I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке
- Главная
- Список секций
- Технология
- ПОГО – СКВОЗЬ ВЕКА.
ПОГО – СКВОЗЬ ВЕКА.
Капсаргин Аймир Игоревич 1
Монгуш И.И. 1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Содержание
Введение (актуальность, постановка проблемы или задачи) — _______ 3
Основная часть (способы и методы решения проблемы)- ___________ 4-6
Заключение (выводы, предложения) _____________________________7
Мастер класс Пого хакасское национальное украшение оберег
Список литературы _________________________________________8
Введение (актуальность, постановка проблемы или задачи);
Моя бабушка Угдыжекова Алиса Ананьевна – заслуженный учитель России.
Наша школа с участием моей бабушки регулярно с 2005 года принимает на горе Уйтаг гостей из России, ближнего зарубежья, Хакассии. Гости интересуются женским национальным украшением –пого. Бабушка рассказывает о происхождении данного пого, назначении и о выборе цвета бисеров.
Так как пого по традиции переходит из поколения в поколение, то я хочу больше узнать о происхождении данного пого, сохранить его и передать следующему поколению.
Когда я обосновал возникшую проблему и потребность, то сразу понял: моя задача – узнать, сохранить и передать следующему поколению бабушкино пого.
Основная часть (способы и методы решения проблемы);
«. алтынац иткен погозы
айга частал турадыр,
кумустен иткен погозы
куннец сустал турадыр».
«. пого, сделанное из золота, на луне блестит,
пого, сделанное из серебра, на солнце лучится».
древние стихи хакасского героического эпоса.
Пого — нагрудное украшение хакасских женщин. Это древнейшее украшение. С II тысячи лет нашей эры пого встречается на наскальных рисунках. Что удивляет? Ни в Тыве, ни на Алтае, ни в Горной Шории не встречаются украшения подобные пого.
Его носят только хакасские женщины.
Бабушкино пого тоже сделано давно. Ей это пого подарила старшая сестра моего прадеда Колмакова Пелагея Федоровна 1914 года рождения. Пелагея Федоровна сама в возрасте 70 лет решила подарить пого моей бабушке Угдыжековой Алисе Ананьевне за ее доброе чуткое отношение к ней. Пелагея Федоровна сама сидела, вышивала пого примерно 2 месяца.
Хакасское нагрудное украшение, имеющее магическую силу, пого, одевали во время свадьбы, чтобы уберечь невесту от посягательства злых сил. Оно и понятно, ведь во время свадьбы невеста выставлялась на обозрение сотни людей, и чтобы уберечь ее от недобрых или любопытных глаз на нее надевали этот мощный древний оберег. Незамужние женщины пого не надевали.
Онлайн-урок 3: «Хакасское нагрудное украшение Поғо»
Это нагрудное украшение, как и другие драгоценности семьи, передавалось в наследство от старших к младшим по женской линии. У меня есть сестренка Аяна, она учится в 3 классе, когда будет учиться в старших классах эту информацию передам ей.
Основа пого называется «чаба», она сделана из приклеенных клейстером четырех слоев хлопчатобумажной ткани. Чаба вырезана в виде полумесяца с закругленными рожками и обтянута черным хлопчатобумажной тканью. В центре пого, в виде большой перламутровой пуговицы тана, изображен предок прародитель (дед- Угдыжеков Сергей Ефимович, прадед- Угдыжеков Ефим Федорович, прапрадед Угдыжеков Федор(отчество не установили) хакасское имя — Сарап, прапрапрадед- Кильпек. И этот прапрапрадед Кильпек Верх Аскизе работал, отчеты собирал. В честь него верх Аскизе названа поляна «Кильпек кизегi»).
Рядом перламутровые пуговицы поменьше, это условное обозначение хозяина пого. И его окружают еще более мелкие жемчужные пуговки. Количество пуговок тоже имеет значение, так как это будущие дети. То есть члены семьи. А пространство между ними вышиты бисером в виде кружков.
По краям пого окаймлено мелкими пуговицами и по нижнему ряду пришито бахрома из бисеринок.
При вышивке пого большое внимание уделяли цвету. Они должны были соответствовать одежде женщины, кроме этого раскрывали полноценную жизнь. В пого в основном шесть цветов: красный, белый, голубой, синий, зелёный, оранжевый.
Красный цвет. Хакасы с древних времен большое внимание уделяли красному цвету. У многих народов красный цвет означает одно — красоту. В Китае человека с открытой душой называют «красным сердцем». Красный цвет сравнивается с кровью и огнём, он означает радость, красоту, любовь, полноценную жизнь и с другой стороны — вражду, мстительность, войну.
Красные нитки, кораллы, цветочки отгоняют злых духов, берегут от сглаза.
Белый цвет — означает чистоту, безвинность, радость, всё хорошее. Его сравнивают со светлым будущим, со звёздами. С белым связано всё правдивое.
Оранжевый цвет поднимают настроение, дают сердцу тепло. Они являются цветом золота, с древних времен являются цветом солнца.
При вышивке пого использовались золотые нитки, привезенные из Китая.
Синий цвет — это цвет неба и воды. Этот цвет соединяет две противоположности: раздражительность и спокойствие. От него веет холодом, отдает тенью. Хакасы с синим цветом связывают небо и бесконечную жизнь, сравнивают с неизученным миром.
Зеленый цвет — основа зелени, листьев, означает молодость, надежду, дружбу и незрелость.
Желтый цвет вообще не использовали, так как считали его цветом болезни.
Я провел исследование на селе по старинным пого. Выяснил, что у Киштеевой Полины Николаевны 1925 года рождения – пого 20- 25 лет и она заказывала. У Торбастаевой Татьяны Трофимовны- купленная 20 лет. А у моей бабушки самое старинное пого – 30 лет.
Мастерицами изготавливались женские нагрудники (пого) бисером, перламутровыми пуговицами, раковинами, в которые они вкладывали сильные чувства, глубокие мысли жизни.
Сегодня пого носят девочки, девушки, женщины во время праздников и в будни, как маленькое нагрудное украшение. Оно стало обыденным украшением, стало терять свою сакральную значимость.
Так как пого является оберегом женщин. Я хочу посвятить всем женщинам и матерям куплет из песни «Иченiн часказы»
Заключение (выводы, предложения)
Пого — это культурное достижение моих предков, я, как продолжатель своего рода должен сохранить и передать информацию данного пого следующему поколению.
Список литературы
- Паткачаков, К.М. Очерки материнской культуры хакасов.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1982
- Тохтобина, А.И. Пого: древность и современность.- Аскиз, 2007
Источник: school-science.ru
Пого хакасское украшение это
Одним из самобытных хакасских украшений являются серебряные перстни «чустук», не имеющие аналогов у других народов Южной Сибири и Центральной Азии. Чустук отличается от других видов перстней большим плоским щитком, круглой, сердцевидной, овальной, крестообразной или прямоугольной формы. Большая часть их инкрустирована коралловыми бусинами (количеством 1, 3 или 5 шт.).
Перстни орнаментированы зигзагообразными линиями, трилистниками, концентрическими кругами. На украшения наносились традиционные узоры — трилистники, растительные моменты, восходящие к периоду средневековья. Согласно хакасским традициям, обычно на безымянный палец женщины надевали перстень с пятью, а на средний — с тремя инкрустациями. (Рис. Перстни «чустук»)
Серьги в хакасском народном костюме называются словом «ызырга». Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми. Археологические изыскания показывают, что многие женщины в прошлом на территории Хакасии носили височные и ушные украшения. В XIX в. замужние женщины украшали себя коралловыми сережками «хос ызырга».
Они изготовлялись из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой.
Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо указанных сережек, надевали пару височных подвесок «улуг ызырга» (букв. большие серьги), состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов. Они нанизывались на медную проволоку, которая вверху скручивалась в виде дужки. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной (бронзовой) цепочкой.
На севере Хакасии среди кызыльцев были в моде серьги «салбах ызырга». В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых снизок с серебряными монетами на концах. Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахча ызыргазы», состоявшие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины, а иногда и девушки из бедного сословия украшали уши сережками «кöтек» (тÿктенек), сделанными из белоснежного пуха хвоста гусей или уток.
После принятия христианства хакасы восприняли и сопутствующие атрибуты — кресты, иконы и др. В качестве одного из важнейших атрибутов, который показывал принадлежность к данной конфессии, являлось ношение крестов. Хакасы носили в основном кресты из серебра.
В ХIХ в. хакаски в качестве нагрудного украшения поверх платья стали носить литые серебряные кресты «падырбас» (симiскелiг кiрёс). Падырбасы изготовлялись ювелирами «кÿмÿс узы» и красиво орнаментировались. Носили их на серебряной цепочке.
Обязательной принадлежностью свадебного наряда свахи являлся нагрудник «пого» (момах). Пого имело форму полумесяца с закругленными рожками и обтягивалась плисом или бархатом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров.
Вдоль бортов нагрудник пого окаймлялся жемчужными пуговицами «ÿзÿмчÿк». По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок «силбiрге» (самзылга) с мелкими серебряными монетками на концах. Согласно хакасским традициям, пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. Имелись различные локальные варианты пого. (Рис. Пого)
Нагрудник пого дошел до нас из глубины веков и является одним из уникальных явлений хакасской культуры. На некоторых каменных изваяниях «Иней тас», относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н.э.), изображены точно такие же нагрудники. Кроме того, при внимательном рассмотрении рисунка пого можно обнаружить его сходство со стилизованным изображением окуневской личины. Последние отождествляются с ликом богини Умай. По всей видимости надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы дарует души детей.
В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник. Входят в моду и другие традиционные хакасские украшения, в первую очередь, перстни «чустук».
Источник: hnkm.ru
Нагрудное украшение поғо — уникальный элемент одежды женщин Хакасии
Одним из уникальных элементов женского хакасского национального свадебного костюма является нагрудное украшение поғо. Хакасское традиционное украшение поғо имеет глубокие исторические корни. На территории Хакасии нагрудник как элемент костюма бытовал в эпоху бронзы, что подтверждается археологическими находками.
Бытование поғо связано с очень древним культом почитания богини плодородия, дарующей детские души, охраняющей материнство и детство. В период раннего средневековья во времена существования Кыргызского (Древнехакасского) государства (VI-XII вв.) богиня плодородия известна как богиня Ымай. Культ богини Ымай был широко распространен среди всех хакасских племенных групп, что находит отражение в древнетюркских рунических письменах. Поғо символизирует плодородие, процветание, деторождение, и его назначение связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи.
Особым значением наделялись материалы, из которых изготавливались украшения. Например, кораллу все народы Азии приписывали богатство и плодовитость; перламутровые бляхи «тана» у хакасов олицетворяли понятие жизни, жизненных сил.
В поғо также использовали раковины каури, название которых на хакасском языке звучит как «чылан пазы», что при буквальном переводе значит «змеиная голова». Согласно верованиям хакасов, эта маленькая ракушка имеет свойство притягивать душу ребенка для будущей мамы. В качестве оберега маленьких детей каури подвешивали к люльке, пришивали к одежде.
А шаман размещал на своем ритуальном костюме множество раковин, чтобы защитить себя от воздействия враждебных сил и в такой одежде он проводил обряд «ымай тартары» − «притягивание ымай» (душу ребенка) для женщины, страдающей бесплодием. Богиня Ымай являлась и жизненной силой, душой грудного ребенка, также она покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Отсюда следует, что надевание нагрудника поғо на свадьбу было связано с культом богини Ымай, которая дарует души детей. Поэтому поғо носили только замужние и имеющие детей женщины. Вдова, незамужняя, или бездетная женщина не имела права надевать поғо.
При изготовлении поғо использовались элементы-символы, орнаментальные «карты», которые композиционно связаны с жизнью, бытом, культами предков. Некоторые исследователи отмечают близость орнаментов на поғо со стилизованным изображением окуневской личины, которая также отождествляется с ликом богини Ымай.
Это проявляется в расположении основных деталей: перламутровых пластин, пуговиц. Основной узор находится в центре поғо. Образующие его три крупные перламутровые пуговицы как бы вписаны в равносторонний треугольник, расположенный основанием вверх. В целом поғо напоминает лик или маску. Ни одна композиционная схема узора на поғо́ не повторяется.
Расположение элементов на поғо идеально симметрично. В поғо наиболее распространены геометрические и растительные орнаменты. Из символики чисел в декоре украшений, орнаменте необходимо выделить нечетные числа: три, пять, семь, девять. Изготовление поғо было дорогим удовольствием.
Семья несла огромные материальные затраты на приобретение магических украшений: ракушек каури, кораллов, перламутровых пуговиц тана, бисера, так как элементы украшения имели высокую цену, а изготовление представляло собой долгую и трудоемкую работу. Поэтому женщины начинали шить поғо сразу после рождения дочери, чтобы к свадьбе оно было готово.
Сначала выкраивали основу чаба из нескольких одинаковых лоскутов материи по выбранной форме будущего поғо, форма могла быть разнообразной, но женщины придерживались основных канонов. Затем материал проклеивали сваренным из муки клейстером. Когда он высыхал, получалась плотная, но гибкая основа чаба.
Также такую основу делали из дубленой кожи, бересты, позже стали делать из картона. Чаба обшивали тканью, обычно красного цвета, затем нашивали в строго симметрично сначала крупные перламутровые пластины, пуговицы и т. д., затем мелкие элементы – кораллы, ракушки, бусины. После этого поле между ними заполняли бисером.
Бисерные узоры представляли собой плотные ряды, что превращало работу в единое художественное целое. Изготавливали поғо без предварительного рисунка. Мастерица придумывала узор и держала его в голове, вкладывая в него определенный смысл.
В композиции узоров старинных поғо можно проследить традиционные орнаментальные схемы: круги – символ солнца, почки – символ плодородия и зарождения жизни. По краю поғо всегда пропускали ряд мелких перламутровых или жемчужных пуговиц. Оформляли изнаночную часть, пришивали тесьму, чтобы носить на шее. По нижнему краю пускали разной длины бахрому из бисерных снизок с бусинами или мелкими серебряными монетками на концах.
В настоящее время в Хакасии изготовлением поғо занимаются многие мастерицы. Придерживаясь традиционных схем композиционных решений и привнося свой орнаментальный ритм, они используют современные материалы и создают привлекающие всеобщее внимание поғо.
Материал предоставлен заведующей Сектором традиционной хакасской культуры ЦК и НТ им. С.П.Кадышева Викторией ДИМЧИКОВОЙ
Использованы фото из открытого доступа.
- ТЕГИ
- декоративно-прикладное искусство
- культура Хакасии
- пого
- Тун пайрам
- Хакасия
- хакасский национальный костюм
- Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева
Источник: centr-kadisheva.ru