Тема: Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.
Задание: Записать краткий конспект § 27, 28 (учебник «Русский язык», авт. – Антонова Е. С.) и выполнить письменно упражнение 85. Выполнить проверочный тест, размещенный на стр.150 учебника.
Срок выполнения: 26.10.2020
Контакты: +38072-178-68-55 (Вотсап)- Минакова Елена Михайловна
Многозначность и омонимия, синонимия и антонимия морфем
При членении слова на морфемы необходимо учитывать случаи омонимии и многозначности частей лексемы.
Понаблюдаем за словами, в которых корневые морфемы по буквенному составу совпадают. Можно ли назвать эти слова однокоренными?
Целый год мне может не пригодиться этот учебник!
Водитель никогда не пил воды и не заводил себе друзей в этой
деревне.
Гадюка — загадочное явление животного мира.
Сходные внешне корни одного предложения по лексическому значению оказываются омонимичными. Такие же явления можно наблюдать и у аффиксов.
Суффиксы -ист-, -ик-, -ник-, -ец-, -тель- по своему лексическому значению тоже имеют омонимы. Ср.: журналист,
Летние подберезовики. Как выглядят.
оптимист, тракторист; истопник, отличник, булочник;
писатель, читатель, поручитель; жилец, купец, старец —
суффиксы указывают на лицо, персону; ветвист, жилист, по кладист — на обладание определённым качеством; кофейник,
сотейник, чайник; выключатель, обогреватель, излучатель;
поставец, резец, образец — на предмет — носитель определённого качества (свойства).
Суффикс -ец-/-анец- может быть многозначен: в словах, называющих лицо, различаются субъекты по месту жительства (вол гоградец, ярославец, мексиканец, африканец) и по убеждениям (партиец, ариец, республиканец, англиканец). Когда же этот суффикс указывает на предмет-носитель, то у него возникают дополнительные значения: уменьшительно-ласкательное (хлебец), называющее вещество, блюдо (сырец, холодец) и т. п.
Особое место в речи занимают слова с оценочными суффиксами -к-, -ик-, -чик-, -ок-/-ек-, -оньк-/-еньк-, -онк-, -очк-/-ечк-, -ищ-, -ышк-/-ишк-, -ушк-/-юшк-, -иц- и др. (стол — столик, стул — стульчик, книга — книжечка, голова — головушка, река — реченька, вода — водица, пень — пенёк), которые придают различные смысловые оттенки: значение ласкательности или пренебрежения, уменьшительности или увеличительности, что помогает в создании антонимов: рука — рученька — ручонка, гора — горочка — горища, лес — лесок — лесище, овраг — овражек — овражище, изба — избушка — избёнка.
Суффикс -ищ- может иметь оценочное значение (домище, вол чище, позорище) и не иметь его, указывая лишь на предметность
и происхождение лексемы (детище, чудовище, кладбище).
При словообразовании существительных выделяются суффиксы-омонимы -чик-, -ик-. С помощью этих суффиксов также
образуются существительные и со значением лица (зенит-
чик, боевик), и со значением предмета (счётчик, грузовик),
и с уменьшительно-ласкательным значением (мячик, гвоздик).
Грибы подберезовик и подосиновик-в чем отличие.
Омонимия обнаруживается и среди приставок. Так, приставка за- указывает:
1) на значение «вслед за чем-либо, скрыться за чем-либо»: забежать, заоблачный, заутреня;
2) значение «начало действия»: запеть, заговорить, застучать;
3) значение завершения действия, доведения его до конца: за крепить, завершить, заучить, заблудиться.
В русском языке омонимия наблюдается и среди окончаний: бег у к стол у, больш ой сов ой, мудр ы старц ы, больн ой с ног ой. В данных сочетаниях слов видно, что совпадающие окончания показывают на различные грамматические формы различных частей речи.
Морфемы бывают и синонимичными, и их употребление,
как правило, связано с различными стилистическими особенностями речи:
-н-/-к-: читальня (нейтр.) — читалка (просторечное);
-иц-/-их-: волчица (нейтр.) — волчиха (разговорное);
-ат-/-аст-: чубатый (нейтр.) — чубастый (стилистически сниженное).
Предупреждение речевых ошибок, связанных со стилистически неоправданным употреблением морфем, повтором однокоренных слов или с омонимичными корнями, возможно лишь при постоянном контакте с образцами правильной, нормированной речи, т. е. с произведениями классиков русской литературы.
Для разговорной речи характерно использование суффиксов,
придающих лексике определённую экспрессивность: домище, ножища, большущий, мальчонка, одежонка, работяга и т. п.
Однако в письменной речи книжных стилей, кроме художественного, это чаще всего будет выглядеть неуместным.
Многозначность и омонимия морфем, их синонимия и антонимия в значительной степени делают речь богаче, насыщеннее, экспрессивнее, придают ей выразительность и логичность, а также развивают мыслительный аппарат, поскольку осознание различий в смысловых оттенках корней и аффиксов способствует тренировке интеллектуальных операций ума.
§ 28. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок при- и пре-
Вспомним орфограммы в корне слова. В разделе 3 «Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография» мы повторили правило
проверки безударного гласного в корне. В основе решения этой
орфографической задачи лежал фонематический принцип. Теперь посмотрим на орфограмму в чередующихся корнях.
При каких условиях необходимо выбрать правильное написание данных корней? Например, корень -плав-/-плов- не имеет никаких особенных условий выбора: практически во всех словах с этим корнем пишется буква а, и только два слова — пловец и пловчиха — пишутся с буквой о.
Совершенно другая ситуация с корнями -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- и др.
Рассмотрите таблицы 14—17, в которых даются орфограммы с чередующимися а/о в корне. Обратите внимание, что условия выбора буквы зависят от разных оснований.
Источник: studopedia.net
Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом:
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом: а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное; б) подберезовик, . » по предмету Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Помогите Отрывки из современных песен. Найдите в низ ошибки Ты звОнишь ей домой, Когда меня рядом нет. Скажи мне «да» или «нет» И дай мне свой ответ Я шоколадный заяц Я ласковый мерзавец И сладкий на все сто .
Составить текст про осень с определением
Почему здесь не сладки пишется раздельно: Недостатки всем не сладки.
Составить словообразовательное гнездо к словам «дерево», «земля», «вода»
Главная » Русский язык » Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом: а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное; б) подберезовик, украшение, объем, подушка; в) складной, полнота, диван — кровать, вечером
Источник: urokam.net
Подберезовик украшение объем подушка
Вопрос по русскому языку:
Найдите в каждом ряду слово , образованное неморфологическим способом :
а) иностранная, образованный , гостиная, аккуратное;
б) подберезовик, украшение, объем , подушка;
в) складной, полнота , диван- кровать, вечером
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- bookmark_border
- 10.02.2015 00:27
- Русский язык
- remove_red_eye 12290
- thumb_up 12
Ответы и объяснения 1
А) образованный
б) объем
в) складной
- 01.01.1970 00:00
- thumb_up 40
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник: online-otvet.ru