Почему предметы крестьянского быта являются украшением музеев

Под термином «крестьянское искусство» подразумеваются созданные в крестьянской среде произведения искусства бытового значения, предназначенные для домашнего, повседневного употребления, так сказать, рядовые произведения декоративного художества, которое пережило века, да и теперь не совсем еще угасло в русском народе при всей не благоприятности жизненных и экономических условий.

Крестьянское искусство — самое подлинное из искусств, подлежащее изучению и рассмотрению по тем же методам и с тех же точек зрения, с каких изучаются все иные изящные искусства, будь то живопись, скульптура и т. д. Неудавшиеся попытки художников «воскресить» это искусство в кустарной промышленности, снисходя к «мужицким» вкусам, пытаясь их возвысить и облагородить, показывают, как ошибочен был такой подход к крестьянскому искусству и сколь многие непосредственные достижения этих мозолистых и корявых рук оказываются почти недоступными для художественно-образованных мастеров.

Древнерусское искусство, вообще, анонимно, как искусство всякой другой страны в первичные эпохи. Подпись мастера на древнем произведении — такая редкость, что всякое вновь открываемое имя рассматривается, как громадное событие в истории декоративного искусства, и нередко угрожает катастрофой для самых, казалось бы, незыблемых положений и построений. Тем более редки подписные и датированные памятники в области крестьянского искусства. Здесь чаще обозначалось на произведении имя владельца, чем автора. Наиболее древние памятники, конечно, и не могли дойти до нас не только в силу недолговечности самого их материала, но и потому еще, что художники работали над предметами быта, быстро изнашивавшимися и приходившими в негодность, а собирание таких, хотя бы и утративших свое бытовое значение памятников народного творчества началось, в силу общеисторических условий нашей культуры, лишь в конце XIX века, в эпоху замирания крестьянского искусства.

Предметы быта крестьян

И все же, несмотря на отсутствие древних памятников, есть возможность говорить о крестьянском искусстве древней Руси. Консерватизм народных масс, устойчивость обрядов, привычек и самых внешних форм крестьянской жизни, не только предполагаемая теоретически и на основании исторических данных, но и утверждаемая самими памятниками искусства разных эпох, — позволяют с достаточной вероятностью говорить о древнерусском крестьянском искусстве.

Это теоретическое построение постоянно подтверждается на практике, хотя бы при археологических раскопках. Добываемые из недр русской земли предметы часто поражают именно своей «современностью», при всей не сомнительности их очень отдаленного от наших дней происхождения. Подчас кажется, что к погребенным в земле предметам XI-XII веков каким-то поистине «чудесным» образом присоединены крестьянские изделия XVIII-XIX веков.

Еще показательнее и разительнее это многовековое «бытование» художественных форм у русского крестьянства в области деревянного зодчества, т. е. именно в той отрасли, на какую преимущественно были направлены художественные заботы древнерусских мастеров-крестьян. Разница между избою XII и начала XIX веков очень несущественна и чаще выражается просто в огрубении и порче некогда прекрасных образцов и форм, чем в создании совершенно новых. Изобретатели художественных форм древней Руси почти всегда извлекали основы для этих форм из таких глубин народного духа, формулировали такие вековые потребности крестьянского обихода, которые очень стойко и долго сопротивлялись напору новой культуры и сдались, разве только, на наших глазах.

Читайте также:
Красивое украшение на голове у снегурочки как называется

Бывший педагог создала музей крестьянского быта

В музеях различных стран северной и восточной Европы собрано значительное число памятников местного крестьянского искусства, начиная с произведений XIV-XV веков. В украшающих эти памятники узорах, даже в самых их формах, встречаются совершенно «русские» мотивы.

Правда, они, нередко, украшают предметы совершенно другого, чем в России, предназначения, но аналогия орнаментального стиля остается совершенно очевидной. Говорить о возможности влияний и заимствований далеко не всегда приходится в силу исторических и географических причин, но факты остаются фактами.

Об этом говорил, например, В. В. Стасов; Н. Ф. Беляшевский указывал, что в цюрихском музее хранился резной ларец XIV-XV в. с узором, точно повторенном на резном задке воза из Полтавской губернии XIX в., находящемся в Киевском музее; украинские крестьянские ковры с геометрическим узором совершенно одинаковы по рисункам и краскам в Норвегии и в той же Полтавщине и т. п. Вопросы этого сходства совершенно не разработаны еще научно, но, конечно, здесь не может быть и речи о простых случайностях, о так называемых «нечаянных совпадениях», которых не знает и не должна знать подлинная история человеческой культуры. Порождается ли это единство форм художественного воплощении общностью расовых элементов у различных народов, однородностью ли бытовых и культурных их условий, или и тем и другим одновременно в соединении с иными причинами — в данном случае безразлично. Но чрезвычайно важным и существенным представляется сам факт этой « между народности» художественных форм, разрушающий вредоносные представления о какой-то исключительной самобытности русского народного искусства, о невозможности измерять его «аршином общим» с Европой. Русское искусство во всем его объеме должно быть утверждено, наконец, как искусство вполне европейское, так сказать, материковое, а не какая-то культура «островитян» между Азией и Европой.

Во все эпохи крестьянин-художник, естественно, пользовался наиболее элементарными орудиями и наиболее подручными и дешевыми материалами. Особенно широкой обработке, в силу этого, подверглось дерево, затем — глина. Из металлов чаще всего обрабатывалось железо, реже — медь и еще реже — благородные металлы. Природные богатства того или иного края добавляли к этим основным материалам дополнительные, местные. Так, на Севере получила распространение резьба по кости, на Урале, в стране цветного камня, — камнерезное дело и т. п.

Внимание к статье прикрепляем книги по истории крестьянского искусства, доступные для свободного скачивания:

  • История культуры Древней Руси.1951 — Скачать
  • История русской материальной культуры — Скачать
  • Карельское народное искусство. Косменко А.П. — Скачать
  • Крестьянское искусство Воронов В.С.1924. — Скачать
  • Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987. — Скачать
  • Народное искусство Тверской земли. — Скачать
  • Народное искусство. Материалы и исследования — Скачать
  • Народные художественные промыслы и ремесла Вологодской Области — Скачать
  • Русская народная живопись Жегалова С.К.1984. — Скачать
  • Русское Народное Искусство — Круглова О.В. — Скачать

Источник: www.fond-svetoslav.ru

Почему предметы крестьянского быта являются украшением музеев

Проверьте, пожалуйста, электронную почту.
Спасибо, что присоединились к нашему сервису!
История поисков
Туту.ру → Путеводитель → Туту журнал → Разное → Про музеи быта
Про музеи быта

Сегодня практически на всех популярных туристических направлениях есть музеи, посвящённые повседневной жизни людей. Они могут быть огромными или крошечными, занимать целый особняк или одну комнату, могут охватывать промежуток в сотню или всего в пару лет, рассказывать об одном человеке или целой социальной группе. Объединяет их одно: музеи быта дают возможность примерить на себя чужую жизнь. Или просто поностальгировать. Рассказываем о российских музеях быта.

Читайте также:
Новогодние украшения своими руками оригами

Автор Антонина Самсонова

От жизни русских крестьян до быта физика-ядерщика

С точки зрения тематики все подобные музеи можно условно разделить на две большие категории. Первая погружает посетителя в быт людей, населяющих эти места в определённый исторический период дореволюционной эпохи. Вторая приглашает на экскурсию в относительно недавнее прошлое: советский период и 1990-е годы XX века.

Музей крестьянского быта в деревне Насекина, Тюменская область. Фото: страница музея во ВКонтакте

К первой категории можно отнести музеи, посвящённые жизни представителей различных сословий — крестьян, купцов, дворян и так далее — в конкретный временной промежуток, а также пространства, которые показывают быт этнических групп, характерных для данного региона. Для таких музеев обычно используются здания «с историей». В качестве интересного примера можно привести Музей крестьянского быта (Тюменская область, деревня Насекина, 34 км Ирбитского тракта, улица Центральная, 7). Он размещён в деревенском бревенчатом доме-пятистенке. В состав музейного комплекса также включены хлева, баня и амбар.

Есть множество туристических объектов, посвящённых жизни и укладу представителей малых народов. Например, Музей водской культуры (Ленинградская область, Усть-Лужское сельское поселение Кингисеппского района Ленинградской области, деревня Лужицы, 11А) погружает гостей в привычный быт представителей малочисленного финно-угорского народа водь.

Музей-квартира Altes Haus в Калининграде. Фото: страница музея во ВКонтакте

Можно найти и музеи, где воссоздан быт, например, бюргеров на территории современной России в разное время. С образом жизни кёнигсбергского негоцианта на рубеже XIX и ХХ веков можно познакомиться в музее-квартире Altes Haus (нем. «старый дом», Калининград, улица Красная, 11), а чтобы перенестись немного назад во времени и погрузиться в быт бюргера XVI — XVII веков, стоит посетить музей «Усадьба Бюргера» (Ленинградская область, Выборг, улица Прогонная, 7) в отреставрированном готическом каменном здании.

Музей «Усадьба Бюргера» в Выборге, Ленинградская область. Фото: страница музея во ВКонтакте

Если же говорить про музеи советского быта, то их с каждым годом всё больше. Найти такие объекты можно практически в любом крупном туристическом районе — и зачастую несколько. Секрет популярности вполне понятен. Во-первых, экспозицию для подобных музеев собрать довольно просто: у многих дома сохранились предметы советской эпохи.

Да и не надо обладать особенными историческими знаниями, чтобы создать атмосферу недавнего прошлого, достаточно ориентироваться на свои воспоминания, а также память родных и близких. Во-вторых, целевая аудитория подобных проектов — фактически все возрастные категории туристов. Просто для одних это возможность вернуться в детство и юность, а для других — посмотреть, а иногда и пощупать то, о чём им рассказывали старшие родственники, а также то, что они встречали в фильмах и книгах советского периода.

Музей «Дом китобоя» в Калининграде. Фото: страница музея во ВКонтакте

Самый распространённый тип таких музеев — дом или квартира. Причём зачастую без привязки к определённому временному промежутку, ведь обстановка в домах рядовых советских семей собиралась годами и часто представляла собой смешение эпох и стилей.

Музей быта советских учёных «Академгородок» в Москве. Фото: страница музея во ВКонтакте

Читайте также:
Как сделать траву для украшения

Но и в этой категории есть довольно необычные туристические объекты. Например, музеи, посвящённые быту людей определённых профессий. В качестве примера можно привести музей быта представителя редкой и в некотором роде героической профессии советского времени — китобоя. С его образом жизни можно познакомиться в «Доме китобоя» (Калининград, проспект Мира, 9). Узнать чуть больше о представителях не такой уж редкой, но не менее героической профессии — физиков-ядерщиков — можно в Музее быта советских учёных «Академгородок» в московском районе Щукино (Москва, улица Маршала Новикова, 1).

Музей «Арткоммуналка» в Коломне. Фото: страница музея во ВКонтакте

Есть и музеи, которые отражают некоторые типично советские тренды. Например — музей «Арткоммуналка» (Коломна, улица Октябрьской революции, 205), в котором посетители могут погрузиться в атмосферу коммунальной квартиры. Тут на кухне расставлены банки с домашней консервацией, стоит холодильник «ЗИЛ» с замком на ручке, чтобы не переживать за сохранность продуктов на общей кухне, а в ванной комнате можно увидеть настоящую роскошь советского времени — стиральную машину «Рига-55».

С миру по нитке — музею обстановка

Истории возникновения музеев быта совершенно разные. Кого-то вдохновил опыт других площадок — обычно это музеи, посвящённые советскому периоду, их организовать проще всего. Кто-то руководствовался идеей сохранить наследие родственников для своих друзей и близких, а кто-то хотел донести историю родного края до максимально широкой аудитории. Но объединяет их одно: экспонаты собираются обычно при активной поддержке друзей, соседей, а также подписчиков в социальных сетях. «Экспозиция нашего музея занимает 14 тематических залов — от комнаты советской бабушки до помещения, посвящённого туризму времён СССР с палаткой и лодкой, — и на 95% состоит из предметов, которые безвозмездно передали жители города или прислали неравнодушные люди из других городов», — рассказывает директор музея советского быта «Сделано в СССР» (Екатеринбург, улица Чебышева, 4) Ирина Светоносова.

Музей советского быта «Сделано в СССР» в Екатеринбурге. Фото: страница музея во ВКонтакте

Но иногда владельцам музеев при поиске необходимых предметов приходится прибегать к услугам аукционов и блошиных рынков. Чаще всего это случается, когда нужно не просто показать быт людей в определённый промежуток времени, а воспроизвести вполне конкретный интерьер. Такую задачу, например, поставил себе основатель музея «Бабушкина хата» (Сочи, село Прогресс, Западный переулок, 12) Роман Весловский. «Свой музей я открыл в доме, который когда-то принадлежал моей бабушке. Я хотел максимально точно воссоздать именно ту обстановку, которую я запомнил из своего детства. Собирать коллекцию музея пришлось по всей стране, покупая необходимые предметы на аукционах и интернет-площадках», — поясняет он.

Музей «Бабушкина хата» в селе Прогресс под Сочи. Фото: скриншот из репортажа телеканала «Сочи 24»

Для устройства музеев основатели часто используют принадлежащую им недвижимость, реже — арендуют подходящие помещения. Но встречаются энтузиасты, которые выкупают исторические здания, вкладываются в их реставрацию. Иногда с поиском пространства помогают региональные власти, выделяя под реконструкцию исторические здания, как это произошло, например, с музеем «Дом китобоя». Под него городские власти отдали здание гаража и склада во дворе областной научной библиотеки в центре города.

Квесты, дегустации и концерты

Современные музеи быта — это не только экспозиция. Практически все подобные площадки стараются предложить посетителям дополнительные услуги, чтобы максимально использовать свои возможности. Чаще всего это мастер-классы, от приготовления блюд определённой эпохи и народных промыслов до проявки фотографий в ванной, а также фотосессии, концерты и выставки.

Читайте также:
Елочное украшение по тематике правила дорожного движения

При музеях открывают кафе и сувенирные лавки, организуют детские праздники и представления. Каждый объект старается придумать какую-то особенную фишку для привлечения туристов. Например, в «Доме китобоя» нет экскурсовода, его заменяет аудиогид, и гости слушают настоящий спектакль с разговорами хозяев дома.

В музее «Бабушкина хата» всех посетителей угощают напитками собственного приготовления — вино, настойки, чача. На площадке «Сделано в СССР» проводятся квесты. На базе Музея водской культуры работают курсы водского языка. Это исчезающий язык, в ходе переписи 2021 года его носителями назвали себя всего 4 человека. А понимают это язык, по разным оценкам, около 70 человек в мире.

Музей советского быта «Сделано в СССР» в Екатеринбурге. Фото: страница музея во ВКонтакте

В современных музеях быта обычно нет ограничений, свойственных классическим экспозициям. Практически все экспонаты можно трогать руками, духи — нюхать, одежду — примерять, технику — включать. Естественно, часть коллекции приходит в негодность и её приходится с определённой периодичностью заменять. Но владельцы уверяют, что такой подход полностью себя оправдывает, делая площадку ещё привлекательнее для посетителей.

От сарафанного радио к «Ночи музеев»

Как отмечают основатели, в самом начале работы главным способом привлечения гостей становится сарафанное радио: посетители делятся впечатлениями в социальных сетях и на тематических площадках в интернете. Затем объект привлекает внимание местных СМИ, и о нём становится известно широкой аудитории. По мере развития музеи задумываются о дальнейшем продвижении, и в ход идёт реклама в интернете и социальных сетях.

Но есть и специальные возможности, которыми, по мнению представителей отрасли, пренебрегать не стоит. Например, акция «Ночь музеев» и проект Министерства культуры Российской Федерации и Почта Банка «Пушкинская карта». Как отмечает Ирина Светоносова, эффект от проведённых мероприятий в рамках «Ночи музеев» ощущается в течение всего года.

Музей советского быта «Сделано в СССР» в Екатеринбурге. Фото: страница музея во ВКонтакте

Цена истории

Если же говорить про коммерческие проекты, то стоимость билета обычно колеблется в районе 300–700 рублей, вход на тематические вечера и концерты стоит около 1000 рублей, а цена индивидуальной экскурсии может доходить до 7000 рублей.

Секреты успеха

Так какой же он, идеальный музей быта? Чтобы стать интересным посетителям, недостаточно просто арендовать здание и расставить экспонаты. В разговорах с сотрудниками музеев и в отзывах на туристических порталах заметны несколько интересных закономерностей.

Итак, правила хорошего музея:

Своя фишка. Что-то уникальное, что отличает этот музей от всех остальных. Это может быть необычный способ подачи информации — легенда, например, о привидении или домовом; талисман музея, возможно даже живой — кот или ручная мышь; оригинальное оформление экспозиции; редкие или необычные экспонаты.

Интерактивность и вовлечённость. Чтобы посетителям было интересно на экскурсии, их нужно вовлекать в процесс: задавать вопросы, загадывать загадки, предлагать включить технику или запустить механизмы, найти какой-то предмет, заглянуть в шкаф, завязать пионерский галстук и так далее. Чем больше эмоций получает человек, тем глубже погружается в атмосферу музея. Можно предлагать нюхать духи из коллекции, примерять одежду, сидеть на диване, пробовать блюда, свойственные определённой эпохе. Например, некоторые площадки устраивают для гостей тематические обеды и чаепития — и подобные инициативы часто положительно отмечают в своих отзывах посетители.

Читайте также:
Новогоднее украшение из мандарин своими руками

Музей «Арткоммуналка» в Коломне. Фото: страница музея во ВКонтакте

Внимание к мелочам. Посетителю должно быть комфортно. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы досадные недоразумения не испортили впечатление. Нужно продумать навигацию, чтобы сам музей было легко найти, а потом не потеряться внутри него и не пропустить что-то важное. Чтобы оплатить билет или покупку посетитель мог удобным для себя способом.

Что-то на память. Люди привыкли привозить из путешествий не только впечатления, но и сувениры. И эту возможность им нужно дать: оборудовать фотозоны, разнообразить экспозицию забавными надписями или плакатами, фотографиями которых захочется поделиться в соцсетях. А продавать допустимо даже просто магниты на холодильник или открытки в винтажном стиле. Главное, чтобы гости увезли что-то с собой.

Источник: www.tutu.ru

Мутовка, кочедык, бодень, ботало и другие предметы крестьянского быта. Музей-усадьба «Суйда»

Продолжая знакомство с Пушкинским музейным кольцом Гатчинского района, я добралась до села Воскресенского, где расположена усадьба прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала. Об усадебном парке и каменном диване «черного барина», о легендарном Лукоморье и замечательном музее-усадьбе «Суйда» я обязательно расскажу.

А сегодняшнюю статью хочу посвятить одной экспозиции музея, рассказывающей о предметах усадебного и крестьянского быта конца XIX-начала XX века. Начну, пожалуй, с мутовки.

Мутовки. Музей-усадьба «Суйда»

Мутовка — это старинный венчик для смешивания или взбивания продуктов. Она представляет собой палочку с разветвлениями на конце. Мутовку опускали в крынку, куда, к примеру, были добавлены ингредиенты для блинного теста, и вращая между ладонями, перемешивали их до однородного состояния.

С этим старинным венчиком связано очень много поверий и примет. Изготавливали мутовки только мужчины. Одни раз в год, обычно накануне Пасхи, они отправлялись в лес, срезали там верхушку молодой сосны или ели. Важным условием было наличие нечетного количества отходящих от ствола веточек. Считалось, что мутовка с четным количеством «лопастей», будет взбивать некачественно.

Подходящую верхушку приносили домой, веточки привязывали к стволу, и будущую мутовку опускали в кипяток. Через сутки доставали из воды, обрезали лишнее, и новый кухонный миксер готов!

От сотрудника Дворцовой Фермы в Гатчине во время экскурсии узнала, что плохой приметой считалось держать мутовку в пустой посуде или класть ее на стол, не помыв сразу после использования. А еще мутовку вручали незадачливому жениху во время сватовства как знак, что ему отказано. А в комментариях Александр Ростовский подсказал, что мутовками в народе называли худенькие голенастые ноги у девушек.

Ушат «бодень» из липы. Использовался для хранения сливочного масла. XIX-XX век. Музей-усадьба «Суйда»

Бодень — это разновидность ушата, который использовался для хранения предметов домашнего обихода или продуктов. Представленный на фотографии выполнен из липы и применялся для хранения сливочного масла.

Маслобойка. 1911 год. Музей-усадьба «Суйда»

А сбивали сливочное масло в маслобойках. Одну из них, сохранившуюся с 1911 года, можно увидеть в музее.

По соседству разместился кочедык — инструмент для плетения лаптей и других изделий из бересты или лыка. В интернете много роликов, на которых этот инструмент показан в деле.

Кочедык — инструмент для плетения лаптей. Конец XIX века. Музей-усадьба «Суйда»

Возможно, с помощью этого кочедыка был сплетен лежащий рядом кошель для ношения заточного камня.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...