ввести традицию наряжать рождественскую ель
  • Заразительный пример Николая I, который подарил молодой супруге рождественскую ель
  • Елка как религиозная пропаганда
  • Новогодняя елка вместо рождественской

А ведь не зря говорят, что русским пытались пожаловать эту традицию трижды. Идею наряжать хвойные деревья в Новый год придумали далеко не в нашей стране.

Истоки появления рождественской ели

Историки полагают, что украшение деревьев напрямую связано с языческими представлениями о мире, о наделении элементов природы свойствами влиять на человеческую судьбу. Хвоя символизировала долгую жизнь, ведь дерево растет не один десяток лет. Украшая его, люди задабривали духов леса. Поначалу это были подручные материалы, часто съедобные, но со временем украшения стали более сложными. Их начали делать из соломы, ткани, бумаги и т. д.

А вот кельты верили, что любой объект природы нуждается в поклонении, потому что он вмещает особый, присущий только ему дух. Однако обряды этого древнего народа были достаточно жестоки и с точки зрения современного человека аморальны.

Ученые считают, что именно германские племена выбрали ель в качестве символа перехода от одного временного отрезка к другому. Случилось так потому, что это было единственное дерево, не сбрасывавшее зимой свой зеленый наряд. Отличилась елка и в истории с первыми христианами на Руси. Согласно легенде, в борьбе против языческих богов святые демонстративно спиливали священные деревья, но каким-то образом не тронули елку. Святой Бонифаций нашел оправдание, сказав, что ель — это дерево Христа.

Читайте также:
Украшение на голову в виде конфеты своими руками

Зачем топы коллекционируют ёлки в Clash of Clans? Плюсы и минусы.

Письменные свидетельства гласят, что первые рождественские ели появились в Эльзасе, что во Франции, еще в XVI веке. Именно тут впервые водрузили на макушку дерева украшение в виде звезды, символизирующей Вифлеемскую. Яблоки означали плодородие, фонарики — звезды, которые указывали волхвам путь к новорожденному Иисусу.

Как Петр I пытался ввести традицию наряжать рождественскую ель

Традицией наряжать рождественскую ель мы обязаны императору Петру I. Правитель славился своим пристрастием к заимствованию западных традиций, в числе которых оказалась и традиция праздновать Новый год с елью, украшенной игрушками. 20 декабря 1699 года выходит указ «О праздновании Нового года», в котором была изменена его дата (с 1 сентября на 1 января). Также царь постановил в каждом доме или перед домом наряжать хвойное дерево или его ветви.

Приказ был исполнен лишь частично, потому что простому люду было не до этого, забот хватало и так. Тем более в отсутствие быстрых способов донесения информации до большого числа людей на огромных территориях о приказе узнали далеко не сразу, и продолжали праздновать Новый год 1 сентября.

Другая причина неохотного исполнения предписаний — строгая ассоциация еловых веток в сознании людей с заведениями, в которых продавались спиртные напитки. В XVII веке ими украшали входную дверь кабака, чтобы даже неграмотный мог понять, что здесь наливают. Существовало и соответствующее выражение — «идти под елку».

Заразительный пример Николая I, который подарил молодой супруге рождественскую ель

Другой император, Николай I, тоже облюбовал традицию наряжать рождественское и новогоднее дерево. Он приказал устроить настоящий зимний праздник в честь своей новоиспеченной супруги Александры Федоровны. Елка получилась невероятно красивой, пышной, светящейся, и молодая жена оценила подарок по достоинству.

Примеру последовали знатные семьи Москвы. К 1880 году почти в каждом богатом доме можно было встретить украшенную лесную красавицу. Вот только простые люди по-прежнему не могли себе позволить такую роскошь. Городские елки стали украшать дефицитными фруктами вроде мандаринов, а в лавках можно было найти елочные украшения.

Подражая государю, начали наряжать рождественское деревце и представители элиты Москвы. И уже к 1880-м годам украшенная ель на рождественские праздники стала обычным делом во многих московских домах, однако на окраинах и в ближайших селах данная традиция не стала популярной. А вот в городе елки устанавливали в школах, различных учреждениях, на катках и так далее. Елки украшали дефицитными в то время мандаринами, которые покупали лишь в большие праздники. Также появились елочные игрушки, которые можно было приобрести в специальных лавках.

Читайте также:
Что нужно для украшения фужеров

Новый поворот истории заставил уже было прижившуюся традицию вновь сойти на нет. Случилось это в годы Первой мировой войны. Все западное стало вызывать, скорее, негативные эмоции, чем праздничные. Приказ Николая II отменил обычай с елкой в новогодние праздники.

Елка как религиозная пропаганда

После революции запрет Николая II был отменен, однако уже спустя 9 лет ЦК ВКП усмотрел в новогодней традиции антисоветчину. Далее последовала антирелигиозная программа партии, потому Рождество было решено и вовсе отменить. Считалось, что с невинного обычая наряжать елку для детишек может начаться «затуманивание» умов религией.

Самые смелые продолжали наряжать дерево, особенно если в доме имелись дети. Но риск был огромным. Единственным выходом было плотное зашторивание окон, чтобы проверяющие не увидели тень ели в окне.

Новогодняя елка вместо рождественской

Партийный деятель Павел Постышев стал тем человеком, который вернул праздник людям, правда, взамен Рождеству. Зато теперь у детей была настоящая новогодняя елка с подарками и сладостями.

Летом 1935 года политик поделился со своими детьми воспоминаниями о собственном детстве, когда он с друзьями тайком заглядывал в окна богачей, завидуя возможности находиться рядом с такой красивой пышной лесной красавицей, светящейся разноцветными огоньками.

Через несколько месяцев Постышев едет в Москву с твердым намерением убедить Сталина лично в необходимости вернуть веселый праздник народу. Вождь согласился, что это не помешает, но лишь с одним условием — называть елку не рождественской, а новогодней.

На этот раз народ охотно подхватил традицию наряжать хвойные деревья, да и вообще устраивать новогодние гуляния. В 1937 году в Москве впервые устанавливают городскую елку. На ее верхушке красуется не Вифлеемская, а красная звезда, советская. Игрушки заслуживают особого внимания. Во многих семьях по сей день сохранились трогательные фигурки зверей, героев русских сказок, сосулек, часов и шишек.

Тогда же появляется и главный герой Нового года — Дед Мороз, которого и сейчас так ждут дети. Этот добрый дедушка дарил послушным детям подарки и сладости, прося прочитать перед этим стишок. Спустя некоторое время, в 50-х годах, советские писатели Сергей Михалков и Лев Кассиль придумывают образ Снегурочки, внучки Деда Мороза. С тех пор традиция наряжать елку и вообще устраивать веселое новогоднее торжество окончательно запала в сердца русских людей.

Источник: ftimes.ru

Из истории рождественской елки и украшений. Продолжение.

рождественская елка

Путешествия во времени – исторический сайт

Елка, ритуальная установка в доме этого хвойного дерева семейства сосновых, особое времяпрепровождение около него — явный знак того, что праздник, ею отмечаемый, архитипичен; это реликт древнего сознания, перерождения мифа в фольклор и сказку, проникающую в быт. Такое древо связывает прошлое с будущим, человека с вечностью и Божьим предначертанием. Елка в доме сакральна. В приятном для сердца и души ритуале, о смысле которого, надо полагать, ныне задумываются далеко не все, соединились языческие, христианские, да и современные светские обряды, разные верования и суеверия, неожиданно проявляющаяся историческая память. Такое дерево мистическим образом связывает человека со священной историей и преданиями полузабытой старины.

Читайте также:
Как почистить украшения с бриллиантами в домашних условиях

Сам образ этот дерева подобен человеку; так, ствол сравним с туловищем, ветки – с руками и пальцами, а смола — с кровью или слезами. В украшении елки сложно сочетаются мотивы христианской эмблематики с языческими, по природе своей, символами. Однако заметим, они тут органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль…

украшения на елку

Только на рубеже XIX—XX веков елки стали богато украшаться; до этого считалось, что вполне достаточно свечей и гостинцев для детей, обычно сладостей. В аристократических домах, как правило, пренебрегали покупными игрушками и делали, примерно за неделю до Рождества, украшения сами, всей семьей.

Первоначально на Руси продавались немецкие елочные украшения из таких столиц игрушек, как Нюрнберг или Берлин. Затем стали изготавливаться их отечественные подобия. Торговля ими постепенно расширялась, чему способствовало и то обстоятельство, что иностранные товары облагались высокой пошлиной и были дороги. Также на все увеличивающееся количество рождественских украшений большую роль играло развитие такого направления в промышленности.

А так обычно кустари за несколько месяцев до праздников начинали делать в небольших артелях малые партии игрушек; это было штучное производство, и потому любое украшение, в «серии» было не слишком похоже на подобное ему же. Такое живое рукотворчество придавало старинным образцам нечто неповторимое, кустарно-наивное и бесконечно милое и человеческое… Стеклянные изделия обычно производились в артелях города Клипа.

Собственным товаром торговали в мелких лавках, отдельные товарищества, со своими складами, имели и собственные мастерские. Крупные магазины устраивали «рождественские базары и некий «рай для детей», о чем сообщалось в предпраздничной рекламе. В витринах размещались целые сцены с участием сказочных персонажей. В магазине А.Жукова демонстрировалась игрушечная железная дорога, которую обслуживали гномы.

украшения на елку

Готовые коллекции игрушечных украшений высылались почтовыми заказами. Некоторые из них могли насчитывать до 1400 предметов. Так было, например, в 1913 году. Видимо год этот, как и во всей экономике явился крайне счастливым; он же стал плодотворным для развития игрушечного дела в стране. Дореволюционные поздравительные открытки и стихотворные рождественские послания хорошо передают образ елки.

Читайте также:
Поделки для украшения участка в детском саду своими руками

украшения на елку

Елка устанавливалась на столе, в большой комнате в цветочном горшке или же вставлялась в крестовину. Под деревом устраивались «панорамы» — раздвижные крепости-макеты из картона, со стенами и башнями. Около стен поселялись легендарные персонажи и разный сказочный народец. Там же, словно под их охраной, размешались и подарки: мелкие, согласно немецкой традиции, прятались в детский чулок, побольше — в специальные мешочки, а крупные — тщательно упаковывались в разноцветную бумагу. До момента вручения нельзя было и знать, что там находится, и только можно было помечтать и видеть сладкие предрождественские сны, в которых все желания сбываются.

Елку наряжали в «Васильев день». Она воспринималась как алтарь в храме, и место вокруг нее было священным, а прохождение перед ней — действием ритуальным. Казалось, под ней ангел спит; именно тот, который принес подарки. В сборнике «Рождественские святки», изданном в Киеве в 1911 году говорится: «… будто невидимый ангел присутствует на ней и своим небесным крылом навевает мир, любовь, и счастье».

рождественская елка

В брошюре «Рождественская елка» некто Д. Семенов в 1877 году пишет: «… рождественская елка — символ неувядающей благости Божией». Свечи, зажженные в Рождественскую ночь, напоминали о свече Иосифа, с которой он вошел в хлев, где родился Святой Младенец. Впрочем, молитва легко сочеталась с чревоугодием, скоморохи перерождались в ряженых.

Так, святость легко и мирно уживалась с мирскими забавами, которые, правда, некогда имели и определенное символическое значение: прощание с прошлым и вера в будущее. Кроме того, стоит напомнить, что зимнее дерево знает только ему ведомые сказки, которые некогда нашептал ветер. Оно готово в ночные часы при неярком свете свечей поведать свои истории деткам; да и взрослые невольно благоговеют, вспоминая, как им было страшно и весело одновременно в темноте. Слегка попугать привидениями и прочими ужастиками, напоминающими, что мир зла неподалеку и лишь свет Вифлеемской свечи может победит его, не считалось зазорным. Отсюда, видимо, и пошли нынешние «страшилки».

рождественская елка

Рядом с елкой обычно находился «зимний дед», что «посылает нам привет». Спутницей Деда Мороза первоначально являлась Бабушка Зима. И только несколько позже почему-то Снегурочка переселилась из весны в зиму, с Масленицы на Новый год. Объемные фигуры Деда Мороза и Снегурочки порой могли быть большого размера, чуть ли не до метра высотой. Игрушки на елке представляли причудливый ансамбль, и число их все возрастало и возрастало.

Читайте также:
Как сделать украшение для руки для мальчика

Сам обычаи украшать дерево восходил к баснословным, как говорили раньше, временам. Паломники для того, чтобы исполнились их желания, в знак памяти вешали на ветви ритуального дерева близ храма или священного источника полотенца, привязывали разноцветные тесемки и ленты, оторванные с собственной одежды. Понятно, что такие памятные знаки имели символическое значение.

Теперь же дерево, а именно елка, одаривало, как бы само по себе – ибо само наряжание ее есть таинственный ритуал, — знаки людям. Елочная игрушка, обычно представляющая реальные или фантастические существа и объекты в миниатюре, помогает проникнуть в таинство приобщения к миру трансцендентного. Разнообразие мира игрушек-символов поражает. Чего только не увидишь здесь! Встречаются пузыри-шары, символы планет, а то и «суеты сует», если смахивают на мыльные, колокольчики и фонарики, напоминающие о необходимости быть «бдительными» и светом и звуком своим отгоняющие всяческую нечисть, а также и лампы, и трубы, способные возвестить о конце мира; тут и овощи, и фрукты – дары природы, звери и насекомые, ибо всякая тварь поет хвалу Богу; тут и «сюрпризы» с «гаданиями» и конфетами.

украшения на елку

Картонажи представляют аэропланы, грибы, фуражки, корзиночки, домики. Из папье-маше делались золотые рыбки и зверюшки. В блестящих бумажках скрывались пряники разных сортов, преимущественно медовые; из витых проволочек и цветной бумаги делались бабочки и стрекозы. Среди них помещались мишурные звезды, «елочки», боа, кольца и шарики. Ярко светились мандарины.

В скорлупках грецких орехов, обычно обернутых в серебряную фольгу, снова таились разные «сюрпризы». Имелись любимые всеми марципановые фигурки; висели корзиночки с гостинцами. На колючих ветвях возникали подсвечники из мандариновой кожуры, различные мешочки с «бомбошками», разные кометы, маски, бусы и букеты. Тут же. — «стеклянные локоны» и «дождь».

«Дождь», согласно древним поверьям, являлся знаком мира потустороннего. Использовалась порой фигурное мыло. Плюс к этому фантастическому великолепию естественным образом прибавлялись разноцветные свечи, бездымные комнатные фейерверки, бенгальские огни.

украшения на елку

Особый шик начала XX столетия — «японские игрушки». Чтобы свечи зажигались разом, между ними развешивали нитку, пропитанную раствором фосфора, которая затем поджигалась. Вот и засветилась серебряная амальгама на пузатых шарах, засверкала мишура. Фигурки из ваты, облитые анилиновыми красками, создают почти калейдоскопические эффекты.

Из цветной бумаги сотворены представители царств Флоры и Фауны. На их клееные поверхности насыпана сверкающая слюдяная крошка. Из бронзовой проволоки сделаны каркасные модели. Под прессом проштампован картонаж: так появились птички, рыбки, бабочки. Для их украшения применяются цветной воск и лаки; для украшения платьев кукол использованы мелкие стеклянные трубочки (дрог).

Источник: travel-in-time.org

Рейтинг
Загрузка ...