Искусство скани и зерни известно уже со II в. н. э. Интерес к этой технике не ослабевает и по сей день. За 900-летнюю историю скань претерпела множество видоизменений: от глухой до ажурной, от золота до стали. Менялись сюжеты и орнаменты. На заре православия это обилие языческих мотивов, которые смешиваются с византийской орнаментацией и образуют причудливую русскую вязь.
С развитием и распространением стилистических направлений из Западной Европы в эту причудливую вязь проникают мотивы ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Развивается и усложняется сама техника, и, таким образом, она может сочетаться и со вставками из драгоценных камней, и с эмальерными вставками.
Золото является одним из самых благородных материалов (металлов), которые были когда-либо известны человеку. Использование его в такой сложной технике, как скань или зернь, оправданно. Золото легкоплавкий материал, он очень пластичен и достаточно экономичен.
Из небольшого количества золота можно вытянуть многометровую тончайшую проволоку, которая под умелой рукой мастера образует сложный узор из колец, завитков, пальметт и многого другого. Не зря золото и техника скани очень гармонично сочетаются в украшениях, как женских, так и мужских. Золотой сканый орнамент украшал колты, бармы X—XII вв., оклады икон, басмы, серьги XIV—XVI вв.
Галилео. Скань
И чем большей являлась потребность украшать себя и свой костюм, тем невероятнее были предложения мастеров-скан- щиков. С XVI в. известны роскошные навесные пуговицы, украшенные ажурной вязью с замысловатым узором. Чем тоньше была проволока, чем сложнее рисунок, тем более благородным и дорогим выглядело само изделие. Искусство скани из золота претерпело большие перемены.
С приходом в русское прикладное искусство барочных, классицистических мотивов сложные византийские, средневековые орнаментальные мотивы начинают отступать. В искусстве России второй половины XIX в. были попытки реанимировать древнерусское филигранное искусство, но новые материалы, с которыми экспериментировали мастера, не заинтересовали потребителя.
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мягкость драгоценных металлов и широко использовали это свойство при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие легкое кружево, делали как из гладкой проволоки различной толщины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, или из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей.
Часто эти серебряные и золотые узоры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же материала. Подобные изделия, относящиеся к IX—X вв., встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно.
От старого русского слова «скань», т. е. сучить, свивать нити, этот технический прием получил название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Ассортимент сканых изделий очень многообразен: массивные подносы и шкатулки; ажурные, легкие сухарницы, коробочки, ларчики, корзиночки и солонки; цепи, пряжки и пояса; пуговицы разной величины, от маленьких, с горошину, до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перстни, серьги, броши, ожерелья, запонки; ярлыки и украшения для пробок винных бутылок, игольники, футляры для ножниц, ложки-ситечки, ручки для пера, сумочки, кошельки и портсигары; оклады икон и церковных книг, лампады и кадильницы.
Почему у ювелиров золото не чернеет при нагреве. #ювелир #золото #ювелирныеукрашения
Трудно перечислить все множество предметов, которые в разное время, в разных художественных центрах создавались из легких, как кружево, ажурных узоров или покрывались ими. Они украшали быт. Дешевые сканые изделия делали из красно- медной проволоки и покрывали затем позолотой или серебрили. Золото как наиболее мягкий из драгоценных металлов дает возможность получить наитончайшую проволочную нить.
Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной веревочки дает мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты сочетания гладких и рубчатых деталей орнамента. Редко скань используется самостоятельно. Чаще всего вместе с ней можно увидеть и другой вариант декорирования, который называется «зернью». Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, окаймляет части предмета полосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.
Одна из важнейших проблем для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал экспериментально, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.
Изготовление сканых предметов не требует большой физической силы, а лишь исключительного терпения, внимания, четкости и точности работы. Поэтому в основном изделия выполняются женщинами-ювелирами.
Вьющийся стебель с побегами, спирально закрученные веточки или пучки трав, перехваченные колечками, — излюбленные мотивы древнерусской скани. Но каждый художественный центр нашей страны, где было развито сканое мастерство, сохраняя общность основы, имел ярко выраженные особенности орнамента.
В тонких сканых узорах, выполненных золотых и серебряных дел мастерами, улавливается близость к изделиям народного творчества, которая, несмотря на различие материала, говорит о стойкости многовековых традиций народного искусства. Скань делалась почти повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами, как удалось установить, были Новгород, Москва и города русского Севера. Каждый из этих центров отличается особенностями орнаментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства, как и вообще серебряного дела, приходится на разное время, в зависимости от экономического и политического положения того или иного города.
Искусство Великого Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупным центром серебряного дела на протяжении нескольких столетий. Скань широко применялась новгородскими серебряниками в XIV, XV и XVI вв. Для конца XV и XVI столетия в Новгороде характерен орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками и равномерно расположенных на фоне, сплошь заполненном мельчайшими кружками из тонкой скани.
Для новгородских сканщиков XVI в. характерен прием, дающий мастеру возможность выделить некоторые части узоров широкой, как бы проведенной кистью полосой, образованной тремя нитями: тонкая витая веревочка между двумя гладкими. Так же, как и сердцевидный орнамент, основной рисунок располагается на фоне мельчайших сканых кружков.
Иногда сканый или сканый с эмалью орнамент развертывается на матовом фоне, прочеканенном особым инструментом — канфарником: стилизованные цветы и травы, поднимающиеся из кольца, как бы из устья вазы, легкие стебли с побегами, трилистниками с трехлопастными зубчатыми лепестками. Иногда орнамент легкостью и изяществом напоминает о том, что в XVI в. культура и искусство Новгорода были тесно связаны с Москвой, занимавшей ведущее место в ювелирном деле страны. И здесь золотое дело отличалось ажурностью орнамента и сложностью работы.
Расцвет сканого мастерства в Москве приходится на XV и XVI вв., но и значительно позднее, в XVIII, XIX и XX вв., встречается много высококачественных работ.
Московская скань второй половины XVI и всего XVII столетия почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яркой, многоцветной эмалью, для которой служит обрамлением.
В XVIII в. московская скань сильно изменяет свой характер. Она редко бывает расцвечена эмалью, сканый орнамент большей частью делается ажурным, не припаивается к фону, а в случае надобности накладывается на металлическую эмалевую или стеклянную основу.
Московских сканых изделий последней четверти XVIII в. сохранилось очень много. Для них особенно характерен узор сетки из четырехлепестковых цветков. В орнамент обильно вводится зернь, которая украшает цветки, окаймляет края предметов прямыми и ломаными полосами, обрамляет медальоны, заполняет сплошь круги или полусферические выпуклости на рамах.
В первые годы XIX в. часто делали сканый орнамент из прямых вертикальных, довольно толстых полос гладкой плющеной проволоки, между которыми расположены плотные вертикальные прямые стебли из свитой в жгут скани, густо усеянные с двух сторон мелкими отростками в виде листиков и с круто свернутыми спирально концами в виде плотного кружка с отверстием посередине. Зернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент сетки, сплошь усеянной мелкой зернью. Излюбленный мотив сканых изделий Древней Руси — спирально изогнутые стебли с мелкими отростками и непрерывно вьющийся стебель с побегами с двух сторон — часто применяется сканщиками начала XIX в., конец каждого отростка они украшают зернышком зерни, а иногда и весь стебель сплошь покрывается полосой блестящих шариков.
В 30—40-х годах XIX в. основной рисунок сканого ажурного орнамента резко выделяется толстой плющеной проволокой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканых завитков.
В последней четверти XIX в. русские серебряники в поисках национальных русских форм и орнаментов возвращаются к старой технике эмали по сканому орнаменту.
Сканые изделия северных русских городов отличаются особенностями орнамента, сближающими их с народным искусством русского Севера. Заметно стремление к округлым линиям, листья изгибаются, превращаясь в круги, ножкам- цветкам ларца или солонки придается почти шарообразная форма. Мотив свернувшегося листа, образующего круг, характерный для великоустюжской серебряной скани, встречается и в яркой росписи северной деревянной посуды и прялок.
На сегодняшний день традиции скани хранятся некоторыми промыслами, такими как Красносельский, Казаков- ский, Мстерский и Софринский. На сегодняшний день художественно-промышленное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино» является лидером в производстве предметов церковного культа.
Красносельский ювелирный промысел Костромской области — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов, где применяются самые разные виды их обработки. Здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные золотые вещи (кубки, ипзы).
Современное творчество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота). Техника скани используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений. В технике филиграни на промысле впервые созданы скульптурные работы — обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушенная искусственной патиной-оксидированием, филигрань демонстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров.
Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казаково Нижегородской области под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промысла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х гг.
В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы.
Некоторое подражание кружевоплетению перешло в откровенно металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений элементов, связанных четкими конструктивными тягами. В техническом исполнении скани казаковские мастера достигли высокого уровня наборки и пайки орнамента. Он отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило расширить ассортимент изделий, дополнить его коробочками, шкатулками, вазочками, в которых продолжается работа над рисунком растительного орнамента.
Мстерский промысел Владимирской области развился в XIX в. Здесь обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполненным местными живописцами, с изготовления посуды из цветных металлов с последующим серебрением и золочением. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла. Были сделаны попытки соединить филигрань со стеклом, для которого ажурный чехол служил оправой. Однако внутренняя разработка рисунка в контурах главных форм орнамента не получила такого богатства и разнообразия, как в изделиях красносельских и казаковских мастеров.
Изучение художественного наследия прошлого помогает современным ювелирам в создании новых по форме и содержанию произведений на основе древних национальных традиций.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Грануляция или зернь как украшение ювелирных изделий
С давних времен драгоценные металлы занимали достойное место в жизни человека. Из них изготавливали разнообразные украшения, посуду или другие предметы быта. Самыми распространенными и ценными считались золото и серебро. Они прекрасно поддавались обработке и плавке.
Изготовление изделий из этих драгоценных металлов ставало все более популярным и сложным. Их украшали оригинальными элементами, которые изготавливались умелыми мастерами с использованием разнообразных техник. Одной из самых первых была грануляция или зернь. Грануляция – это украшение ювелирных изделий узорами, которые изготавливались из небольших шариков.
Как в давние времена, так и в современном мире, грануляция используется вместе с другой, не менее популярной и изысканной техникой украшения изделий – филигранью. Они идут параллельно, гармонично переплетаясь и дополняя и друг друга.
Мельчайшие, почти невесомые шарики имеют вес от 0,4 мм. Размещаться они могут:
- россыпью разнообразной плотности;
- в качестве каемки по краю украшения;
- в виде сетки или узора с геометрическими фигурами любой формы;
- создавать объемные пирамиды или грозди.
История оригинальной отделки
Эта техника нанесения орнамента была известна еще в 2000 году до н.э. Её следы были найдены на всех континентах земного шара. Так как в древние времена количество золота было ограниченным, ювелиры старались отличаться не количеством изготовленных украшений, а качеством и замысловатостью оригинальных узоров.
Самый известный и яркий пример изделий с использованием грануляции – этрусские украшения. Особую популярность эта технология приобрела на территории современной Тосканы в 700 году до н.э. Отличалась она от других видов отделки особой изящностью и сложностью выполнения. Не каждый мастер мог похвастаться владением этой техникой.
Техника зерни совершенствовалась и популяризировалась до 300 года до н.э. С приходом греческой эпохи и культуры, она была не заслуженно забыта на многие столетия.
На территории Древней Руси в IХ – ХII веках украшения с зернью также пользовались популярностью. Такие изделия могли себе позволить только высокопоставленные и статусные представители богатого класса. В этот период времени её часто использовали с цветной эмалью
В начале ХVIII века ювелир из Италии Фортунатто Пио Кастеллани взялся за возрождение древнего искусства, чтобы открыть все секреты древних мастеров. В 30-х годах ХХ столетия английский ювелир П. Литтлдейл добился максимального сходства в технике крепления зерни с работами первых мастеров. После чего он получил патент на открывшиеся ему уникальные тонкости дела.
Особенности технологического процесса
Особенностью техники зерни является аккуратное и незаметное припаивание мельчайших шариков к основе. Одно из главных условий успешного проведения грануляции: материал, из которого изготовлено украшение и зернь должны быть одного вида. Нельзя закреплять на золотое изделие серебряные сферы и наоборот.
Чтобы изготовить такие крошечные шарики, стоит подготовить кусочки металла приблизительно равных размеров. Для осуществления этого, ювелиры используют два способа:
- Производится процесс дробления материала до размеров мелкой стружки.
- Из выбранного металла изготавливают проволоку и закручивают её в форме спирали, которую в последствии разрезают поперек витков. Так получаются звенья одного размера.
Процесс плавки и придания заготовкам сферической формы также использует два метода. Они оба эффективны и используются в современных мастерских.
Первый метод изготовления сфер предполагает укладывание заготовок в подготовленные специальные формы. При установке их в муфельную печь, кусочки металла плавятся и стекают в углубление на дне. Потом форма достается из печи и охлаждается.
Во втором методе используют тигель, который наполняют заготовками и пересыпают их порошком из древесного угля. Он нужен для понижения температуры плавки и чтобы все элементы не соединились в один слиток. Такой «коктейль» отправляется в печь, а когда процесс плавки завершен, сосуд с готовыми шариками достают и оставляют до полного остывания.
Основной проблемой в технологии, которую не могли повторить ювелиры нового поколения, был способ незаметной закрепки огромного количества сферических элементов. Секрет, который открыл Литтлдейл, заключался в использовании в качестве плавильного материала двухкомпонентного низкоплавкого эвтектического сплава. Он состоял из трагантовой или какой-нибудь другой органической смолы с добавлением магния. Смола быстро плавится и выгорает, а магний помогает практически незаметному спаиванию метала в необходимом месте.
Утонченная техника очень популярна в современное, динамичное и технически развитое время. Она придает изысканным украшениям необычайный объем, оригинальность фактуры и благородный вид. Несмотря на то что эта техника требует высокого мастерства и особой концентрации внимания ювелира, она никогда не выйдет из моды.
В каталоге ювелирной мастерской «Uvelir Moscow» представлены изделия с использованием техники грануляции.
У нас Вы можете заказать изготовление уникального изделия с оригинальным дизайном, для украшения которого используются разнообразные популярные техники. Такое ювелирное творение не только великолепно дополнит выбранный Вами образ, но и обратит на себя внимание окружающих.
Источник: uvelirmoscow.ru
Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области
Увидеть, что такое зернь, можно не только в музеях, но и на выставках, в художественных салонах. Эта техника ювелиров, популярная по сей день, применялась в России не менее 12 веков, поскольку есть находки, относящиеся к 8 веку нашей эры. А за рубежом еще до нашей эры создавались уникальные вещи с использованием зерни.
Точно определить, что такое зернь, совсем не сложно — это способ художественной обработки металла, при котором из него делают мельчайшие шарики. Затем эти шарики припаивают к металлической основе, создавая разнообразные узоры.
Еще одно определение, что такое зернь: декорирование ювелирных украшений с помощью мелких металлических шариков, скрепленных в виде орнамента на основе из металла или дополняющих ажурную скань (узоры из тонкой проволоки).
Русская зернь
Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.
Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.
Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.
Волошин Максимилиан Александрович
Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.
Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.
Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи.
Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.
Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать.
Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.
В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.
На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.
Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.
Рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина |
Как делают ювелирное «зерно»
Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.
Один из них — пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.
Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.
Пайка — загадка зерни
Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.
Соединение шариков между собой или припой гранул к основе — тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.
Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.
Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.
Зернь
(стар.). — Так назыв. небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З., вместе с картами, была отдана на откуп, в Сибири.
Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me
Значения в других словарях
- ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм) — которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. Большой энциклопедический словарь
- зернь — орф. зернь, -и Орфографический словарь Лопатина
- зернь — сущ., кол-во синонимов: 2 игра 318 шарик 34 Словарь синонимов русского языка
- зернь — зернь I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой
- зернь — ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, ·жен. (·ист. ). Игра в кости или в зёрна. Толковый словарь Ушакова
- зернь — См. зерно Толковый словарь Даля
- зернь — ЗЕРНЬ -и; ж. 1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з. 2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью. Толковый словарь Кузнецова
- Зернь — Мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой проволоки (см. Филигрань). Художественная энциклопедия
- зернь — Ж. «игра в кости», др.-русск. зернь (Домостр. Заб. 43, 80; К. 10), там же зер(н)щик «игрок» (Домостр. К. 19; Заб. 70), также у Котошихина (171). От зерно́, т. е. первонач. «игра хлебными зернами», подобно тому как в Индии играли в орехи (см. Этимологический словарь Макса Фасмера
- Зернь — Мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни (См. Филигрань). З. создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает орнаментальную ритмику изделия. Большая советская энциклопедия
- зернь — -и, ж. 1. Старинная игра в кости. [Шуйский:] Бояре, дело просто: в зернь да в карты Именье он до нитки проиграл. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. 2. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Малый академический словарь
- зернь — Зернь/. Морфемно-орфографический словарь
- зернь — Зернь, зерни, зерни, зерней, зерни, зерням, зернь, зерни, зернью, зернями, зерни, зернях Грамматический словарь Зализняка
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
Настоящая и «ложная» зернь
Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.
Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.
Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.
Филигрань и скань
Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)
Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).
Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.
Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.
Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный . Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.
Источник: tokyostreet.ru